Неправомерное использование инсайдерской информации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неправомерное использование инсайдерской информации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В документе отмечается, что предоставление сотрудникам ЦБ права беспрепятственного доступа в помещения проверяемых организаций и их компьютерам фактически означает наделение Банка России полномочиями правоохранительного органа. При этом законопроект не содержит положений о введении каких-либо форм судебного контроля за изъятием документов и информации в ходе проводимых проверок. Используя новые права, предусмотренные законопроектом, сотрудники ЦБ получат по факту неограниченный доступ к коммерческой и служебной тайнам, а также персональным данным. При этом по российскому законодательству даже сотрудники правоохранительных органов не могут получить доступ к таким сведениям без предварительного получения судебного решения.

Комментарии к ст. 185.6 УК РФ

1. Предмет преступления — инсайдерская информация, т.е. точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

2. Объективная сторона характеризуется использованием инсайдерской информации для:

а) осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица. Под указанными операциями понимается совершение сделок и иных действий, направленных на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений);

б) дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо в виде дохода или избежания убытков в крупном размере.

Крупным ущербом, доходом и убытками в крупном размере признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей 2,5 млн. руб.

3. Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, неправомерно использующее имеющуюся у него на законных основаниях инсайдерскую информацию (инсайдер). К инсайдерам относятся:

1) эмитенты и управляющие компании;

2) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;

3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации указанных выше лиц на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;

6) лица, которые владеют не менее чем 25% голосов в высшем органе управления лиц, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;

7) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, управляющих организаций;

8) лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);

9) федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России;

10) имеющие доступ к инсайдерской информации руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, выборные должностные лица местного самоуправления, государственные служащие и муниципальные служащие указанных выше органов, работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, работники органов управления государственных внебюджетных фондов, служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета;

11) информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации лиц, органов и организаций, Банка России;

12) лица, осуществляющие присвоение рейтингов лицам, а также ценным бумагам;

13) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами.

Частью 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за неправомерную передачу инсайдерской информации другому лицу, повлекшую последствия в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо сопряженную с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере.

Кроме того, в соответствии с действующим законом об инсайде, отнесение информации к инсайдерской обязывает эмитента раскрывать ее на сайте. Предусмотренное законопроектом делегирование Банку России новых полномочий, которые позволят регулятору относить к инсайдерской информации некоторые сведения, может навредить копаниям.

Например, ЦБ может признать инсайдерской и соответственно обязать раскрыть информацию, которая в условиях санкций со стороны США и ЕС может быть использована для усиления санкционного давления. Поправки противоречат закону, ограничивающему раскрытие корпоративных данных, которые могут быть использованы для ужесточения санкций.

Шохин просит учесть позицию РСПП в работе над законопроектом.

1. Витвицкая С. Уголовно-правовые средства охраны рынка ценных бумаг / С. Витвицкая // Уголовное право. 2007. N 4. С. 19 — 23.

2. Гладких В.И. Уголовно-правовая квалификация неправомерного использования инсайдерской информации / В.И. Гладких // Вестник Университета (ГУУ). 2014. N 16. С. 159 — 162.

3. Дашкова Г.Г. Уголовно-правовое обеспечение рынка ценных бумаг: Дис. … канд. юрид. наук / Г.Г. Дашкова. М., 2006. 187 с.

4. Долотов Р.О. Проблемы привлечения лиц к уголовной ответственности за манипулирование рынком / Р.О. Долотов // Адвокат. 2016. N 3. С. 64 — 72.

5. Токаренко В.Н. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями, совершаемыми на рынке ценных бумаг: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.Н. Токаренко. М., 2003. 212 с.

Читайте также:  Отдельные платёжные поручения по налогам в 2023 году: ответ ФНС

6. Тюнин В.И. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах / В.И. Тюнин // Юрист. 2003. N 1. С. 39 — 41.

Какие меры ответственности могут быть применены к сотрудникам банка при нарушении им 224 фз

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6, 7, 7.2, 7.3 и 7.5 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего контрольного (надзорного) органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия контрольного (надзорного) органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год.

(часть вторая введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 32-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 165-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении адвокатов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном кодексом профессиональной этики адвоката. Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении нотариусов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Инсайдерские сделки как следствие неправомерного использования служебной информации на рынке ценных бумаг

Одним из главных условий справедливого ценообразования на рынке ценных бумаг является равный доступ участников рынка к финансовой информации. Это способствует большему доверию к рынку со стороны его участников. Любая информация считается инсайдерской, если она недоступна общественности, относится к очень существенным факторам деятельности компании, и ее опубликование могло бы значительно повлиять на изменение курса ценных бумаг на рынке. Данные еще неопубликованной финансовой отчетности, смена руководства, слияние с другой компанией — наиболее распространенные примеры инсайдерской информации. Носителями и пользователями инсайдерской информации являются инсайдеры — лица, имеющие доступ к служебной информации или непосредственно связанные с компанией-эмитентом, способные использовать закрытые от публики сведения для совершения спекулятивных сделок с ценными бумагами компании. К инсайдерам обычно относятся:

  • лица, являющиеся членами органа управления компании-эмитента либо связанного с этой компанией профессионального участника рынка ценных бумаг;
  • аудиторы компании-эмитента либо профессионального участника рынка ценных бумаг;
  • служащие госорганов, имеющие доступ к служебной информации компании-эмитента в силу служебных полномочий.

В качестве инсайдера в зависимости от специфики законодательства какой- либо конкретной страны могут выступать акционеры, различные директоры, управленческий персонал, а также родственники всех вышеуказанных лиц. Последних обычно называют вторичными инсайдерами. В частности, согласно статье 4 федерального закона . «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к инсайдерам в России принято относить:

  • эмитентов и управляющие компании;
  • организаторов торговли, различные клиринговые организации, депозитарии и кредитные организации, которые занимаются осуществлением расчетов по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг, получивших инсайдерскую информацию от клиентов;
  • членов совета директоров, членов коллегиального исполнительного органа, членов ревизионной комиссии юридических лиц;
  • органов исполнительной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, имеющих право размещать временно свободные денежные средства в финансовые инструменты, Банк России;
  • информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление вышеуказанных лиц и другие.

Опыт борьбы с манипулятивными сделками

Манипулирование на финансовом рынке нарушает принципы свободной торговли ценными бумагами, справедливый механизм ценообразования, не позволяет добросовестным инвесторам квалифицированно принимать решения и тем самым наносит им ущерб, подрывая основы существования важнейшей составляющей всей рыночной экономики. Именно поэтому в развитых странах действует целая система законодательных мер для борьбы с инсайдерскими сделками и манипулированием на финансовых рынках, которые рассматриваются в качестве серьезных правонарушений.

Инсайдерские сделки и сделки, имеющие признаки манипулирования ценами на рынке, преследуют одни и те же цели: извлечение материальной или иной выгоды с использованием незаконных способов, поэтому регулирование этих вопросов (выявление недобросовестных сделок и установление наказания за них) осуществляется едиными методами и рассматривается в одном пакете законодательных актов.

Причем, если по вопросу о необходимости государственного вмешательства в деятельность финансовых рынков существуют различные мнения и позиции, то по вопросу о необходимости жестко пресекать мошенничество на финансовых рынках, все единодушны.

Помимо законодательства важную роль в борьбе с манипулированием и инсайдом играют саморегулируемые финансовые организации — биржи и другие саморегулируемые организации, внутренние правила которых также содержат запреты на мошеннические действия и предусматривают меры дисциплинарного воздействия.

В большинстве развитых стран и, прежде всего стран с англосаксонской моделью развития, исторически регулирование фондовых сделок осуществлялось самими биржами, которые рассматривались как конкурентные рынки. Однако уже в начале XX в. стало ясно, что биржевое регулирование правил игры самими профучастниками никак не защищает интересы инвесторов. Манипуляции с ценами и иные финансовые махинации становились распространенной практикой и приняли особенно широкий размах в период экономического бума и роста рынка акций в начале XX в. Однако законодательные акты, запрещающие манипулирование на рынке ценных бумаг, были приняты только в 30-е гг. в США, где и получили наиболее полное развитие.

Впервые в мировой истории появились законы (1933 и 1934 гг.), поставившие во главу угла принцип защиты инвесторов от недобросовестных рыночных практик и обеспечение свободы ценообразования на рынке ценных бумаг. В настоящее время в большинстве развитых и развивающихся стран существует законодательный запрет на осуществление недобросовестных сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. Причем по мере развития финансовых рынков совершенствуется и регулирующее их законодательство. Предметом регулирования являются уже не только ликвидные ценные бумаги, торгуемые на организованных рынках, как это было вначале, а, например, «финансовые инструменты», как сформулировано в Директивах ЕС, или «инвестиции», как в законодательстве Великобритании, которые включают также валютные сделки, товарные фьючерсы и некоторые другие виды деривативов. Европейское сообщество разработало специальное законодательство, направленное на противодействие недобросовестной рыночной практике (market abuse), при том, что в большинстве стран эти вопросы рассматриваются в различных законодательных актах о ценных бумагах и финансовой деятельности.

Читайте также:  Документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации

Первый государственный орган надзора также был создан в США в 30-е гг. — Комиссия по ценным бумагам и биржам — Securities and Exchange Commission (SEC). Впоследствии этот путь прошли и другие страны. Следует, однако, подчеркнуть, что вплоть до 80-х гг. XX в. далеко не во всех развитых, не говоря уже о развивающихся, странах, существовал столь проработанный и эффективный законодательный механизм, как в США. Только начиная с 90-х гг. в условиях бурного роста финансовых рынков процесс этот активизировался, и немаловажную роль в этом сыграла Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

Международный опыт свидетельствует, что создание законодательной базы для борьбы с манипулятивными сделками — важное, но не единственное условие успешности этой борьбы. Как справедливо отметил один из директоров SEC в своем выступлении на ежегодной конференции IOSCO в Сеуле (Южная Корея): «… просто хороших законов и регулирований недостаточно, если не будет обеспечено правоприменение этих законов и стандартов». Данное положение теперь также стало аксиомой для большинства развитых и развивающихся рынков, но степень его реализации по-прежнему неодинакова. Наибольшими полномочиями обладает SEC в США, которая фактически является силовой структурой и имеет право требовать необходимую ей информацию, вызывать свидетелей, проводить собственные расследования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа, т. е. сама не может налагать уголовные санкции, для этого привлекаются судебные органы и специальные службы. Финансовый мегарегулятор Германии — Федеральная служба по регулированию финансовых рынков — BaFin согласно закону 2002 г. также наделена большими полномочиями для эффективного надзора и применения санкций.

В большинстве стран санкции, применяемые к нарушителям антиманипулятивного законодательства и правил поведения, принятых саморегулируемыми организациями, включают в себя:

  • административные случаи — указы о прекращении деятельности, отзыв лицензий, временное отстранение или условная выдача разрешения на деятельность лица, отстранение профучастника от ведения дел на рынках, регулируемых комиссией; наложение штрафов, которые могут составлять очень значительные суммы; возмещение убытков клиентам, непосредственно пострадавшим от манипулятивной сделки;
  • гражданские судебные процедуры, приводящие к денежным выплатам, таким, как возмещение убытков, денежным штрафам и др. уголовные санкции, которые могут предусматривать либо штраф, либо тюремное заключение.

Правоприменение, в свою очередь, базируется на осуществлении постоянного и всеобъемлющего надзора и контроля за операциями непосредственно на фондовых рынках с целью выявления манипулятивных сделок. Такой надзор­мониторинг осуществляется комиссиями по ценным бумагам главным образом через посредство бирж, в каждой из которых имеется собственный департамент надзора, осуществляющий мониторинг в ежедневном режиме онлайн и по завершении торговли с применением самых современных автоматизированных систем.

Инсайдерская информация — что это такое по сути

По сути такое понятие, как инсайдерская информация, подразумевает данные, которыми владеют только члены компании. Обычно это информация, которая может повлечь за собой различные колебания на рынке ценных бумаг, а также прочие нестабильные явления на рынке форекс. Это могут быть данные о предполагаемой смене руководства или продаже акций в крупных объемах.

Вся эта информация столь ценна по той причине, что ее разглашение предполагает значительное колебание цен на акции на форекс.

Этот перечень данных доступен зачастую очень малому кругу лиц, поэтому доступ к этим сведениям широкого круга лиц является крайне нецелесообразным. Подобные действия могут привести к необоснованному падению цен на акции на рынке, а также спровоцировать панику непосредственно в компании, тем самым доведя дела вплоть до банкротства.

Форекс очень чувствителен к подобным изменениям ситуации на рынке и поэтому даже малейшие колебания могут спровоцировать существенные изменения настроений и котировок. Даже объявление о планах в личной жизни руководства компании или обнародование нескольких цифр отчета могут спровоцировать настоящий ажиотаж. По этой причине вся информация строго охраняется от общего доступа к ней.

Основные понятия инсайда.

Человек, который владеет такой информацией, называется инсайдером. Инсайдер – это лицо, владеющее секретными данными, которые важны для финансового состояния и репутации компании.

Есть категория людей, которые называются инсайдерами, они не могут неправомерно использовать доступную им информацию. К таким людям относят:

  • управляющих компаний, эмитентов;
  • клиринговые компании, страховые компании;
  • люди, работающие на рынке ценных бумаг, которые имеют доступ к инсайду других людей;
  • руководство фирмы, директора, члены совета директоров, управляющие, главные бухгалтера;
  • агентства – рейтинговые, информационные;
  • аудиторы, люди, проводящие оценку;
  • физические лица, у которых есть доступ к инсайду.

Инсайдеры раньше всех знают секреты фирм и компаний. Эта информация очень ценная и поэтому может искушать инсайдеров использовать её в личных целях.

Примеров инсайдерской информации очень много. К примеру, информация о смене руководства или новость о финансовых успехах или потерях компании и другие.

К инсайдерской информации органов и организаций относится:

  1. информация о принятых ими решениях об итогах торгов (тендеров);
  2. информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;
  3. информация о принятых решениях в отношении лиц о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;
  4. информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 — 13 статьи 4 Федерального закона, а также о применении к указанным лицам иных санкций;
  5. иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами.

Опасности использования инсайдов

Важно понимать, что использование инсайдерской информации не обязательно влечет за собой крупный заработок на бирже. Инсайды нужно использовать с умом. И интерпретировать даже 100% верную информацию нужно вкупе с другими факторами.

Если вы видите, что менеджмент компании начал скупку акций, а через месяц собираются объявлять дивиденды – здесь нужно подумать. Возможно, это сигнал. А вот если, напротив, скупка акций происходит просто так, на ровном месте, – возможно, просто кому-то решили дать бонус в виде акций собственной компании. Не факт, что акции вырастут.

Кроме того, иногда инсайдерская информация идет во вред. Например, вы узнали, что какой-нибудь крупный трейдер закрыл позицию и продал акции быстрорастущей компании и подумали, что там что-то не так. И тоже продали акции. А трейдер просто фиксировал прибыль. Он решил полететь в Турцию вместе с Грефом.

Если вы используете неофициальные источники для получения инсайдерской информации, то нужно понимать, когда перед вами реальная инфа (или даже злоумышленный слив информации), а когда – вброс.

Таким образом, мы выяснили, кто такие инсайдеры, как они отчитываются о сделках и почему нам нужно следить за их действиями. И чем чревата неправильная интерпретация событий. Так что следите за инсайдерами, но делайте это с умом. Удачи, и да пребудут с вами деньги!

Оцените статью

[Общее число голосов: 3 Средняя оценка: 4.7]

Проблемы отнесения информации к инсайдерской

Легальное определение инсайдерской информации содержится в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об инсайде). Это определение достаточно объемное и неудобочитаемое, с большим количеством скобок и уточняющих оборотов, а потому понять его смысл сложно не только с первого прочтения, но и со второго. Если его немного упростить, то можно прийти к выводу, что инсайдерская информация — это достоверные сведения конфиденциального характера, распространение или предоставление которых может оказать существенное влияние на цены одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. При этом в самом Законе об инсайде в определении инсайдерской информации помимо сущностной составляющей, которую мы только что постарались выделить, закреплена и формальная составляющая — включение сведений в перечень инсайдерской информации, указанный в ст. 3 данного Закона. Причем именно последняя составляющая, как будет показано ниже, является определяющей при квалификации информации в качестве инсайдерской.

Читайте также:  Компенсация за увольнение по сокращению штата в 2021 году

По смыслу п. п. 4 и 5 ст. 2 Закона об инсайде предоставление — это доведение информации до сведения определенного круга лиц, а распространение — доведение до сведения неопределенного круга лиц.

Так, ст. 3 Закона об инсайде делит инсайдерскую информацию на две большие группы в зависимости от видов инсайдеров (которых насчитывается ровно 13) :

а) информация шести видов инсайдеров (п. п. 1 — 4, 11 — 12 ст. 4 Закона об инсайде), исчерпывающий Перечень которой утвержден Приказом ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 — 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка и сроков раскрытия такой информации». Несмотря на Перечень, утвержденный упомянутым Приказом, все шесть видов инсайдеров обязаны утвердить собственные перечни инсайдерской информации;

б) информация органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, осуществляющих публичные функции (п. 9 ст. 4 Закона об инсайде), а также Банка России. Перечень инсайдерской информации субъектов этой группы указан в п. п. 1 — 4 ч. 2 ст. 3 Закона об инсайде и может быть дополнен их собственными нормативными актами .

См. ст. 4 Закона об инсайде.
См., например, Указание Банка России от 31.10.2011 N 2723-У «Об инсайдерской информации Банка России».

Поскольку кредитные организации могут быть отнесены к субъектам инсайдерской информации только группы «а», для которых исчерпывающий Перечень инсайдерской информации нормативно утвержден ФСФР России, банкам не остается ничего другого, кроме как перенести соответствующие пункты Приказа ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н в свои локальные акты и разместить их во исполнение ч. 4 ст. 3 Закона об инсайде на своих сайтах в сети Интернет . На практике банки берут текст Приказа ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н, который структурирован по видам инсайдеров, и в зависимости от того, относится ли банк к одному или нескольким видам инсайдеров (например, является эмитентом и одновременно профучастником рынка ценных бумаг), копируют соответствующие перечни.

В настоящей статье термины «кредитная организация» и «банк» используются как равнозначные.
Эту обязанность необходимо было выполнить не позднее 31 декабря 2011 г.

В этой связи на практике возник вопрос: должны ли банки утверждать несколько перечней инсайдерской информации (отдельно для эмитентов, отдельно для случаев, когда банк осуществляет в интересах клиентов операции с иностранной валютой, и т.д.), или локальным актом нужно принять единый перечень? Как было разъяснено Письмом ФСФР России от 27.06.2011 N 11-АС-05/16551, ст. 9 Закона об инсайде предусмотрено ведение одного списка инсайдеров независимо от наличия нескольких оснований, в силу которых у лица возникла обязанность вести список инсайдеров. При этом, по мнению ФСФР России, список инсайдеров может быть структурирован в соответствии с основаниями, упомянутыми в Приказе ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н.

Что такое инсайдерская торговля (простыми словами)

Инсайдерская информация – это недоступная служебная информация о компании, которая в случае ее появления в открытом доступе окажет влияние на котировки акций компании.

Инсайдерская торговля простыми словами – это сделки, которые совершаются на фондовом рынке с использованием закрытой информации, доступной узкому кругу лиц.

Эти информированные источники получили название инсайдер.

Инсайдер – это человек, в силу своих профессиональных обязанностей получивший доступ к конфиденциальной информации, позволяющей ему извлечь выгоду от манипуляции с ценными бумагами. Инсайдерская торговля акциями в целом не запрещена законодательством, но некоторые аспекты этой финансовой деятельности грозят проблемой с Фемидой.

Термин инсайдер применяют в отношении высшего менеджмента компаний-эмитентов, представителей организаторов торгов, независимых аудиторов финансовой документации компаний и других ответственных лиц.

В большинстве государств законодательно установлена обязанность документально отчитываться об операциях с ценными бумагами для инсайдеров. Устанавливаются специальные временные отрезки, в которые инсайдер не имеет права выходить на рынок с ценными бумагами. Ограничение накладывается на сделки с акциями компании, имеющей к нему непосредственное отношение.

Инсайдерская информация встречается следующих типов:

  • изменение в руководящем составе компании, изменение основной стратегии компании;
  • переход на новые технологические процессы, выпуск новой продукции;
  • переговоры о поглощении, слиянии или реорганизации компании;
  • налоговая документация и финансовые отчеты, проливающие свет на экономическое состояние компании;
  • победа в крупных тендерах.

Например, сведения о привлечении топ-менеджера крупной компании или главного акционера к уголовной ответственности давит на котировку акции и они проваливаются на графике цен. Противоположная информация о завершении уголовного преследования повышает привлекательность компании в глазах инвестора, и акции растут в цене. Источники инсайдерской информации по данной ситуации могут находиться среди сотрудников правоохранительных органов, ответственных работников компании и родственников фигурантов уголовного дела.

Также в рамках противостояния инсайду был принят закон №145626-5 от 17 апреля 2009 года. В нём имеется комплексное решение по злоупотреблению инсайдом. Действие данного законопроекта распространяется на финансовый и товарный рынки. В нём впервые было дано определение, что такое инсайдерская информация. Это также ввело правовой режим её применения и использования. Так, в данном законе под нею понимают конкретные и точные сведения, что не раскрывались, распространялись или были предоставлены широкой публике, а также данные, которые составляют служебную, коммерческую и иную тайны, доступом к которым обладает только определённый круг лиц. При этом их раскрытие, предоставление и распространение может оказать значительное влияние на ценовые показатели товаров или финансовых инструментов. Кроме всего описанного, законопроектом определяется круг инсайдеров и устанавливается запрет на использование подобной информации во время заключения сделок. К выявлению подобных случаев широко привлекаются участники рынка. Также закон наделил федеральную службу по финансовым рынкам новыми полномочиями, чтобы они более эффективно могли выявлять и предотвращать правонарушения. Они имеют право:

  1. запрашивать документы;
  2. проводить проверки;
  3. получать объяснения;
  4. направлять предписания для устранения нарушений;
  5. приостанавливать или аннулировать лицензии.

Ук рф и неправомерное использование инсайдерской информации: статья, правовой режим, правила

Валютные преступления сейчас встречаются сплошь и рядом. Фальшивомонетничество как в отношении денег, так и в отношении ценных бумаг, неправомерный оборот банковских металлов, манипулирование рынком — все это, увы, не редкость сейчас, равон как и нелегальное использование инсайдерской информации.

Процесс инвестирования средств характеризуется рисками, степень которых детерминирована выбранными финансовыми инструментами, определяемыми каждым участником валютных, сырьевых и фондовых рынков независимо друг от друга на основании анализа доступных данных о деятельности компаний и устойчивости финансового состояния того или иного субъекта. Информация, используемая для принятия решений о вложении денег в тот или иной инвестиционный проект, находится в общем доступе в виде официальных отчетов, аналитических публикаций и прогнозов, а также динамики стоимости финансовых инструментов, что гарантирует равенство участников рынка и справедливое получение прибылей.

Среди субъектов, работающих на рынке, имеется избранный круг лиц, причастность которых к принятию решений, позволяет им получать сведения о деятельности компаний, государств и крупных инвесторов, имеющую зачастую конфиденциальный характер, раньше других.

Такая закрытая для окружающих или инсайдерская информация (от англ.

inside – внутренняя часть) при её применении для принятия решений об инструменте инвестиций, может принести повышенный доход и привести к дисбалансу рыночной ситуации, которая образовалась бы при обычных обстоятельствах.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *