Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вправе ли работодатели вводить в штат должность «водитель-экспедитор»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.
Распространенные ошибки при оформлении на работу
Частые ошибки:
- Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
- Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.
Какие преступления иностранных государств должны учитываться?
Поскольку нормативные документы России и остальных государств Евразийского экономического союза различаются, возникает вопрос по поводу того, какие именно иностранные преступления должны учитываться. Для этого рассмотрим следующий абзац статьи 3281 Трудового кодекса:
Соответствие преступлений, указанных в пункте 2 части первой и пункте 2 части второй настоящей статьи, преступлениям, указанным соответственно в пункте 1 части первой и пункте 1 части второй настоящей статьи, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Этот абзац говорит о том, что Правительство России должно выпустить дополнительное постановление, в тексте которого будут указаны иностранные преступления, при совершении которых работа водителем невозможна.
Нужна ли справка гражданам России при приеме на работу?
Что касается граждан России, то требования к ним описаны в следующем абзаце:
Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в пунктах 1 и 2 части первой и пунктах 1 и 2 части второй настоящей статьи. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) данного работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
Трудовой кодекс не говорит о том, что при приеме на работу граждане России обязаны предоставить справку об отсутствии судимости. То есть, гражданину России справка при приеме на работу не нужна.
Однако, если работодатель получит от правоохранительных органов (полиции) информацию о том, что водитель подвергнут уголовному преследованию, то он обязан отстранить водителя от работы.
Заполнение трудового договора с водителем
- Дата начала договора является обязательным реквизитом. Это дата, когда работник приступает к исполнению своих трудовых обязанностей у данного работодателя.
- Указываются реквизиты работодателя и гражданина, нанимаемого на работу в качестве водителя.
- Трудовая функция и место работы.
Ст. 57 ТК определяет общее требование ряда условий, которые необходимо отразить в стандартном трудовом договоре, распространенных на всех работников организации. Но для особых категорий, водителей, имеются условия, которые должны быть указаны, исходя из того, с чем связана работа водителя.
Помимо того, что мы называем:
- должность;
- структурное подразделение организации;
- указываем трудовую функцию;
- прописываем режим работы, если он отличается от общеустановленного внутри организации;
мы обязаны прописать особые условия в части непосредственного выполнения им должностных обязанностей. Это условия, определяющие характер работы.
По характеру работу в отношении водителя можно отнести (ст. 57 ТК):
- к обычной (без особенностей);
- разъездной;
- в пути.
Для удобства документального оформления поездок лучше установить разъездной характер и закрепить его трудовым договором. Тогда работодателю не потребуется оформлять командировки при выезде на длительное время или расстояния. Нахождение в дороге подтверждается путевыми листами.
Работа «в пути» обычно указывается для дальнобойщиков. Она подразумевает отсутствие возможности вернуться домой по окончании рабочей смены и длительное пребывание в пути.
Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда применяются, если в организации есть результаты спецоценки рабочих мест. Если она проведена, то следует посмотреть, что предусмотрено в качестве гарантий и компенсаций для водителя. Чаще всего при прохождении аттестации рабочее место водителя получает класс опасности 3.1 или 3.2. Законодательство признает автомобиль средством повышенной опасности и лицо, осуществляющее управление транспортным средством, работает в условиях риска.
Надбавка за классность и страховые взносы
У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.
Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).
Отмена собеседования при приеме водителя на работу
БЫЛО:
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.
Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.
Законодательно применение акта приема передачи транспортного средства между двумя водителями не закреплено. На практике такой документ применяется, чтобы зафиксировать факт перехода автомобиля от сотрудника к сотруднику, и отметить в документе техническое состояние, комплектацию и внешний вид машины.
Акт приема передачи – это документ первичного бухучета, на основании которого основные средства ставятся на баланс и снимаются с него.
Срок хранения первичных документов 5 лет. Несмотря на то, что автотранспорт передается в пределах одного и того же предприятия, и это движение материальных ценностей не отражается в балансе, следует соблюсти сроки хранения документации, прописанные в ч.1 ст.17 ФЗ № 125 «Об архивном деле в Российской Федерации». По истечении этого срока архивная документация уничтожается в установленном порядке.
Изменения в штрафах и налогах в 2023 году
Для автомобилистов Москвы увеличится тариф эвакуации автомобиля, припаркованного в неположенном месте.
С 1 января 2023 года в Москве повысилась стоимость услуг эвакуатора автомобилей, припаркованных в неположенном месте. Цена зависит от мощности двигателя автомобиля. Если раньше перевоз автомобиля на штрафстоянку стоил 4 220 рублей, то теперь эта услуга обойдется в 4 730 рублей. Если мощность двигателя вашего автомобиля 80-250 л.с., то придется заплатить 7 540 рублей. Если же мощность двигателя больше 250 л.с., то стоимость составит 10 580 рублей. При этом следует отметить, что скидка 25% сохраняется, если вы оплатите услуги эвакуатора при получении своего авто на штрафстоянке.
Ожидается, что в 2023 году автомобилистам будут выписывать штраф или лишать водительских прав не только за алкогольное или наркотическое опьянение, но и за прием препаратов, ухудшающих внимание и реакцию водителя. На сайте МВД РФ опубликован проект поправок к ст. 12.08 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения». Данные поправки предусматривают лишение прав или штраф в размере 30. 000 рублей для тех водителей, которые принимают лекарственные препараты, не относящиеся к этиловому спирту, психотропным или наркотическим препаратам, но при этом ухудшают внимание или реакцию водителя.
С 1 января 2023 года начнется автоматическое списание долгов по штрафам с банковских карт или других счетов должников. Роботы и компьютерные системы будут заниматься такими вопросами как:
- установка и снятие запретов с должника;
- поиск и арест банковского счета должника;
- разрешение/запрет на выезд за границу лица, имеющего неоплаченные штрафы;
- приостановка действия водительского удостоверения водителя, имеющего неоплаченные штрафы.
Роботы смогут в режиме онлайн получать актуальные сведения о должниках: номера телефона, место работы, информацию о банковских счетах и вкладах, СНИЛС, ИНН.
Составьте акт приёма-передачи авто
Акт-приёма передачи ТС – «железная» бумага. Документ гарантирует обеим сторонам юридическую защиту от мошеннических посягательств. Поскольку он удостоверяет, что сам договор купли-продажи исполнен в полном соответствии с гражданским кодексом. Унифицированной формы бланка для физ. лиц не существует. Поэтому документ можно составить в рукописном формате. Главное в нём прописать:
- Акт – приложение к договору купли-продажи ТС от такого-то числа.
- Марку, модель, год выпуска, VIN, параметры двигателя, цвет, номер ПТС.
- Есть ли на автомобиле дополнительное оборудование (перечислить при наличии).
- Какая сумма передана покупателем продавцу. Наличным или безналичным способом.
- Претензии к состоянию автомобиля: имеются или не имеется. И что вся информация о транспортном средстве сверена.
Кто такой водитель скорой помощи?
С тех пор как для прибытия на место врачи скорой помощи начали использовать автомобили, появилась и смежная с ними профессия — водитель скорой помощи. Эта профессия достаточно специфична:
- Водитель обязан хорошо знать территорию, в пределах которой действует бригада скорой помощи, и уметь находить кратчайший путь. Ведь часто от того, как быстро врачи и фельдшеры прибудут на место, зависит жизнь больного или пострадавшего. Столь же часто требуется как можно быстрее доставить человека в больницу. Выбор пути и скорости, с которой осуществляется перевозка, целиком лежит на водителе.
- Этот человек должен не только уметь водить машину и при необходимости ее ремонтировать, но и оказывать экстренную помощь. Именно поэтому нередко водителем является фельдшер (в скором времени году планируется заменить фельдшерами всех водителей скорой, но пока этого не произошло).
- Водитель скорой обязан при необходимости участвовать в переноске больных на носилках, что требует немалой физической силы.
Права и обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи.
Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. (Приложение № 12) устанавливает помимо квалификационных требований, права, обязанности и ответственность водителя автомобиля скорой медицинской помощи.
Дополнительно обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи установлены в Приказе Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года. Этот документ частично дублирует положения Приказа Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г.
Водитель автомобиля скорой медицинской помощи обязан (п.16 Приложения № 2 к Приказу Минздрава № 388Н от 20 июня 2013 года в ред. от 1 июля 2016 года):
-
подчиняться врачу или фельдшеру бригады и выполнять его распоряжения;
-
знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция (отделение) скорой помощи и местоположение медицинских организаций;
-
обеспечивать немедленный выезд автомобиля скорой помощи на вызов и движение по кратчайшему маршруту;
-
отслеживать техническое состояние автомобиля скорой помощи, по мере необходимости поддерживать в нем порядок и чистоту;
-
содержать в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации, выполнять мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и иное);
-
обеспечивать сохранность имущества, отслеживать правильность размещения и закрепления бортовых медицинских приборов.
С 21 апреля 2023 г. вступит в силу новая редакция Закона от 30.11.2010 № 197-З «О донорстве крови и ее компонентов».
Увеличивается возраст доноров с 60 до 65 лет.
В новом перечне обязанностей нанимателя появятся две новые:
– запрет допуска работника к работе в день сдачи крови, ее компонентов, если его работа связана с вредными и (или) опасными условиями труда, а также к ночным и сверхурочным работам;
– выдача необходимых справок по просьбе работника.
Донорам предоставили новые права:
– знакомиться с результатами медосмотра;
– получать полную и объективную информацию о состоянии своего здоровья и последствиях, которые могут наступить в связи с выполнением донорской функции;
– на освобождение от работы на время прохождения медосмотра;
– приступить к работе в день сдачи крови, ее компонентов, за исключением случаев работы с вредными и (или) опасными условиями труда, ночных и сверхурочных работ.
Обязанности донора не изменились, за исключением установления обязанности уважительно относиться к работникам здравоохранения.
Важно: из списка гарантий и компенсаций, предоставляемых донору, исключена гарантия по предоставлению дней отдыха на основании ст.ст. 31 и 30-1 Закона № 197-З. Соответственно, после 21 апреля 2023 г. доноры, сдавшие кровь, ее компоненты до 21 апреля 2023 г., утрачивают право на дни отдыха, предоставляемые исходя из ст.ст. 31 и 31-1 Закона № 197-З. Поэтому у доноров срок реализации гарантии в виде дней отдыха в связи со сдачей крови, ее компонентов (возмездно или безвозмездно) истекает 20 апреля 2023 г. |
Заполнение листа испытаний водителя
Порядок заполнения листа следующий:
В разделе сведения о проходящем стажировку:
- Указываем фамилию, имя, отчество испытуемого
- Указываем сведения о транспортном средстве, на котором проводятся испытания. Если транспортных средств несколько, то указываем их все.
- Указываем год рождения испытуемого
- Указываем стаж работы водителем
- Указываем номер водительского удостоверения
- Указываем дату, время и количество часов испытания
В разделе сведения о водителе-наставнике:
- Указываем фамилию, имя. отчество наставника
- Указываем его должность
Требования к водителю наставнику при прохождении испытания определены в п. 10 Приказа 264
Водитель наставник должен:
- иметь стаж работы на данном транспортном средстве не менее 3 лет (при испытаниях на легковом, грузовом автомобиле)
- иметь стаж работы на данном транспортном средстве не менее 5 лет (при испытаниях на автобусе, трамвае или троллейбусе)
- не быть участником дорожно-транспортных происшествий за последний год
Учитывая данные требования, необходимо назначить водителя-наставника.
В разделе прохождение испытания:
Данный раздел выполнен в виде таблицы, в которой указывается:
- дата испытания,
- количество часов,
- краткая характеристика выполняемого вида работы
- результат прохождения
- и подпись водителя наставника