Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возможные правовые последствия нарушений Правил дорожного движения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Инспектор ГИБДД на месте происшествия примерно определяет для себя, кто что нарушил. Это не значит, что он априори прав, и его версию нельзя будет оспорить. Работа инспектора заключается в том, чтобы составить схему ДТП и вынести постановление о нарушении правил дорожного движения. Если есть погибшие, материалы сразу передают в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Если кто-то пострадал и попал в больницу, ждут заключения медиков.
Что имеет значение при дорожно-транспортном происшествии
Условия наступления уголовной ответственности при нарушении ПДД:
- Нарушение водителем ПДД.
- Наличие причинно-следственной связи между нарушением ПДД и последствиями в виде тяжкого вреда здоровью или смерти участника, или участников ДТП. К ним относятся пассажиры, пешеходы, водитель машины, с которой произошло столкновение — то есть все, кто как-либо был задействован в происшествии. Если во время аварии никто не пострадал, это административное нарушение, и уголовная ответственность за него не предусмотрена.
- Наличие установленной технической возможности водителя предотвратить столкновение с другим участником движения либо препятствием. Что это такое? Здесь нам на помощь приходит Постановление Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения». В пунктах 6 и 7 этого постановления указано следующее: уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. При решении вопроса о технической возможности предотвращения ДТП судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей ДТП. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.
Таким образом, в сфере уголовного права пункт правил дорожного движения, который гласит, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, действует следующим образом:
- Определяется, с какого момента возникла опасность для движения (об этом поговорим ниже).
- С помощью формулы определяется, была ли техническая возможность избежать ДТП при условии, что водитель применил экстренное торможение с момента возникновения опасности.
- Если техническая возможность избежать ДТП имелась, то п. 10.1 ПДД нарушен. Если техническая возможность избежать ДТП отсутствовала, то п. 10.1 ПДД не нарушен.
Важно: водитель не подлежит уголовной ответственности, если не нарушал правила дорожного движения. На месте ДТП следователь первым делом устанавливает факт нарушения именно ПДД. Если этот факт установить не удалось или доказательства следователя получилось оспорить, обвинить человека по статье невозможно.
Первостепенное значение имеет схема происшествия: расположение автомобиля, расстояние от края дороги, от другой машины, от тела, положение тела и подобные детали. Абсолютно все нюансы крайне важны. С помощью схемы эксперты, привлеченные к делу, устанавливают, как все было на самом деле. Схему составляют на месте ДТП, участники происшествия подписывают ее, тем самым подтверждая свое согласие со схемой.
Важно: нельзя сразу давать показания и какие-либо объяснения. Необходимо ссылаться на плохое самочувствие, шок, невозможность адекватно мыслить. Важно подготовиться с адвокатом и экспертом по ДТП, а уже потом разговаривать со следователем.
Срок привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД
Срок давности по привлечению к административной ответственности – это период времени, по истечении которого прекращается преследование по совершенным административным правонарушениям.
Сроки давности за нарушения в сфере ПДД регламентированы в ст. 4.5 КоАП. Так постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее истечении двух месяцев, а если дело рассматривается судьей- по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.
Дополнительно законодатель выделяет несколько видов нарушений в сфере ПДД, ответственность за совершение которых может наступить в течение 12 месяцев с момента совершения: ст. ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.3 ст.12.30 КоАП.
Уголовная и административная ответственность за нарушение ПДД предусмотрена соответствующими статьями гл. 27 УК РФ и гл. 12 КоАП РФ. В 13-ти статьях гл. 27 УК РФ оговариваются такие преступления против безопасности дорожного движения, как например:
- нарушение ПДД или эксплуатации ТС, приведшее к нанесению вреда здоровью или к смерти одного или более человек (ст. 264);
- управление ТС в состоянии опьянения лицом, ранее привлечённым к административной ответственности или имеющим судимость (ст. 264.1).
В свою очередь гл. 12 КоАП РФ содержит более 40 статей, устанавливающих ответственность за правонарушения в области дорожного движения, например, за:
- управление ТС без обязательных документов (ст. 12.3);
- управление ТС в состоянии опьянения (ст. 12.8);
- нарушение скоростного режима (превышение допустимой скорости, ст. 12.9);
- нарушение правил маневрирования (ст. 12.4);
- отказ уступить дорогу пешеходам (ст. 12.18).
Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и среди работников правоохранительных и правоприменительных органов иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих эту проблему.
Действительно, для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, уголовная ответственность в настоящее время предусмотрена статьями 264 и 265 Уголовного Кодекса РФ.
Можно ли избежать наказания в 2023 году и как?
Да, конечно, можно. Равно как и при применении любых других наказаний. Всё дело в том, что для привлечения к ответственности человека должны совпадать ряд факторов и обстоятельств. Если одного из них нет, то лицо нельзя привлечь. Кроме того, существуют факторы, которые на усмотрение суда могут помочь избежать наказания.
Однако, полноценное и исчерпывающее рассмотрение всех таких обстоятельств может потянуть на несколько новых статей, так как избегание ответственности – очень важный вопрос, который следует прорабатывать максимально подробно. Более того, для этого вам настоятельно потребуется адвокат.
Однако, перечислим основные обстоятельства.
Уголовная ответственность
Такой вид предусмотрен, если был причинен тяжкий ущерб здоровью человека или его смерть. Наказание за нарушение ПДД определяется Уголовным кодексом. Санкции назначаются в виде лишения свободы и выплаты компенсации пострадавшей стороне.
Уголовная ответственность наступает по статьям:
- ст. 109 — причинение смерти по неосторожности;
- ст. 264 — нарушение ПДД и эксплуатации ТС; причинение тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения ПДД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
Грубые нарушения ПДД, перечень:
- езда в нетрезвом виде;
- управление автомобилем без водительского удостоверения;
- нарушение правил безопасности перевозки пассажиров и другие.
Водитель не виноват, штраф оплачивает организация
Если организация вовремя не обслужила автомобиль и водитель не успел затормозить до стоп-линии, он не виноват — подвели тормозные колодки.
В ст. 239 ТК РФ перечислены ситуации, когда сотрудник освобождается от материальной ответственности:
- ущерб возник в результате непреодолимой силы;
- нормального хозяйственного риска;
- крайней необходимости;
- необходимой обороны;
- работодатель хранил имущество в ненадлежащих условиях.
В каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения?
1. | ? | Только при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. |
2. | ? | Только при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. |
3. | ? | Только при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. |
4. | ? | Во всех перечисленных случаях. |
В соответствии с частью 1 статьи 27.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ — во всех перечисленных случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование, а транспортное средство задерживается.
За какие административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрено наказание в виде обязательных работ?
1. | ? | За управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды). |
2. | ? | За управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами. |
3. | ? | За передачу управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления (за исключением учебной езды) или лишенному такого права. |
4. | ? | За все перечисленные правонарушения. |
КоАП РФ, Статья 12.7: Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.
Административная ответственность владельца ТС при ДТП
В КоАП РФ нарушениям ПДД и участию в ДТП посвящена отдельная 12 глава. Объективной стороной правонарушения является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ). Кратковременность расстройства здоровья, неопасное для жизни длительное расстройство здоровья в качестве степени причинения вреда устанавливается на основе проведенной медицинской экспертизы.
По общим нормам административного законодательства санкции за дорожно-транспортное происшествие несет лицо, в отношении которого будет доказана его вина (ст. 1.5 КоАП РФ). Виновным будет признан водитель автомобиля, ведь именно он находился за рулем ТС и по причине его действия/бездействия наступили последствия.
Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст. 2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи. Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание. Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме. Стоит помнить, что договор купли-продажи не является свидетельством смены хозяина ТС, если не произведена перерегистрация в подразделениях ГИБДД. Если вы продали автомобиль, но в течение 10 установленных законодательством дней новый собственник не подал документы на регистрацию, обязанность по снятию с него переходит на вас.
Административным законодательством наказание в отношении юридического лица (организации) при совершении дорожно-транспортного происшествия не предусмотрено.
Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля
Солидарная ответственность виновника и собственника, возникающая вследствие ДТП, представляет собой нетипичный вариант гражданско-правовой ответственности группы лиц в классическом толковании. В привычном понимании солидарность в ответственности наделяет понесшую ущерб сторону правом выбора, к кому предъявлять иск: к кому-то одному из участников либо ко всем одновременно.
Норма ст.1079 ГК РФ прямо указывает на первостепенную вину непосредственно водителя ТС в момент совершения ДТП. Исключение составляет ситуация, когда источник повышенной опасности выбыл из владения собственника при наличии его вины. Если вина будет доказана, на собственника будет возложена ответственность в долевом порядке, то есть будет зависеть от степени его вины.
Классический вариант солидарной ответственности наступает в случае ДТП с участие нескольких ТС, владельцы которых и понесут групповую ответственность (п. 3 ст. 1079 ГК РФ).
В случае, когда виновник ДТП погиб, когда за рулем находился несовершеннолетний, когда за рулем был арендатор автомобиля или сотрудник организации, если водитель скрылся с места ДТП, солидарная ответственность в отношении собственника будет иметь место только в случае признания судом его вины.
Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность — это ответственность работника перед своим работодателем за нарушения трудовой или производственной дисциплины.
Согласно статье 192 Трудового кодекса РФ, есть три вида дисциплинарных наказаний — замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.
Водитель, который не работает по найму, дисциплинарную ответственность не несет, однако остальные три вида ответственности распространяются на него в полной мере. При этом:
- уголовная ответственность наступает за наиболее тяжкие правонарушения — преступления;
- административная ответственность наступает за действия, представляющие меньшую опасность для общества — административные правонарушения;
- гражданская ответственность наступает в ситуациях, связанных с причинением имущественного или иного вреда потерпевшим.
Административная ответственность водителя
Грубо говоря, административная ответственность — это когда АДМИНИСТРАЦИЯ (в нашем случае — государство), в лице сотрудников правопорядка наказывает нарушителей.
Административная ответственность наступает за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Водителей к административной ответственности чаще всего привлекают за: нарушение ПДД, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.
Отделался предупреждением?!
Днем, при движении на авто вы забыли включить фары. За это вас остановил инспектор ГИБДД. Или, может быть, вас остановили из-за грязных (нечитаемых) номерных знаков. При этих нарушениях, есть вероятность того, что вы отделаетесь не 500 рублевым штрафом, а всего лишь предупреждением.
Да-да, иногда можно услышать и такие сказочные финалы. Предупреждение, кстати, выносится в письменной форме, для чего составляется постановление (в былые времена-протокол), где будет указано, что водитель не оштрафован, а просто предупрежден.
Превышаем?!
Возьмем более частые нарушения. Водитель превысил скорость чуть более 20 км/ч. За это ему грозит штраф в 500 рублей и никаких предупреждений не предусмотрено. Превышение скорости от 40 до 60 км/ч — карается штрафом от 1000 до 1500 руб., (в реальности почти всегда берите верхний предел).
Ну и самое приятное для инспекторов нарушение — это превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч. За это нарушение предусмотрено, в том числе и лишение* водительского удостоверения, хотя на первый раз запросто можно отделаться штрафом.
* — с 1 сентября 2013 года права на дороге у нарушителей не изымаются(!). ГИБДД оформляет нарушение на месте, а лишать ли водителя прав или нет, решать будет суд. В случае лишения, водитель должен сам сдать водительское удостоверение. На это ему отводится 3 рабочих дня с момента вступления решения суда в законную силу.
Мы рассмотрели такие виды административных наказаний:
- предупреждение;
- штраф;
- лишение права управления.
Но есть и другие:
- административный арест до 15 суток
- конфискация орудия или предмета совершения правонарушения.
Загреметь на 15 суток можно за злостные нарушения. Например, если водителя лишили прав, а он опять взялся за руль. Либо водитель оказался за рулем в нетрезвом состоянии и при этом без прав (лишен их или забыл дома). При этом, кстати, с правами можно попрощаться на 1,5-2 года и заплатить штраф в 30 тысяч рублей.
Конфискация, (т.е. изъятие навсегда) применяется довольно редко. При этом шансы лишиться автомобиля практически равны нулю. Чаще всего у водителей могут конфисковать незаконно установленные: знаки-шашечки такси, звуковые спец сигналы, «мигалки», самодельное ксеноновое освещение и другие незаконные вещички.
Т.е. если у водителя есть «мигалка» на крыше, но нет на нее законного разрешения, то любой инспектор ГИБДД имеет право «мигалку» изъять, В дальнейшем, по решению суда, ее скорее всего отберут навсегда (конфискуют), а водителя нарушителя, за это нарушение — лишают прав.
Неисправный автомобиль: что грозит водителю и как накажут
Важно учесть, что в соответствии со ст. 76.2 УК РФ гражданина освобождают от ответственности при совершении преступления небольшой либо средней тяжести случае, если он возместил ущерб либо по-другому загладил причиненный потерпевшему лицу вред. К преступлениям небольшой тяжести (ст. 15 УК РФ) относится деяния, где максимальный размер наказания для виновника не превышает 3-х лет лишения свободы, средней тяжести – до 5 лет (если оно совершено умышленно), до 3 лет (по неосторожности).
К ответственности на основании УК РФ привлекаются только те водители, чьи нарушения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств привели к смерти людей или причинению тяжкого вреда их здоровью.
Ответственность за такие деяния прописана в ст. 264 и 264.1 УК РФ, она касается всех сухопутных механических транспортных средств (за исключением железнодорожного транспорта), включая любые самоходные машины, трактора, дорожно-уборочные и прочие агрегаты, для управления которыми требуется специальное право.
Уголовная ответственность наступает только по приговору суда, после рассмотрения всех материалов дела. Разберем каждое из нарушений и использующиеся наказания, описанные в Уголовном кодексе РФ в ст. 264 и 264.1.
Статья 264 часть 1
Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, в результате которых был нанесен тяжкий вред здоровью, наказывается:
– Ограничением свободы до 3 лет;
– Принудительными работами до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет (или без такового);
– Арестом до 6 месяцев;
– Лишением свободы до 2 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет (или без этого).
Тяжким считается вред, который был опасен для жизни или привел к нарушениям в работе органов слуха, зрения, речи или иных органов, к прерыванию беременности или психическому расстройству, к сильному обезображиванию лица или потере трудоспособности не менее чем на одну треть (или к полной потере профессиональной трудоспособности).
Статья 264 часть 2
Причинение тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения ПДД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, наказывается:
– Принудительными работами до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;
– Лишением свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
Статья 264 часть 3
Нарушение Правил, повлекшее смерть человека, наказывается:
– Принудительными работами до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;
– Лишением свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
Статья 264 часть 4
Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспорта, повлекшее смерть человека, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
Статья 264 часть 5
Нарушение Правил, повлекшее смерть двух и более лиц, наказывается:
– Принудительными работами до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;
– Лишением свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
Статья 264 часть 6
Нарушения Правил дорожного движения, которые привели к смерти двух и более лиц, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.
Статья 264.1
Если водитель был пойман за нарушение Правил дорожного движения в состоянии опьянения, и в прошлом к нему уже было применено соответствующее административное наказание за это же деяние, то его ожидают следующие меры наказания:
– Штраф от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты осужденного от 1 года до 2 лет;
– Обязательные работы до 480 часов;
– Принудительные работы на срок до 2 лет;
– Лишение свободы на срок до 2 лет.
Ко всем указанным наказаниям в качестве дополнительной меры ответственности добавляется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Статья 264.1 распространяется и на случаи, когда водителю уже назначалось уголовное наказание по части 2, 4 и 6 статьи 264.
Итак, в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством разрешается проходить обучение на право вождения автомобиля и/или мотоцикла с 16-ти лет. А фактическое получение законного разрешения на право вождения транспортным средством будет зависеть от запрашиваемой категории, а именно:
- категории «М» и «А1» – то есть мопеды и мотоциклы до 125 кб/с. – допускается получение прав в возрасте 16-ти лет, но перевозить пассажиров возможно только при стаже не менее 2-х лет;
- категории «А», «В», «С», «В1», «С1» – мотоциклы, автомобили, в том числе грузовые – только с 18-ти лет;
- категории «D», «D1», «Tm» и «Tb» – пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более 8 – только с 21 года;
- категории «BE», «CE», «DE» – автомобили с прицепами – для получения прав требуется стаж вождения не менее 1 года по основной категории;
- категории «C1E» и «D1Е» – вес ТС от 3,5 до 7,5 тонн – аналогичные требования.
Соответственно, несоблюдение данного возрастного ограничения и создаёт один из видов нарушений действующих правил дорожного движения. В целом законодательная система в части обеспечения безопасности дорожного движения насчитывает огромное количество нормативно-правовых актов, что создаёт ещё большее количество их возможных форм.
Тема настоящей статьи, а также главный интересующий вопрос – какая ответственность наступает в случае несоблюдения ПДД. В силу того, что ежедневно подобных нарушений фиксируется тысячи по всей стране, и что фактические последствия этих нарушений могут колебаться от минимального ущерба до причинения смерти, действующим законодательством предусмотрено целых три возможных вида ответственности: гражданская, административная и уголовная. И именно об этих видах и пойдёт речь далее.
Злостным нарушителям ПДД грозит «уголовка»
Рассматривая вопросы, связанные с административной ответственностью, необходимо сказать и о том, что помимо самих административных наказаний, КоАП предусматривает и определенные меры, облегчающие должностным лицам оформление документов и сбор доказательств. Эти меры, называемые также административными процедурами, перечислены в статье 27.1.1 Кодекса. К водителю ТС, а в ряде случаев – и к его пассажирам может быть применено:
— отстранение от управления транспортным средством – при отсутствии прав, подозрении на опьянение или при наличии неисправностей, с которыми запрещено дальнейшее движение;
— освидетельствование на состояние опьянения;
— осмотр и досмотр транспортного средства и личных вещей, изъятие вещей и документов – при поисках орудия совершения административного правонарушения или орудия преступления;
— доставление в органы внутренних дел и административное задержание на срок не более трех часов, а в исключительных случаях – не более 48 часов. Такие меры применяются в том случае, если без них невозможно установить личность нарушителя, составить протокол об административном правонарушении или провести иные необходимые действия.
К транспортному средству, принадлежащему нарушителю или подозреваемому, может применяться задержание с перемещением этого ТС на штрафную стоянку и хранением до момента устранения причины, по которой оно было задержано. Эта мера применяется при отстранении водителя от управления, а также при неправильной парковке на проезжей части. При этом услуги эвакуатора и хранение являются для владельца платными. Расценки и порядок оплаты устанавливают в каждом регионе местные органы власти. При невозможности доставки ТС на штрафную стоянку допускается применение устройств, блокирующих его самостоятельное движение.
Во всех случаях, когда сотрудники органов внутренних дел применяют перечисленные меры, необходимо присутствие понятых (не менее двух), а при их отсутствии должна проводиться видеосъемка. Уполномоченные должностные лица обязаны составить протокол соответствующей формы, либо сделать запись в протоколе об административном правонарушении (при осмотре ТС вместо протокола составляется акт). Копии протоколов должны быть выданы на руки лицу, в отношении которого они составлены. При нарушении законности, превышении полномочий со стороны сотрудников полиции их действия можно обжаловать в установленном порядке на основании этих копий. Лица, пострадавшие от незаконных действий должностных лиц, имеют право на возмещение причиненного им вреда.
Как уже было сказано, помимо административной или уголовной ответственности, владелец транспортного средства, причинившего вред другим лицам, несет гражданскую ответственность. Наше гражданское законодательство придерживается принципа: причиненный вред должен быть возмещен потерпевшему при любых обстоятельствах, кроме трех случаев:
— если вред возник из-за действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
— если вред возник из-за злого умысла потерпевшего (в этом случае потерпевший наказал сам себя);
— если вред причинен неустановленным лицом.
За исключением этих трех ситуаций, законодательством не предусмотрен вариант, когда потерпевшему не с кого получить компенсацию причиненного ему вреда. А это означает, что при определенных обстоятельствах обязанность возместить причиненный вред может быть возложена судом:
— на лицо, которое не виновато в причинении вреда;
— на лицо, которое вообще не причиняло вреда потерпевшему.
В статье 1079 Гражданского кодекса сказано, что транспортное средство являет- ся источником повышенной опасности, и что его владелец обязан возместить потерпевшим лицам вред, причиненный этим источником, независимо от того, виновен владелец в причинении вреда, или нет.
К примеру, стремясь избежать наезда на пешехода, нарушившего Правила, водитель был вынужден врезаться в столб, в результате чего пострадал его пассажир. В этом случае вред пассажиру возмещается водителем, и только после этого он может потребовать компенсации своих убытков с нерадивого пешехода – истинного виновника данного ДТП.
В подавляющем большинстве случаев возмещение вреда осуществляет лицо, которое распоряжалось транспортным средством в момент причинения вреда – на правах собственности, на основании путевого листа или на ином законном основании. Другими словами, тот, кто находился за рулем в момент совершения ДТП, и должен нести по закону гражданскую ответственность перед потерпевшими.
Следует добавить сюда и то, о чем сказано в статье 1083 Гражданского кодекса – если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер причитающейся ему компенсации должен быть уменьшен. Кроме того, суд должен учитывать материальное положение того, на кого он возлагает гражданскую ответственность.
Согласно Гражданскому кодексу, возмещению подлежат три вида вреда – вред, причиненный имуществу, моральный вред и вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего. Претендовать на компенсацию морального вреда пострадавший в ДТП может только в том случае, если ему были причинены физические страдания, вызванные повреждением здоровья. При ДТП, которое обошлось без пострадавших, моральный вред не возмещается.
Возмещение причиненного вреда может происходить как по договоренности с потерпевшим (если ущерб материальный, и его величина не превышает 500 минимальных зарплат), так и по решению суда на основании иска, поданного потерпевшим. При возмещении вреда по договоренности, необходимо получить с потерпевшего расписку, в которой должно быть четко указано, что виновник возместил все оговоренные виды вреда, и потерпевшая сторона больше не имеет к нему никаких материальных претензий. Если такая расписка будет составлена неправильно или не получена вовсе, то не исключено, что потерпевший обратится впоследствии в суд с требованием взыскать с виновника компенсацию по второму разу – и выиграет дело.
С началом действия в 2003 году Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС проблемы, связанные с возмещением вреда пострадавшим в результате ДТП, легли на плечи страховых компаний. О том, как работает обязательное страхование автогражданской ответственности, мы подробно говорили на позапрошлом занятии.
Вы изучили последнюю тему нашего курса. После решения проверочных задач у Вас будет вся необходимая информация для успешной сдачи теоретического экзамена в ГИБДД. Желаем Вам успеха на экзаменах и скорейшего получения заветного водительского удостоверения.