Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный Суд РФ: взносы на капремонт — законны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В качестве сбора средств и их дальнейшего распределения в каждом субъекте России сформированы Фонды, деятельность которых подчиняется единым нормативно-правовым документам. Платежи, перечисляемые на капитальный ремонт, хранятся на одном счету. Однако собственники могут решить делать взносы на отдельный л/с дома.
НО «Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» далее (далее – Фонд) обратилась с исковым заявлением, к ООО «Управляющая компания «Квартал 28» (далее – Компания) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ещё до принятия решения судом первой инстанции истец отказался от основного долга по причине уплаты данной суммы и просил взыскать только проценты.
Суд первой инстанции удовлетворил иск в данной части.
При этом суд руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), статьи 8 Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (далее – Закон № 52-ЗРТ), Региональной программы и исходил из того, что законом субъекта и Договором установлена обязанность управляющей компании в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора обеспечивать ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что в рамках реализации Региональной программы Компания и Фонд 10.02.2017 заключили договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах № 492 (далее – Договор).
Договор регулирует порядок взаимодействия сторон по вопросам обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, в отношении которого (которых) фонд (фонды) капитального ремонта формируется на счете (счетах) Фонда, за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД согласно Приложению № 1 (пункт 1.1 Договора).
В соответствии с пунктом 3.2.2 Договора Компания обязана формировать платежные документы и производить ежемесячно начисление платежей собственникам по взносам на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Пунктом 3.2.3 Договора предусмотрена обязанность Компании обеспечивать поступление взносов на капитальный ремонт от собственников помещений на счет Фонда ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным.
Обращаясь в суд за взысканием задолженности, Фонд сослался на установленную пунктом 3.2.3 Договора обязанность Компании обеспечивать поступление на счет Фонда взносов на капитальный ремонт в размере и в срок, установленные данным пунктом договора, и произвел расчет задолженности исходя из общей площади помещений МКД, указанных в договоре, и размеров взносов на капитальный ремонт, установленных постановлением № 450 за период с января 2017 по май 2021 года включительно.
Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции.
После чего истец обратился в Верховный суд РФ.
Позиция Верховного Суда РФ
Отменяя судебные акты нижестоящих судов по делу, судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ руководствовалась следующим.
В силу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В пункте 3 постановления № 30-П Конституционный Суд указал, что собственники несут расходы на капитальный ремонт в соответствии с установленным жилищным законодательством специальным регулированием.
Так, в Жилищном кодексе установлены основные правила организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядок его финансирования (раздел IX, глава 15), в том числе способы и источники формирования фонда капитального ремонта за счет обязательных взносов собственников помещений, которые могут принять решение о формировании фонда на специальном счете либо на счете регионального оператора. Судами установлено, что фонд капитального ремонта общего имущества в спорных МКД формируется за счет обязательных взносов собственников помещений на счете регионального оператора.
При этом в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором. Перечисление взносов на капитальный ремонт осуществляется на счет регионального оператора, указанный в платежных документах.
Суд установил, что организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе взносов на капитальный ремонт, в спорных МКД является АО «Татэнергосбыт» на основании договора, заключенного с управляющей компанией.
Оформленные платежные документы АО «Татэнергосбыт» передает ответчику, который обязан передать их собственникам помещений.
В свою очередь собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на счет АО «Татэнергосбыт», аккумулирующего денежные средства собственников и в дальнейшем перечисляющего их истцу. При этом денежные средства собственников помещений в МКД на счет управляющей компании не поступают.
Взыскание в судебном порядке с собственников помещений задолженности по взносам на капитальный ремонт и пеней по части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса осуществляет МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Азнакаевского муниципального района» на основании договора с управляющей компанией.
Между тем указанные договоры Компании с АО «Татэнергосбыт» и с Муниципальным предприятием судами исследованы не были, не определены обязанности сторон по договорам и нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
При этом ВС установил, что сумма, первоначально заявленная к взысканию с ответчика, составляет неуплаченные собственниками помещений взносы на капитальный ремонт.
Размер данного требования был исчислен Фондом расчетным путем исходя из площади общего имущества всех МКД, управление которыми осуществляет Компания, и минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан в период с 2017 по 2019 годы, установленного постановлением № 450, за вычетом перечисленных Фонду АО «Татэнергосбыт» текущих платежей, уплаченных собственниками помещений.
Удовлетворяя требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суды сослались на неисполнение обязательства Компанией, предусмотренного пунктом 3.2.3 Договора, обеспечивать поступление взносов на капитальный ремонт от собственников помещений на счет Фонда ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным в размере не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан размера минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Однако поскольку как в законе, так и в договоре отсутствует обязательство Компании уплачивать взносы на капитальный ремонт вместо собственников помещений, не исполнивших возложенную на них законом обязанность, иск о взыскании таких сумм с управляющей компании является необоснованным.
Также данный договор от 10.02.2017 № 492 является безвозмездным, то есть не устанавливает плату со стороны Фонда за обеспечение поступления на его счет взносов на капитальный ремонт от третьих лиц. Поскольку статья 395 ГК РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения именно денежного обязательства, положения указанной нормы не применяются к отношениям сторон, не связанным с использованием денег в качестве средства платежа (средства погашения денежного долга). При отсутствии встречного предоставления со стороны истца и связанного с ним денежного обязательства ответчика у судов не имелось оснований для применения гражданско-правовой ответственности по статье 395 ГК РФ. Ну и в дополнение, ВС указал, на довод ответчика о том, что отказ от иска противоречит закону, поскольку истец необоснованно зачел в погашение цены иска за не выполнивших свою обязанность собственников помещений текущие платежи собственников, перечисленные Фонду от АО «Татэнергосбыт».
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определить закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, принять законный и обоснованный судебный акт.
Такая мысль закралась в головы многих после того, как Верховный суд по одному из дел дал следующее разъяснение:
Закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт
Проблема в том, что эта цитата вырвана из контекста. Верховный суд пояснял, что закон не устанавливает обязанность платить, не про все законы России, а про один конкретный закон, о котором шла речь в том разбирательстве.
На самом деле Жилищный кодекс гласит, что россияне обязаны платить за капремонт. Об этом говорится в его статьях 154 и 169.
Взыскание взносов на капитальный ремонт арбитражная практика
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области также обращает внимание на то, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ неполучение квитанций или счетов на уплату взносов на капремонт не освобождает собственника помещения от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт начиная с месяца, в котором наступила вышеуказанная обязанность. В случае, если собственник жилого или нежилого помещения по каким-либо причинам не получает квитанции или счета на уплату взносов на капитальный ремонт, то во избежание роста задолженности такому собственнику необходимо обратиться в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (г. Воронеж, ул. Никитинская, д.50, тел., 280-12-76, 280-12-75, эл. почта: ).
- Положения и законность ФЗ №271, декларирующего обязательность оплаты взносов на ремонт капитального типа через ресурсы регионального оператора. Иски подавались гражданами, инициативными группами и некоммерческими организациями с целью получения разъяснений по следующим вопросам:
- статус фондов (кап.
Кто должен оплачивать долг за капремонт от предыдущего собственника
- Повинность выплаты перейдёт к тому, кто купил жильё вне зависимости от момента возникновения задолженности, таким образом следующий собственник будет отдавать долги прежнего хозяина;
- Если прошлым владельцем был субъект РФ или орган власти, общественная либо государственная организация, долг остаётся за старым;
- У бывшего собственника квитанции и другие документы, заверяющие факт выплаты им в полном размере всех взносов на капремонт;
- У платёжного агентства либо УК выписку по счёту собственника, в случае если управляющая организация сменилась после получения старым владельцем квартиры, документы нужно запрашивать из компании-предшественника. Получить такие документы Вы имеете право, поэтому стоит насторожиться, если Вам в этом отказывают — с большой вероятностью это означает долг за капремонт от предыдущего собственника;
Взыскание за капитальный ремонт судебная практика
Между тем, однако, успехи в медицине и применяемые к ней технологии, которые могут помочь продлить жизнь серьезного страдальца иногда даже искусственно и инвазивно, привели к пожизненной выгоде с точки зрения времени и безнадежного исцеления, можно было заплатить с невыносимым расширением страданий, и была опасность того, что одни и те же лекарства могут стать угрозой для человека через спектр терапевтического несчастья с его бременем ненужных страданий. Здесь необходимо поставить пациента в состояние оценки своей собственной конкретной заинтересованности в проведении терапии или нет.
Необходимо сделать шаги, по крайней мере, до Италии, от норм, даже конституционных, порожденных благими намерениями. Обязательной отправной точкой является пункт статьи 32, пункт 2. 2, в котором никто не может потребоваться для конкретного медицинского лечения, если только по закону. Закон ни в коем случае не может нарушать пределы, налагаемые уважением к человеческой личности. Конституционный законодательный орган рассмотрел недавнее прошлое клинических испытаний человека в разгар извращенной политической идеологии и призван предотвратить опасность насилия во имя науки и исследований, подчеркнув, напротив, право каждого на избегать любого медицинского лечения.
Взыскание задолженности за капитальный ремонт
Начиная с 2013 года законодатели внесли немало изменений в Жилищный кодекс, которые касаются уплаты взносов в фонд капитального ремонта. До внесения изменений капитальный ремонт производился силами ЖКУ, а теперь это обязанность собственников квартир. На интернет-форумах, страницах газет и в соцсетях немало дискуссий по теме «взносы на капитальный ремонт – платить или нет». Ответ однозначен – платить! А вот кому и сколько – давайте разбираться.
Ни для кого не секрет, что жилищное хозяйство пришло в упадок, у него нет средств даже на косметический ремонт, не говоря уже о капитальном. И вот принят новый закон, который реформирует ЖКХ и обязывает жильцов многоквартирных домов оплачивать капитализацию из своих средств, перечисляя деньги в созданные специально для этого фонды.
Хоть в большинстве случаев суд и не встает на сторону пользователя, если определенные вопросы, за которые граждане пытаются зацепиться. Процесс сбора взносов противоречит Конституции РФ. На основании Приказа Президента РФ организационно-правовая форма компаний, которые собирают и накапливают денежные средства такая, что платежи осуществляются только на добровольной основе. Несмотря на это, Жилищный Кодекс и законодательство вменяет в обязанность гражданам делать взносы. Такое очевидное противоречие заставляет граждан подавать исковые заявления в суды. Такими вопросами занимаются мировые и районные суды. Если выносится отрицательное решение, граждане подают возражение в Верховный суд (ВС) или Конституционный суд (КС). Пока не было выиграно ни одного дела в пользу гражданина. Определение выносится в пользу компании, которая контролирует фонд капитального ремонта.
Несмотря на все законы, указывающие, что обязательность граждан делать взносы на капремонт, существует такая категория людей, которые говорят – не плачу и платить не буду. Таким владельцам квартир компания угрожает не только судом, но и лишением жилого имущества. Чтобы не доводить дело до крайней ситуации, рекомендуется своевременно вносить плату, тем более что сумма взносов не такая и большая. Если этого не делать, то можно утратить часть гражданских прав, лишиться благоустройства, а в некоторых случаях и частной собственности.
Освобождение от платежей за ремонт МКД
Жилищный кодекс государства полностью освобождает от взносов по капитальному обновлению зданий следующие категории граждан:
- владельцы строений, состояние которых относится к аварийному;
- жильцов квартир, причисленных к муниципальной собственности;
- ветеранов Великой Отечественной войны;
- лиц, имеющих звание Почетного гражданина России;
- пожилые люди, чей возраст свыше 80 лет.
От внесения обязательных взносов освобождаются собственники новых зданий во время гарантийного периода.
Предусмотрены также льготы, согласно ЖК, ст. 159, если сумма на коммунальные услуги превышает максимальный размер расхода семьи.
С 1 января 2021, местные государственные администрации вправе полностью или частично освободить некоторые категории жильцов от подобного налога:
Таблица 1.
Наименование групп граждан | Размер льготы, % |
Одинокие лица пенсионного возраста старше 80 лет | 100 |
Люди, достигшие 70 лет | 50 |
С инвалидностью 1 и 2 групп | 50 |
Дети с ограниченными возможностями | 50 |
Родители, воспитывающие ребенка с инвалидностью | 50 |
Исполнение подобной формы преференций предоставлено на усмотрение местных государственных органов, но не относится к их обязанностям. Скидки для перечисленных категорий граждан автоматически не распространяются.
Решение Верховного суда по капитальному ремонту
— В случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта РФ, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (ч. 4 ст.181 ЖК РФ).
Мифы ЖКХ: отменял ли Верховный Суд РФ взносы на капремонт
В Челябинске прокуратура проводит проверку по факту прорыва теплотрассы, в результате которого пять человек получили ожоги, а 705 домов остались без отопления. Поручение провести проверку дал областной прокурор Виталий Лопин, сообщили журналистам в пресс-службе облпрокуратуры.
Именно в соответствии с процитированной нормой Жилищным кодексом РФ (который, между прочим, является Федеральным законом) предусмотрен отдельный вид фондов — региональные операторы капитального ремонта. Глава 17 (статьи 178-188) ЖК РФ регулирует порядок формирования фондов капитального ремонта Региональным оператором и порядок деятельности Регионального оператора по финансированию капремонта. Указанные нормы ЖК РФ, в числе прочего, устанавливают особый порядок использования Региональным оператором денежных средств и ряд ограничений, не предусмотренных нормами Закона 7-ФЗ о таких некоммерческих организациях, как фонды.
Слухи: Верховный суд разрешил не платить за капремонт
Федеральное правительство устанавливает только общие рамки, в которых происходит сбор средств для региональных фондов и формирование списков жилых домов для расчета подходящего времени ремонта в них. Названное выше Постановление от 1 марта 2017 г. № 241 – редкий пример того, как Правительство пытается регулировать процесс. Основная законотворческая роль передана региональным исполнительным органам, которые этот процесс и контролируют.
Фонд, согласно закона — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Иными словами, бюджет Фонда может формироваться только за счет благотворительных средств собственников, и принуждать людей делать отчисления никто не вправе.
25 декабря 2012 года, с принятием Федерального закона № 271-ФЗ, обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов были возложены на собственников жилплощади, то есть на рядовых граждан. Ранее эти функции выполнял фонд ЖКХ.
Собственники жилья ежемесячно должны оплачивать квитанции за капремонт.
Сбор денежных средств может осуществляться:
- На общем счете Регионального оператора. Оператор сам принимает решение о том, как потратить собранные деньги и определяет очередность ремонта жилых домов.
- На специальном счете. Собственники имущества многоквартирного дома вносят средства на отдельный счет, с которого будет осуществляться ремонт только этого дома. Владельцем счета может быть ТСЖ, УК или Регоператор.
Региональный оператор и капитальныйремонт
Обычно капитальный ремонт лежит в зоне ответственности регионального оператора. Именно он создает законный фонд, куда поступают финансовые активы. Рассматриваемые активы должны быть направлена на то, чтобы отремонтировать жилые здания, что нуждаются в ремонте. В одном из банков РФ должен быть открыт счет, на котором хранится капитал, в размере от 20 миллиардов рублей.
Законный региональный оператор выполняет сразу несколько важных функций:
- Представители оператора обращаются к муниципальным властям. Их задача – решать организационные вопросы, что являются наиболее актуальными.
- Накапливать деньги, что в виде взносов поступают от граждан. Рассматриваемые капитальные накопления должны контролироваться региональным оператором.
- Выбрать ответственного и профессионального подрядчика, который выполнит работу. Также в задачи оператора входит проверка сметы на строительство и т.п. задачи, что лежат на плечах заказчика.
- Работать по установленному сроку. Его рамки устанавливаются региональной программой.
- Оператор должен проверить, насколько качественно выполненные заказанные ремонтные работы. Если есть недостатки, они должны быть исправлены. И исправление рассматриваемых недостатков также ложится на плечи оператора.
- Составлять отчеты и оставлять их на сайте организации, чтобы жильцы домов могли быть в курсе того, куда уходят их деньги.
Меры, принимаемые к должникам и неплательщикам взносов на капремонт
Если собственники не выполняют своих обязательств по внесению взносов, кто вправе предъявить иск о взыскании?
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора работу с задолженностью по взносам на капитальный ремонт проводит региональный оператор.
Порядок действий в случае образования задолженности у собственников помещений в МКД, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, по взносам на капитальный ремонт определен ч.ч. 8 – 10 ст. 173 ЖК РФ.
Если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем 50 % от размера представленных к оплате счетов, владелец специального счета созывает общее собрание собственников помещений в МКД в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.