Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После окончания магистратуры или специалистета необязательно задвигать все ссылки на сайты вузов куда подальше — можно подумать о поступлении в аспирантуру, ординатуру или ассистентуру-стажировку или на программу профпереподготовки. Аспирантура предполагает продолжение академической карьеры и вероятное трудойстройство в вузе. Ординаторы, преимущественно медики, затем продолжают карьеру в медучреждении, а ассистенты — получают работу в сфере искусства. Как правило, учатся на этих ступенях обучения три года.
Программы профепереподготовки подходят тем, кто хочет получить образование, эквивалентное магистерскому, но не может потратить на это два года. Подобный курсы предполагают экспресс-обучение за год. Правда, выпускнику по итогу обучения выдадут не диплом магистратура, а документ о прохождении переподготовки. Но какая разница, если знания будут практически эквивалентными?
Это завершающая ступень высшего образования для тех, кто окончил бакалавриат. Она обязательна для бакалавров, которые планируют стать преподавателями вузов, учёными или госслужащими.
Поступить в магистратуру можно, сдав вступительные экзамены по профильным дисциплинам.
Учёба длится 2—2,5 года и позволяет углубить знания в конкретной области, получить навыки научно-исследовательской или педагогической деятельности. По окончании обучения выпускнику выдают диплом магистра, в котором указано направление подготовки: «Менеджмент организации», «Психолого-педагогическое образование» и т. п.
Чаще всего программы составлены так, чтобы студенты изучали материалы и занимались научной работой самостоятельно. Преподаватели здесь – не няньки, как это часто бывает на бакалавриате и специалитете, а проводники к экспертной информации и профессиональному миру. Также это первые соратники в научном труде, которые могут подсказать методологию, дать обратную связь, показать «вход» в научное сообщество.
Можно ли сделать как в Европе
Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.
Отдельные европейские страны тоже с трудом концептуализируют образовательные уровни или «циклы», выражаясь языком Болонского процесса. Нам придется определяться самостоятельно и вступать в международный диалог со своими ответами.
При этом к изначальным истокам Болонского процесса можно и нужно возвращаться. Мы часто воспринимаем его как навязанное. Однако, во-первых, отдельные вузы ввели бакалавриат и магистратуру задолго до подписания Болонской декларации, в начале 1990-х годов. Во-вторых, процесс решал те же задачи, над которыми мы работаем сейчас — в частности, развитие человеческого капитала.
Болонский процесс был ответом на сверхспециализацию. Рынок стал волатильным, новые требования и специальности быстро появляются и так же быстро теряют актуальность. Индустриальная система образования, ставящая за цель подготовку идеальных деталей для экономической машины, перестала работать. Старые монодисциплинарные программы, лекция как основной образовательный метод, подготовка только к рынку труда становились все более неадекватными. Студенты выражали запрос на возможность менять жизненные ориентиры, решать проблемы разного типа и после выпуска быть готовыми не только к работе, но и к жизни в целом.
Разница между бакалавриатом и специалитетом
Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.
Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.
Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).
Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.
Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.
Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.
Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.
Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.
Структура высшего образования в России
Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.
Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.
Ступень | Квалификация/ Степень |
Срок обучения | Требования для присвоения квалификации | Где можно продолжить обучение |
Высшее образование | ||||
Бакалавриат | Бакалавр | Не менее 4 лет | Госэкзамены и выпускная квалификационная работа | Магистратура |
Специалитет | Дипломированный специалист / Специалист | Не менее 5 лет | Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта | Магистратура или аспирантура |
Магистратура | Магистр | 2 года | Защита магистерской диссертации | Аспирантура |
Аспирантура
Адъюнктура |
Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) | Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) | Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации | Докторантура |
Подготовка научных кадров | ||||
Докторантура | Доктор наук | Не более 3 лет | Защита докторской диссертации |
Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.
Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?
Бакалавриат и специалитет: подробный сравнительный анализ
Факторы |
Специалитет |
Бакалавриат |
Квалификация |
Специалист – уровень квалификации высшего образования, используемый в странах постсоветского пространства |
Бакалавр – уровень квалификации высшего образования, основанный на Болонской системе (с 2003 года введена в Российской Федерации). Считается академической степенью |
Период обучения |
5 лет* |
4 года* |
Особенности трудоустройства |
Диплом предоставляет возможность официально трудоустроиться по специальности |
Диплом допускает официальное трудоустройство по специальности, кроме сферы образования и государственной службы |
Продолжение обучения |
Уровень квалификации позволяет студентам поступать в аспирантуру или магистратуру |
После окончания бакалавриата, студенты не могут поступить в аспирантуру без освоения магистерской программы. Преимущество – возможность выбрать другую специальность без необходимости начинать обучение с нуля |
Возможность продолжить образование в отечественных и зарубежных вузах |
Диплом принимается исключительно отечественными вузами. Возникают сложности с признанием иностранной системой образования |
Диплом признается зарубежными и отечественными образовательными учреждениями |
Отсрочка от армейской службы при поступлении в магистратуру |
Предоставляется на срок очного обучения |
Предоставляется на срок очного обучения |
Разобравшись с тем, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры, у абитуриентов может появиться вопрос, что же лучше. Ответить на него однозначно невозможно.
Бакалавр и специалист – это люди, прошедшие начальную ступень высшего образования. Однако на отечественном рынке вакансий шансы выпускников неравны, у бывших студентов специалитетов они несколько выше. Для работодателей в нашей стране они находятся примерно на одном уровне с магистрами. Поэтому тем, кто планирует после обучения работать в России, лучше получить диплом специалиста. Тогда как соискателям, желающим делать карьеру за рубежом, нужно учесть, что степень бакалавра вызовет больше доверия у потенциальных работодателей.
В этом смысле магистратура является почти «беспроигрышным» вариантом. У таких соискателей одинаково высокие шансы занять хорошую должность как в российской, так и в европейской или американской компании. Но в этом случае на обучение придется затратить не менее 6 лет, тогда как диплом бакалавра или специалиста можно получить за меньший срок.
Как выбрать, куда поступать: на специалитет или бакалавриат
В российском образовании есть некоторая путаница с формами обучения. Россия подписала Болонскую декларацию, устанавливающую стандарты двухступенчатого образования, но оставила элементы советской образовательной системы, поэтому в вузах действуют как специалитет, так и бакалавриат.
Обе формы подчиняются общим государственным стандартам, и качество образования в них, по сути, не отличается. Однако выбор перед абитуриентам всё равно стоит сложный: непонятно, куда идти и какой диплом принесёт больше пользы. В этой статье мы разбираем отличия между учёбой на «традиционном» специалитете и по новой двухступенчатой системе «бакалавриат + магистратура».
В 1999 году европейские страны подписали Болонскую декларацию, которая создавала единые стандарты высшего образования в Европе. Их назвали Болонской системой, и она предполагала разбиение образования на две ступени: бакалавриат и магистратуру. Также в декларации было прописано, как оценивать работу студентов: посещаемость, контрольные и практические занятия.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, а в 2009 в нашей стране официально начала действовать система двухступенчатого образования.
Согласно 273 федеральному закону по окончании первой ступени студент-бакалавр получает диплом, который свидетельствует о наличии законченного высшего образования.
С этим документом он при желании может поступать в магистратуру, где получит второй диплом.
Однако в России окончательный переход на систему «бакалавриат + магистратура» так и не произошёл. Например, ни один российский медицинский факультет не выпускает врачей-бакалавров.
Считается, что за 4 года стать компетентным специалистом в медицинской сфере невозможно.
На некоторых же направлениях подготовки действуют оба уровня: к примеру, специалистов по «информационной безопасности» в разных вузах выпускают как с дипломами бакалавров, так и специалистов.
Между поступлением на бакалавриат и специалитет различий нет: нужно сдать ЕГЭ, творческий экзамен, если он есть, и выиграть конкурс на бюджет. Дальше их пути немного расходятся.
Согласно Болонской системе бакалавриат считается первой ступенью высшего образования. Обучение там длится 4 года, за это время студент получает общую базу знаний. После выпуска ему выдают диплом о высшем образовании.
Узкие познания по специальности дают уже в магистратуре — второй ступени образования. Для поступления на неё студенты сдают экзамены, которые проводит вуз. Обучение длится от 1 до 2 лет.
Плюсы. После бакалавриата студент может выбрать другую специальность в любом вузе. Например, если он понимает, что гуманитарные науки ему не по душе, у него есть возможность продолжить учиться на инженера. Правда, для поступления придётся сдавать технические предметы.
Болонская система принята в Европе, поэтому с дипломом бакалавра или магистра можно продолжить обучение или получить двойной диплом в странах, которые сотрудничают с Россией. Например, во Франции есть возможность подтвердить российский документ и продолжить учиться по специальности.
Минусы. В магистратуре бюджетных мест меньше, чем выпускников бакалавриата, поэтому при поступлении будет проводиться конкурс. Насколько суровый — зависит от вуза, конкретной специальности и количества желающих поступить в магистратуру.
Во время работы в приёмной комиссии я часто вижу, как абитуриенты боятся, что после бакалавриата их не возьмут на хорошо оплачиваемую работу. Согласно статистике Министерства образования о выпускниках 2016 года, магистры действительно получают более высокие зарплаты и чаще работают по специальности.
Однако в вакансиях на HeadHunter указывают «наличие высшего образования» без уточнения степени. Думаю, что всё зависит от знаний человека. Большие зарплаты получают хорошие специалисты, которые постоянно учатся и получают дополнительные профессиональные навыки, а один из способов продолжать обучение — поступить в магистратуру.
Форма образования, сохранившиеся со времён СССР. Учёба длится от 5 до 6 лет, в зависимости от специальности и вуза. По окончании студент получает диплом с квалификацией «специалист», после чего он может искать работу или поступать в аспирантуру и заниматься научной работой. Магистратура в этой системе считается вторым высшим образованием, и получить его можно только на платной основе.
Плюсы. Обучение проходит в одну стадию, не нужно сдавать дополнительных экзаменов и проходить конкурс, как в случае с системой «бакалавриат + магистратура». Выпускники сразу получают базовое и специализированное образование в своей профессии. После специалитета студент, желающий заниматься наукой, сразу поступает в аспирантуру — без риска, что может не пройти конкурс.
Минусы. Диплом специалиста не котируется в странах Европы. Если выпускник хочет попасть в европейскую программу обмена или продолжить учиться в Европейской стране, поступать придётся заново.
Все учебные программы в России подчиняются одинаковым стандартам, поэтому обучение и качество образования не будут сильно отличаться.
Однако после специалитета проще поступить в аспирантуру, пропустив одну ступень образования — магистратуру. Система же «бакалавриат + магистратура» даёт диплом европейского образца, что поможет продолжить учиться или найти работу за рубежом.
Что представляет собой специалитет?
Специалитет — полноценное высшее образование, которое занимает от 5 до 5,5 (реже — 6) лет, в зависимости от направления подготовки и формы обучения. Уровней как таковых здесь нет: студент заканчивает 5 курсов один за другим, проходит практику и защищает дипломную работу на пятом курсе.
Специалист проходит не только базовые, фундаментальные дисциплины, но и узкую подготовку, которая касается выбранной профессии.
Важные преимущества специалитета:
- после окончания специалисты могут поступить в аспирантуру и начать преподавательскую деятельность в вузе;
- специалисты имеют право работать в государственных органах.
Важное уточнение: после специалитета больше шансов найти работу. Работодатели берут специалистов охотнее, чем бакалавров.
Недостатки тоже есть:
- если вы решите продолжить обучение или найти работу за рубежом, к вашей степени возникнут вопросы (в других странах действует Болонская система);
- поступление в магистратуру после специалитета не дает отсрочку от армии.
Чем отличается бакалавриат от специалитета?
Бакалавриат и специалитет – это программы обучения, решающие различные задачи. Цель бакалавриата – дать студенту базовые знания в той или иной сфере, поэтому такая подготовка осуществляется по ускоренной программе, рассчитанной на 4 года. Программа подготовки специалиста предполагает глубокое погружение в профессию с предварительным освоением различных базовых общенаучных дисциплин. Выпускник специалитета уже готов к учебе в аспирантуре и к самостоятельной научной работе, а вот бакалавр получит право на учебу в аспирантуре только после обучения в магистратуре.
В то же время, если вы хотите построить карьеру за границей, с дипломом бакалавра это будет сделать легче. Диплом специалиста принимают и ценят не все европейские работодатели, так как им привычнее иметь дело с бакалаврами и магистрами.
Что выбрать: АБ или ПБ
Рассмотрим академический бакалавриат — что это такое? Срок обучения составляет 4 года и предполагает своё продолжение в магистратуре. Здесь делается упор на активизацию научно-исследовательской составляющей. Большая часть учебной нагрузки отводится теоретическим курсам. Эта особенность позволяет проводить обучение как в дневной, так и в заочной форме.
Второй вид — прикладной бакалавриат. Что это такое? Потребность упора на практическую составляющую обусловлена тем, что с развитием науки и техники многие специальности требуют отработанных практических навыков. Именно поэтому появилась необходимость сочетать фундаментальные знания, получаемые в вузе с практическими навыками, которые можно получить в учреждениях среднего специального образования.
Итак, каким требованиям призван соответствовать прикладной бакалавриат? Что это такое? И как будет осуществляться на практике? Развитие здесь предполагает применение большого числа специальных прикладных курсов — их больше половины. Такой вид обучения может реализовываться только на дневной форме. В итоге за тот же самый период получают бакалавра-практика, который будет готов к выполнению профессиональных обязанностей. Экспериментальная разработка таких программ началась ещё в 2009 году и проводилась высшими учебными заведениями, которые были отобраны по результатам конкурса.
Что выбрать: магистратуру или аспирантуру? Отличия между ними
Многие часто путают магистратуру и аспирантуру, считая, что это синонимичные понятия. Однако это совсем не так. Вот основные отличия между этими уровнями:
- магистратура – это только второй из трех высших уровней образования в России, тогда как аспирантура – третий, более высокий, заключительный этап;
- магистратура способствует получению более широкого и глубокого спектра знаний, по сравнению с бакалавриатом. Выпускники магистратуры имеют право вести преподавательскую деятельность по специальности в средне-профессиональных учебных заведениях. Но только выпускники аспирантуры могут преподавать в вузах;
- магистратура относится только к вузовской системе обучения, аспирантура, в свою очередь, может быть прикреплена к НИИ или какой-любой другой организации исследовательской направленности;
- в магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата либо специалитета. В аспирантуру можно поступать только после получения диплома специалиста или магистра, т.е. после успешного завершения второй ступени обучения;
- по окончании аспирантуры выпускнику присваивается ученая степень кандидата наук.
Аспирантура и магистратура – две ступени высшего образования, которые практически не имеют ничего общего.
Аспирантура дает более обширные знания, позволяет углубленно работать над определенной темой. Внутренний экзамен при поступлении в аспирантуру имеет более высокий уровень сложности.
Какую ступень образования выбрать, какие между ними различия, вы узнаете, посмотрев видео.
Магистратура и аспирантура: стоит ли учиться дальше? Нужна ли магистратура после бакалавриата в России?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, каких целей хочется достигнуть в результате обучения. Для того чтобы устроиться на работу, вполне хватит и уровня бакалавра. Но есть некоторые специальности, карьерный рост в которых невозможен без получения статуса магистра. В частности судьей может стать только выпускник магистратуры или специалитета, защитивший работу по юриспруденции. Каждому, кто осваивает ту или иную профессию, заранее известно о подобных нюансах.
Начав обучение с первой ступени образования, невозможно сразу перескочить на третью. Иными словами – без магистратуры бакалавр не сможет стать аспирантом. Магистратура помогает также в том случае, если после ее окончания есть желание уехать из страны, например, в страны Европы. Найти работу, имея статус магистра, будет гораздо проще.
У каждого существуют свои цели, мотивы и возможности, поэтому обучение в магистратуре является сугубо индивидуальным вопросом, который решается самостоятельно. Две абсолютно разных ступени образования, магистратура и аспирантура, отличаются не только статусом их выпускников, но и уровнем полученных знаний, умений и навыков. Принимать решение о том, нужно ли продолжать дальнейшее обучение необходимо со всей ответственностью. Ни в коем случае нельзя относиться к своей работе над получением статуса магистра или кандидата наук спустя рукава (да и вряд ли это получится). Страна должна иметь только высококвалифицированных специалистов, каждый из которых соответствует полученному статусу.
Какую аспирантуру лучше выбрать, где проходить обучение — в России или за рубежом, вы узнаете из интересного видео.
Чем отличаются бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура
Это единственная форма за рамками Болонской системы, существующая уже давно, но с 2011 года число программ специалитета существенно ограничилась в связи с переходом на Болонскую систему. Является первой ступенью высшего образования, можно поступать имея среднее общее образование и средне специальное. Срок обучения 5 лет, по итогам защищается дипломная работа.
Реформация советской системы пятилетнего высшего образования до сих пор многих вводит в заблуждение. Узнать ответ на вопрос: бакалавриат, специалитет и магистратура – что это такое, должен каждый будущий студент вне зависимости от того, станет ли для него это обучение первым или нет. Аспирантура, как и раньше, ориентирована на подготовку научных кадров и педагогических кадров для высшей школы.
Определение степеней образования
Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница.
Кто-то кричит, что бакалавриат — это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.
Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.