Новый порядок сверки с ИФНС в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок сверки с ИФНС в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Периодичность проверки сальдо ЕНС следует подбирать индивидуально в зависимости от масштабов бизнеса и количества операций. Необходимый минимум – один раз в квартал, именно трехмесячный срок оговорен для направления в адрес плательщика требования об уплате налога при задолженности по ЕНС свыше 3 000 рублей (ст. 70 Закона № 263-ФЗ).

Если сальдо по налогам вызывает вопросы, то вам предстоит занимательный квест по поиску расхождений. Начинать следует с обращения в налоговый орган по месту постановки на учет. Вы можете потребовать уточнений или провести полноценную сверку. В первом случае, согласно разъяснениям ФНС, можно направить запрос в произвольной форме. И получить какие-то первоначальные пояснения, которые предопределят дальнейшие действия. Во втором случае можно сразу затребовать данные от ФНС в виде одного из трех документов:

  • Справки о состоянии расчетов (по форме КНД 1160082) – она отображает наличие переплаты или задолженности в разрезе каждого налога и может оказаться малоинформативной в случае наличия многочисленных расхождений.
  • Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам и пеням (по форме КНД 1160070). Он содержит детальную информацию в разрезе налогов и сборов и позволяет определить, перечислены ли необходимые суммы в бюджет, не образовался ли долг, не начисляются ли штрафы и пени. Крупным организациям рекомендуется начинать поиск расхождений именно с этого документа.
  • Выписки операций по расчетам с бюджетом (по форме КНД 1166107), которая содержит перечень операций из карточки налогоплательщика за определенный период. Она позволит отследить расхождения по конкретным начислениям и платежам. Поможет при небольших объемах или в случае, если имеются обоснованные подозрения об источнике расхождений.

Акт сверки с налоговой – как же в нём разобраться

Форма акта сверки расчётов относительно налогов и сборов утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. В ней есть титульный лист, раздел 1 и раздел 2.

На первом этапе налогоплательщик должен вникнуть только в раздел 1. Он заполняется ИФНС по каждому виду платежа отдельно. В строках акта информация сгруппирована по типам платежей, то есть отдельно задолженность по налогу, по пеням, по штрафам, по процентам. Также указаны средства, списанные с расчётных счетов, но не дошедшие по назначению, и невыясненные суммы.

По каждому типу платежа может быть указана задолженность (отрицательное сальдо) или переплата (положительное сальдо), а также данные об отсроченных, приостановленных ко взысканию платежах и реструктуризированной задолженности. Эта информация отражается в графе 3.

Налогоплательщику нужно сверить представленные ФНС сведения со своими данными. Если они совпадают, достаточно подписать акт сверки на последнем листе раздела 1 и указать, что он согласован без разногласий. Готовый акт возвращается в налоговый орган.

Алгоритм получения акта сверки.

Акт сверки расчетов по налогам, в отличие от справок, в которых указываются данные только из карточек РСБ налоговиков, является двусторонним документом, так как в нем отражается информация каждой из сторон.

Форма акта утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@, электронный формат документа – Приказом ФНС РФ от 04.10.2010 № ММВ-7-6/476@. Порядок проведения справка сверка расчетов по налогам определен Регламентом и Временным порядком. А порядок передачи акта сверки в электронном виде по каналам ТКС – Приказом ФНС РФ от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781@.

Срок проведения сверки и оформления акта по ней при отсутствии расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений – не более 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки налогоплательщикам по почте (п. 3.1.2 Регламента, п. 14 Временного порядка).

Как упоминалось ранее, инициатором проведения сверки расчетов в равной степени могут быть как налогоплательщик (учреждение), так и контролеры.

Если проверку инициирует инспекция, то она формирует акт, основываясь на своих сведениях, и направляет его для согласования налогоплательщику.

Акт сверки подписывается, чтобы выявить и устранить расхождения в расчетах между налогоплательщиком и инспекцией. Нормы Налогового кодекса не дают налоговикам права составить акт по собственной инициативе или отказаться от его подписания (см. Постановление АС МО от 14.03.2019 № Ф05-1914/2019 по делу № А41-45928/2018).

Если сверку инициирует налогоплательщик, то он подает в инспекцию соответствующее заявление в произвольной форме (поскольку форма его не установлена законодательно) лично или по почте (п. 3.4.1 Регламента).

Получив заявление, инспекция должна сформировать акт сверки расчетов по налогам на основе имеющихся у нее данных о начисленных и уплаченных налогах (пенях, штрафах) в течение 5 рабочих дней (п. 3.4.3 Регламента, п. 18 Временного порядка).

Дальнейшие действия налогоплательщика при сверке расчетов по налогам (не зависящие от того, кто именно инициировал проведение сверки) таковы.

По результатам сравнения данных из акта проверки, направленного налоговым органом, со сведениями, имеющимися у налогоплательщика, возможны два варианта развития событий.

  1. Расхождения в сведениях не выявлены. В этом случае акт сверки подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта будет находиться у налогоплательщика, другой – в налоговом органе (п. 3.4.5 Регламента).

  2. Выявлены расхождения в сведениях. В этом случае вначале устанавливаются причины расхождений. Они могут быть обусловлены рядом причин, например:

Как проводится сверка с ИФНС

Для проведения сверки с ИФНС налогоплательщик направляет заявление по форме, регламентированной Письмом ФНС от 28.10.2020 г. № АБ-4-19/17644. Его можно подать следующими способами:

  • лично при посещении отделения налоговой инспекции;
  • через МФЦ;
  • через Почту России;
  • электронно по ТКС через оператора ЭДО (требуется ЭЦП);
  • через личный кабинет налогоплательщика (требуется ЭЦП).

После получения заявления ИФНС формирует акт сверки. Если в заявлении не проставлен период, то сведения заполняются с 1 января текущего года по дату поступления заявления. Если в заявлении не проставлен КБК, по которому требуется проверка, то сведения будут сверяться по всем КБК, по которым налогоплательщик уплачивал налоги, страховые взносы и сборы.

Читайте также:  Образец заявления о восстановлении срока для принятия наследства

Налоговики вправе отказать в сверке, если хозяйствующий субъект:

  • подал заявление в ИФНС не по адресу своего учета;
  • указал КБК по налогам, которые он не оплачивает;
  • в заявлении не указал свои реквизиты полностью;
  • подал заявление через представителя, на которого не возложены полномочия через доверенность или приказ.

Как заказать справку о состоянии расчетов

Чтобы получить справку о расчетах с бюджетом, нужно подать в свою ИФНС по месту учета соответствующий запрос.

Предприниматели и компании оформляют бумажный запрос справки о состоянии расчетов по форме из Приказа ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@. В нем необходимо указать свои реквизиты (наименование/ФИО ИП, ИНН, адрес), дату, по состоянию на которую требуется справка, способ получения ответа (лично или по почте), а в конце поставить подпись с расшифровкой.

Запрос на бумаге можно представить в налоговую:

  • лично явившись в инспекцию – это может сделать сам руководитель фирмы или ИП, либо его представитель (при наличии доверенности); в этом случае лучше сделать 2 экземпляра запроса, на одном из которых сотрудник ИФНС поставит отметку о приеме;
  • отправив его по почте – запрос направляется ценным письмом с описью вложения и уведомлением о получении.

Сверка расчетов: право налогоплательщика и обязанность налогового органа

В Налоговом кодексе декларировано право налогоплательщика на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение соответствующего акта (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Этому праву корреспондирует обязанность налогового органа проводить по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Закон никак не ограничивает организацию в частоте обращений в инспекцию для выполнения сверки расчетов. Кстати, заявление составляется в произвольной форме. Очевидно, оно должно содержать данные, позволяющие налоговикам идентифицировать контрагента.

В Налоговом кодексе не названы случаи, когда совместная сверка расчетов необходима, но приведены две ситуации, когда ее можно провести по предложению налогоплательщика или налогового органа. Во-первых, когда налогоплательщик допустил ошибку в платежном поручении о перечислении налога (п. 7 ст. 45 НК РФ). Правда, в этом случае налоговики должны уточнить платеж и без акта сверки, если она не проводилась. Во-вторых, когда были обнаружены факты, свидетельствующие о возможной излишней уплате налога, сбора, пени и штрафа (п. 3 ст. 78 НК РФ). Очевидно, что это далеко не все случаи проведения сверки расчетов.

Правила работы налоговиков установлены в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, утвержденном Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@. Согласно этому документу сверку нужно проводить обязательно при снятии налогоплательщика с учета (при реорганизации, ликвидации, переходе из одной налоговой инспекции в другую), а также ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками.

Расхождения из-за несогласия налогоплательщика с недоимкой

Бывает, что расхождения не обусловлены неточностями, пропусками, техническими ошибками, которые подлежат исправлению в процессе совместной сверки расчетов, а носят, скажем так, принципиальный характер. Банальный пример — несогласие налогоплательщика с решением о доначислении налога по итогам выездной налоговой проверки.

Так, акты сверки налоговики составляют на основании своего информационного ресурса. Согласно Единым требованиям к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня», утвержденным Приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, информация по решениям налоговых органов и судов отражается в карточках «Расчеты с бюджетом» после вступления соответствующих актов в законную силу. То есть как только решение по итогам выездной налоговой проверки вступит в силу, соответствующие доначисления заносятся в информационный ресурс и будут отражены в акте сверки расчетов.

Если мы рассматриваем ситуацию, когда налогоплательщик не согласен с решением налоговиков, логично предположить, что решение инспекции будет обжаловано. Прежде всего — в вышестоящий налоговый орган (без этого этапа судебное обжалование невозможно — п. 2 ст. 138 НК РФ). В этом случае решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступит в силу с момента принятия решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ). Если провести сверку расчетов по налогам после этой даты, в акте будут выявлены расхождения с данными налогоплательщика (при условии, что результаты обжалования не удовлетворят компанию).

Налогоплательщику следует обратить особое внимание на разъяснения, данные в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25. Во-первых, требования налоговиков не могут считаться доказанными только на основании справки налогового органа, содержащей данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями. Обосновать свои претензии инспекторы могут документами, в которых имеются данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, актами налоговых проверок, решениями налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).

Во-вторых, в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, суд может расценить:

  • подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика;
  • требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.

Расшифровка электронного акта сверки с налоговой:

  1. Первый раздел (краткая форма акта) предназначен для списка проведенных платежей в ФНС по состоянию на день сверки. Если плательщик не согласен с каким-либо пунктом, то напротив графы со спорным платежом он указывает свою сумму. Эта сумма проставляется в отведенном поле «Отметка о расхождении».
  2. Второй раздел (полная форма акта) заполняется после возврата налогоплательщиком акта с расхождениями по платежам. В нем информация по каждому платежу предоставлена более подробно. Указывается сальдо на начало периода, проведенные за период платежи, сальдо на конец рассматриваемого периода.

Как читать второй раздел акта сверки, и для чего предназначены поля:

  • Для заполнения полных данных по ИФСН и налогоплательщику.
  • Для указания пунктов расхождения.
  • Для записи итогов по сверке.
  • Для внесения объяснений по расхождению.

И первый, и второй разделы составляются по каждому виду налогов и КБК раздельно.

Срок хранения документа

Часто бухгалтеры предприятия задаются вопросом: сколько лет хранятся акты сверки? Сразу нужно вспомнить, что акт сверки не является финансовым документом. Следовательно, его можно и не хранить, главное – сохранить все подтверждающие оплату налоговых сборов первичные финансовые документы. Их срок хранения пять лет.

Читайте также:  Льготы мастерам спорта. Выплаты в 2021 году

Опытные работники бухгалтерии давным-давно сделали полезный для спокойной дальнейшей работы вывод: проведенная вовремя сверка погашения налогов облегчит жизнь финансиста и поможет избежать многих моральных и финансовых неприятностей. Поэтому не важно, как выглядит акт сверки с налоговой, будет он в бумажном или электронном исполнении. Главное, контроль за ситуацией позволит избежать грубых нарушений налогового законодательства, и предприятие сможет успешно развиваться.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Какие сроки предусмотрены законодательством по процедуре сверки расчетов с налоговой?

Если расхождений не имеется, то 10 дней, а если все же несоответствия есть, то срок увеличивается до 15 дней. Время, которое ушло на доставку актов, здесь не учитывается.

Вопрос №2: Может ли налоговая инспекция отказать в сверке расчетов по налогам и сборам, если ее инициирует плательщик?

Нет. Налоговые органы обязаны осуществлять сверку всех расчетов по заявлению плательщика и иных ответственных лиц. Это обязательство прописано в ст. 32, п. 1, пп.11 НК РФ.

Плательщик может по телефону записаться на сверку. Но тогда получается, что дата ее начала не будет подтверждена. Поэтому при переносе, каком-либо нарушении срока начала процедуры претензии по этой части будут необоснованными.

Новые формы заявления на сверку по ЕНП и акта сверки с ФНС с 2023 года

Как следует из подпункта 5.1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право на осуществление сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа, а также на получение акта такой сверки.

Чтобы провести сверку, надо подать заявление в ФНС. Обращение можно подать как на бумаге, так и в электронном виде.

До настоящего времени утвержденной формы запроса на сверку не было. Его рекомендованную форму ФНС направила письмом от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644. Форма акта сверки расчетов была утверждена Приказом ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@.

Данные параметры имеют значение для того, кто формируется проверочный документ.

  • Так, для того, кто издает акт сверки, обычно дебетовая (левая табличная) часть будет означать отгрузки.
  • Кредитовая сторона будет закрывать данные левой части оплатами от потребителя товаров, услуг. Соответственно, для другой организации, кредитовая часть «перевернется» в левую, а для встречающей опять же в правую. Соответственно, закрытие задолженности будет происходить отгрузками.

Что такое дебет, расскажет это видео:

Чтение акта сверки целесообразно начинать с самого начала. Если планируется беглая проверка, формируется аналогичный акт и проверяется свернутое.

Не помешает проверить остатки и в разрезе дебета и кредита. Свои данные, полученные от оппонента, будут в правой части акта. При наличии расхождений в дебетовой или кредитовой табличных частях, необходимо выверить каждую отгрузку (оплату).

Дебет и кредит в акте сверки

Удобство и скорость выполнения таких действий напрямую зависит от инструмента, которым пользуется бухгалтерия.

  • Если учет ведется вручную, для формирования дебетовой части используются сведения по принципу «нам должны».
  • Для кредита берутся данные по контрагенту.

При формировании акта сверки необходимо не только указать отгрузки и оплаты в разрезе дат, но и подвести итоги, а также указать общий остаток задолженности а конец выбранного отчетного периода.

Сальдо в акте сверки счто это

  • печати сторон.
  • Вместе с тем отметим, что отсутствие какого-либо из перечисленных реквизитов автоматически не влечет недействительность акта (см. образец акта сверки в Примере). Пример СвернутьПоказать Судебная практика СвернутьПоказать Высшие арбитры приняли во внимание акт сверки, в котором отсутствовали ссылки на первичные документы бухгалтерского учета, основание возникновения задолженности и дата подписания акта. Объяснили они это тем, что согласно ч. 2 ст. 71 АПК РФ суд оценивает как относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, так и достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В данном деле суд сравнил содержащиеся в акте сверки суммы долга с суммами, которые указаны в подписанных актах выполненных работ и справке о выполненных работах и затратах.

Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».

Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.

Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.

1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Читайте также:  Детские пособия матерям одиночкам

Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)

Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.

Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

Согласно российскому законодательству, все налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать фискальные сборы в государственный бюджет. В противном случае компанию или индивидуального предпринимателя накажут рублем: выставят штрафы и пени. А за особо крупные налоговые преступления грозит уголовная ответственность.

Чтобы избежать проблем, налоговики настоятельно рекомендуют систематически контролировать текущее состояние взаиморасчетов с бюджетом. Чиновники напоминают, что даже незначительная ошибка в платежном поручении может привести к плачевным последствиям.

Например, неверно указан код бюджетной классификации в платежке — и денежные средства не дойдут по назначению. Следовательно, налог не будет считаться уплаченным, и инспекторы применят штрафные санкции. Напомним, что наказанием за несвоевременную уплату обязательств являются не только штрафы. Представители ФНС вправе:

  • самостоятельно списать деньги с расчетного счета налогоплательщика;
  • заморозить расчетные счета компании;
  • приостановить деятельность организации или предпринимателя;
  • инициировать судебное разбирательство.

Систематический контроль взаиморасчетов позволит избежать таких последствий. Провести проверку довольно просто: достаточно подать заявление на сверку с налоговой в ближайшее территориальное отделение ФНС. Однако есть и другие способы, о них расскажем далее.

Как физически проходит сверка

Плательщик направляет в свою налоговую заявление по форме из письма ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644. Возможных способов подачи несколько:

Далее налоговая инспекция формирует сверку.

Если в заявлении не указали период сверки расчетов, ФНС сформирует результаты за период с 1 января текущего года по дату получения заявления.

Если в заявлении не указали КБК, по которым нужна сверка, ФНС проводит сверку по всем КБК, по которым были оплачены налоги, сборы и взносы.

ФНС может отказать в сверке, если:

Письмо-отказ в проведении сверки ФНС направляет в течение пяти дней со дня получения заявления на сверку, с обоснованием причины отказа.

Если данные организации отличаются от данных ФНС, то тогда налоговая сверяет данные из своих информационных ресурсов с данными из первичных документов организации.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *