Постановка на кадастровый учет ранее учтенных объектов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на кадастровый учет ранее учтенных объектов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.

Документы для кадастрового учета

Пакет документов при постановке недвижимости будет различным в зависимости от того, какой объект вы регистрируете — земельный участок, дом, машино-место или другое сооружение.

Для постановки дома на кадастровый учет потребуется заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план и межевой план участка, если он ранее не был размежеван. Составляют их кадастровые инженеры. Цена зависит от местоположения и площади объекта, в среднем цены начинаются от 8 тыс. руб. за участок 6 соток либо маленький домик до сотен тысяч рублей за «дворец» или большой массив земли, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД Наталья Тарасова. По ее словам, для перепланировки, перестройки или реконструкции дома также потребуется кадастровый инженер. На руках у вас должно быть заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план.

Новое в госрегистрации и постановке на кадастр по решению суда

К примеру, теперь не нужно подавать вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении:

  • есть основные сведения об объекте, которые нужны для внесения информации в ЕГРН, вкл. координаты характерных точек;
  • эти сведения с точки зрения методики верны.

Кроме того, прописан порядок действий и определен круг заявителей в случае вынесения судом решения:

  • о сносе или реконструкции самовольной постройки;
  • признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими;
  • признании объекта движимым имуществом.

Как подаются дополнительные сведения о землях

Если изменились те или иные параметры ЗУ, то следует обновить данные в ЕГРН. Подача дополнительных сведений производится в зависимости от того, о каких изменениях идет речь.

Как правило, дополнительные сведения касаются:

  • адреса или местоположения ЗУ;
  • его площади;
  • ландшафта ЗУ (появления, исчезновения природных или других объектов);
  • категории или вида разрешенного использования;
  • стоимости;
  • изменения права собственности либо ограничения прав.

Документы подаются в местное отделение МФЦ или в Кадастровую палату. Можно прийти лично или отправить документы через Интернет либо почту России. Обратиться вправе или сам собственник, или его доверенное лицо.

Перечислим документы, которые следует предоставить:

  • заявление;
  • документы на право собственности;
  • документ, содержащий данные об изменениях.

Порядок учета ранее учтенной недвижимости

Бумаги, необходимые для постановки недвижимости на учет, можно предоставить в Росреестр лично или по почте. Если заявление отправляется по почте (с описью вложенной в письмо документации и уведомлением), то в этом случае подпись на нем надо предварительно заверить у нотариуса.

Документы для учета Росреестром недвижимости, что ранее уже учтена другими органами:

  • Заявление.
  • Доверенность представителя заявителя, если документы подает он.
  • Свидетельство о праве на имущество или государственный акт, удостоверяющий это право.
  • Решение уполномоченного органа о предоставлении имущества конкретному лицу.
  • Выписка из похозяйственной книги.
  • Договор аренды.
  • Прочие бумаги, удостоверяющие право на недвижимость.

Скачать заявку о постановке недвижимости на учет можно здесь.

В документе должна быть указана следующая информация:

  • Вид недвижимости (строение, помещение или земля).
  • Описание места расположения границ.
  • Площадь недвижимости.

Процедура постановки на учет

  • Владелец участка, который относится к группе раннее учтенных, должен знать, что потребуется некоторое время для рассмотрения его заявления и самой постановки на учет. Поэтому следует заранее собрать документы и подать заявление, если планируются какие-то операции с землей.
  • Возможно, ранее учтенный участок имеет границы, это упростит процедуру занесения в единую базу и постановки на учет. В противном случае нужно будет обратиться к услугам лицензированного специалиста, который проведет межевание.
  • Если при межевании границы совпали с теми, который принимались во внимание ранее, процесс будет более простым, так как не нужно будет согласования с владельцами соседних участков.
  • Но в некоторых случаях выявляется наложение новых границ на территории других собственников. В таком случае нужно будет перепроверять границы всех смежных площадей.
Читайте также:  Какое повышение ждет ЕДВ с февраля 2023: таблицы с новыми суммами

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Зачем нужно знать статус земельного участка

        Любой землевладелец может уточнить, каким статусом обладает принадлежащий надел. В январе 2021 года приобретет юридическую силу новый закон, устанавливающий обязанность не только подтверждения права на распоряжение, но указания точных границ участка при совершении сделок.

        Сегодня большое количество ранее учтенных землевладений не размежеваны, поэтому у них отсутствуют четко определенные границы. Без проведения межевых работ и переведения участков к числу учтенных, совершать сделки с такими землями будет невозможно.

        Неточное определение границ земельных участков может привести к умышленному или неумышленному захвату частей соседних земель, расхождениям фактических габаритов наделов и данных о размере, отраженных в правоустанавливающих документах.

        Кроме того, если границы установлены неточно, существует вероятность неверного расчета платежей за эксплуатацию землевладений.

        Как с участка снять временный статус?

        О ранее учтенном статусе земельного участка читайте тут.

        Кто и на каком основании проводит процедуру регистрации?

        Поставить ЗУ на кадастровый учёт имеют право следующие категории лиц:

        • Собственник участка.
        • Арендатор, при сроке аренды более 5 лет.
        • Субъект бессрочного пользования ЗУ.
        • Носитель права пожизненного наследуемого владения.
        • Лицо, действующее от имени всех вышеуказанных лиц, действующее по доверенности, заверенной нотариусом.

        Кроме этого, бывают моменты, когда за регистрацией обращается гражданин, случай которого не подходит для простой регистрации:

        • К примеру, участок перешёл по наследству, а без государственной регистрации, стать его полноправным собственником невозможно, поэтому на кадастровый учёт недвижимость ставит сам наследник.
        • Либо ситуация, когда гражданин хочет купить ЗУ, который принадлежит государству или муниципалитету.

        Что значит статус ранее учтенный земельный участок?

        К такой категории относят участки земли, права на которые возникли и не прекращены до 1 марта 2008 года, т.е. до момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

        Земельный надел может принадлежать на праве:

        • собственности;
        • бессрочном или постоянном пользовании;
        • пожизненном наследуемом владении;
        • аренды.

        При этом такой участок не прошел процедуру межевания и учтен в базе Росреестра без границ.

        До вступления в действие Закона 221-ФЗ постановка на кадастровый учет осуществлялась в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ. Ранее учтенным считается участок, который согласно его требованиям, содержится в записях:

        • инвентаризационных описей;
        • поземельных книгах;
        • журналах учета кадастровых номеров;
        • списках плательщиков налога на землю;
        • книгах выдачи свидетельств о праве собственности;

        и имеет правоустанавливающие документы, оформленные в установленном порядке.

        При переходе на единую систему ведения государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ все ранее учтенные участки подлежат межеванию и перерегистрации.

        Преимущества и недостатки

        Во время пользования такой землей могут появиться проблемы, к которым должен быть готов каждый владелец. Но стоит сказать и о существующих преимуществах этой категории земель. Упрощается сама процедура в момент постановки на учет и сокращается затрачиваемое на это время. В особенности, если границы, установленные при регистрации, совпадают с границами межевания.

        По завершении кадастровых работ владельцу необходимо лишь получить документы о выполнении процедуры, а затем передать их в регистрирующий орган.

        Основной недостаток – некорректные сведения о земле, что тормозит процесс постановки на учет. В Кадастровый орган поступает заявление о регистрации, однако получение достоверных данных займет немало времени.

        Что значит статус ранее учтенный земельный участок?

        К такой категории относят участки земли, права на которые возникли и не прекращены до 1 марта 2008 года, т.е. до момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

        Земельный надел может принадлежать на праве:

        • собственности;
        • бессрочном или постоянном пользовании;
        • пожизненном наследуемом владении;
        • аренды.

        При этом такой участок не прошел процедуру межевания и учтен в базе Росреестра без границ.

        До вступления в действие Закона 221-ФЗ постановка на кадастровый учет осуществлялась в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ. Ранее учтенным считается участок, который согласно его требованиям, содержится в записях:

        • инвентаризационных описей;
        • поземельных книгах;
        • журналах учета кадастровых номеров;
        • списках плательщиков налога на землю;
        • книгах выдачи свидетельств о праве собственности;
        Читайте также:  Обновление правил расчета и уплаты страховых взносов в 2023 году

        и имеет правоустанавливающие документы, оформленные в установленном порядке.

        При переходе на единую систему ведения государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ все ранее учтенные участки подлежат межеванию и перерегистрации.

        Ранее учтенные объекты недвижимости – что необходимо знать о них обычным гражданам

        Нередко при обращении в орган кадастрового учета или службу по регистрации прав граждане сталкиваются с таким понятием, как ранее учтенные объекты недвижимости. Что такое ранее учтенные объекты недвижимости, и какие процедуры могут осуществлять с ними обычные граждане?

        Определение ранее учтенных объектов недвижимости, основания внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) регламентирует статья 45 федерального закона от 24.06.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) и Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. № 42.

        Согласно Закону о кадастре, ранее учтёнными являются объекты недвижимости, государственный кадастровый учет, в том числе технический учет которых уже осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, также, ранее учтенными, считаются объекты недвижимости, государственный кадастровый учёт которых ещё не осуществлен на данный момент, но права уже зарегистрированы и не прекращены.

        На сегодняшний день любой гражданин может получить сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, содержащихся в ГКН. Сделать это достаточно просто. Для этого необходимо обратиться в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений, в котором нужно указать кадастровый номер объекта недвижимости, а если он не известен достаточно указать адрес, по которому находится объект недвижимости. Через 5 календарных дней уже можно будет получить запрашиваемые сведения.

        В случае, когда сведения о ранее учтенных объектах недвижимости еще не внесены в ГКН, внесение сведений осуществляется на основании заявления любого заинтересованного лица о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Для этого необходимо обратиться в орган кадастрового учета с заявлением и приложить к нему документы, устанавливающие или подтверждающие право на объект недвижимости. Сведения вносятся в ГКН в течение 18 календарных дней бесплатно.

        Кроме того, внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости может осуществляться на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами в орган кадастрового учета по его запросам. Документы о соответствующем объекте недвижимости предоставляются в орган кадастрового учета в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения такого запроса.

        В случае, если в представленных (поступивших) документах отсутствуют основания для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном, орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

        Если представленные документы отвечают требованиям законодательства и содержат сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета положительного решения, орган кадастрового учета обеспечивает включение полученных сведений и документов в соответствующие разделы ГКН и предоставляет заявителю запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.

        Земельные участки ранее учтенные

        Эта категория участков появилась со вступлением в силу ФЗ №221. Ранее учтенными землями являются, те которые были зафиксированы ранее 2007 года. Действующий закон признает их юридически, но предусматривает, что исполнительные органы власти должны передать информацию в органы кадастрового учета. В связи с этим, постановка на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка может быть сопряжена с проблемами. Не редки ситуации, когда информация органами исполнительной власти не была передана по инстанции. В этом случае нужно предпринять действия по внесению таких сведений в ГКН. Но вместе с тем, отсутствие данных уже может послужить причиной для отказа, а именно:

        • отсутствие информации о координатах границ;
        • границы конкретного земельного участка пересекают границы с ним смежного – по данным ГКН.


        Похожие записи:

        Оставить Комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *