Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неисправный автомобиль: что грозит водителю и как накажут». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отметим, что все неисправности, при которых нельзя использовать автомобильную технику, разъяснены в специальном постановлении от 1993 года «О правилах дорожного движения». Однако важно иметь представление об отличии неисправности систем, категорически запрещающие использование машины, от поломок, возникших непосредственно в движении, и допускающих при строгом соблюдении мер осторожности движение автомобиля до станции технического обслуживания. Перечень таких поломок довольно внушителен, но не каждая поломка вынуждает буксировать машину.
Официальная трактовка на 2023 год
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.Запрещается движение при неисправности
- рабочей тормозной системы,
- рулевого управления,
- сцепного устройства (в составе автопоезда),
- негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости,
- недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
7.1 Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
7.2 Не работает звуковой сигнал.
7.3 Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание: На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
7.4 Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
7.5 Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
7.6 Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
7.7 Отсутствуют:
- на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
- на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
- на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
7.8 Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
7.9 Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
7.10 Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
Другие элементы конструкции машины
Нельзя ездить за рулем авто с ограниченной обзорностью ветрового стекла. Запрещается наносить специальные покрытия, существенно занижающие способность стекла пропускать свет, вещать большое число игрушек и других принадлежностей. А вот жалюзи и шторки на заднее стекло машины можно установить, но при условии наличия наружных зеркал с внешней стороны.
Двигатель. Нельзя ездить, если из системы питания утекает топливо, поскольку высок риск возгорания ТС, неисправна система выпуска отработанных газов, то есть, выхлоп слишком ядовитый – экологи не простят, да и инспекторы ГИБДД заметят это по чрезмерной задымленности. Сюда относится и повышенная шумность выхлопа, глушитель должен быть исправным, в противном случае, например, ночью можно легко разбудить весь спальный район.
Колеса и шины. Машину нельзя использовать, если шины получили внешние повреждения: боковые порезы, обнажившийся корд, отслоение протектора. В эту категорию входят деформации колесного диска, отсутствует хотя бы один болт крепления колеса. Согласно ПДД остаточная высота рисунка протектора у легковых машин должна быть как минимум 1.6 мм, для грузовых машин 1 мм, автобусов – 2 мм
Получить штраф можно и за неработающие исправно измерительные приборы – спидометр, тахометр. В случае если спидометр отказал во время движения, стоит остановить авто и попытаться устранить поломку самостоятельно. Следовать к месту стоянки или остановки с соблюдением правил безопасности, если поломка не устраняется.
Также правилами установлено, что использование авто в качестве средства передвижения возможно только при наличии:
- аптечки со всем перечнем необходимых лекарств;
- огнетушитель необходимой емкости, не должен быть просроченным или поврежденным;
- знак аварийной остановки.
Также крайне важно, чтобы в зимнее время года не замерзала жидкость стеклоомывателя. Не только начинающие, но уже и опытные автомобилисты сталкиваются с такой неприятностью, как лед в бачке стеклоомывателя. Есть эффективные способы растопить лед.
Какая оформляется документация
Если будет установлено, что правила использования автомобиля нарушены, может применяться мера, предусмотренная ст. 27.13 КоАП: производится задержание ТС и его перемещение на штрафстоянку.
Если техническая возможность отправки ТС на стоянку отсутствует (имеются существенные поломки), его движение ограничивают при помощи блокирующих устройств.
Чтобы сотрудник ГИБДД установил это ограничение, он должен признать водителя виновным в нарушении по ст. 12.15, ч. 2 КоАП: управление неисправным ТС, когда его использование исключено.
Считается, что доказательством заведомой неисправности может быть:
- недавний техосмотр с результатами, прямо указывающими на недопустимость эксплуатации автомобиля до проведения ремонта, замены запчастей, узлов и деталей;
- экспертные документы после аварийной ситуации, где зафиксированы серьезные поломки, не позволяющие использовать машину;
- только что случившееся ДТП с явными повреждениями автомобиля.
При административном задержании ТС инспектор ГИБДД обязан составить протокол. Это указано в Регламенте №664. Правильно оформленный протокол служит подтверждением законности действий инспектора.
Поломки системы рулевого управления, не позволяющие эксплуатировать ТС
Запрещено выпускать на трассы и автодороги транспортные средства, у которых общий люфт по рулевому управлению превышает:
- грузовики 25 мм;
- автобусы 20 мм;
- легковые машины 10 мм.
Категорически запрещена эксплуатация транспортных средств любых категорий и исполнений, у которых:
- Выполнена установка не предусмотренных конструкторской документацией деталей и узлов.
- Происходит их перемещение в составе ТС.
- Не затянута резьба до нужного нормативного момента затяжки.
- Крепежные изделия не зафиксированы установленным ТД способом.
- Положение рулевой колонки не фиксируется.
- Отсутствует либо поломан усилитель рулевого управления либо рулевого демпфера у мотоциклов.
Какие неисправности запрещают использование автомобиля
Все машины имеют свойство ломаться. Неполадки могут быть самыми разными, от перегоревшей лампочки в указателе поворота, до обрыва ремня газораспределительного механизма.
Многие неполадки почти не отражаются на техническом состоянии транспортных средств, и водитель может еще долго ездить, даже не подозревая об их наличии.
Однако существуют неисправности, запрещающие эксплуатацию автомобиля.
Их перечень довольно внушителен, с некоторыми возможность поездки исключается полностью, с другими «можно, но осторожно».
Важно твердо знать одно: все они требуют немедленного устранения, поскольку нет никаких гарантий того, что во время поездки не возникнут обстоятельства, из-за которых дальнейшее движение станет невозможным (например, в машине не работают стеклоочистители, и внезапно пойдет дождь).
Все неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, разделим на три основные группы.
- В первую входят те, при возникновении которых дальнейшая эксплуатация автомобиля категорически запрещена, т.е. ТС своим ходом не может добраться даже до автомастерской.
- Во вторую группу неисправностей входят те, с которыми водитель может добраться до гаража или мастерской, соблюдая при этом меры предосторожности.
- Неисправности третьей группы запрещают эксплуатацию ТС только в определенных условиях.
Неисправности, при которых запрещена эксплуатация ТС
- при неработающих запорах горловины топливного бака;
- при неисправном механизме регулировки положения сиденья водителя;
- при неработающих устройствах обогрева и обдува стекол;
- при отсутствии медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки (для легковых, грузовых автомобилей и автобусов);
- при отсутствии противооткатных упоров (для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т);
- при отсутствии медицинской аптечки и знака аварийной остановки (для мотоциклов с боковым прицепом);
- при неисправном сцепном устройстве (при наличии прицепа);
- при неисправной системе выпуска отработавших газов, включая глушитель;
- при неработающем спидометре и противоугонном устройстве;
- при неработающем звуковом сигнале;
- при отсутствии или неработающих ремнях безопасности (если они предусмотрены конструкцией автомобиля);
- при неработающем спидометре (водитель должен принять меры по устранению неисправности в пути, а если это невозможно, следовать к месту ремонта, соблюдая необходимые меры предосторожности).
Жалюзи или шторки на заднем стекле допускается устанавливать только при наличии зеркал заднего вида с обеих сторон.
Эксплуатация ТС не запрещена:
- при неработающих стеклоподъемниках;
- при неработающем указателе температуры охлаждающей жидкости.
7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
7.2. Не работает звуковой сигнал.
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
7.7. Отсутствуют:
- на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах -медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
- на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
- на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
Стеклоочистители/стеклоомыватели переднего стекла
Любой водитель знает: если в дождливую погоду, в ливень стеклоочистители не функционируют, видимость становится равной нулю, и никто не рискнёт продолжать движение в таких условиях. Неудивительно, что этот факт нашёл отражение в Положении о перечне поломок, при которых запрещена дальнейшая эксплуатация ТС.
В пункте 4.01 говориться, что эксплуатация автотранспорта не допускается и при неработающих стеклоомывателях. К сожалению, водители этот нюанс часто игнорируют. И зря, поскольку при интенсивном движении, а также при отрицательной температуре на лобовое стекло может попадать грязь или мокрый снег, который сразу застывает, превращаясь в наледь. С такими явлениями и призваны бороться стеклоомыватели.
Кстати, ГОСТР 051709-2001 предусматривает, что стеклоочиститель должен не просто работать, а уметь вытирать от воды очищаемое пространство за определённое число взмахов дворников (например, для автобусов – за 10 двойных взмахов, для легковушек – за 5), суммарная ширина неочищенной полосы не должен быть более 10% от длины щётки. В максимальном скоростном режиме частота движения дворников должна составлять 35 двойных взмахов/минуту или менее.
В статье рассмотрены случаи, при каких неисправностях запрещена эксплуатация автомобиля и других скоростных транспортных средств.
Весь перечень, утвержденный Федеральным Законом, содержит намного больше пунктов, которые освещают неисправности, так либо иначе влияющие на безопасность при эксплуатации транспортных средств.
Это относится к звуковым сигналам, слишком плотной тонировке лобовых стекол, качеству замков прицепа, соединения тягово-сцепного устройства.
Читателей, бесспорно, интересует вопрос, при какой неисправности разрешается эксплуатация транспортного средства?
Законодатели дают простой ответ: любые неисправности, не включенные в федеральный перечень, дают полное право эксплуатировать ТС на всех автодорогах Российской Федерации.
Самый яркий пример с тонировкой
Правила дорожного движения ссылаются на Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации:
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Которые в свою очередь ссылаются на ГОСТ 5727-88:
7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
В котором указано:
2.2.4 Светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол — не менее 70%.
Ответственность же за тонировку предусмотрена в случае невыполнения требований технического регламента:
3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Люфт — рулевое колесо
При ежедневном обслуживании рулевого управления проверяют люфт рулевого колеса, крепление рулевой колонки и картера рулевого механизма, состояние и крепление сошки, рулевых тяг и рычагов рулевой трапеции. При этом же обслуживании контролируют работу ножного и ручного тормозов и рулевого управления во время движения автомобиля.
При ежедневном обслуживании рулевого управления проверяют люфт рулевого колеса, крепление рулевой колонки и картера рулевого механизма, состояние и крепление сошки, рулевых тяг и рычагов рулевой трапеции. Кроме того, контролируют работу ножного и ручного тормозов и рулевого управления во время движения автомобиля.
Диагностика рулевого управления заключается в определении люфта рулевого колеса и усилия, потребного для его поворота при вывешенных колесах ( потерь на трение), а также в проверке крепления и состояния шарнирных сочленений тяг рулевого привода. Люфт рулевого колеса определяют при помощи ди-намометра-люфтомера ( рис. 102), закрепляемого на его ободе. При этом люфт рулевого колеса ( его угловое перемещение) определяют под действием силы в 1 кГ, приложенной к ободу.
При увеличенном люфте поворотной цапфы также возрастает люфт рулевого колеса.
При повышенном люфте поворотной цапфы также увеличивается люфт рулевого колеса.
Регулирование рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130./ Стенд для разборки, сборки и регулирования рулевых механизмов. |
На поперечине 3 имеется шкала 6 для определения люфта рулевого колеса. Стенд укомплектован динамометром 4 для определения усилия поворота рулевого колеса.
Другие поломки также могут повлиять на безопасность дорожного движения. Но они не помешают хорошо подготовленному водителю избежать аварийной ситуации. С ними можно продолжать поездку, двигаясь кратчайшим путём к месту ремонта или длительной стоянки.
Если неисправность обнаружилась на дороге, вы можете ехать до ближайшей автомастерской или парковки. При остановке инспектор может оштрафовать вас на 500 рублей. Но если вы докажете, что движетесь к месту ремонта кратчайшим путём и не создаёте угрозы для безопасности дорожного движения, то отделаетесь предупреждением. Злоупотреблять этим не стоит. При повторной остановке сотрудники ГИБДД наверняка выпишут штраф, потребуют прекратить нарушение и отбуксируют машину на штрафплощадку.
Список серьёзных поломок, которые не относятся к критическим, более обширный.
Важно будет соблюсти требования, предъявляемые к шинам и колёсам. Во-первых, нужно учесть, что остаточная высота рисунка протектора не должна быть меньше 1,6 мм, если речь идет о легковых автомобилях. Для грузового автотранспорта этот показатель снижается до 1 мм, а вот для автобусов наоборот растёт — вплоть до 2 мм. К тому же, нельзя выезжать в путь на транспортном средстве, шины которого повреждены — это могут быть:
- порезы;
- разрывы и другие повреждения.
Помимо этого, критическими нарушением является управление средством с расслоенным каркасом.
Строго запрещено управлять транспортным автосредством, у которого нарушена система крепления колёс:
- могут быть повреждены болты или отсутствовать вовсе;
- могут быть трещины диска;
- повреждения ободьев.
Также опасным является несоответствие шин своими размерами и максимальной нагрузкой самому транспортному автосредству.
Поломки системы рулевого управления, не позволяющие эксплуатировать ТС
Запрещено выпускать на трассы и автодороги транспортные средства, у которых общий люфт по рулевому управлению превышает:
- грузовики 25 мм;
- автобусы 20 мм;
- легковые машины 10 мм.
Категорически запрещена эксплуатация транспортных средств любых категорий и исполнений, у которых:
- Выполнена установка не предусмотренных конструкторской документацией деталей и узлов.
- Происходит их перемещение в составе ТС.
- Не затянута резьба до нужного нормативного момента затяжки.
- Крепежные изделия не зафиксированы установленным ТД способом.
- Положение рулевой колонки не фиксируется.
- Отсутствует либо поломан усилитель рулевого управления либо рулевого демпфера у мотоциклов.