Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грант на развитие сельского хозяйству начинающему фермеру в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2023 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.
Популярные вопросы и ответы
Вопрос 1. Где можно ознакомиться с программой субсидирования КФХ?
Ответ. Нужные сведения размещаются на официальном сайте Минсельхоза в соответствующей области или крае.
Вопрос 2. Какие организации могут подавать заявки на субсидирование?
Ответ. Претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать – на сайте Минсельхоза.
Субсидия КФХ предоставляется ровно на один год. На протяжении всего этого периода государство материально поддерживает сельхозредпринимателя. В зависимости от способностей последнего бизнес или начинает развиваться и становиться перспективным, или демонстрирует несостоятельность. КФХ нужно очень постараться, чтобы не упустить такой отличный шанс, как материальная поддержка из госбюджета.
Каким грантополучателям отдадут предпочтение на конкурсе?
По предварительным данным, оценка заявок на грант будет проводится по следующей шкале.
1. Направление деятельности в соответствии с бизнес-планом:
- развитие молочного скотоводства, выращивание многолетних насаждений и виноградников – 3 балла;
- развитие мясного скотоводства, кролиководства – 2 балла;
- иные виды деятельности – 0 баллов.
2. Наличие у участника конкурсного отбора животноводческих помещений – для участников конкурсного отбора животноводческого направления:
- имеется в собственности и/или аренде на срок 5 и более лет – 3 балла;
- документы находятся в стадии оформления в собственность и/или аренду на срок 5 и более лет – 2 балла;
- планируется приобретение и (или) строительство и (или) реконструкция согласно бизнес–плану – 1 балл;
- иное – 0 баллов.
3. Наличие поголовья сельскохозяйственных животных молочного направления, в том числе как у владельца личного подсобного хозяйства:
- от 4 и более голов – 2 балла;
- от 1 до 3 голов – 1 балл;
- отсутствует – 0 баллов.
4. Наличие кормовой базы (в соответствии с потребностью, указанной в бизнес–плане)
- кормовой базы обеспечен полностью за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 2 балла;
- кормовой базой обеспечен частично за счет собственного производства (есть участки в собственности или в аренде) – 1 балл;
- корм планируется приобретать на основании договоров на поставку кормов на 5 лет – 0 баллов;
5. Каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой участником конкурсного отбора:
- организация собственного перерабатывающего производства (в том числе через кооператив, членом которого является КФХ) – 3 балла;
- через перерабатывающие организации (предприятия) – 1 балл;
- иные направления сбыта произведенной продукции – 0 баллов.
6. Размер запрашиваемого гранта:
- не более 50 процентов от максимального размера гранта – 2 балла;
- от 50 процентов, но не более 90 процентов от максимального размера гранта – 1 балл;
- от 90 процентов до 100 процентов от максимального размера гранта – 0 баллов.
7. Наличие у участника конкурсного отбора собственных средств для софинансирования средств гранта:
- от 30 процентов затрат – 2 балла;
- от 15 процентов, но не более 30 процентов затрат – 1 балл;
- не более 15 процентов – 0 баллов.
8. На дату подачи заявки постоянное проживание участника конкурсного отбора на сельской территории муниципального образования Ростовской области по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства:
- постоянно проживает свыше 5 и более лет – 2 балла;
- постоянно проживает свыше 1 года, но не более 5 лет – 1 балл;
- планирует переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения (регистрации) крестьянского (фермерского) хозяйства – 0 баллов.
9. Состав семьи участника конкурсного отбора на дату подачи заявки:
- 3 и более детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 2 балла;
- 2 детей (в том числе усыновленные и (или) находящиеся под опекой и (или) попечительством), не достигших 18–летнего возраста, – 1 балл;
- иное – 0 баллов.
Куры денег не клюют. На какую помощь и поддержку могут рассчитывать начинающие фермеры
Бизнесу
/ 18 января 13:30
Быть фермером в наше время модно, но затратно: потребность людей в экологичных продуктах толкает аграриев на освоение новых технологий, и очень недешевых. Но государство спешит на помощь, предлагая деньги и поддержку.
Экомаркеты, рынки выходного дня, фермерские лавки: модные торговые точки с экологически чистыми товарами от местных фермеров постепенно заполоняют города, и это спонсирует государство
Сельское хозяйство в нашей стране с давних времен занимало ключевую роль в экономическом развитии. В Новейшей истории фермерство из способа выживания превратилось в прибыльный, но нестабильный бизнес: по данным Росстата, с 2016 по 2022 годы число сельхозпредприятий сократилось почти на 1 600. Причем больше всего пострадали малые и микропредприятия.
Однако крупнейшие холдинги АПК наращивали свои мощности, увеличивали производство, занимаемые площади и выручку, воспользовавшись сложившейся ситуацией на рынке и государственной поддержкой. Среди лидеров отрасли – всем известные гиганты «Черкизово», «Мираторг», «Данон» и другие.
Условия получения помощи
Чтобы заручиться материальной поддержкой государства, иметь возможность получить безвозмездную субсидию для персонального фермерского хозяйства, у гражданина в собственности должен быть земельный участок размером не больше 0,5 га. В некоторых областях на местах принято решение увеличить эту цифру в 5 раз (но не более).
Ещё для работы в личных подсобных хозяйствах нельзя привлекать наемных рабочих.
Рассматриваемый участок должен иметь сельскохозяйственное назначение. То есть, он не может относиться к полевым землям, на которых запрещено строить дома. А на сельскохозяйственных территориях правомерно возводить такие объекты. Но эти постройки должны быть для одной семьи – не более.
Правовые особенности КФХ
Существует специальный федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ, в котором указан порядок регистрации фермерского хозяйства и его дальнейшей деятельности. Однако, если сравнить это нормативный акт с законом «Об ООО», то окажется, что многие вопросы деятельности КФХ рассмотрены очень поверхностно.
Распоряжение имуществом, его раздел, выплата компенсации, права и обязанности членов хозяйства должны быть прописаны в соглашении, к составлению которого закон не предъявляет никаких требований. Возможно, законодатели исходили из того, что в крестьянско-фермерское хозяйство объединяются близкие люди, поэтому нет необходимости жестко регулировать их взаимодействие между собой.
Порядок регистрации КФХ мало чем отличается от регистрации индивидуального предпринимателя, причём, закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации» вообще не упоминает об этой организационно-правовой форме.
Из закона № 74-ФЗ однозначно понятно, что крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом, хотя и может состоять из нескольких членов. Индивидуальным предпринимателем КФХ тоже не признаётся, но сведения о нём вносятся в реестр ЕГРИП по имени главы хозяйства.
Какие правовые особенности КФХ можно назвать ключевыми? Их довольно много:
- основная деятельность фермерского хозяйства должна быть связана с производством, переработкой, реализацией сельхозпродукции;
- крестьянско-фермерское хозяйство не является юридическим лицом или ИП, но после регистрации КФХ его глава получает статус индивидуального предпринимателя;
- главу крестьянского хозяйства можно сменить, если он добровольно отказался от своих обязанностей или не может выполнять их в течение более чем полугода;
- смена главы КФХ не прекращает его членства в хозяйстве;
- членами крестьянско-фермерского хозяйства могут быть только физические лица, состоящие в родстве или отношениях свойства (родственники супруга главы КФХ, с которыми у него нет кровного родства: тесть, тёща, свёкор, свекровь, зять, золовка и др.);
- допускается также приём в члены КФХ не более пяти лиц, которые не связаны родством с главой хозяйства;
- члены КФХ действуют на основании соглашения, в котором прописаны все ключевые вопросы деятельности;
- имущество, продукция и доходы фермерского хозяйства принадлежат всем его членам на праве совместной собственности, но по соглашению могут быть разделены на доли;
- сделки от имени КФХ заключает его глава;
- фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом;
- член КФХ может выйти из него, но продолжает нести субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства в течение двух лет после выхода;
- в случае выхода из крестьянско-фермерского хозяйства земельные участки и орудия производства не выделяются, но бывшему участнику выплачивают денежную компенсацию, пропорциональную его доле в общей собственности.
По своей правовой природе (наличие нескольких членов, действующих по соглашению и имеющих доли в совместном имуществе) фермерское хозяйство похоже на юридическое лицо, но полная имущественная ответственность по обязательствам сближает его с ИП.
Как получить субсидирование для КФХ
Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.
В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.
С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.
Для чего государство субсидирует фермеров
В связи со сложившейся в последние годы ситуацией в экономике, а именно с введением санкций и запретом на ввоз сельскохозяйственных продуктов из некоторых стран, вопросы развития отечественного сельского хозяйства стали очень актуальны.
К тому же в советское время частные фермерские хозяйства были запрещены — всё производство концентрировалось в колхозах.
В настоящее время почти половина всей российской сельскохозяйственной продукции производится малыми хозяйствами. Это обстоятельство, разумеется, отмечается контролирующими органами и они постепенно увеличивают суммы помощи, одновременно упрощая процедуры их получения (хотя и не так быстро, как хотелось бы фермерам). Программа государственной помощи малым фермам работает с 2012 года и в настоящее время нет никаких предпосылок к её завершению — только к расширению.
Помощь начинающим фермерам в виде грантов почти всегда бывает целевой.
Какие документы нужно собрать, чтобы получить субсидию на развитие сельскохозяйственного предприятия
Чтобы принять участие в конкурсе на получение от государства финансовой поддержки, вам необходимо будет подготовить документы по определенному перечню. Так, речь идет о следующих бумагах:
- заявки на участие в программе;
- анкете с данными об участниках конкурса (то есть вашими данными);
- бизнес-плане вашего предприятия;
- паспорте Российского гражданина;
- трудовой книжке, в которой будет указано, что на протяжении не менее чем трех лет вы работали в отрасли сельского хозяйства (вместо книжки можно предоставить выписки из похозяйственной книги);
Также понадобится собрать документы по внушительному перечню
- сертификат о прохождении курсов для фермеров;
- диплом о получении высшего или средне-специального образования в интересующей нас области;
- документы учредительного характера, собираемые для фермерского или крестьянского хозяйства;
- свидетельство о регистрации из налоговой службы;
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- данные о расчетном счете, на котором будет иметься в наличии нужная сумма средств (в конкретном количестве процентов от гранта);
- смета будущих работ;
- договоры, подтверждающие, что вы продали товара не менее чем на 30 тысяч российских рублей;
- справка о покупке специализированного технического оснащения;
- запись переговоров, проводимых с компаниями-партнерами, или же точками реализации продукции;
- письма рекомендательного характера, выданные муниципальными властями или же справка о вхождении в кооператив.
Собрав все эти бумаги, вы сможете претендовать на правительственную помощь и поддержку.
Налогообложение сельхозтоваропроизводителей и льготы
Любое предприятие, занятое в агрокомплексе, включая фермерское хозяйство, имеет право перейти на ЕСХН — единый сельхозналог. Он уплачивается в размере 6% (доходы минус расходы), и дополнительно выгоден тем, что в состав расходов можно включать убытки вследствие гибели урожая. Такие плательщики освобождаются от налогов на прибыль, с доходов физических лиц (НДФЛ), на имущество, НДС. Льготы не распространяются на доходы, облагаемые по ставке 30% и таможенные товары. Однако КФХ вправе применять любую другую систему налогообложения: общую (ОСНО) или упрощенку (УСН), если считают ее более подходящей.
Что касается взносов на пенсии и медицинские страховки (ПФР, ФФОМС), то никаких исключений не допускается. Глава платит за себя, как ИП, и за членов крестьянско-фермерского хозяйства, хотя они такого статуса не имеют. Единственное послабление — фиксированная сумма независимо от размеров дохода. Так что, если соглашение подписали 5 человек, то сумма возрастает в 5 раз. За наемных работников все налоги и социальные отчисления уплачиваются как обычно в зависимости от размера зарплаты. Когда один из членов КФХ регистрируется как ИП, например, для занятия другим видом деятельности, глава хозяйства все равно должен заплатить за него страховые взносы.
Государственные субсидии на возмещение части затрат на оплату семян, электроэнергии, техники может получить не только фермер, но и обычный предприниматель, работающий на общей системе. Однако главы КФХ не уплачивают с них налоги, а ИП — облагаются по общей ставке 13% в части всех полученных доходов, включая материальную выгоду (Письмо Минфина N 03-04-05/34876 от 26.08.2013).
Как субъект малого бизнеса, фермерское хозяйство имеет право претендовать на финансовую поддержку со стороны государства по одному направлению деятельности. В подлежащие субсидированию отрасли входят:
- Разведение молочного КРС;
- Разведение мясного КРС;
- Разведение лошадей;
- Разведение овец и коз;
- Разведение кроликов и птицы;
- Разведение рыбы, раков;
- Выращивание плодовых растений;
- Выращивание овощей;
- Выращивание грибов и ягод.
При составлении программы развития крестьянско фермерского хозяйства с использованием субсидии следует помнить, что бюджетные средства можно расходовать лишь на цели, непосредственно связанные с процессом производства продукции:
- Приобретение сельскохозяйственных земель;
- Проектирование производственных или складских строений;
- Покупку, строительство либо ремонт производственных или складских строений;
- Подключение производственных или складских строений к инженерным сетям;
- Строительство подъездных дорог к этим строениям;
- Приобретение поголовья продуктивных животных;
- Покупку сельхозтехники, грузовых машин, оборудования;
- Приобретение рассады или семенного материала для многолетних насаждений;
- Покупку одобренных государством пестицидов, гербицидов и удобрений.
Особенности субсидирования в 2021 г.
Размеры фермерского субсидирования увеличиваются ежегодно. Официальная статистика информирует, что к концу нынешнего года величина грантов составит около 20 млрд. руб., и уже больше 80 субъектов ее получили.
Максимальный размер субсидии составляет полтора млн. руб. В 2021 г. он будет увеличен, как минимум, на индекс инфляции и цен.
Особенности фермерского субсидирования в 2021 г.: (нажмите для раскрытия)
- Срок, на который рассчитана программа выделения бюджетных средств, более длительный.
- Остаются актуальными требования касательно отсутствия просрочек и неуплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, вносимых в казну РФ.
- Бюджет на субсидирование отдельных регионов страны увеличивается.
- Решающим критерием для получения денежных средств от государства остается показатель эффективности работы КФХ.
Каждый субъект КФХ, принявший участие в программе субсидирования из федерального бюджета, обязан предоставлять расширенный и детальный отчет о результатах свой деятельности. Он включает информацию о многих показателях и параметрах.
Не исключено, что с 2021 г. станет возможным экспресс-субсидирование. Его сроки ограничатся, скорее всего, двумя неделями. Такой вид выдачи субсидий будет касаться тех проектов, которые признаны экспертной комиссией, как высокорентабельные.
В таблице содержится информация о выделенных грантах за несколько лет: (нажмите для раскрытия)
Субсидии КФХ по годам, млрд. руб. | ||
2015 | 2016 | 2017 |
3,4 | 8,2 | 17,0 |
Важно! КФХ следует внимательно следить за сроками уплаты налогов и ни в коем случае не пропускать их, поскольку это сделает невозможным получение субсидии.
Правила оценки проектов
Изучая заявки соискателей субсидии на развитие фермерского хозяйства, комиссия в первую очередь проверяет комплектность представленных ими документов. Если все необходимые бумаги поданы, проекты оценивают по специальной методике:
Критерий оценки | Характеристика | Баллы |
Вид деятельности | выращивание фруктов и ягод | 25 |
разведение молочного и мясного скота | 25 | |
выращивание винограда | 20 | |
выращивание овощей | 15 | |
разведение коз и овец | 15 | |
аквакультура | 10 | |
разведение кроликов, птицы | 10 | |
прочие направления | 5 | |
Наличие участка земли | в собственности | 10 |
в аренде | 5 | |
Созданные рабочие места | до 5 | 10 |
свыше 5 | 5 | |
Размер зарплаты | 1–1,5 МРОТ | 5 |
более 1,5 МРОТ | 10 | |
Сумма субсидии | менее 500000 рублей | 15 |
500000–1000000 рублей | 10 | |
1000000–1500000 рублей | 5 | |
1500000–3000000 рублей | 5 | |
Доля собственных средств | менее 20% | 5 |
20–30% | 10 | |
более 30% | 15 | |
Наличие сельхозтехники | более 3 единиц | 15 |
2–3 единицы | 10 | |
1 единица | 5 | |
Наличие системы сбыта | договоры с оптовиками | 5 |
собственные точки | 10 | |
членство в потребительском кооперативе | 15 | |
Стаж соискателя | до 3 лет | 5 |
более 3 лет | 10 | |
Образование соискателя | высшее сельскохозяйственное | 10 |
среднее специальное | 5 |
Приоритетные направления
В течение последних 15 лет российское сельское хозяйство существенно изменилось. Так, системное регулирование развития со стороны государства привлекло в отрасль поток инвестиций, эффективных менеджеров и новейшие технологии. Доказательством того, что положительные результаты уже достигнуты, является стабильный рост основных видов сельскохозяйственных товаров – картофеля, зерна, мяса и овощей.
Наличие такой динамики развития и значительного природно-ресурсного потенциала неизбежно наводит на мысль о том, что основная точка роста агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе будет связана с экспортом.
Реализация данной задачи предполагает направление адресной денежной поддержки. Государство стремится к развитию логистики, перерабатывающей сферы, инфраструктуры, мелиорации и страхования.
Такой подход должен обеспечить диверсификацию сельской экономики, повысить ее конкурентоспособность и уровень жизни крестьян.
Планируется, что к 2020 году Россия сможет обеспечить зарубежные страны: зерном, птицей и свининой – продукцией, которую характеризует высокая добавленная стоимость.
Это значительно укрепит позицию России на мировом рынке сельскохозяйственных товаров, повысит качество российского продукта и увеличит в разы доходы сельхозтоваропроизводителей.
Государство планирует, что инфраструктура и логистика будут совершенствоваться благодаря строительству и реконструкции мощностей, связанных с переработкой, хранением и перевалкой сельскохозяйственного продукта, а также расширению пропускной способности логистической цепи.
Очевидно, что перерабатывающая отрасль и внутренний агропродовольственный рынок должны развиваться параллельно. Поэтому будут строиться новые и модернизироваться существующие предприятия. Государственная помощь в основном выражается в предоставлении субсидированного кредита.
В соответствии с государственной программой необходимо не только нарастить производственный потенциал, но и устойчиво развивать сельские территории. Особое внимание уделяется малым формам хозяйствования. Так, крестьянское (фермерское) и личное подсобное хозяйство способно справиться с решением таких важнейших задач, как: социальный контроль над территорией, сохранение сельской жизни, а также стабильная экологическая устойчивость сельского хозяйства.
Фермеры производят продукцию в большом количестве: зерно и сахарная свекла – около 20% от общего объема, мясо – 48%, молоко – 56%, а овощи – до 80%. В течение последних 10 лет наблюдается стабильный рост производства, поэтому министерство сельского хозяйства всячески старается оказать системную комплексную поддержку частному фермерству.
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 была принята государственная программа, направленная на поддержание фермерской деятельности и способов реализации готовой продукции. Срок проведения: 2013 – 2020 гг.
Исполнение будет контролироваться Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также Россельхознадзором и Российской академией сельскохозяйственных наук.
Программа должна:
- обеспечить продовольственную независимость и безопасность Российской Федерации.
- повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции в пределах как внутреннего, так и внешнего рынков. Для этого оптимизируется институциональная структура агропромышленного комплекса, создаются максимально благоприятные условия для предпринимателей, а также повышается инвестиционная привлекательность отрасли.
Привести к финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК, к эффективному использованию любых природных ресурсов, к обеспечению экологической безопасности производства, а также к устойчивому развитию сельской местности.
Безвозмездные субсидии лпх от государства 2022
Кому положена такая субсидия, каков ее размер, и что нужно сделать владельцу ЛПХ, чтобы получить финансовую помощь от государства? Что такое личное подсобное хозяйство? Понятие личного подсобного хозяйства установлено положениями Федерального закона № 112 от 7.07.2003. Согласно ст. 2 указанного нормативного акта, под ЛПХ понимается особая форма непредпринимательской деятельности, направленной на производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
- Какие субсидии для ЛПХ в 2022 году назначаются в Краснодарском крае?
- На какие гранты и субсидии в 2022 году может рассчитывать владелец крестьянско-фермерского хозяйства
- Субсидии начинающим фермерам
- Как получить субсидию на развитие сельского хозяйства — порядок оформления ЛПХ
- Субсидии фермерам в 2022 году
- Грант на развитие сельского хозяйству начинающему фермеру в 2022 году
- Как получить субсидии для сельского хозяйства на развитие в 2022 году
- Субсидии малому бизнесу от государства в 2022 году