Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие законы о недвижимости заработают в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.
Пользоваться своими и чужими произведениями в России разрешается согласно требованиям законодательства. Знание того, что относится к авторским правам, помогает сориентироваться в этом вопросе.
Кроме того, важно помнить, что один и тот же объект творческого труда может быть предметом приложения норм не только авторского, но и других институтов права. Тогда требуется принимать во внимание требования правового режима — в отношении как произведений, так и других юридических объектов.
Особенно важно точно придерживаться закона, когда произведения используются, чтобы получать прибыль. Поэтому, прежде чем опубликовать у себя на сайте, баннере или флаере чужое фото, разместить в рекламном объявлении чужой текст, стоит задуматься, не нарушите ли вы тем самым чьи-либо права.
Понятие интеллектуальной собственности
ИС – это итог деятельности интеллектуального характера, охраняемый нормативными актами (статья 1125 ГК РФ). Интеллектуальная собственность отличается этими характеристиками:
- Нематериальность. ИС отличается от материальных активов. Последние можно передавать другим лицам, использовать в работе. Одним и тем же материальным объектом в большинстве случаев нельзя пользоваться вдвоем одновременно. В отношении ИС возможно одновременное использование несколькими пользователями, находящимися в разных местах.
- Абсолютность. Все права на интеллектуальный объект принадлежат правообладателю.
- Воплощение ИС в материальных объектах. К примеру, лицо приобретает диск с альбомом музыкальной группы. Диск будет принадлежать этому лицу, однако человек не получает прав на саму музыку.
Не все материальные активы могут считаться интеллектуальной собственностью. Объекты ИС перечислены в статье 1225 ГК РФ. Если актив не входит в перечень, установленный законом, он не может считаться ИС. То есть этим активом может пользоваться любой человек.
Базовые виды интеллектуальной собственности
Классифицируют ИС различные специалисты. К примеру, А.П. Сергеев, являющийся специалистом в сфере интеллектуального права, предлагает разделить активы на две категории:
- Объект авторских прав. Данное понятие используется не только в предпринимательской, но и в культурной сфере. Особенностью такого актива является то, что права собственности на него не нужно регистрировать. Они образуются в силу создания ИС. К предметам авторских прав относятся научные открытия, произведения искусства, книги, программы для компьютеров. Также существуют объекты смежных прав – права исполнителей. Это исполнение того или иного произведения, фонограммы, телевизионное вещание, фонограммы.
-
Объекты промышленной собственности. Используются в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Их требуется обязательно регистрировать. Подразделяются на три вида:
- Патенты: изобретения, разработки, образцы продукции.
- Объекты для индивидуализации. Фирменные и коммерческие названия, товарные знаки, наименование географических мест.
- Оригинальные объекты: селекционные успехи, ноу-хау.
Как идея превращается в патент
Патентное право – это один из институтов гражданского права, в юридической терминологии которого отсутствует понятие идеи как объекта интеллектуальной деятельности. Строго говоря, идею запатентовать нельзя, так как она сама по себе представляет абстрактный прообраз предмета или явления. Поэтому формальный ответ на вопрос «Можно ли запатентовать идею?» – отрицательный.
Однако в основе любого изобретения всегда лежит какая-нибудь идея, которая является важной составляющей каждой инновации. Если идея отвечает некоторым требованиям, ее можно достаточно подробно и четко описать в терминах той области, где предполагается практическое использование, то ее можно запатентовать. Иными словами, идея должна быть материализована в техническом решении.
Например, есть проблема – большое количество мышей. Идея – нужно от них избавиться. Патентоспособное изобретение или полезная модель – конструкция мышеловки, которая помогает решить эту задачу. Или другая идея: уменьшить количество тяжелого ручного труда по расчистке снега. Техническое решение, которое можно запатентовать, – механизированное устройство со шнеком, позволяющее получить необходимый результат. Изобретение не обязательно должно касаться именно технической сферы деятельности.
Кроме ограничений для получения патента на изобретение, описанных выше, идея должна удовлетворять следующим требованиям:
- Изобретательский уровень, то есть техническое решение не должно быть слишком простым и очевидным для среднего специалиста, работающего в данной сфере области; не должно с легкостью получаться из существующего уровня техники. С другой стороны, изобретение не обязательно носит фундаментальный характер. Практически все новшества опираются на предшествующие разработки и могут вносить изменения в отдельный узел или даже деталь, материал.
- Мировая новизна – данное решение не должно присутствовать в патентной или непатентной литературе России или другой страны на любом языке. Необходимо учитывать, что перед публикацией важных научно-технических разработок их следует сначала запатентовать, иначе в дальнейшем это будет невозможно сделать.
- Полезность или промышленная применимость. Другими словами, техническое решение должно приносить практическую пользу в любой сфере деятельности человека, а не иметь чисто теоретический характер. Такое требование выполнить проще всего, так как в данном случае учитывается не только возможность применения изобретения (полезной модели) на данный момент времени, но и в будущем.
Примеры идей, зарегистрированных в России в качестве изобретений, приведены в таблице ниже.
Совершенствование механизмов правомерного использования
Договорное регулирование является неотъемлемым элементом гражданско-правового механизма обеспечения баланса интересов в авторском праве. В силу чрезвычайно высокой значимости интеллектуальной собственности для обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, развития экономики страны в целом имеется потребность принятия адекватных мер государственной поддержки деятельности, связанной с созданием, вовлечением в хозяйственный оборот и защитой результатов интеллектуальной деятельности. Необходимо создавать и активно применять прозрачные механизмы легального использования результатов интеллектуальной деятельности, не менее доступные, чем приобретение контрафактных экземпляров и нелегальное заимствование.
В связи с этим важное значение для развития права интеллектуальной собственности в современных условиях развития информационного общества приобрел институт открытых лицензий. В соответствии с общепринятым в международной практике и в законодательстве большинства развитых стран подходом Федеральным законом Российской Федерации от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационных сетях» часть четвертая Гражданского кодекса была дополнена правилами об открытых лицензиях в сфере авторского права (ранее они были предусмотрены только в праве промышленной собственности), а также правилами о презумпции вины нарушителя прав интеллектуальной собственности и расширении свободного использования защищенных авторским правом материалов образовательными организациями [13].
Необходимые документы
Помимо обычных наследственных документов (свидетельство о смерти, паспорта, подтверждение родства, завещание), при наследовании авторских прав нужно представить доказательства, удостоверяющие наличие таких прав.
В нашем отечестве дела с закреплением авторства обстоят довольно сложно. Испокон веков на Руси все творчество формировалось как народное.
Литературные произведения (сказки, былины), изобразительное искусство (иконостасы, хохломская роспись, гжель) были настолько объединены с самим народом, что и авторов таких произведений никто не знал.
Сами авторы не желали выставлять себя вперед, любуясь результатом творческого труда и единясь с природой. Такой подход остался глубоко внутри каждого русского, вписался в менталитет.
Даже в наши дни как такового особого требования к подтверждению авторства в большинстве случаев нет.
По общему правилу, авторство возникает в момент создания произведения. Сложно как то задокументировать этот момент. Тем не менее, современные бюрократические системы позволяют фиксировать факт авторства.
К числу таких документов можно отнести следующие.
Документ | Кто выдает |
патент | выдается Роспатентом |
свидетельство регистрации произведения | получается в РАО (Российском Авторском Обществе) |
справка о первом опубликовании аудио- произведения | выдается на радио |
справка о первом опубликовании кино-/фото-произведения | можно получить соответственно в кинотеатре/галерее, где проходил первый показ |
справка об авторстве на художественное произведение изобразительного искусства | по запросу в Союз художников России |
справка об авторстве на литературное произведение | по запросу в Союз писателей России |
Применимо к программам для ЭВМ, в том числе Веб-сайтам, весьма удобным подтверждением авторства является договор с заказчиком такой программы (как правило, они делаются за деньги на заказ, но при этом права авторства остаются).
Сложность получения обозначенных документов заключается в том, что как правило их может запросить только сам автор. Хотя бы потому, что только ему может быть известна, к примеру, дата первого опубликования произведения.
Однако некоторые официальные документы могут запросить и заинтересованные лица (в РАО, Роспатенте, СХР, СПР ).
Кто считается субъектом авторского права
Как уже было сказано, субъектом авторского права становится создатель произведения. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ автор — это творец произведения, которое в результате его интеллектуального, научного, художественного труда обрело какую-то зримую форму. Человек, чьи данные указаны на произведении, признается его автором, если не доказано иное.
Бывает так, что творческий труд является результатом деятельности не одного человека, а коллектива. В этом случае говорят о соавторстве. Причем неважно, является ли произведение, созданное несколькими авторами, целостным творческим объектом или составленным из самостоятельных частей. Однако если результатом работы явилось цельное произведение, то ни один из соавторов не сможет без оснований запретить другим соавторам использовать этот труд. Тогда как произведение, состоящее из самостоятельных частей, может быть использовано по частям авторами каждой составляющей. Также соавторы могут договориться о применении произведения иным способом, заключив об этом соглашение.
Создатель произведения может рассчитывать на право авторства, также у него есть право на имя и другие личные неимущественные права. Лишиться этих прав, отвергнув или передав их другим людям, нельзя. Выгоду от пользования произведением (исключительное право) создатель труда может получать самостоятельно, а может доверить это другим людям.
Не являются авторами творческих работ люди, не внесшие в их создание личного вклада. Это случаи оказания консультаций, материальной или организационной помощи, осуществления контроля при работе над произведением.
Программы для ЭВМ и базы данных
Что касается воспроизведения в личных целях программ для ЭВМ и баз данных (или их существенных частей), то по общему правилу их воспроизведение запрещено (ст. 1273 ГК РФ). Однако есть исключения, которые предусмотрены ст. 1280 ГК РФ. Рассмотрим их подробнее.
Если предприниматель (пользователь) правомерно владеет экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных, то он вправе:
- внести изменения в программу или базу данных;
Речь идет только об изменениях в целях функционирования компьютерных программ и баз данных на технических средствах пользователя. Грубо говоря, пользователь может «подогнать» программу или базу данных под свои технические возможности;
- осуществлять необходимые действия для функционирования компьютерных программ или баз данных, в том числе записывать и хранить в памяти компьютера (одной ЭВМ или одного пользователя сети).
Пример 2. Предприниматель купил для установки на компьютере руководителя отдела продаж лицензионную программу с правовой базой. Однако эта программа требуется не только данному сотруднику, но и всему офису. Что делать? Если он просто скопирует данную программу на все остальные ЭВМ, то это будет нарушением авторских прав. Поэтому выходом из такой ситуации может стать покупка сетевой версии программы;
- исправлять явные ошибки (если иное не предусмотрено договором с правообладателем);
- изготовить копию программы или базы данных, когда правомерно приобретенный экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования.
ГК РФ четко определяет случаи бездоговорного и бесплатного использования объектов авторского права. В том случае, если необходимо использовать охраняемые законом результаты творческого труда автора (или группы авторов), с правообладателем произведения нужно заключать договор об отчуждении исключительного права на произведение или лицензионный договор об использовании произведения.
Пользоваться «чужими» произведениями без заключения соответствующего вида договора необходимо крайне аккуратно, строго в рамках, предоставляемых действующим законодательством. При этом следует иметь в виду, что ст. 1253 ГК РФ предусматривает особый вид ответственности для индивидуальных предпринимателей за нарушение исключительных прав. В частности, если предприниматель неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, его предпринимательская деятельность может быть прекращена по решению или приговору суда.
Административная ответственность и наказание за нарушение авторских прав
Данная ответственность за нарушение смежных и авторских прав предусмотрена КоАП РФ:
- Ввоз, продажа, сдача в прокат либо другое незаконное применение экземпляров произведений либо фонограмм для извлечения прибыли влечет административное взыскание в сумме от 1500 до 2000 рублей с конфискацией контрафактных фонограмм и др. произведений. Налагается штраф и в случаях, если на экземплярах фонограмм и произведений присутствуют ложные сведения об их производителях, о местах их изготовления, обладателях авторских прав.
Штраф за правонарушение:
- для должностных лиц — от 10-ти тыс. до 20-ти тыс. руб. с конфискацией контрафакта, оборудования для его производства;
- для юрид. лиц — от 30-ти тыс. до 40 тыс. руб. с конфискацией продукта ненадлежащего качества.
Важно!
Наказание в виде административных штрафных санкций не лишает обладателя возможности получить компенсацию за ущерб либо покрыть убытки от нарушений авторских прав согласно гражданскому законодательству. Иными словами, к привлечению к ответственности за нарушение административные санкции не препятствуют.
Уголовная ответственность
Читайте: Что такое суд первой инстанции? Определение суда первой инстанции.
За наиболее серьезные нарушения в сфере авторского права, виновным лицам грозит наказание по ст. 146УК РФ. Санкции последуют за следующие преступления:
- плагиат (присвоение авторства), если действия преступника причинили крупный ущерб (более 100 тыс. руб.), влечет взыскание штрафа до 200 тыс. руб. или дохода за 18 месяцев, обязательные или исправительные работы, арест до 6 месяцев;
- противоправное использование, приобретение, хранение или транспортировка контрафакта с целью сбыта, если это привело к причинению крупного ущерба, караются штрафом до 200 тыс. руб., обязательными, принудительными или исправительными работами, либо тюремным заключением на период до 2 лет;
- если указанные выше преступления совершены организованной группой, либо с использованием служебного положения, либо причинили особо крупный ущерб (более 1 млн. руб.), будут назначены принудительные работы на период до 5 лет, либо тюремный срок до 6 лет. Также суд может взыскать штраф в сумме до 500 тыс. руб., либо в размере дохода преступника за период 3 лет.
Уголовные дела возбуждаются по заявлению автора или правообладателя. Также правоохранительные органы вправе сами возбудить производство, если выявят факт нарушения при проверках, рейдах.
Для разграничения размера ущерба по уголовному делу оценивается стоимость контрафактных носителей, изъятых у преступника. Для этого назначается судебная экспертиза. Ответственность по ст. 146 УК РФ грозит только физическим лицам. Если противоправной деятельностью занималось юридическое лицо, к уголовной ответственности будет привлечен его руководитель, либо иной уполномоченный специалист.
Уголовное наказание также не устраняет обязанность возместить ущерб автору или правообладателю в полном объеме. Для этого можно заявить гражданский иск в уголовном процессе, либо обратиться в суд по общим основаниям. По итогам приговора, конфискованная контрафактная продукция изымается в доход государства и подлежит уничтожению.
Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав
1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, —наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, —наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
- в особо крупном размере
- лицом с использованием своего служебного положения
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион рублей.
Для чего нужна защита авторских прав?
Защита интеллектуальных авторских прав начала активно изучаться на территории современной Российской Федерации относительно недавно. Конечно, раньше ученые пытались пролить свет на данный вопрос, однако во времена СССР особой потребности в индивидуализации не было. С развитием рыночной экономики авторские права стали реальным объектом постоянного нарушения. В данном случае западный рынок в этом вопросе действует жестко. Если обратить внимание на то, как происходит защита авторских прав в интернете за рубежом и в РФ, то можно наглядно представить масштабы нарушений. К примеру, сайты, на которых нарушаются правомочия авторов, в европейских странах попросту блокируют. В то же время на территории Российской Федерации такие сайты люди создают без особой опаски! Тем не менее в последние годы преследование нарушителей авторских прав приобрело определенную динамику.
Следует отметить, что многие люди задаются вопросом: для чего им защищать свои авторские права? Какие задачи реализуются таким охранным способом? Ответом на этот вопрос служат два основных аспекта, а именно:
- Прежде всего, защита авторских прав – это доказательство произведенной творческой деятельности.
- Вдобавок к этому, защита позволяет закрепить на определенное количество времени приоритет по обладанию объекта авторского права.
На сегодняшний день в юридической отрасли развито колоссальное количество способов по защите авторских правомочий.
ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА
на создание объекта авторского права, входящего в состав мультимедиа-продукта (действие на территории всего мира; с отчуждением заказчику исключительных прав)г. «» 2023 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Авторы», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
Другой комментарий к статье 1259 ГК РФ
В комментируемой статье закреплены положения, посвященные объектам авторских прав. Ранее соответствующее регулирование устанавливалось положениями ст. 6 «Объект авторского права. Общие положения», ст. 7 «Произведения, являющиеся объектами авторского права», ст. 8 «Произведения, не являющиеся объектами авторского права» и ст. 9 «Возникновение авторского права. Презумпция авторства» Закона 1993 г. об авторском и смежных правах, а также положениями ст. 3 «Объект правовой охраны» и ст. 4 «Условия признания авторского права» Закона 1992 г. о программах для ЭВМ.
Положения ч. 1 п. 1 комментируемой статьи определяют открытый перечень произведений науки, литературы и искусства, которые независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения являются объектами авторских прав. Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29, при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу ст. ст. 1228, 1257 и 1259 комментируемой части в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом; при этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом; необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.
В пункте 1 ст. 6 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах также устанавливалось, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Положениями п. 1 ст. 7 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах предусматривалось, что объектами авторского права являются:
литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.
Как видно в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи, изменения коснулись лишь позиции «аудиовизуальные произведения» — исключена расшифровка видов таких произведений, а также позиции «произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства» — напротив, включено указание на то, что речь в том числе о произведениях в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.
Часть 2 п. 1 комментируемой статьи относит к объектам авторских прав наряду с объектами, указанными в ч. 1 данного пункта, также программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Соответственно этой норме в ст. 1261 комментируемой главы установлено, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.
В Законе 1993 г. об авторском и смежных правах согласно приведенным выше положениям п. 1 его ст. 7 программы для ЭВМ были непосредственно отнесены к таким объектам авторского права, как литературные произведения. Пункт 2 ст. 3 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ (в ред. Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ) устанавливал, что авторское право распространяется на программы для ЭВМ и базы данных, являющиеся результатом творческой деятельности автора (соавторов), а также предусматривал, что творческий характер деятельности автора (соавторов) предполагается до тех пор, пока не доказано обратное.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи к объектам авторских прав отнесены производные и составные произведения. При этом непосредственно даны определения указанных понятий: производные произведения — это произведения, представляющие собой переработку другого произведения (подп. 1); составные произведения — это произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (подп. 2).
В рамках такой регламентации в п. 3 ст. 7 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах устанавливалось, что к объектам авторского права относятся:
производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Правовой режим переводов и иных производных произведений, а также составных произведений определен положениями ст. 1260 комментируемой главы.
В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Ранее п. 2 ст. 6 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах содержал более детальные подобные положения. Так, в указанном пункте предусматривалось, что авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.); в других формах.
В пункте 1 ст. 3 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ устанавливалось, что авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства.
Часть 1 п. 4 комментируемой статьи устанавливает, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Подобное положение содержалось в п. 1 ст. 9 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах: для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Причем этому положению в указанном пункте предшествовало положение о том, что авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Аналогичные положения устанавливались в п. 1 ст. 4 Закона 1992 г. о программах для ЭВМ: авторское право на программу для ЭВМ или базу данных возникает в силу их создания; для признания и осуществления авторского права на программу для ЭВМ или базу данных не требуется депонирования, регистрации или соблюдения иных формальностей.