Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аварийное жилье: как попасть в программу переселения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда в 2014 году Российская Федерация впервые столкнулась с беженцами из Украины, власти многих регионов всерьез растерялись. А все дело в том, что людям, бегущим от войны, нужна помощь не «для галочки». Реальную помощь готовы были оказать далеко не все. В основном помощь оказывали рядовые граждане. Жилье многодетным украинцам предоставляли зачастую такие же многодетные россияне.
В основном речь шла о постановлении №365. Именно оно, среди прочего, утвердило порядок контроля за всеми социальными выплатами (включая пенсии, которые чиновники, как известно, также считают социальными выплатами). Вкратце суть порядка была такова: все переселенцы, имеющие справку ВПЛ для получения социальных выплат должны регулярно проходить проверку по месту постоянного проживания на контролируемой Украиной территории.
Проверку проводят как представители органов социальной защиты, так и представители других органов власти или учреждений. Эти представители приходят к переселенцам домой и составляют акт, удостоверяющий наличие ВПЛ по зарегистрированному месту пребывания. Ну или его отсутствие по тому месту. Если переселенец отсутствует, он почти автоматически лишается права на получение пенсии, адресной помощи и других социальных выплат.
В виду явного дискриминационного характера документа, правозащитники почти немедленно (в сентябре 2016 года) оспорили некоторые его положения в суде. Медленно, но верно был получен закономерный результат. Сначала 26 июня 2017 года Окружной административный суд Киева удовлетворил иск правозащитников и отменил нормативные акты правительства, обязывающие ВПЛ проходить проверки. А после апелляционной жалобы правительства, Киевский апелляционный административный суд 4 июля 2018 года подтвердил это решение.
Были отменены четыре пункта (п.7, 8, 9 и 13) Порядка назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ, утвержденных постановлением №365. Все эти пункты касались как раз обязанностей ВПЛ проходить проверки по месту проживания.
Тезис о решении, вступившем в силу, тогда оказался слишком поспешным. Правительство еще раз обжаловало решение суда в вышестоящей инстанции. Но результат оказался тем же. 20 декабря прошлого года Верховный суд поставил в деле жирную точку, оставив все как есть. То есть – оспариваемые пункты Постановления №365 так и остались незаконными и подлежащими отмене.
Но, как выяснилось чуть позже, точка оказалась и не жирной, и не точкой…
Впрочем, о том, что проверки все равно будут продолжены, не смотря на решения судов, некоторые чиновники говорили с самого начала.
«Получилась такая правовая коллизия, когда проводить проверки (по месту проживания ВПЛ) мы уже не можем, но все социальные выплаты ВПЛ могут быть назначены только по решению комиссии. При этом комиссия может принимать решение только на основании акта обследования жилищно-бытовых условий семьи. То есть, акт – отменили, а без него комиссия никак не может принять решение, поэтому мы попали в такой коллапс, когда люди подают заявление – обращаются за назначением социальных выплат, но при этом не могут ничего получать, потому что комиссия не может принимать никакого решения без этого акта», – заявила еще в конце июля прошлого года начальник отдела социальных инспекторов департамента соцзащиты населения Минсоцполитики Татьяна Климова.
При том она сообщила, что и в Пенсионном фонде аналогичная история. После отмены ряда пунктов Постановления №365 судом, фонд уже не может присылать в подразделения Минсоцполитики запросы на проверку переселенцев. Однако, остается неотмененным п.15 Порядка назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ. Согласно этому действующему пункту, выплаты могут назначить только по решению комиссии, которое выносится на основании запроса на проверку нахождения ВПЛ по месту пребывания. Но запрос невозможен, так как сами проверки признаны незаконными судом.
Кроме того, проверки ВПЛ по месту проживания фигурировали еще в ряде неотмененных судом пунктов Порядка назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ. К примеру, в п.9.1 и 10. И эти пункты суд также не отменял…
Накрывший государственные структуры «когнитивный диссонанс» длился две недели, после чего подразделения на местах, по сути, обязали… снова проводить проверки. Официальная формулировка – для преодоления возникшего правового коллапса.
Интересно, что буквально несколько дней назад ситуация стала куда занимательнее. Как глава общественной организации Николай Козырев направил по поводу продолжающихся, не смотря на решения судов трех инстанций об их незаконности, проверках ВПЛ по месту проживания в правительство, министерство юстиции и министерство труда и социальной политики.
И, на исходе февраля, он получил ответ из Минсоцполитики. В письме за подписью заместителя министра труда и социальной политики Николая Шамбира, сообщается, что профильное министерство давно в курсе всех проигранных правительством судов по поводу проверок ВПЛ по месту проживания. Кстати, проигранных ему. Более того, оно еще 19 июля прошлого года разослало письма в свои областные управления. В этих письмах оно дало им все необходимые разъяснения по этому поводу. Так сказать, «с целью обеспечения выполнения судебного решения и реализации социальных выплат ВПЛ в соответствии с действующим законодательством».
Попутно в ответе сообщается, что Минсоцполитики совместно с Пенсионным фондом «ведет работу по подготовке проекта нормативно-правового акта о внесении изменений к постановлению правительства №365». И после соответствующих согласований со всеми заинтересованными сторонами «акт будет подан на рассмотрение правительства в соответствии с регламентом».
По сути, последний абзац – самая скучная, но самая важная часть ответа. Это завуалированное объяснение того, почему, не смотря на все решения судов, проверки переселенцев на дому все равно продолжаются. Постановление №365 и Порядок, им утвержденный, действуют.
Что «разъяснили» на места
Случилось это после официальных разъяснений (тех самых, упоминаемых в ответе на запрос Николая Козырева) министерства труда и социальной политики. Их суть вкратце такова. Решение суда будет выполнено (ну, а как иначе?). И выполнено оно будет так…
«Пункты Порядка назначения (возобновления) социальных выплат ВПЛ пункты 7, 8, 9 и 13 – отменены, но в пункте 10 того же порядка предусмотрено, что структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения (УТСЗН) в течение трех рабочих дней со дня составления акта обследования материально-бытовых условий семьи и получения электронного дела передает на рассмотрение комиссий документы для принятия решения о назначении (возобновлении) или об отказе в назначении (возобновлении) соответствующей социальной выплаты. Пункт 10 решением Окружного административного суда Киева не отменен, а значит он действует», — буквально говорилось в разъяснении министерства.
Находясь перед дилеммой – самим отменить п.10 (и некоторые другие пункты Порядка, упоминающие проверки на дому ВПЛ) или признать его действующим (и базовым), министерство выбрало второй вариант. И, как уже было сказано, проверки были возобновлены. И с тех самых пор, по сути, и не прекращались…
«Проверки были отменены решением суда в июле нынешнего года. Но назначение выплат делается только по акту обследования жилищных условий. Поэтому Минсоцполитики проверки не прекратило…», – сообщила два месяца назад бывший советник министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Олеся Цыбулько.
И тот факт, что 20 декабря 2018 года Кассационный административный суд Верховного суда подтвердил решения двух судов предыдущих инстанций по этому вопросу, ничего тут, по существу, не изменило. Да и измениться не могло.
Еще 5 июля прошлого года Украинский Хельсинский союз по правам человека радостно сообщил, что Киевский апелляционный административный суд своим решением от 4 июля 2018 года отменил нормативные акты Кабмина Украины, обязывающие переселенцев проходить проверки по месту жительства. И, таким образом, фактически, отменил и сами проверки ВПЛ на дому.
«Ни органы социальной защиты населения, ни другие органы власти, местного самоуправления, ни любые учреждения, организации, предприятия, начиная с 5 июля 2018 года не вправе проводить проверки переселенцев», – заявили тогда в УХСПЧ, подводя итоги двухлетних судебных тяжб с правительством по поводу законности печально известного Постановления №365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам», принятого 8 июня 2016 года.
Не скрывал своего восторга от случившегося и глава комитета по правам человека Верховной Рады Григорий Немыря.
«Киевский апелляционный административный суд принял решение об отмене унизительных проверок переселенцев для получения пенсий и социальных выплат. Решение суда уже вступило в законную силу, и это означает, что должны быть отменены или внесены изменения в постановления правительства №365 и №637. Правительство должно незамедлительно выполнить это решение», – заявил он.
Что «разъяснили» на места
Случилось это после официальных разъяснений (тех самых, упоминаемых в ответе на запрос Николая Козырева) министерства труда и социальной политики. Их суть вкратце такова. Решение суда будет выполнено (ну, а как иначе?). И выполнено оно будет так…
«Пункты Порядка назначения (возобновления) социальных выплат ВПЛ пункты 7, 8, 9 и 13 – отменены, но в пункте 10 того же порядка предусмотрено, что структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения (УТСЗН) в течение трех рабочих дней со дня составления акта обследования материально-бытовых условий семьи и получения электронного дела передает на рассмотрение комиссий документы для принятия решения о назначении (возобновлении) или об отказе в назначении (возобновлении) соответствующей социальной выплаты. Пункт 10 решением Окружного административного суда Киева не отменен, а значит он действует», — буквально говорилось в разъяснении министерства.
Находясь перед дилеммой – самим отменить п.10 (и некоторые другие пункты Порядка, упоминающие проверки на дому ВПЛ) или признать его действующим (и базовым), министерство выбрало второй вариант. И, как уже было сказано, проверки были возобновлены. И с тех самых пор, по сути, и не прекращались…
«Проверки были отменены решением суда в июле нынешнего года. Но назначение выплат делается только по акту обследования жилищных условий. Поэтому Минсоцполитики проверки не прекратило…», – сообщила два месяца назад бывший советник министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Олеся Цыбулько.
И тот факт, что 20 декабря 2018 года Кассационный административный суд Верховного суда подтвердил решения двух судов предыдущих инстанций по этому вопросу, ничего тут, по существу, не изменило. Да и измениться не могло.
Этапы расселения из аварийного жилья
Само переселение состоит из нескольких этапов:
- Подача заявления и необходимых документов в межведомственную комиссию.;
- Получение решения по итогам работы комиссии о признании дома аварийным;
- Включение дома в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- Получение уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка и проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
- Подписание соглашения и отправка его в орган, принявший решение об изъятии, в течение 90 дней со дня получения проекта соглашения;
- Принятие жилого помещения с составлением соответствующего акта;
- Подписание договора социального найма или оформление права собственности на новое жилое помещение в Росреестре.
Срок действия документа и возможность его продления
Согласно ст. 6 ФЗ № 115, разрешение временного жительства выдается иностранцу не более чем на трехлетний срок. Аналогичный срок действия имеет и свидетельство участника программы по переселению. По истечении этого срока разрешение на проживание аннулируется, а иностранец, если за это время он не приобретет иных оснований для пребывания или постоянного проживания в России, обязан покинуть страну. Прекращается также и действие его статуса как участника программы переселения.
Механизм продления временного разрешения законом не предусмотрен, однако на протяжении срока его действия – с момента истечения 1 года после получения РВП и до момента – пока до окончания срока его действия останется полгода (то есть в период с 1 до 2,5 лет владения РВП), иностранец вправе оформить постоянное разрешение на проживание – вид на жительство.
Более того, для некоторых категорий соотечественников, например, для владельцев статуса временного убежища, ВНЖ может быть предоставлен и без РВП.
Резюмируя сказанное, еще раз обращаем внимание читателей на главные выводы данной публикации:
- участие в программе переселения дает соотечественнику право получить разрешение на проживание в упрощенном порядке – в течение 60 дней с возможностью вернуть ранее уплаченную госпошлину;
- в то же время получить РВП можно лишь в том регионе, куда соотечественник подавал документы для участия в Госпрограмме – в иных регионах он проживать не сможет;
- запросить статус участника программы можно лишь в ограниченном количестве регионов, участвующих в ней;
- на протяжении всего срока действия РВП иностранец может получить ВНЖ либо, минуя его, оформить гражданство, если у него есть на это основания;
- порядок принятия решения о выдаче РВП переселенцу-соотечественнику не предусматривает особенностей, разрешение предоставляется по общим правилам.
Действующие схемы расселения
Переселение жителей ветхого жилья осуществляется по трем схемам:
- Если здание объявлено непригодным для проживания и подлежит сносу без реконструкции, расселение производится с учетом статуса жильцов. Отселение семьи квартиросъемщика сопровождается аннуляцией договора социального найма и оформлением нового соглашения на получение равноценной квартиры в этом же районе.
- Вместо сноса дом подлежит реконструкции и на этот период его обитателям выдается Жилое помещение из муниципального маневренного фонда.
- Собственник может взять вопрос поиска нового жилья на себя (например, если хочет переехать в другой регион) и получить денежную компенсацию в размере установленной комиссией рыночной стоимости старой квартиры.
Как действует программа
Во многом предложенные варианты зависят от оснований, приведенных государственными служащими для выселения. Какое решение может быть принято:
- Изъятие сооружения в пользу государственного субъекта. В этом случае новым собственником станет муниципалитет. Текущий хозяин получит денежную компенсацию из бюджета.
- Предоставление нового жилья. По программе переселения из аварийного жилья 2019-2025 года обратившемуся могут предложить новое помещение. Этот процесс регулируется 32 статьей Жилищного кодекса России. Если владелец согласиться, то с ним заключают соглашение, где прописаны все детали.
- Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2023 год. Но мера не распространяется на предприятия из групп высокого и чрезвычайно высокого риска.
- Бизнес освободили от плановых контрольных мероприятий. Внеплановые проверки будут проводить по жалобам клиентов или сотрудников.
- Мораторий не распространяется на меры постоянного государственного контроля.
- Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок освободили только ИТ-компании.
- Ведомства продолжат проводить профилактические визиты, по результатам которых бизнес не штрафуют за нарушения. Однако, оставляют предписания и обязывают устранить недочёты.
Алгоритм действий для принятия участия в программе
Чтобы стать участником государственной системы переселения соотечественников в Россию, потенциальным претендентам нужно следовать алгоритму, представленному в таблице.
Этап |
Действий | Разъяснение |
1. | Сбор документации |
Первый шаг – это сбор всех необходимых документов, подтверждающих право иностранного гражданина на участие в программе. |
2. |
Подача заявки | Собрав документы и составив заявление претенденту нужно обратиться в миграционную службу. Если вместе с ним по программе будут переезжать его родственники, то им также потребуется собрать бумаги. |
3. | Получение сертификата участника. |
После одобрения заявки иностранному гражданину выдается сертификатом сроком действия на 5 лет. В течение этого времени он должен воспользоваться своим правом на оформление российского гражданства. |
4. |
Переезд | Иностранец вместе с родственниками (если они принимают участие в программы) переезжает в Россию. При этом он обязан отправиться в тот субъект страны, который указан в одобренном сертификате. |
5. | Оформление прописки. |
С момента пересечения российской границы и въезда в страну начинается семидневный отчет. В течение этого времени иностранец должен добраться до нужного региона и оформить постоянную регистрацию. |
6. |
Постановка на учет в миграционной службе. |
После переезда и регистрации иностранец должен подтвердить тот факт, что он выполнил все требования программа. Это делается посредством постановки на учет в отделении ФМС по месту регистрации. |
7. |
Получение РВП. | Чтобы получить возможность вести полноценную жизнь с юридической точки зрения, гражданину необходимо получить разрешение на временное пребывание. После его успешного оформления ему также надо отчитаться об этом в ФМС. |
8. | Получение гражданства. |
Заявка может быть отправлена в течение периода действия сертификата. Оформление также происходит через миграционную службу. В заявлении потребуется указать информацию о том, что гражданин является участником программе переезда соотечественников в Россию. |
Обучение и трудоустройство по программе переселения
Важно! Основной целью программы переселения является приток в нашу страну трудоспособного населения. Поэтому одним из главных условий Программы будет являться возможность ведения трудовой деятельности.
Для лиц, переехавших из Украины существует ярмарка вакансий, которая представлена в городском центре занятости. Также следует помнить, то переселенцам – участникам программы оказывается содействие при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте.
Для поиска работы переселенцам из Донбасса рекомендуется встать на учет в центре занятости. Как правило, мужчинам центр предлагает работу по рабочей профессии, например, сварщиком, монтажником или водителем. А женщинам – работа в сфере питания, дошкольных учреждениях и т.д.
Для молодых участников программы предоставляется право на обучение в ВУЗах РФ, причем поступить они в них могут на тех же основаниях, что и граждане РФ.
Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.
Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.
Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.
Жилищный сертификат или ГЖС – что это такое?
Государственный жилищный сертификат (ГЖС) – это именное свидетельство, которое дает право на безвозмездную субсидию на покупку квартиры для определенных категорий льготников. Сертификат не является ценной бумагой.
Условия получения сертификата определяются условиями государственных программ (федеральных или региональных), которые предусматривают такой вид поддержки.
Важно учитывать, что чаще всего сертификат имеет определенный срок действия: в процессе получения и использования документа все этапы должны выполняться четко, с соблюдением установленных сроков.