Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перелицензирование УО в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Документы для получения лицензии
В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.
В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.
Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.
Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.
Ответственность за работу без лицензии
За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:
- за деятельность без лицензии по статье 14.1 (п. 2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
- за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
- за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.
После получения лицензии
Получив лицензию, вы вправе приступить к деятельности. Сведения обо всех многоквартирных домах, находящихся в управлении компании, необходимо размещать на официальном сайте в сети Интернет, определяемом органами государственного жилищного надзора (Приказ Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015г.).
В случае изменений – заключение, расторжение, прекращение действия договоров управления МКД, управляющая компания обязана обновить информацию на сайте в течение трех рабочих дней со дня таких изменений, а также проинформировать об этом соответствующий орган жилищного надзора.
Также, важно помнить о возможных плановых и внеплановых проверках на соблюдение требований лицензионного законодательства. В случае выявления нарушений, лицензия может быть приостановлена или аннулирована.
Если, в процессе деятельности происходит внесение изменений ООО или ИП некоторые такие изменения могут повлечь за собой необходимость переоформления лицензии. Госпошлина за переоформление составляет 5000 рублей.
Чтобы УК законно осуществляла свою деятельность, она должна выполнять лицензионные требования к управляющим компаниям ЖКХ:
- лицензиат обязательно должен быть зарегистрирован на территории РФ в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя;
- у руководителя либо его заместителя обязательно должен быть квалификационный аттестат;
- у лицензиата не должно быть судимостей в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- к руководству УК не должны применяться случаи дисквалификации, как административное наказание;
- в Едином реестре лицензий не должно быть информации об аннулировании лицензии, которая ранее выдавалась лицензиату.
О контроле и обжаловании действий органов лицензирования
Лицензионная комиссия имеет широкий круг полномочий, в который входит не только принятие решения о выдаче УК разрешения на осуществление хозяйственной деятельности, но и обращение в суд для его аннулирования.
Кроме того, комиссия проводит лицензионный контроль. За нарушения предусмотрены разные виды административных наказаний.
Нарушитель | Сумма штрафа, тыс. рублей | Дисквалификация, лет |
---|---|---|
Должностное лицо | От 50 до 100 | До 3 |
Индивидуальный предприниматель | От 250 до 300 | До 3 |
Юридическое лицо | От 250 до 300 | — |
Процесс получения лицензии можно условно разбить на три этапа:
-
Подготовка документов, которые прилагаются к заявлению в Госжилнадзор.
В их число входят:
- справка о регистрации на территории РФ, в качестве ИП или юрлица;
- справки о судимости руководителей УК или об отсутствии оной;
- выписка из реестра дисквалифицированных руководителей о наличии либо отсутствии в его списках руководителей УК;
- справка о ранее аннулированных лицензиях — есть таковые или нет;
- справка о лицензиях, которые ранее выдавались данной компании;
- перечень печатных изданий или интернет-сайтов, где размещается информация о деятельности УК;
- квитанция об уплате госпошлины, размер которой составляет 30000 рублей.
Дополнительно придется подготовить еще копии квалификационных аттестатов и список управляемых домов.
-
Сдача квалификационного экзамена. Эту процедуру необходимо пройти руководителю, а лучше всему руководящему составу — директору, заместителю, главному инженеру. Тем более что сдача экзамена является бесплатной.
Это нужно для того, чтобы компания не осталась без руководителя, если действующего директора дисквалифицируют. Без квалифицированного руководителя УК работать не имеет права. В противном случае на нее налагается штраф в пределах 500000 рублей.
- Подача заявления и лицензирование. Заявление подается вместе со всеми документами в ближайшее отделение Госжилнадзора.
Как открыть управляющую компанию с нуля: пошаговый план
Разберем, как открыть управляющую компанию. Вот пошаговый план действий:
- Составить детальный бизнес-план самостоятельно или с помощью специализированной компании.
- Создать фирму в статусе юридического лица.
- Пройти аттестацию на знание ЖК РФ и других вопросов в области ЖКХ.
- Получить лицензию на работу управляющей компании.
- Найти и оборудовать помещение.
- Нанять персонал, и закупить оборудование.
- Создать официальный сайт компании, внести сведения в ГИС ЖКХ.
- Принять в управление МКД.
- Подписать договора с собственниками жилья.
- Заключить договора с компаниями, осуществляющими продажу коммунальных ресурсов.
- Приступить к выполнению обязанностей.
Как создать управляющую компанию для управления многоквартирным домом: принятие многоквартирного дома в управление
Еще до начала работы УК важно гарантировать поддержку жильцов МКД. Чтобы получить в обслуживание дом, придётся за него побороться. Для начала стоит найти предприимчивых жильцов дома и узнать у них, как обстоят дела с управлением в их доме. Жильцов нужно убедить, что они могут полностью положиться на новую управляющую компанию и объяснить им, каким образом УК решит их проблемы. Важно не обманывать жильцов и верно оценить свои возможности.
Решение о выборе УК принимается общим собранием жильцов МКД. При удачном исходе большинство собственников квартир проголосуют за вашу управляющую компанию.
Управляющая компания принимает МКД в управление на основании публичного договора. В этом соглашении оговариваются права и обязанности предприятия, а также ответственность жильцов.
Мнения о том, что в конечном итоге изменит лицензирование в данной сфере, достаточно серьезно расходятся между собой. Так, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства А. Чибис считает, что это приведет в порядок сферу ЖКХ: уберутся недобросовестные управляющие компании, перестанет существовать «серый рынок» управления жильем, любой собственник теперь сможет увидеть достоверную информацию о своей управляющей компании в специальном федеральном реестре на сайте Минстроя России, а к 2016 г. планируется разработать целый портал государственной информационной системы в сфере ЖКХ (ГИС ЖКХ), в котором в личном кабинете жильцы смогут контролировать порядок исполнения управляющими компаниями своих обязанностей, подавать жалобы, проверять корректность начисления платежей, оплачивать услуги ЖКХ. Однако председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Г. Хованская заявляет, что лицензирование рассматриваемых организаций недопустимо с учетом текущего уровня коррупции и негативно скажется на конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, к тому же имеются существенные недоработки и противоречия в самом документе.
Каковы будут итоги лицензирования, пока точно сказать нельзя. Многие эксперты считают, что возможности государства контролировать деятельность управляющих компаний достаточно ограничены. Государственный жилищный надзор может контролировать деятельность управляющих компаний только в рамках соблюдения лицензионных требований. Но даже в этом вопросе ситуация такова, что перечень крайне мал и является закрытым. Минстрой России попытался решить данную проблему на уровне постановления Правительства РФ, предложив проект Положения, в котором расширится перечень требований. Но, к сожалению, Минэкономразвития России не поддержало данный проект, поэтому на данный момент остается только одно решение этой проблемы – выносить ее на федеральный уровень.
Какие лицензионные требования предъявляются к управляющим компаниям? / ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА
НАПРАВЛЕНИЕ УДАРА — СОБЛЮДЕНИЕ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ!!!
С 1 мая 2015 года все управляющие компании обслуживающие многоквартирные жилые дома должны были получить лицензию. С того же времени жилищный надзор в отношении этих организаций уступил свое место лицензионному контролю.
- Для того, чтобы в последующем рассказать о том, как проводится лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, расскажем сначала о том, какие лицензионные требования к ним применяются.
- Итак, согласно статье 193 Жилищного кодекса РФ к лицензионным требованиям относятся:
- 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации.
- 2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
- 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- 4) отсутствие среди единоличных руководителей лицензиата лиц, которые были дисквалифицированы, или руководили управляющими организациями ранее лишенными лицензии на управление МКД;
- 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
- 6) соблюдение лицензиатом требований установленных Стандартом раскрытия информации;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации. Разберем по порядку.
Лицензию дают юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Российской Федерации, руководители которых не имеют должной судимости, не были дисквалифицированы, и не руководили когда то УК, которую лишили лицензии за нарушения в обслуживании домов.
Лицензиат должен соблюдать все требования Стандарта раскрытия информации, установленного Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010, в том числе раскрывать все установленные данным постановлением сведения на своем сайте, на сайте Реформа ЖКХ и на информационных стендах, в соответствии с формами раскрытия информации.
Как получить лицензию на управление многоквартирными домами?
Таким образом, для получения разрешения на управление МКД заинтересованным лицам необходимо:
- Зарегистрировать предпринимательскую деятельность на территории России.
- Подготовиться к сдаче экзамена и успешно пройти испытания. В некоторых местностях есть возможность поучаствовать в пробном тестировании.
- Получить аттестат и оплатить госпошлину, размер которой составляет 30 000 руб.
- Подать заявление в органы Жилищного надзора. Указанная в нем информация должна быть подробной и достоверной.
Перед подачей заявки стоит изучить нормативные акты, касающиеся процедуры лицензирования. Также желательно найти контакты лицензирующего органа и лично съездить туда на консультацию. Полезная информация найдется и на сайте региональных отделений Госжилнадзора.
Стандартный список документов, прикладываемых к заявлению, выглядит так:
- Аттестат, подтверждающий квалификацию.
- Устав и другая учредительная документация.
- Приказ о назначении руководителя.
- Для ИП – свидетельство о госрегистрации.
- Чек об оплате госпошлины.
- Опись вложений.
Решение о выдаче лицензии комиссия принимает в течение 30 дней. Этого времени достаточно для того, чтобы чиновники могли изучить документы и проверить наличие обстоятельств, не позволяющих доверить предпринимателю управление домом.
Если соискатель не сдал экзамен или в лицензировании было отказано по другим причинам, местная администрация уведомляет об этом жителей многоэтажки. Далее собственникам дается 15-дневный срок для переизбрания управляющей организации. В случае затруднений городские власти сами подбирают управленцев путем проведения открытого конкурса.
Лицензированию подлежат следующие сферы деятельности:
- создание, написание и продажа шифровальных (криптографических) программ, информационных и телекоммуникационных систем, которые защищены с помощью шифровальных (криптографических) средств, проработка заказов, а также оказание услуг в области кодирования информации, техническое сопровождение шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, которые закодированы с применением шифровальных (криптографических) средств (исключение — техобслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, при защите которых используются шифровальные (криптографические) средства, предназначено для удовлетворения собственных потребностей юр. лица либо ИП);
- разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения данных;
- деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (исключение — указанная деятельность ведется для обеспечения личных потребностей юр. лица или ИП);
- создание и производство средств защиты конфиденциальной информации;
- деятельность по технической защите засекреченной информации;
- производство и реализация продукции полиграфии, которая защищена от подделок;
- разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
- разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
- разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация оружия гражданского и служебного назначения, базовых элементов огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
- разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (сюда же относят патроны для гражданского и служебного оружия, составные элементы патронов), пиротехнических изделий IV и V классов согласно национальному стандарту, применение пиротехнических изделий IV и V классов по техническому регламенту;
- хранение и уничтожение химоружия;
- эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов относящихся к I, II и III классам опасности;
- деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах производственного значения и инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (не относится деятельность добровольной пожарной охраны);
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- производство лекарственных средств;
- производство и техническое обслуживание медицинской техники (исключение составляет техническое обслуживание, осуществляемое для обеспечения личных нужд юр. лица или ИП);
- оборот наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров, выращивание наркосодержащих растений;
- деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
- пассажирские перевозки внутренним водным и морским транспортом;
- перевозки внутренним водным и морским транспортом опасных грузов;
- пассажирские перевозки воздушным транспортом (не относится к деятельности, которая осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица, ИП);
- перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
- пассажирские перевозки автотранспортом, которые оборудованы для перевозок свыше 8 человек (исключение составляет работа по заказам или в целях обеспечения собственных нужд юр. лица либо ИП);
- перевозки ж/д транспортом пассажиров;
- перевозки ж/д транспортом грузов, представляющих опасность;
- погрузка и разгрузка опасных грузов на ж/д транспорте;
- погрузка и разгрузка опасных грузов на внутреннем водном транспорте и в морских портах;
- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности;
- деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
- частная детективная и охранная деятельность;
- заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
- содействие трудоустройству российских граждан за пределами территории России;
- предоставление услуг связи;
- теле- и радиовещание;
- изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на разных носителях (исключение — деятельность самостоятельно осуществляется лицами, которые обладают правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального законодательства либо иных официальных бумаг);
- применение источников ионизирующего излучения (генерирующих) (не касается источников, используемых в медицине);
- образование (исключение — частные образовательные фирмы, располагающиеся на территории «Сколково»);
- деятельность в сфере освоения космоса;
- геодезические и картографические работы, относящиеся к федеральному назначению. Их результаты должны быть значимы на общегосударственном и межотраслевом уровнях. Не затрагивает направления, связанного с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства);
- выполнение маркшейдерских работ;
- воздействие на гидрометеорологические, геофизические явления и процессы;
- гидрометеорология и схожие ей области (не касается аналогичных направлений работы, проводимых в процессе инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
- деятельность в сфере медицины (не затрагивает медицинские и иные организации, которые имеют статус частных предприятий и находятся в пределах «Сколково»)
- реализация лекарственных препаратов;
- сохранение объектов культурного наследия народов РФ;
- осуществление экспертизы промбезопасности;
- обращение взрывчатых материалов, используемых в промышленности.
Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:
- изменении названия организации и ее юр. адреса;
- смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
- создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
- смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.
Выбираем код ОКВЭД
ОКВЭД для ООО и ИП. Правила выбора и изменения. Максимальное число кодов ОКВЭД…
Читать статью Как выбрать систему налогообложения
Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП.
Понятие лицензирование деятельности
Что касается понятия лицензии, то важно понимать, что она выдается не всем управляющим организациям. Деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензирования могут осуществлять кооперативы и товарищества собственников жилья. Законодатель не может обязать собственников управлять своим имуществом и ставить им ограничения для осуществления своего права. Лицензия необходима остальным юридическим лицам, в обязанности которых входит управление жилыми зданиями.
А чтобы не допустить осуществления деятельности по управлению домами этими организациями без лицензии, законодатель ввел определенные санкции. Лицензия не имеет срока действия и действительна только на территории того субъекта РФ, который ее выдал. Лицензирование деятельности по управлению МКД имеет много требований со стороны уполномоченных органов, которые организациям необходимо выполнять.
Исключение МКД из реестра
Введением лицензирования государство фактически признало, что в нашей стране самоорганизация — утопичная идея на всех уровнях. Как управляющие организации не в состоянии самоорганизоваться в рамках СРО (несмотря на существование их в отдельных регионах), и потому необходим государственный контроль, так и собственники помещений в подавляющем большинстве случаев не могут организоваться, чтобы реализовать свои права в качестве стороны договора управления, в частности отказаться от услуг недобросовестной УК. Новая редакция ЖК РФ предлагает механизмы воздействия на УК и отстранения от управления домами компаний, злоупотребляющих доверием жителей.
Первый такой механизм — исключение сведений об МКД из реестра, что является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению данным домом. Согласно ч. 5 ст. 198 ЖК РФ это возможно в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, лицам лицензиата судом два раза и более было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении одного или нескольких МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Нужно детально разобраться, как будут применять это правило.