Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Без аптечек и огнетушителей: что теперь не будут проверять на техосмотре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Количество тушащих приборов для постановки автомобиля на учет и ТО регламентировано СП 9.13130.2009 (Приложение В п.п. В1 – В2) и «Правилами противопожарного режима» (п. 212). Параметр зависит от веса, назначения, вместимости машины.
Типы автомобильных огнетушителей
Общепринята классификация огнегасящих устройств по двум параметрам. Первый относят к вышеперечисленному составу гасящего соединения, второй основывается на принципе создания давления внутри баллона:
- Огнетушители, где для создания давления применяют способ физической закачки воздуха, от других отличает наличие прибора для его измерения. Подача гасящего состава начинается сразу после открытия крана.
- С установленной внутренней ёмкостью повышенного давления воздуха. При нажатии на рычаг открывания игла пробивает отверстие ёмкости и состав, смешавшись течением нескольких секунд, может выполнять свою задачу.
- Газогенерирующие огнетушители. Давление создаётся путём взаимодействия химических сред после пробития капсулы. Применять можно только по истечении пяти секунд после активации процесса.
Опыт показывает, что для тушения возгораний автомобилей зарекомендовали себя с положительно следующие виды огнетушителей:
- Углекислотный с активным веществом, включающим диоксид углерода. При распылении на пламя гасит его, охлаждает место возгорания. Характеризуется как хороший диэлектрик, гасящий состав быстро приникает к труднодоступным местам. Техническое хранение по сроку составляет десять лет. Недостатком представлено ожидание приведения в рабочее состояние не менее трёх секунд.
- Порошковый огнетушитель работает путём распыления под высоким давлением гасящего порошка. Серьёзными преимуществами являются: тушение любых возгораний диапазоном температур внешней среды минус 60.0 до 50.0°C, предупреждение вторичного воспламенения, а также возможностью по показаниям манометра определить его состояние. Применение сразу после открытия крана.
- Воздушно – пенные. Тушение возгорания осуществляется пенным составом. К положительным сторонам относят небольшие размеры пламегасящего устройства, позволяющие его разместить под водительским сидением, достаточность нейтрализации огня в салоне, но значительные возгорания прекратить им вряд ли удастся.
Требования к огнетушителю при техосмотре
Для автомобильного огнетушителя существует срок годности, который проверяется при техосмотре. Ведь со временем в баллоне снижается давление, а огнетушащие вещества теряют свои свойства.
Номинальный срок годности – это предусмотренный заводом-изготовителем период, когда ОУ или ОП является рабочим при правильной эксплуатации.
Реальный срок формируется с учетом фактических условий использования и обслуживания.
Во время ТО проверяется номинальный показатель, который указан на этикетке или в паспорте огнетушителя.
По нормам безопасности ОП разрешается эксплуатировать не более 10 лет. Углекислотный прибор ОУ имеет номинальный срок 10–15 лет.
Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент огнетушителей предназначенных для тушения возгораний в разных условиях. Гасящий состав представлен водным наполнением, пенной средой, специальными порошками, аэрозолями, а также комбинированным составом.
Общепринята классификация огнегасящих устройств по двум параметрам. Первый относят к вышеперечисленному составу гасящего соединения, второй основывается на принципе создания давления внутри баллона:
- Огнетушители, где для создания давления применяют способ физической закачки воздуха, от других отличает наличие прибора для его измерения. Подача гасящего состава начинается сразу после открытия крана.
- С установленной внутренней ёмкостью повышенного давления воздуха. При нажатии на рычаг открывания игла пробивает отверстие ёмкости и состав, смешавшись течением нескольких секунд, может выполнять свою задачу.
- Газогенерирующие огнетушители. Давление создаётся путём взаимодействия химических сред после пробития капсулы. Применять можно только по истечении пяти секунд после активации процесса.
Опыт показывает, что для тушения возгораний автомобилей зарекомендовали себя с положительно следующие виды огнетушителей:
- Углекислотный с активным веществом, включающим диоксид углерода. При распылении на пламя гасит его, охлаждает место возгорания. Характеризуется как хороший диэлектрик, гасящий состав быстро приникает к труднодоступным местам. Техническое хранение по сроку составляет десять лет. Недостатком представлено ожидание приведения в рабочее состояние не менее трёх секунд.
- Порошковый огнетушитель работает путём распыления под высоким давлением гасящего порошка. Серьёзными преимуществами являются: тушение любых возгораний диапазоном температур внешней среды минус 60.0 до 50.0°C, предупреждение вторичного воспламенения, а также возможностью по показаниям манометра определить его состояние. Применение сразу после открытия крана.
- Воздушно – пенные. Тушение возгорания осуществляется пенным составом. К положительным сторонам относят небольшие размеры пламегасящего устройства, позволяющие его разместить под водительским сидением, достаточность нейтрализации огня в салоне, но значительные возгорания прекратить им вряд ли удастся.
Выбор вида огнетушителя зависит от предпочтений водителя и требований, предъявляемых к комплектации конкретного типа автомобиля. Но следует помнить о том, что это не только аксессуар техосмотра, но порой единственное средство спасения.
Помимо порошковых и углекислотных, огнетушители бывают следующих видов:
- водные;
- пенные.
Оба вида оборудования не подходят для эксплуатации на транспортных средствах. Пенные средства не способны справиться с большими объемами возгорания. Средства на водной основе гасят пламя, возникшее из-за электропроводки. Пожар, случившийся из-за возгорания масла или топлива, такой вид оборудования устранить не может.
Типы, виды, стандарты огнетушителей.
Чаще всего автолюбители, приобретая устройство для тушения возгорания, не вникают в его специфику. Огнетушитель он и есть огнетушитель. И значительная доля правды в таком рассуждении присутствует. Уж лучше, чтобы в ответственный момент под рукой был хоть какой-нибудь пламегаситель, чем никакого. Тем не менее стоит иметь ввиду, что эти красные баллоны различаются по нескольким критериям:
- способ срабатывания. Понятно, что использование какого-то иного варианта, кроме ручного, в обычном автомобиле пока не придумали;
- принцип воздействия на очаг огня. Вот здесь самое сложное, ибо знания химии у большинства владельцев транспортных средств таковы, что разумнее поверить на слово продавцам магазина, которые утверждают – в автомобиле лучше иметь углекислотный или порошковый огнетушитель;
- объем корпуса. Понятно, что чем габаритнее автомобиль или он имеет какую-то специфику (например, бензовоз), то и объем должен быть больше. Для комплектации легкового автомобиля обычно используют переносные, с массой вещества для огнетушения до 4 килограмм;
- вид пускового устройства. Самый удобный и распространенный вариант – рычажного типа;
- сроки службы и возможность заправки. Углекислотные сохраняют свои свойства до 5 лет (потом возможна дозаправка). Временные рамки годности порошкового – 10 лет, с дополнительной заправкой не реже, чем раз в 5 лет. Но как показывает практика, разумнее купить через 5 лет новый, чем заправлять старый.
Процедура проверки огнетушителя
Проведение не сложных мероприятий после приобретения огнетушителя, придаст уверенность в том, что в чрезвычайной ситуации он выполнит своё назначение. Они включают в себя:
- В магазине следует проверить комплектацию, наличие сопутствующей документации, отметки о заправке и времени последующей проверки.
- Внешним осмотром определить целостность узлов изделия.
- Определить место для размещения огнегасящего устройства, с удобным доступом и лёгким приведением в рабочее состояние.
- Нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, уяснив оптимальные условия использования (порядок запуска, необходимое расстояние для гашения пламени и иное).
Своевременный контроль состояния, проведение обслуживания позволят своевременно выявить и устранить недостатки пожарного оборудования.
Проверка огнетушителей представлена визуальным контролем и метрологическими действиями:
- выявление вмятостей, царапин корпуса, управляющих устройствах;
- нарушение покрасочного и защищающего слоя поверхности;
- образование коррозии, препятствующей выходу огнегасящей смеси;
- пломбы опечатывающей предохранитель от произвольного пуска;
- срок действия в атомобиле огнетушителя;
- исправное состояние информирующих устройств (манометр и подобное), при наличии;
- клеймение об ограничении давления;
- определяют фактическую массу изделия, в нём – долю гасящего состава;
- при наличии удлинительного шланга – его состояние.
Причины пожара в автомобиле
Возгорания в машинах могут возникать из-за:
- Неправильного обслуживания авто. Это отсутствие регулярного технического обслуживания, неисправность электрической системы или системы охлаждения, надобность замены масла и фильтров, других деталей, которые могут вызывать возгорание.
- Неправильной эксплуатации ТС. Это перегрузка автомобиля, установка несертифицированных световых и иных приборов: дополнительных ламп, зарядных устройств, автомагнитол и т.д. Все это приводит к перегреву электрической системы, возгоранию.
- Нарушения правил нахождения в машине, перевозки особых грузов. Курение внутри, транспортировка легковоспламеняющихся материалов — бензина, спирта, лаков, вызывает возгорание.
- Поджога. Иногда пожары в машине — результат умышленных действий, например, поджога.
Чтобы не допустить возгорание в ТС, надо следить за техническими системами, соблюдать правила эксплуатации, не курить внутри автомобиля, не использовать легко воспламеняющиеся материалы и избегать перегрузки автомобиля.
Где проверяют автомобильные огнетушители
Проверка работоспособности АО в РФ производится в авторизованных сервисных центрах технического обслуживания, ремонта автомобилей. Кроме того, проверку приборов можно выполнить самостоятельно:
- Внешний осмотр. Проверьте вид огнетушителя на наличие повреждений, трещин, коррозии или других дефектов.
- Давление. Проверьте давление при помощи манометра. Давление должно соответствовать указанному на этикетке.
- Пломбы. Проверьте пломбы на клапане и на других частях. Убедитесь, что они не повреждены и не нарушены.
- Состояние шланга и насадки. Проверьте, чтобы шланг и насадка находились в хорошем состоянии, не были повреждены и не были заблокированы.
- Дата истечения срока годности. Проверьте срок годности прибора.
Если какой-либо из этих параметров не соответствует стандартам, огнетушитель нужно заменить. Также рекомендуется проводить проверку и осмотр огнетушителя регулярно, чтобы обеспечить его надежность и готовность к использованию в случае необходимости.
Что не будут проверять на техосмотре
Согласно опубликованному документу, на техосмотре не будут проверять:
- каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателей, коробок передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора и кондиционера;
- наличие аптечки;
- наличие огнетушителя;
- наличие знака аварийной остановки;
- коррозии и механические повреждения трубопроводов и шлангов;
- уровень шума выхлопной системы;
- работу штатного противоугонного устройства;
- подача стеклоомывателем жидкости на лобовое стекло (работу дворников проверять будут по-прежнему);
- вместо остаточной глубины рисунка протектора будут измерять его высоту.
Требования к огнетушителю при техосмотре
Для автомобильного огнетушителя существует срок годности, который проверяется при техосмотре. Ведь со временем в баллоне снижается давление, а огнетушащие вещества теряют свои свойства.
Номинальный срок годности – это предусмотренный заводом-изготовителем период, когда ОУ или ОП является рабочим при правильной эксплуатации.
Реальный срок формируется с учетом фактических условий использования и обслуживания.
Во время ТО проверяется номинальный показатель, который указан на этикетке или в паспорте огнетушителя.
По нормам безопасности ОП разрешается эксплуатировать не более 10 лет. Углекислотный прибор ОУ имеет номинальный срок 10–15 лет.
Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент огнетушителей предназначенных для тушения возгораний в разных условиях. Гасящий состав представлен водным наполнением, пенной средой, специальными порошками, аэрозолями, а также комбинированным составом.
Как определить срок службы?
Внимание! Срок годности противопожарного устройства может быть номинальным и реальным. Первый определяется производителем. Он указан на этикетке огнетушителя. Реальный срок годности зависит от условий хранения баллона и его обслуживания.
Владелец должен периодически оценивать состояние огнетушителя. Ежеквартально следует производить проверку приспособления на наличие у него механических повреждений. Результат поможет сделать выводы по поводу того, насколько выбранное место хранения огнетушителя соответствует предъявляемым требованиям.
Ежегодно следует проверять противопожарное устройство на наличие утечки его содержимого. Это в большей степени применимо к углекислотным образцам. Чтобы произвести проверку, достаточно взвесить баллон. Если его масса ниже нормы, это может говорить об утечке.
Если срок годности углекислотного огнетушителя не подходит к концу, баллон не поврежден, а механика исправна, при обнаружении утечки содержимого требуется перезарядка. В противном случае целесообразнее приобрести новый экземпляр.
Относительно порошковых огнетушителей дело обстоит иначе. Принято менять содержимое такого приспособления каждые 5 лет. Но учитывая, что срок годности порошковых устройств составляет 10 лет, а стоимость перезарядки ненамного ниже стоимости нового баллона, многие автовладельцы предпочитают просто покупать новое противопожарное средство.
Все важные показатели огнетушителя можно увидеть в его паспорте. В документе указаны следующие данные:
- дата производства;
- рабочее и пробное давление;
- объем и масса баллона.
Учитывая эти показатели, можно верно определить сроки эксплуатации и перезарядки устройства. При замене содержимого баллона в паспорте указывается дата, а на устройство устанавливается контрольная пломба.
Справка. Использовать по назначению просроченный или вышедший из строя огнетушитель нельзя.
Возможно возникновение таких отклонений от нормы:
- полная или частичная утрата свойств химического вещества;
- снижение давления в баллоне и др.
Нельзя заранее знать, удастся ли справиться с пожаром, используя устройство, срок годности которого истек. Поэтому своевременная замена огнетушителя необходима не только, чтобы избежать штрафа, но и для того, чтобы спасти жизни водителя и пассажиров в случае опасности.
Какие автомобильные огнетушители необходимы для техосмотра?
Предписания в законодательстве гласят, что каждый автолюбитель в своем арсенале обязан иметь огнетушитель. И это противопожарное средство должно находиться непосредственно в машине. Сегодня недостаточно просто купить огнетушитель и положить в авто. Необходимо знать каким требованиям он должен соответствовать. На что в первую очередь обращать внимание при покупке автомобильного огнетушителя? На следующие аспекты:
- какой объем огнетушителя — не менее 2 литров;
- факт соответствия ГОСТу — это НПБ 155-2002 или Р51057-2001;
- вес заправленного огнетушителя — не меньше 2 кг;
- вид тушащего вещества — порошковый либо углекислотный;
- срок годности — как известно, по истечении определенного времени огнетушитель начинает терять давление ровно, как и тушащее вещество теряет свойства;
- маркировочная шильда — находится непосредственно на корпусе, где указывается вся информация об огнетушителе.
Техника безопасности при использовании
Опытные автовладельцы советуют при размещении огнетушителя соблюдать определенные правила:
- Устройство всегда должно быть под рукой, лучшим вариантом будет место под водительским сиденьем.
- Пламегаситель должен быть надежно закреплен и не должен испытывать лишней вибрации.
- Перед новым сезоном обязательно проверить срок годности или перезарядку и при необходимости заменить пламегаситель или содержащуюся в нем смесь.
- Для нового накопителя нужно внимательно изучить инструкцию по его активации и требованиям к хранению.
Срок годности огнетушителя
Настоящий срок годности автомобильного огнетушителя зависит от огромного числа факторов. Действующее законодательство РФ устанавливает нормативный срок использования противопожарных средств. Данный показатель рассчитывается исключительно исходя из типа огнетушителя.
Как определить срок годности? Для этого обратимся к нормативным требованиям СП 9.13130.2009. Согласно данному своду правил порошковый огнетушитель типа ОП имеет срок годности 10 лет.
Углекислотные или газовые типа ОУ прослужат дольше, порядка 10 лет. Увеличение срока эксплуатации происходит после ежегодных проверок с осмотром корпуса и взвешиванием. В случае успешного прохождения огнетушитель остается в эксплуатации.
Предлагаем ознакомиться: Статья 137 УК РФ. Нарушение неприкосновенности частной жизни. Актуально в 2021. Последняя редакция
Перезаряжать противопожарное устройство любого типа надлежит не реже одного раза в 5 лет. Но не все модели следует подвергать такой процедуре, только газовые и порошковые. Порошковые огнетушители небольшого объема рентабельнее заменить на новый, чем перезаправлять.
Каким образом инспекторы ГИБДД будут выявлять неисправности
На другой чаше весов отмененной проверки новый пункт реформы — инспектор ГИБДД имеет право отправить автомобиль на обязательную проверку, если заметны внешние неисправности. Расплывчатая формулировка «при визуальном обнаружении признаков технической неисправности автомобиля, представляющей угрозу безопасности движения» вызывает много вопросов у специалистов.
Игорь Малышев
Александр Товстопят, директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр»: «В случае обнаружения на дороге сотрудником ГИБДД нарушения пункта 12.5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей или условиях под которой эксплуатация автомобиля запрещена», например разбитая фара, он имеет право направить автомобиль на стационарный пункт контроля автомобилей
Если проверка пройдена водителем добровольно, инспектор не сможет отправить его на проверку, а проверки технического состояния автомобиля на обочине или в дороге нет.
Проверок значительно поубавилось
с 1 сентября 2022 г вступило в силу Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов по сравнению с 82 ранее. Например, они не будут проверять:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственных регистрационных знаков;
- уровень шума в выхлопной системе;
- наличие подтеканий масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работа штатной противоугонной защиты.
Также отменены и некоторые другие требования по проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию автомобиля. В случае явных изменений конструкции и дополнительного оборудования, не включенных в регистрационные документы, пройти техосмотр будет невозможно. Аптечки и огнетушители, не проверяемые по новым правилам при техосмотре, должны находиться в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
В соответствии с программой реформирования и оптимизации технического обслуживания в марте 2022 года Федеральной антимонопольной службой подготовлен проект приказа с Методикой расчета предельных тарифов на технические осмотры, где предполагается определение затрат на технические осмотры на основании данных о фактических проверках затраты организаций, осуществляющих техническое обслуживание, которые действующая методика не учитывает. Ожидается, что расчет тарифов по новой схеме начнется не ранее 2024 года
По методике, действующей с 2012 года, установлением тарифов занимаются региональные власти, которые запрещают официальным точкам корректировать цены. При этом стоимость обслуживания в регионах варьируется от 400 до 1000 рублей. Если АЗС предлагает оформить диагностическую карту за 3000 или 5000 рублей, она, скорее всего, работает по «серой» схеме и включает в тариф дополнительные услуги.
Затраты на техосмотр начали пересматривать еще до того, как процедура стала добровольной. Исходя из стоимости, в Москве она должна быть не менее 2,5 тысяч рублей. По данным Гильдии ремонтников и Союза ремонтников, именно столько в среднем стоят услуги дежурных по СТО. В других городах цены будут примерно такими же. Однако ни одно ведомство пока не прокомментировало ситуацию с ценами.