Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду грузовика без тахографа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Временные нормы управления и отдыха изложены в новой редакции Правил дорожного движения с 01.11.2019 года, согласно Федеральному Закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Нарушение режима труда и отдыха, несоблюдение норм времени управления транспортом караются для водителей и работодателей штрафом.
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.
Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.
С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:
- Федеральные законы № 184 и 196;
- Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
- Приказ Минтранса № 36 и 277.
Достоинства и недостатки
В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.
Но применение тахографов имеет и другие преимущества:
- Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
- Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Платных парковок станет больше
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.
Ключевые моменты приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019 года.
Был определен порядок оснащения тахографами транспорта физических лиц, так же теперь физическое лицо может оформить карту предприятия.
Категории ТС | M3 | M2 | N3 | N2 |
Экологический класс не установлен | 1 ноября 2019 | 1 августа 2020 | 1 марта 2020 | 1 декабря 2020 |
Экологический класс 0…3 | 1 февраля 2020 | 1 ноября 2020 | 1 июня 2020 | 1 марта 2021 |
Экологический класс > 4 | 1 мая 2020 | 1 февраля 2021 | 1 сентября 2020 | 1 июня 2021 |
ТС, принадлежащие многодетным | 1 января 2022 |
Логика такого порядка оснащения понятна. Самую большую опасность на дорогах представляют старые автомобили, чем они новее, тем выше экологический класс.
Определение тахографу дано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Это устройство, которое регистрирует информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей. Оно обязательно только в отдельных случаях, поэтому автолюбителям, которые занимаются частным извозом, не надо задумываться на тему, какой штраф за отсутствие тахографа в 2021 г.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2020 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
За что же будут штрафовать?
1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.
Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.
Штраф — 3-5 тыс. рублей.
2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.
Смысл тот же самый, что и в первом пункте, только по этому составу к ответственности привлекаются:
- должностное лицо — 7-10 тыс. рублей;
- ИП — 15-25 тыс. рублей;
- юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.
Обращаем внимание: оштрафовать по этому пункту физического собственника грузовика не могут.
3. За управление транспортным средством с тахографом, который не является тахографом СКЗИ или контрольным устройством ЕСТР.
Да, формулировка «за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа» означает и это в том числе.
Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:
Нарушение | Лицо, в отношении которого выносится взыскание | Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер |
---|---|---|
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием | водитель, должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа | Водитель должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Фальсификация данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Самовольная модификация аппарата | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Корректировка данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно Ч1 |
Нарушение режима труда и отдыха | Водитель | 1000-3000 Ч2 |
Отсутствие тахографа | Юридическое лицо | 10000-30000 |
Первоначальные данные
По принципу работы тахографы можно сравнить с черным ящиком, устанавливаемым в самолетах, ведь он тоже хранит информацию о движении транспорта и особенностях этого процесса.
Данные защищаются не только криптографически, но и методом помещения на карту водителя, одновременно записываясь на внутренний накопитель устройства.
Это позволяет максимально защитить всю информацию, касающуюся вождения, а также исключить ее повреждение, сбои в работе и прочие неполадки, но для такого эффекта должна проводиться поверка.
Кроме того, водитель должен знать о том, что если у него в кабине не будет такого прибора, он будет неисправен или использоваться не так, как требуется законом, то ему назначат наказание.
Но оно будет заключаться не только во взыскании к водителю, но и должностному лицу, которое сделало упущение и разрешило выезд в нарушение установленных норм.
Для юридических лиц отдельного взыскания пока не предусмотрено, но власти работают в этом направлении.
Какие автомобили обязаны ездить с тахографом
Устройством контроля должны быть оснащены не все виды транспортных средств (ТС), а только некоторые из них:
- автомобили с разрешенной массой перевозки от 3,5 тонн;
- автобусы, которые могут транспортировать более 8 пассажиров.
Это прописано в Приказе Минтранса № 440 от 28.10. 2020 г. В этом же документе указаны и исключения из общего правила (ТС, на которые не нужно устанавливать контролирующие устройства, даже если их разрешенная масса превышает 3,5 т):
- автобусы, осуществляющие ежедневные пассажирские перевозки в пределах населённого пункта и пригорода;
- автобусы международного сообщения при наличии у них спец. разрешений;
- автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы;
- автокраны и автоэвакуаторы;
- машины скорой медицинской помощи и передвижных мед. комплексов;
- передвижные лаборатории, библиотеки, сцены и т. д.;
- пожарные автомобили;
- ТС аварийно-спасательных служб, полиции, органов оперативно-розыскной деятельности;
- троллейбусы;
- ТС для обслуживания ЖКХ и автодорог, нефтяных и газовых скважин;
- инкассаторские авто;
- автодома;
- автолавки;
- машины ритуальных услуг;
- бронированные авто;
- спецтранспорт (молоковозы, для перевозки животных, птиц, рыбы и пчёл);
- сельскохозяйственный транспорт для внутрихозяйственных перевозок;
- ТС, зарегистрированные в военной автоинспекции;
- машины, предназначенные для перевозок не по дорогам общего пользования;
- ТС старше 50 лет, при условии, что они не используются для коммерческой деятельности;
- автомобили, использующиеся для учебы или при прохождении дорожных испытаний.
Какой штраф за то, что в машине отсутствует тахограф
Если в ТС нет тахографа, то это считается административным правонарушением, а потому наказание за него находится в юрисдикции Кодекса об Административных нарушениях (КоАП). Рассмотрим штрафы за отсутствие тахографа в 2021 году, вменяемые физическим и юридическим лицам, в следующей таблице:
Объект наказания | Штраф (руб.) | Юридическая норма (КоАП) | |
---|---|---|---|
физическое лицо | водитель | 3 000 — 5 000 | п. 1 ст. 11.23 |
должностное лицо | 7 000 — 10 000 | п. 2 ст. 11.23 | |
ИП | 15 000 — 25 000 | п. 2 ст. 11.23 | |
юридическое лицо | 25 000 — 50 000 | п. 2 ст. 11.23 |
Смотрите, какая тема — Имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы за езду без тахографа?
- В 2022 году сотрудники ГИБДД имеют право проверять тахографы на дороге или трассе. Но только у водителей коммерческого автотранспорта (фур, грузовиков, пассажирских автобусов).
- Тахограф автоматически собирает информацию о режиме рабочего дня шофёра, скорости передвижения, пройденном расстоянии и времени.
Инспектор ДПС вправе потребовать от водителя распечатку данных из тахографа. Если водитель откажется её предоставлять, ему грозит штраф.
- Также в полномочиях инспектора ДПС забираться в кабину грузовика.
Но на практике полицейские этим не занимаются по причине упрощенной проверки рабочего состояния тахографа – а просят шофёров вывести информацию на печать и смотрят её вручную.
- Размер штрафа за отсутствие тахографа для водителей до 5 000, для ИП до 25 000, а для юридических лиц до 50 000 рублей.
Также есть штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей.
- Штраф за тахограф нельзя оплатить с 50% скидкой, она не действует.
- Неправомерные штрафы за неработающее устройство или нарушение труда и отдыха можно обжаловать в ГИБДД или суде – но только при наличии веских аргументов.
Например, когда прибор вышел из строя после выхода автотранспорта на линию.
С 2013 года в грузовиках и пассажирских автобусах должны иметься тахографы. Электронные устройства контролируют соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспорта.
Возникает вопрос, могут ли проверять тахографы обычные сотрудники ГИБДД на трассе? Да, у инспекторов имеется такое право. Кроме того, на аналогичные рейды уполномочены и сотрудники Ространснадзора. Поэтому водителям следует быть готовыми к таким проверкам. О том, нужно ли иметь при себе карту водителя, распечатывать данные с тахографа, уметь пользоваться прибором и не только – расскажем далее.