Понятие, состав и виды коммерческого подкупа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, состав и виды коммерческого подкупа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

Нормы ответственности за коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
    • штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
    • ограничение свободы до 2 лет;
    • трехлетние исправительные работы.
  2. Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

  • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
  • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

  • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест от 3 месяцев до полугода;
  • тюремное заключение до 6 лет.
  • За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит:
    • штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
    • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
    • арест до 3 лет.
  • Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

    • получение объекта подкупа организованной группой;
    • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
    • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

    В этом случае мера ответственности такова:

    • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
    • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

    Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

    • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
    • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
    • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.

    Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

    Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

    1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
      • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
      • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
      • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
    2. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

    Что собой представляет взятка

    Взятка – это одна из старейших форм коррупционных действий. Предполагает передачу денежных средств должностному лицу, работающему в государственном аппарате или аппарате местного самоуправления. Взяточник – это обязательно представитель госслужбы, который исполняет административные и управленческие функции, то есть принимает значимые решения. Определение взятки содержится в статье 290 УК РФ.

    Взятка может даваться в различных формах. К примеру, это могут быть деньги в конверте, подарки, различное движимое и недвижимое имущество. В какой бы из форм ни предоставлялась взятка, она должна быть оценена в деньгах. Средства могут передаваться как самим заинтересованным лицом, так и его представителем.

    Цель взятки – выполнение или невыполнение действий должностным лицом в интересах лица, от которого шли деньги. Рассмотрим примеры этих действий:

    • Взяточник пользуется своими должностными полномочиями в чьих-либо интересах. Он выполняет какие-либо действия или допускает бездействие. К примеру, «закрывает глаза» на какие-либо правонарушения.
    • Использование своего должностного положения. То есть взяточник использует не свои полномочия, оговоренные в законе, а статус. Чиновник обладает определенным авторитетом, который он может использовать. К примеру, он может пользоваться ресурсами своих подчиненных.
    • Взяточник покровительствует заинтересованному лицу. К примеру, он дает необоснованные поощрения, допускает заступничество, незаслуженно продвигает сотрудника по службе.
    • Попустительство правонарушениям. К примеру, заинтересованное лицо совершает правонарушения, однако должностное лицо никак на это не реагирует.

    Состав преступления обнаруживается в момент получения хотя бы части взятки. Рассмотрим ситуацию. Деньги переданы, однако взяточник не успел исполнить положенные действия. Будет ли это считаться взяткой? Да.

    К СВЕДЕНИЮ! Если деньги передаются посредником, его действия также будут преступными. Квалифицируются они на основании статьи 291 УК РФ.

    Комментарий к ст. 204.1 УК РФ

    Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

    1. Посредником в коммерческом подкупе является лицо, которое непосредственно передает предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его либо иным образом способствует в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа при условии, что последний передается (получается) в значительном размере (примечание 1 к ст. 204 УК). От передающего и получающего подкуп посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Посредничество в коммерческом подкупе в незначительном размере ненаказуемо.

    2. В ч. 4 данной статьи содержится самостоятельный состав преступления: обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. Наказуемость подобных действий должна быть обусловлена конкретными действиями во исполнение преступного намерения (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). Как и в ч. 1, ответственность за эти действия наступает, только если речь идет о предмете коммерческого подкупа в значительном размере.

    3. Слова “незаконное вознаграждение” в диспозиции статьи самостоятельного значения не имеют и использованы как синоним коммерческого подкупа.

    4. О примечании к статье см. комментарий к ст. 204 УК.

    В первой части ст. 204 УК РФ предусмотрено преступление, объективной стороной которого могут выступать альтернативные действия: передача материальных благ лицу, ответственному за выполнение управленческих функций в организации, либо оказание этому лицу услуг имущественного характера. Передача материальных благ и оказание услуг производятся не бескорыстно, а в обмен на совершение управленцем действия (бездействия) в интересах предлагающего ценности, причем действие (бездействие) возможно совершить только благодаря работе на соответствующей управленческой должности.

    Простыми словами объективную сторону коммерческого подкупа можно описать как «незаконное вознаграждение». На практике выгоду из преступления не всегда извлекает непосредственно дающий. Зачастую он представляет интересы какой-либо организации или предприятия. Во многом способы передачи такого нелегального вознаграждения, а также интересы дающего тождественны аналогичным понятиям в составе другого преступления, а именно – дачи взятки.

    Кто несет ответственность за получение коммерческого подкупа?

    К уголовной ответственности привлекают как тех, кто получает коммерческий подкуп (ч. 5—8 ст. 204 УК РФ), так и тех, кто его передает (ч. 1—4 ст. 204 УК РФ).

    Согласно ст. 204 УК РФ получателем коммерческого подкупа может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

    К ним относятся четыре категории сотрудников:

    • единоличный исполнительные орган — директор, генеральный директор, председатель кооператива, руководитель фонда или иной руководитель организации;

    • член коллегиального исполнительного органа (совета директоров, правления и т.п.);

    • лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции — руководящее трудовым коллективом или отдельными работниками, имеющее право на применение поощрений и наказаний и т.д.;

    • лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции — распоряжающееся деньгами (банковским счетом) и иным имуществом организации.

    Обязательно ли подкуп — это деньги?

    В качестве коммерческого подкупа могут выступать не только деньги, но и любые предметы, представляющие ценность, то есть ювелирные изделия, часы, бытовая техника, автомобили, недвижимость и пр.

    В качестве «невещественного» подкупа могут рассматриваться услуги, работы и любые другие материальные выгоды (п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24). Например, оплата ремонтных и строительных работ, лечения, турпутевок, ресторанов, развлечений и других расходов по заниженной стоимости или безвозмездно, освобождение от долга. Главное — чтобы можно было оценить полученную выгоду в стоимостном выражении.

    Читайте также:  О зачёте и возврате излишне взысканных сумм налогов

    Если подкуп передается не деньгами, а имуществом или услугами, то по уголовному делу назначается экспертиза для установления их рыночной стоимости. По результатам экспертизы определяется инкриминируемая сумма коммерческого подкупа.

    Деньги и любое другое имущество, полученное как коммерческий подкуп, подлежит конфискации. Если вещь по какой-то причине утрачена (продана, уничтожена и т.д.), суд принимает решение о конфискации эквивалентной денежной суммы.

    Таблица. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп

    Коммерческий подкуп

    Сумма подкупа

    Максимальное наказание за получение подкупа

    Мелкий

    (ст. 204.2 УК РФ)

    До 10 тыс. руб.

    Штраф до 150 тыс. руб./в размере заработной платы или иного дохода за период до трех мес./обязательные работы на срок до 200 час./исправительные работы на срок до одного года/ограничение свободы до одного года

    «Простой»

    (ч. 5 ст. 204 УК РФ)

    До 25 тыс. руб.

    Штраф до 700 тыс. руб./заработная плата или иной доход до девяти мес./от 10-кратной до 30-кратной суммы коммерческого подкупа/до трех лет лишения свободы + штраф до 15-кратной суммы подкупа

    В значительном размере

    (ч. 6 ст. 204 УК РФ)

    До 150 тыс. руб.

    Штраф от 200 тыс. до 1 млн. руб./заработная плата или иной доход от трех мес. до одного года/от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет/до пяти лет лишения свободы + штраф до 20-кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

    В крупном размере

    (ч. 7 ст. 204 УК РФ)

    До 1 млн руб.

    Штраф от 1 млн до 3 млн руб./заработная плата или иной доход за период от одного года до трех лет/от 30-кратной до 60-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет/от пяти до девяти лет лишения свободы + штраф до 40-кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового

    В особо крупном размере

    (ч. 8 ст. 204 УК РФ)

    Больше 1 млн руб.

    Штраф от 2 млн до 5 млн руб./заработная плата или иной доход за период от двух до пяти лет/от 50-кратной до 90-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет/от семи до 12 лет лишения свободы + штраф до 50-кратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового

    Особенности коммерческого подкупа как преступления

    Интересы преступников как предлагающих вознаграждение за определенное действие или бездействие лежат в сфере предпринимательской деятельности, где дополнительное стимулирование активности контрагента иногда не считается постыдным решением. Но возникают моменты, когда оно приносит реальный ущерб правам и охраняемым законом интересам других лиц, например:

    • контракт подписывают не с лучшим поставщиком, а с тем, кто дополнительно стимулировал представителя заказчика;
    • за материальное вознаграждение передается информация компании, по случайности не отнесенная к коммерческой тайне;
    • материальное вознаграждение заказчику-приемщику позволяет строить мосты или дороги с меньшим качеством, а обрушение моста грозит ущербом многим.

    Эти ситуации заставляют законодателя обращать внимание даже на незначительные случаи подкупа, грозящие и ущемлением конкуренции, и ущербом неограниченному числу граждан. Но коммерческий подкуп как преступление часто становится орудием недобросовестной конкуренции. Обвинение в нем руководителя успешной компании, даже бездоказательное, способно привести к его уголовному преследованию, а значит, и к потере компанией позиций на рынке.

    Именно это должно побуждать правоохранительные органы максимально внимательно относиться к доказыванию реального факта коммерческого подкупа, не опираясь на голословные заявления лиц, которые передали взятку и, обвинив ее получателя в вымогательстве, скрываются от ответственности. На практике суд часто принимает как данность голословные заявления, никак не подтверждающие реальность совершения преступления.

    Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

    Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

    1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
        группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
    2. эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
    3. если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
    4. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

    Понятие, общественная опасность коммерческого подкупа

    Для конкурентной борьбы хороши все средства, кроме незаконных. Предприниматели вправе использовать любые законодательно дозволенные экономические инструменты, изощряясь в их применении для обеспечения доступа к ресурсам, финансам, влиянию и другим активам, которые в итоге гарантируют увеличение прибыли – ведь в этом конечная цель бизнеса.

    Когда средства получены незаконным путем, говорят о коррупции. Смысл этого действия довольно ясен: желая получить некую выгоду, одна сторона стимулирует другую для совершения действия или, наоборот, поощряя бездействие. При этом стимуляция может быть как материальной (финансы либо другие активы), так и нематериальной (ответные действия или бездействие).

    Если неправомерное вознаграждение за действие или бездействие передается руководящему лицу (ответственным лицам), представляющим организацию, речь идет не просто о взятке, а о коммерческом подкупе.

    Термин «коммерческий подкуп» определен юридически как вид неправомерного влияния на управленческие процессы и функционирование организаций или деятельность предпринимателей. Коммерческий подкуп представляет общественную опасность. В обиходе встречаются прижившиеся слова и выражения, которым называют это явление:

    • коммерческая взятка;
    • коррупция в негосударственной сфере;
    • торговое «подмазывание»;
    • мзда.

    Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными:

    • дача денег (рублей или валюты);
    • передача в собственность ценных бумаг;
    • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
    • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
    • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
    • предоставление ему различных имущественных услуг;
    • списание кредита;
    • погашение займа, взятого получателем мзды;
    • отзыв судового иска;
    • «откаты»;
    • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;

    завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

    Данное преступление не только нарушает установленный порядок службы в коммерческих и иных организациях, причиняет им организационный, имущественный и иной вред, но и угрожает правоохраняемым интересам других хозяйствующих субъектов, общества и государства в целом, нередко предшествует совершению иных преступлений, в том числе и в публично-правовой сфере.

    Проблемы квалификации коммерческого подкупа

    По многим выявленным фактам коммерческого подкупа часто принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо выносятся постановления о прекращении уголовного дела. Т. к. одним из непреодолимых оснований, исключающих наличие состава преступления, является то, что подозреваемый, принимая деньги за оказанные услуги, не имеет умысла на корысть, т.к. использует их не для себя лично, а для нужд предприятия, в котором работает (либо которым руководит). При этом в обязательном порядке в оправдание своей невиновности он всегда предъявит сотрудникам органов полиции соответствующие платежные документы — товарные и кассовые чеки и другие документы на приобретение товаров в различных торгующих организациях.

    Для коммерческого подкупа характерно следующее:

    многоэпизодность преступных действий подозреваемого (от двух до нескольких десятков эпизодов). Об этом свидетельствует небольшое количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности по сравнению с общим количеством, регистрируемых преступлений;

    в процессе доследственной проверки возникает необходимость собрать (изъять) большое количество документов, что не всегда удается.

    Причинами тому служат – необходимость наличия у следователей специальных познаний в области экономики и гражданского права. Для квалификации преступления по данной статье необходимо изучить структуру и общие условия деятельности организации, где работает лицо, подозреваемое в совершении преступления, функциональные и должностные обязанности данного лица, определить подлинность документов, подтверждающих его противоправные действия.

    Так статья 264 Налогового кодекса РФ в ч. 1 к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относит расходы налогоплательщика, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. Не обладающий специальными познаниями следователь легко может расценить это как подкуп. Тогда как закон определяет их, как представительские расходы. Не многие сотрудники смогут в этом ориентироваться.

    Читайте также:  Вторая пенсия военным пенсионерам в 2023 году

    Кроме того, при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудники часто фиксируют преступные действия подозреваемых с нарушением требований законодательства. Так, оперативный эксперимент не проводится при совершении преступления небольшой тяжести, а при его проведении и нарушении данного требования, уголовные дела, возбужденные по материалам проверки, проведенной ненадлежащим образом или не в полном объеме, прекращаются.

    Зачастую следователи при возбуждении уголовного дела по ст. 204 УК РФ ошибочно требуют заявление или согласие руководителя коммерческой или иной организации, в котором работает подозреваемый, на возбуждение уголовного дела. При этом следствие не учитывает, что в соответствии со ст. 23 УПК РФ такого заявления не требуется, если вред причинен:

    а) интересам других организаций;

    б) интересам граждан;

    в) интересам общества;

    г) интересам государства. Интересы государства затрагиваются и тогда, когда доля акций коммерческой организации принадлежит государству. Подобные познания предположить у следователей трудно.

    Для судебной практики осуждения по ст. 204 УК РФ характерно то, что судьи при вынесении приговора действуют по следующему стереотипу:

    назначают более мягкое наказание, а, определив наказание в виде лишения свободы, назначают минимальный срок и, как правило, с применением ст. 73 УК РФ «Условное осуждение»;

    не назначают (в качестве основного или дополнительного) такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

    Необходимо отметить, что данный состав преступления является одним из самых латентных, что позволяет с полной уверенностью сказать, что ни один официальный источник не отражает реальное состояние преступности в данной сфере. Разглашение факта совершения коммерческого подкупа в форме заявления в правоохранительные органы, зачастую не выгодно самим собственникам коммерческих или иных организаций, поскольку инвестиционная привлекательность такой организации резко ухудшается.

    Во многом такое положение дел объясняется несовершенством и определенными пробелами в уголовно-процессуальном законодательстве. В частности, в рамках ст. 23 УПК РФ «Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации», где уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя организации, либо с его согласия.

    При возникновении такой ситуации собственники и руководители коммерческих и некоммерческих организаций просто не идут на контакт с правоохранительными органами. Материал проверки по факту совершения коммерческого подкупа, либо иного злоупотребления со стороны лица, выполняющего административные функции в коммерческих или иных организациях, приобретает форму материала об отказе в возбуждении уголовного дела. В данном случае необходимо согласиться с мнением Левченко П.И. и признать, что данная уголовно-правовая несправедливость требует устранения путем внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

    В июле 2016 года в главу 23 УК РФ были внесены значительные изменения, расширяющие круг общественно опасных деяний, которые могут быть признаны преступными. В частности, были добавлены ст. 204.1, 204.2 УК РФ, предусматривающие ответственность за посредничество в коммерческом подкупе и мелкий коммерческий подкуп. Введение ст. 204.1 УК РФ, так же, как и другие нововведения июля 2016 года, вызвало широкое обсуждение со стороны ученых-юристов. Действительно, данная статья имеет множество недостатков.

    К наиболее важным можно отнести:

    • Чрезмерно широкое описание посреднических действий, которые не могут раскрыть сути посредничества.

    •Более строгая наказуемость обещания или предложения посредничества (ч. 4 ст. 204.1 УК), чем самого посредничества без квалифицирующих признаков.

    Хотелось бы несколько подробнее остановиться на последнем недостатке, предусматривающем ответственность за обещание или предложение в посредничестве наказание в виде лишения свободы до 4 лет, в то время как ч. 1 ст. 204.1 (основной состав преступления посредничества) предусматривает наказание в виде лишения свободы до 2 лет. Таким образом, законодатель официально закрепляет более жесткую ответственность за обещание или предложение совершения преступного деяния, нежели чем за непосредственное его совершение.

    Другой комментарий к статье 204 УК РФ

    Статья 204 УК РФ установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:

    1) незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ);

    2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 ст. 204 УК РФ).

    Основным объектом данного преступления, как и преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, является нормальная управленческая деятельность коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным органом или учреждением. В случае если незаконное получение предмета подкупа сопряжено с вымогательством, то дополнительным объектом выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

    Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера. Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что предмет коммерческого подкупа и получения взятки не в полной мере совпадают. В первой своей части предмет коммерческого подкупа идентичен предмету получения взятки: деньги, ценные бумаги, иное имущество. А вот вторая составляющая предмета преступления несколько отличается. Предметом коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, а предмет получения взятки — выгода имущественного характера.

    Как отмечено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку . Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ не проводит разграничения между двумя рассматриваемыми понятиями, определяющими предмет получения взятки и коммерческого подкупа. Вместе с тем на практике иногда встречается позиция, согласно которой понятие оказания услуги в уголовно-правовом аспекте несколько выходит за рамки этого же понятия в гражданско-правовом плане, и, в частности, услугой считают, например, прощение невыплаченного кредита, выполнение определенной работы и т.д. И еще один момент, который, с нашей точки зрения, все же позволяет усмотреть некоторую разницу между выгодой имущественного характера и оказанием услуг имущественного характера. Дело в том, что законодатель, говоря о выгоде имущественного характера, не установил в отношении ее никаких ограничений. Примеры выгоды имущественного характера приведены выше, и их источником могут быть и законные, и незаконные действия в аспекте реализации выгоды. Так, например, уменьшение арендных платежей будет являться выгодой как в том случае, когда они уменьшены в пределах полномочий субъекта дачи взятки, т.е. законно, так и тогда, когда субъект вышел за пределы своих полномочий и осуществил уменьшение платежей незаконно.

    ———————————
    Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

    Применительно же к коммерческому подкупу ситуация обстоит несколько иным образом. Закон в качестве обязательного признака оказания услуг имущественного характера указывает на его (оказания) незаконность, что сужает понятие услуг имущественного характера по отношению к понятию выгоды имущественного характера.

    Несколько иная законодательная формулировка по сравнению с получением взятки использована и относительно такого обстоятельства, как основание осуществления передачи соответствующего предмета. При получении взятки это действие (бездействие), а равно общее покровительство или попустительство по службе. Частью 1 ст. 204 УК РФ последнее основание не предусмотрено. Но формулировка указанной нормы не исключает его, поскольку понятие «в связи с занимаемым этим лицом служебным положением» включает, с нашей точки зрения, все основания передачи предмета подкупа. Кроме того, эта формулировка достаточно объемна и с иных позиций. Определение законодателем основания передачи предмета подкупа как связи с занимаемым служебным положением и отсутствие в законе каких-либо ограничений в этом плане позволяют говорить о том, что указанная связь охватывает как совершение законных или незаконных действий (бездействия) в интересах дающего, так и общее покровительство или попустительство по службе.

    К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

    К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

    Вместе с тем необходимо отметить, что на практике встречается и более узкое толкование рассматриваемого понятия, при котором общее покровительство и попустительство не рассматриваются как основание передачи предмета подкупа.

    Таким образом, объективная сторона ч. 1 ст. 204 УК РФ состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества либо в незаконном оказании ему услуг имущественного характера.

    Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 названного Постановления, рассматривая вопрос об объективной стороне коммерческого подкупа и получения взятки, отметил, что суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило взятку или предмет коммерческого подкупа от заинтересованного лица, а последнее, естественно, передало его. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет.

    Читайте также:  Продажу полученной в наследство недвижимости предложили освободить от НДФЛ

    Подкуп будет иметь место и в том случае, если предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

    Основания передачи и, соответственно получения предмета подкупа могут быть выражены явно, открыто, а могут быть завуалированы. Например, передача денег (гонорара) за ненаписанную книгу, под видом подарка к какому-либо празднику, проигрыша в бильярд или в карты и т.п. — формы вуалирования подкупа весьма многообразны. Подкуп не может быть признан подарком ни при каких обстоятельствах, поскольку между этими понятиями имеются существенные различия. Предмет подкупа всегда передается за что-то (действие, бездействие в интересах дающего, общее покровительство попустительство), а подарок (договор дарения) в соответствии со ст. 572 ГК РФ всегда безвозмезден.

    Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части незаконного вознаграждения.

    1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

    наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

    2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

    наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

    • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    • б) за заведомо незаконные действия (бездействие);
    • в) в крупном размере, —

    наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

    наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

    5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

    наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

    6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

    наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

    • а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    • б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
    • в) совершены за незаконные действия (бездействие);
    • г) совершены в крупном размере, —

    Уголовная ответственность за подкуп

    Понятие коммерческого подкупа и меры наказания за преступление определяются статьей 204 УК РФ. Статья состоит из 8 пунктов и двух примечаний.

    В первых четырех пунктах содержится информация о мерах наказания, применяемых в отношении субъекта, незаконно осуществляющего подкуп, в следующих случаях:
    Обратите вниманиеВзятка в крупном размере определена в примечании к ст.290 УК и составляет не менее 150 тысяч рублей. Особо крупный размер взятки по ч.6 ст.290 и ч.5 ст.291 УК составляет не менее одного миллиона рублей.

    Определяющие признаки подкупа

    Для того чтобы определить, к какой категории тяжести относится совершённое преступление, следователь анализирует наличие или отсутствие квалифицирующих признаков, то есть особенностей совершения преступления, ужесточающих размер наказания:

    • Совершение коммерческого подкупа в значительном размере – согласно примечания к рассматриваемой статье Уголовного Кодекса РФ – это деньги, акции, капиталы, банковские вложения, услуги имущественного плана, материальные права, в совокупности общая сумма которых превышает двадцать пять тыс. рублей (ч. 2 ст. 204 УК РФ).
    • Описываемое противозаконное деяние совершено группой людей по заблаговременному спланированному соглашению либо организованной группой (п. «а» ч. 3 ст. 204 УК РФ). Подразумевается, что преступное деяние совершают два и более лица, и они наделены управленческими полномочиями в компании (заранее договорились о своих совместных умышленных действиях).

    Если субъекты преступного деяния не обладали административными полномочиями, их действия будут расцениваться по ч. 4 ст. 34 УК РФ как пособничество в совершении коммерческого подкупа.

    • Совершение проступка в крупном размере (п. «в» ч. 3 ст. 204 УК РФ) – когда общая оценка денежных сумм, материальных средств превышает сто пятьдесят тысяч рублей (примечание к ст. 204 УК РФ).
    • Преступление совершила группа людей по заранее разработанному плану или специально сформированной группой в особо крупном размере, который выражается в общей совокупной сумме денежных средств, стоимости капиталов и акций, иного имущества, услуг имущественного характера больше одного миллиона рублей.

    К прочим квалифицирующим факторам относятся факт совершения проступка наряду с вымогательством предмета подкупа и то же деяние (подкуп) на незаконные действия.


    Похожие записи:

    Оставить Комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *