Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безвозвратные отходы: определение и учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Этот вопрос является дискуссионным, так как некоторые эксперты утверждают, что НК РФ не устанавливает особых правил в части определения момента отражения в учете возвратных отходов, а значит, и момента уменьшения величины материальных расходов на их стоимость. Эти рассуждения приводят к мысли о том, что возвратные отходы «появляются» в учете только в тот момент, когда они отпускаются в производство (на сторону). Отсюда возникают вопросы: как составить налоговую декларацию, если материальные расходы на производство продукции в полном объеме учтены в одном отчетном (налоговом) периоде, а возвратные отходы использованы (реализованы) в другом? Как отразить в учете стоимость возвратных отходов, если в периоде их фактического использования у предприятия отсутствуют материальные затраты (величина которых по общему правилу должна быть скорректирована)?
Основные характеристики безвозвратных отходов
Производственно-сбытовая деятельность сельскохозяйственного предприятия не всегда проходит гладко. В норме часть материально-производственных запасов теряет массу и объем. Возьмем, например, транспортировку и хранение. Сырье, материалы при перевозке могут испортиться. То же самое касается процесса хранения.
В процессе производства сельхозпродукции тоже возможны потери объема и массы. Они квалифицируются как технологические потери и естественная убыль. В первом случае на сырье и материалы оказывалось физическое воздействие, во втором – нет. В бухучете технологические потери и убыль отражаются по-разному.
Безвозвратные отходы объединяет то, что их свойства меняются, отличаются от свойств исходного сырья. Также общим является невозможность использования в целях излечения экономической выгоды. Это отличает безвозвратные отходы от возвратных. То есть ни в производство, ни в переработку они не пускаются.
Что важно знать бухгалтеру о безвозвратных отходах? Они не оцениваются и не списываются со счета основного производства.
Вот мы и подошли к учетным тонкостям. Рассмотрим несколько примеров.
Когда принять к учету?
Вспомним фразу, ставшую крылатой: «Может быть, что-то в консерватории подправить?». Это как раз тот случай, когда теория не выдерживает проверки практикой. По нашему мнению, возвратные отходы следует сразу же оприходовать и оценить в момент возникновения. Аргументов несколько. Во-первых, согласно Методическим указаниям по учету МПЗ материалы в организации должны быть своевременно оприходованы (п. 48), в свою очередь, отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества (п. 111). В данный момент следует принять к учету и оценить возвратные отходы. Кстати, здесь также было бы удобнее исходить из их оценки по цене возможного использования, поскольку бухгалтер в этот момент может не располагать информацией о дальнейшей судьбе полученных отходов. Однако данный факт не должен влиять на момент принятия их к учету.
Во-вторых, наши оппоненты руководствуются в своих суждениях положениями ст. 272 НК РФ о порядке признания расходов. Так, датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов. Формально на эту дату имеются данные о полной стоимости исходного сырья, но отсутствуют данные о количестве и стоимости возвратных отходов. Однако не следует забывать о ст. 252 НК РФ и установленном в ней требовании в отношении обоснованности и документального подтверждения затрат.
Таким образом, наличие в бухгалтерском учете первичной документации о поступлении из производства возвратных отходов и методики их оценки будет косвенно опровергать экономическую обоснованность признанной в налоговом учете в полном объеме суммы материальных затрат.
Формы и документы для оформления отходов на складе
Возвратные отходы учитываются по формам и документам как готовая продукция согласно Федеральному закону от 1996 года №129, где все операции, которые производит организация, должны быть оформлены документально. По ним создаются первичные учетные документы, и ведется учет в бухгалтерии.
Сегодня известно немного форм, по которым можно рассчитать и оформить остатки для передачи на склад. Одни из распространенных:
- форма МХ-18, статья накладной для передачи в складское помещение,
- М-11 – требование-накладная,
- ТОРГ-12 и ТОРГ-13 – накладная на передачу готовой продукции, тары во внутреннее перемещение,
- МХ-4 – приходный ордер,
- МХ-5 – журнал учета поступления готовых продуктов в места хранения,
- МХ-6 – журнал учета расхода готовых продуктов в местах хранения.
Технологические потери — тоже «прибыльные» расходы
Для целей налогового учета под технологическими понимаются такие потери сырья и материалов, которые возникают при производстве или транспортировке и связаны с технологическими особенностями производственного цикла или процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками самих МПЗ. По сути, это безвозвратные отходы, возникшие из-за технологических особенностей. Они являются частью материальных расходо вподп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ .
В частности, к технологическим потерям относятся потери муки при замесе тест ап. 7.2.2. Правил, утв. Минсельхозпродом 12.07.99 , потери при передаче тепловой энерги ип. 2 Порядка, утв. Приказом Минэнерго от 30.12.2008 № 325 .
В 2012 г. Минфин выпустил Письмо, в котором разъяснил, что технологические потери вообще не требуется нормироват ьПисьмо Минфина от 21.02.2012 № 03-03-06/1/95 . Однако в 2013 г. (как, впрочем, и в 2011 г.) финансовое ведомство в своем Письме рекомендовало организациям разработать собственные нормы технологических потер ьПисьма Минфина от 05.07.2013 № 03-03-05/26008 , от 31.01.2011 № 03-03-06/1/39 . Налоговики же более настойчивы: они считают, что если организация не разработала собственные нормативы, то все ее технологические потери не обоснованны и их нельзя учесть при расчете налога на прибыл ьПисьмо УФНС по г. Москве от 21.02.2012 № 16-15/014825@ . Такие нормативы могут быть установлены, к примеру, технологической картой или сметой технологического процесса. При утверждении собственных нормативов технологических потерь рекомендуется использовать отраслевые нормативные акты, в которых установлены лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.
Например, если организация закупает свежую рыбу, разделывает ее и затем продает, при составлении технологических карт логично ориентироваться на Нормы отходов, потерь, выхода разделанной рыбы на все виды обработки (кроме консервов и пресерво в)приложение № 1 к Единым нормам, утв. Государственным комитетом России по рыболовству 29.04.2002 . Если установленные организацией нормативы не будут существенно отличаться от утвержденных отраслевых норм, то у проверяющих не будет претензий к обоснованности расходов и величине самих технологических потерь.
Кроме того, такие нормативы нужны и самой организации: они используются для производственного учета с целью контроля за сохранностью имущества организации (на некоторых производствах слишком большой норматив может подтолкнуть рабочих взять «лишнее» себе).
Промышленные отходы: бухгалтерский и налоговый учет
### Организация использует счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и признает отклонения между нормативной и фактической себестоимостью готовой продукции расходами периода. По какой стоимости организация отражает остатки готовой продукции в бухгалтерском балансе:
- по фактической себестоимости
- > по нормативной (плановой) себестоимости
- по продажным ценам
### Отгруженная готовая продукция, выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, списывается с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета:
- 90 «Продажи»
- > 45 «Товары отгруженные»
- 91 «Прочие доходы и расходы»
### По дебету счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» отражается:
- > фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг
- плановая себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг
- нормативная себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг
### Недостача готовой продукции сверх величин (норм) убыли (если виновник не установлен или во взыскании отказано судом) списывается:
- > Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
- Д-т 26 «Общехозяйственные расходы» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
- Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
### Готовая продукция (товары), переданная другим организациям на комиссионных началах, отражается в бухгалтерском учете комитента следующей записью:
- Д-т 90 К-т 41,43
- Д-т 91 К-т 41,43
- > Д-т 45 К-т 43 (41)
1. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.
В соответствии с п. 7 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности включают:
Расходы, связанные с приобретением МПЗ;
Расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) МПЗ для целей производства продукции и ее продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.
Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода и оформляются лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. При этом нормы расхода материалов на единицу продукции рассчитываются с учетом всех потерь, возникающих в процессе ее изготовления. Поэтому безвозвратные отходы не подлежат отдельной стоимостной оценке в бухгалтерском учете.
Это подтверждено, в частности, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2008 N 13АП-11104/2007. Здесь же судьи указали, что Положение о составе затрат не содержит правил признания технологических потерь, которые не являются возвратными отходами, а квалифицируются как безвозвратные потери, обусловленные технологическими особенностями производства. Такие потери неизбежно встречаются в литейном, термическом, сталеплавильном, прокатном, трубном, оптико-электронном, химическом и иных производствах. Исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки налогоплательщик определяет норматив образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный норматив на предприятии может быть установлен, в частности, технологической картой, сметой технологического процесса или иным аналогичным документом, которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы. Вышеназванные документы разрабатываются специалистами предприятия, контролирующими технологический процесс (например, технологами) и утверждаются уполномоченными руководством предприятия лицами (например, главным технологом или главным инженером). Чтобы установить нормативы образования технологических отходов, используются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса. При этом необходимость составления технологической карты, сметы технологического процесса или иного аналогичного документа обусловливается особенностью технологического процесса.
Таким образом, суммы безвозвратных отходов отдельно на счетах бухгалтерского учета не отражаются. Их величина должна быть учтена в нормах расхода сырья, списываемого в производство.
Датой признания расходов в бухгалтерском учете будет момент передачи сырья в производство (п.п. 16, 18 ПБУ 10/99).
Сумма безвозвратных отходов учитывается в стоимости переданного в обработку сырья и отражается в учете следующей записью (независимо от того передаются ли они давальцу):
Дебет 20 Кредит 10
Передано сырье в производство.
2. Ранее было отмечено, что суммы безвозвратных отходов отдельно на счетах бухгалтерского учета не отражаются, а учитываются в нормах расхода сырья, списываемого в производство. Вместе с тем, если условиями договора предусмотрена передача давальцу безвозвратных отходов для их утилизации, то давальцу необходимо учитывать следующее.
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций , утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.
В то же время, как указано выше, безвозвратные отходы оценке не подлежат и в упомянутом постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 N 13АП-1248/2006 (правда, применительно к переработчику сырья) также сказано, что безвозвратные потери не подлежат оценке, следовательно, их учет по счету 10 Плана счетов бухгалтерского учета не предусмотрен.
Полагаем, что учет полученных безвозвратных отходов можно вести в количественном выражении (например, для нефтехимической отрасли это прямо предусмотрено п. 3.14 Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях (утверждена приказом Минтопэнерго РФ от 17.11.1998 N 371)).
При этом Инструкцией определено, что в том числе для обобщения информации о наличии и движении условных прав, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями предназначены забалансовые счета.
Полагаем, что при получении от переработчика безвозвратных отходов и принятии их к складскому учету давалец вправе в целях надлежащего контроля за ними отразить фактическое получение отходов на забалансовом счете в количественном выражении (утвердив такой порядок в учетной политике). При этом в учете давальца могут быть сделаны записи:
Дебет 015 «Безвозвратные отходы»
Отражено поступление безвозвратных отходов, подлежащих утилизации;
Кредит 015 «Безвозвратные отходы»
Безвозвратные отходы утилизированы.
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе
Любое предприятие мечтало бы о том, чтобы производство было безотходным, но это невозможно по объективным причинам. Предприниматели стремятся минимизировать отходы, одним из путей является повторное использование или реализация некоторых ресурсов. Поэтому для бухгалтерии актуален вопрос учета и оценки таких отходов.
Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета возвратных отходов производства.
Законодательное регулирование
Основной закон, который регулирует учет отходов – это вышеупомянутый ФЗ от 24.06.98 № 89 «Об отходах производства». Статья 19 этого закона, четко указывает, какие отходы подлежат учету, и дает инструкции по работе с этими отходами.
Основные положения статьи 19:
- Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в областях, связанных с отходами производства и потребления, обязаны в установленном законом порядке вести учет отходов. Учету подвергаются образовавшиеся, утилизированные, переданные третьим лицам, а также обезвреженные отходы. Инструкция по учету устанавливается территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти. Порядок и правила статистического учета установлены федеральным органом статистического учета.
- Порядки и сроки предоставления отчетности регулируются федеральным органом статистического учета. Статистику обязаны предоставлять индивидуальные предприниматели и юридические лица.
- Хранение и обеспечение безопасности при работе с отходами высоких классов опасности – задача собственников, юр. лиц и предпринимателей.
- Утилизация производится за счет собственника.
Об учете безвозвратных отходов
Безвозвратные отходы никоим образом не могут быть проданы или повторно использованы. Это отходы, которые полностью утратили свойства исходного сырья. По сути, это технологические потери предприятия. Их не нужно отражать в бухгалтерских документах. Но важно учитывать их в нормах расхода материалов. Причем норматив образования отходов для каждого этапа производства определяется самим предприятием. Эти нормативы необходимо отражать в системе технологического учета, указывать в технологической карте и иной внутренней документации. Такая система позволяет контролировать образование безвозвратных отходов. При их утилизации все затраты оплачивает собственник. Затраты средств на утилизацию относят к издержкам производства.
Нормативы оплаты утилизации и хранения отражены в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Коэффициент может изменяться каждый год. Согласно этому постановлению, чем выше класс опасности, тем больше средств должен затратить собственник. Все нормативы указаны за единицу объема. Там же указана инструкция о порядке оплаты.
Отходы электрического и электронного оборудования
К отходам электрического и электронного оборудования (далее — ОЭЭО) относятся все отслужившие свой срок устройства, чья работа зависит от электрического тока и/или электромагнитного поля.
К электронным отходам относятся, в том числе печатные платы, которые благодаря высокой концентрации токсичных веществ являются очень опасными. Подобные отходы без должной утилизации негативно воздействуют на экосистему, как биотическую, так и на абиотическую ее части. Наличие разнообразных высокотоксичных материалов и тяжелых металлов делает захоронение на свалке или простое сжигание таких отходов неприемлемым.
Кроме того, что электронные отходы представляют собой большую опасность для окружающей среды, при производстве электронного оборудования используется значительное количество золота, серебра, палладия и других ценных редкоземельных металлов. Концентрация этих металлов в печатных платах более, чем в десять раз превышает их концентрацию в руде. Вместе с тем, переработка печатных плат представляет собой технологически сложный процесс из-за неоднородности материалов и применяемых компонентов.
Объем утилизации ОЭЭО в Московской области, по информации, представленной Ассоциацией переработчиков отходов электронного и электротехнического оборудования, составляет 60 тыс. тонн, из которых около 15-20 тыс. тонн собирается и утилизируется перерабатывающими компаниями. Менее 25% вывозится по договорам на утилизацию, более 70% без оформления каких-либо документов. До 5 тыс. т собирается в рамках промокампаний торговых сетей по обмену старой техники на новую.
Целевой показатель по накоплению ОЭЭО в Московской области в течение трех-четырех лет уровня накопления ОЭЭО составляет 1 кг в год. В ЕС уровень накопления на душу населения в размере 4 кг был установлен на 10й год после начала реализации соответствующей директивы. В Беларуси по итогам 2020 года (через 3 года после введения расширенной ответственности производителя) удалось обеспечить накопление и утилизацию в размере 1 кг на душу населения.
В области действуют 8 компаний, занятых переработкой ОЭЭО. Мощности данных предприятий недозагружены (Таблица 13).
Таблица 13. Предприятия-переработчики ОЭЭО
№ п/п | Наименование организации | Адрес |
1 | ООО «Элиос» (член АПЭТ) | Подольский район, г. Климовск, ул. Ленина дом 1 |
2 | ЗАО «ПЕТРОМАКС» (член АПЭТ) | г. Лобня, Индустриальная ул., 9 |
3 | ООО «УКО» (член АПЭТ) | г.о. Дмитровский, п.Деденево, Московское шоссе, д.1 а г.о. Дмитровский, г.п.Икша в районе села Белый Раст |
4 | ООО «Московская утилизирующая компания» | г. Химки, ул. Лавочкина, д. 13, кор. 2, |
5 | ООО «Комбинат экологического обслуживания | Люберецкий район, д. Машково, тупик Промзона Кореневский, д. 2 |
6 | ООО «ФПК-сервис» | г.Химки, ул.Лавочкина, д.13, корп.2 |
7 | ООО «Экотранс» | г. Коломна, ул. Ватутина д. 1/40 |
8 | ООО «Первый Экологический Сервис» | г. Химки, ул. Горшина, д. 6, корп. 2, пом. 38 |
Нормативы технологических потерь
Нормативы технологических потерь для каждого конкретного вида сырья и материалов организация может разработать самостоятельно. Сделать это могут специалисты организации, контролирующие технологический процесс (например, технологи). Разработанные нормативы нужно закрепить технологическими картами, сметами технологического процесса или другими аналогичными документами. Утвердить их должны лица, уполномоченные руководством организации (например, главный технолог или главный инженер). Если организация не может своими силами определить лимит потерь, то она вправе воспользоваться отраслевыми нормативными актами, государственными стандартами или информацией компетентных организаций. Например, в электроэнергетике расчет и перераспределение технологических потерь между участниками оптового рынка производит оператор АО «АТС». Сам же размер нормативов технологических потерь определяет Минэнерго России.
Фактические потери сырья и материалов организация должна подтвердить первичными документами (например, при перевозке это могут быть отчет транспортной компании, договор, товарно-транспортная накладная). Такая точка зрения подтверждается письмами Минфина России от 5 июля 2013 г. № 03-03-05/26008, от 31 января 2011 г. № 03-03-06/1/39, от 1 октября 2009 г. № 03-03-06/1/634, от 21 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/687, от 29 августа 2007 г. № 03-03-06/1/606, от 14 августа 2007 г. № 03-03-05/218, от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/289.
Совет: если организация разрабатывает нормативы самостоятельно, учитывайте при этом качество поступающих материалов (например, степень засоренности) или степень изношенности оборудования (например, нормативы по одному и тому же виду материалов, обрабатываемых на разном оборудовании, могут отличаться). Правильно рассчитанные нормативы будут минимизировать сверхнормативные потери, которые необходимо дополнительно обосновывать.
Возвратные отходы в бухгалтерском учете
Отходы производства образуются в результате переработки сырья и материалов в готовую продукцию. Остатки от сырья и материалов, которые полностью или частично потеряли свои свойства, и называются отходами. Отходы могут быть безвозвратными и возвратными. Первые из них не могут быть использованы предприятием повторно из-за технологических особенностей, а также не могут привлечь покупателя. Они утилизируются и никак не отражаются в учете.
Возвратные отходы (далее — ВО), наоборот, могут быть либо использованы второй раз как сырье для основного производства, либо для вспомогательного производства, либо проданы третьим лицам. Примерами ВО могут быть молочная сыворотка при производстве творога, опилки в лесоперерабатывающей промышленности, металлолом в производстве металлоконструкций, шелуха подсолнечника при производстве растительного масла и т. д.
Учет ВО регламентируется п. 111 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. При сдаче отходов из производства на склад или при перемещении их в другой цех оформляется накладная на внутреннее перемещение материалов (п. 57, 111 Методических указаний). Можно использовать для этих целей унифицированную форму М-11, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а, либо разработать такой первичный документ самостоятельно. Процесс сбора и передачи отходов описывается во внутренних положениях. Для контроля за их сохранностью необходимо организовать аналитический учет ВО по их видам, местам хранения. ВО приходуются по ценам, сложившимся на эти отходы на рынке, то есть по цене возможного использования или продажи, проводкой Дт 10 Кт 20, 23, 29. Таким образом, вновь поставленные на 10 счет материалы-отходы уменьшают стоимость материалов, которые переданы в производство. Отметим также, что планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, для отходов предусмотрен отдельный субсчет 6 «Прочие материалы».
Учет возвратных отходов
Наше предприятие производит полиэтиленовую упаковку, возникают отходы, которые мы частично продаем, частично отдаем в переработку на вторичную полиэтиленовую гранулу, которую используем в своем производстве. Как правильно отразить в учете все эти операции?
Бухгалтерский учет
В процессе производства продукции (выполнения работ) образуются отходы
.
П. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов
, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н, установлено, что
отходы, образующиеся в подразделениях
организации, собираются в установленном порядке и
сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества
.
Стоимость отходов определяется
организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть
по цене возможного использования или продажи
).
Применение контрольно-кассовой техники
При осуществлении деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов, есть один нюанс, на который необходимо обратить внимание. Речь идет о требованиях Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон №54-ФЗ).
В пункте 3 статьи 2 вышеназванного Федерального закона №54-ФЗ, перечислены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ). В перечне таких случаев содержится прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.
Иначе говоря, Федеральный закон №54-ФЗ содержит прямое требование от субъекта предпринимательства при осуществлении наличных расчетов о применении ККТ. В данном случае у многих фирм и индивидуальных предпринимателей возникает вопрос, как может ими применяться ККТ, ведь деньги за полученный металлолом они отдают сдатчику, а не получают. Тем не менее, несмотря на всю абсурдность данного требования, налоговики требуют обязательного применения ККТ. Доказательством могут служить письма налогового ведомства, в частности: Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее — МНС Российской Федерации) от 9 апреля 2004 года №33-0-11/281 «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома», Письмо МНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №33-0-14/684@ «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома» и Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2005 года №22-3-11/868@ «О применении контрольно-кассовой техники». Справедливости ради заметим, что все перечисленные документы не являются документами нормативного характера, однако легче от этого не становится. Ведь мало того, что такая точка зрения сформировалась у «налоговиков», судебная практика подтверждает, что и суды занимают аналогичную позицию. В качестве примера приведем Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 января 2006 года по делу №А29-6238/2005А, Постановление ФАС Поволжского округа от 23 марта 2006 года по делу №А72-3632/05-23/250, Постановление ФАС Поволжского округа от 5 июля 2005 года по делу №А65-22920/04-СА1-36, Постановление ФАС Уральского округа от 26 июля 2005 года по делу №Ф09-3106/05-С7 и даже Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04. В нем, в частности указано, что:
«административная ответственность, предусмотренная статей 14.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает независимо от того, в каком качестве выступает организация (предприниматель), осуществляющая наличные денежные расчеты».
Заметим, что решение весьма оригинальное.
На наш взгляд, сфера применения Федерального закона №54-ФЗ — это осуществление наличных расчетов между субъектами гражданского права, осуществляемых при продаже товаров (работ, услуг), а не при их покупке. Доказательством служит пункт 1 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ:
«Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
То есть, сам закон ограничивает сферу своей деятельности, и пункт 3 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ не может ее расширить.
Фискальные же органы твердо стоят на своем: ККТ — обязательно! Хорошо хоть, что они при этом, в своих размышлениях, не идут еще дальше, а то вообще можно было бы прием металлолома рассматривать как оказание услуг.
Прием металлолома с оплатой его стоимости, по своей природе, является договором купли-продажи, регулируемым статьей 454 ГК РФ, а не чем-то иным. И если налоговые органы требуют применение ККТ, то по логике такой чек должен выдать именно продавец товара (физическое лицо), а не кто-то иной. Но Федеральный закон №54-ФЗ такого требования к физическим лицам не предъявляет.
Заметим, что проблема металлолома не является новой, о чем свидетельствует Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624, в котором судебное решение было вынесено в пользу налогоплательщика. То есть суд признал недействующим подпункт «м» пункта 2 перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин». Напомним, что до вступления в силу Федерального закона №54-ФЗ, случаи, когда организации и учреждения могли осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККТ, были перечислены именно в этом перечне. И в подпункте «м» пункта 2 указано, что организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин в части осуществления приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома).
Несмотря на всю логику, ситуация такая, что налогоплательщику придется использовать ККТ. Ведь отсутствие ККТ приведет к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что с нашей точки зрения так же неправомерно, (обратите внимание на название статьи):
«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».
Если же субъект хозяйственной деятельности решит обратиться в суд, то еще неизвестно, какое решение по этому поводу примет Ваш судебный орган. Будет ли он ориентироваться на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624 или же на Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04.
Теперь коснемся бланков строгой отчетности. Могут ли организации, принимающие металлолом, их использовать?
В качестве бланка строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров используется форма №БСО-11 «Квитанция», утвержденная Письмом Минфина Российской Федерации от 11 апреля 1997 года №16-00-27-14 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» (далее — Письмо №16-00-27-14). Код данной формы по ОКУД 0712611.
Квитанция состоит из двух разделов, непосредственно квитанции и корешка квитанции. В каждой из частей указывается наименование организации, принимающей вторсырье и ее адрес, серия и номер квитанции, номер приемного пункта.
О сдатчике вторсырья в квитанцию заносятся его фамилия, имя и отчество. В том случае, если сдается цветной металлолом, то в специально отведенные строки вписываются данные паспорта сдатчика.
Источниками образования вторичного сырья могут быть:
- возвратные отходы от материалов, используемых в процессе производства (например, в деревообрабатывающей промышленности — стружка, в швейном производстве — обрезки ткани, в металлургии — металлолом и т.д.);
- безвозвратные отходы (технологические потери), дальнейшее использование которых при производстве продукции невозможно (бракованная продукция, материалы, полученные при демонтаже объектов основных средств, готовая продукция, не реализованная в течение гарантийного срока эксплуатации).
Не являются возвратными отходами остатки МПЗ, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.
В случае последующего использования отходов на изготовление изделий (деталей и т.д.) их отпуск в производство оформляется выпиской требований-накладных.
Возвратные отходы принимаются к учету по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 6 «Прочие материалы», и кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т.д.
На субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение: отходов производства (обрубков, обрезков, стружки и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолома, утильсырья); изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо» (пример 2).
Пример 2. Предположим, что полученные в июле 2012 г. возвратные отходы предназначены для продажи. Исходя из рыночной цены на подобное сырье отходы оценены в 28 000 руб. и реализованы в октябре 2012 г. за 30 000 руб. (без учета НДС).
Реализация возвратных отходов отражена в табл. 2.
Таблица 2
Корреспонденция счетов (субсчетов) | Сумма, руб. | ||
Д-т | К-т | ||
На дату выявления возвратных отходов (в июле 2012 г.) | |||
Снижена сумма расходов на основное производство на рыночную стоимость возвратных отходов | 10, субсч. «Возвратные отходы» | 20 | 28 000 |
На дату реализации возвратных отходов (в октябре 2012 г.) | |||
Отражена выручка от реализации возвратных отходов | 62 | 91-1 | 35 400 ((30 000 + 30 000) x 18%) |
Отражена стоимость проданных отходов | 91-2 | 10, субсч. «Возвратные отходы» | 28 000 |
Начислен НДС с реализации | 91-2 | 68-НДС | 5 400 (30 000 x 18%) |
Налоговый учет реализации возвратных отходов представлен в табл. 3.
Не относятся к возвратным отходам остатки товарно – материальных ценностей, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
п. 6 ст. 254 НК РФ.
Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право. — М.: СБИ . С. М. Джаарбеков . 2001 .
1. Договор на переработку давальческого сырья, по сути, является разновидностью договора подряда, поэтому взаимоотношения сторон (заказчика (собственника материалов, давальца) и переработчика) регулируются гл. 37 ГК РФ.
При этом право собственности на продукцию, изготовленную из давальческого сырья, возникает не у переработчика, а у заказчика (п. 1 ст. 220, п. 2 ст. 703 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 220 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу.
Переработчик, в свою очередь, несет ответственность за сохранность как полученных материалов, так и готовой продукции до момента сдачи ее заказчику (ст. 714 ГК РФ).
Для правильного построения бухгалтерского учета операций договор подряда с использованием давальческого сырья должен содержать, помимо общих положений, условия, обеспечивающие возможность контроля расходования материалов на изготовление изделий, нормы выхода готовой продукции и отходов, порядок использования возвратных отходов и утилизации безвозвратных отходов, а также порядок передачи готовой продукции заказчику.
Кроме того, неотъемлемой частью договора на переработку давальческого сырья должна стать калькуляция, подтверждающая количество материала, расходуемого на единицу (партию) изготавливаемой продукции.
Поскольку в силу п. 1 ст. 220, п. 2 ст. 703 ГК РФ право собственности на продукцию, изготовленную из давальческого сырья, также принадлежит давальцу, возврат готовой продукции (а также и возврат отходов) от исполнителя работ осуществляется на основании отчета об израсходовании материала (расходовании давальческого сырья) (п. 1 ст. 713 ГК РФ).
Отчет о расходовании может содержать следующие сведения:
- наименование и количество поступивших и использованных в производстве материалов;
- результат обработки (переработки);
- данные о полученных отходах;
- данные об утилизации безвозвратных отходов, если по условиям договора они не возвращаются давальцу, а утилизируются переработчиком.