Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о захоронении и похоронном деле в России в редакции 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельное внимание в законопроекте уделяется защите персональных данных граждан — данных о смерти. Это знаковый момент для российского похоронного законодательства, так как в настоящее время данные о смерти граждан являются объектом купли-продажи недобросовестных сотрудников государственных и частных структур.
Задачи настоящего Федерального закона
Любой нормативно правовой акт регулирует права и обязательства граждан в той или иной сфере. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» в Российской Федерации имеет следующие задачи:
- Устанавливает принадлежность граждан к отдельному месту захоронения и порядка работы кладбища.
- Регулирует действия родственников или иных лиц при проведении захоронения умершего гражданина.
- Определяет порядок действий родственников или иных лиц при выявлении смерти гражданина.
- Устанавливает правила предоставления необходимых услуг ритуальными агентствами и кладбищами.
- Регулирует порядок действий правоохранительных органов при выявлении смерти гражданина РФ или иностранного представителя.
- Устанавливает отдельные моменты и льготы, связанные с захоронением военнослужащих, а также иных лиц, относящихся к льготным слоям населения.
- Также нормативный акт отвечает по всем вопросам, связанным с оповещением близких родственников покойного гражданина.
- Устанавливает порядок исполнения волеизъявления усопшего (при наличии) относительно распоряжения телом после кончины
Специфика ритуального бизнеса
Перед тем как открыть бюро ритуальных услуг, необходимо ознакомиться с важными особенностями этой сферы деятельности. Поскольку в процессе работы организатору предстоит иметь дело не только с усопшими, но и с родственниками и друзьями, которые по понятным причинам могут пребывать в шоковом состоянии, испытывать горе, требуется всегда помнить о деликатности и не оказывать давления.
Наиболее прибыльным будет бизнес, включающий организацию похорон комплексно. Иными словами, клиенты, обращающиеся в ритуальное бюро, должны получить весь спектр услуг, а компания — предложить не только соответствующие товары, но и транспорт для перевозки гроба и тела, юридическое сопровождение, организацию процесса отпевания, захоронения, поминок и прочие услуги.
Ритуальные услуги — сфера, в которой хорошо развита конкуренция, поэтому, чтобы занять в бизнесе свою нишу, имеет смысл предлагать не только стандартные, но и оригинальные услуги: от изготовления урн необычной формы до организации ритуального погребения для питомцев. Наибольшую прибыль в таком бизнесе извлекают компании, которые позаботились о репутации в первую очередь.
Важный этап в организации работы — наём сотрудников. Следует выбирать людей, которые не испытывают страха или предубеждений относительно того, что связано со смертью и умершими, отличаются высокой стрессоустойчивостью, деликатностью и тактичностью. Им придётся иметь дело с убитыми горем родственниками и друзьями. От того, как смогут сотрудники наладить контакт с клиентами, во многом зависит репутация фирмы.
Желательно организовать работу агентства в две смены, поскольку его услуги могут потребоваться в любое время, и нанять двух продавцов и двух секретарей.
На первых порах лучше взять на себя функции администратора и бухгалтера, в дальнейшем последнюю обязанность можно будет отдать на аутсорсинг. В целях экономии лучше нанять уборщицу, которая будет приходить дважды в неделю. С водителями катафалков, оркестрантами и другими профильными специалистами стоит заключать договоры по мере надобности их услуг, чтобы не переплачивать за штатные единицы. Ежемесячные выплаты сотрудникам составляют 100-150 тысяч рублей в зависимости от региона.
Похороны по разрешению
Правительство уже не первый год пытается навести порядок в этой сфере. Он необходим, чтобы сделать рынок ритуальных услуг понятным и открытым для инвестиций. Осенью прошлого года прошло закрытое совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, посвященное проблемам похоронного бизнеса. По его итогам столичным властям было поручено разработать проект закона об организации похоронного дела на территории Москвы. Предполагалось, что он станет «пилотным» нормативным актом, на основе которого и будет в дальнейшем разрабатываться аналогичное законодательство в других регионах. Результатом этой работы стал внесенный в этом месяце в Госдуму депутатом-единороссом Михаилом Моисеевым проект закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в сфере организации похоронного дела на территории субъектов РФ — города федерального значения Москвы и Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Главным новшеством является введение лицензий на оказание похоронных услуг, которые будут выдаваться региональными властями. То есть — лицензирование. Вопрос о необходимости его возвращения, кстати, обсуждается уже несколько лет. Активным сторонником разрешительного порядка деятельности ритуальных контор является, например, столичный департамент торговли и услуг города Москвы. Как сообщил «Ленте.ру» руководитель департамента Алексей Немерюк, лицензирование позволит очистить столичные кладбища от «черных» агентов. По данным правительства Москвы, сейчас в городе легально работают только 20 ритуальных бюро. А вот нелегалов более 2,5 тысяч. Они заманивают клиентов предложениями низких ценам. Но на практике их услуги обходятся значительно дороже, заявленных 20 тысяч. «Лицензирование вряд ли снизит стоимость похоронных услуг в столице, но оно сделает прайсы компаний прозрачнее,— считает господин Немерюк. — Мошенники не смогут больше наживаться на чужом горе». Сегодня при официальной стоимости похорон в 35-40 тысяч рублей, реальная цена у «левых» похоронных контор может достигать 300, и даже 500 тысяч.
Как сообщили в «Ленте.ру» в Союзе похоронных организаций и крематориев (СПОК), лицензирование не является панацеей от всех бед. По словам исполнительного директора организации Елены Андреевой, нелегальные похоронные бюро могут купить разрешение. При этом, по ее словам, они будут и дальше обманывать потребителей. «Вообще, у нас много вопросов к этому варианту закона. Существующая редакция не конкретизирует условия предоставления разрешений, их стоимость, по каким видам похоронной деятельности будут выдаваться лицензии и т.д.», — говорит Андреева. «В целом, мы не против принятия этого документа, тем более, что он является пилотным только для двух регионов — Москвы и Московской области, где проблемы чувствуются особенно остро и требуют незамедлительного решения. Но требуется более детальная отработка требований и стандартов, закрепленных на законодательном уровне, а также ответственность за их невыполнение», — считает эксперт. По ее мнению, на сформированной нормативно-правовой базе можно уже дальше контролировать соблюдение этих требований любым путем: либо через введение лицензий (разрешений) или через деятельность саморегулируемых организаций (СРО). Кстати, она не исключила, что по пути лицензирования пойдут только крупные мегаполисы, в некоторых из которых существуют проблемы с нелегальным бизнесом. Там, где проблема определена не так остро, предлагается как раз и развивать саморегулируемые организации.
«Мы давно говорим о том, что пора принимать новое законодательство. Сейчас мы работаем с законом 96 года, который никак не соотносится с современными реалиями. В результате похоронным бизнесом занимаются чуть ли не бомжи с кладбищ, определенные ужесточения назрели давно», —резюмировала Андреева.
Пошаговый бизнес план: с чего начать
Перед тем, как открыть похоронный бизнес, нужно учесть все его нюансы. Самое главное здесь – умение работать с людьми, так как придется иметь дело с родственниками покойных. Очень много для бизнеса в этом случае значит статус – то есть ваши доходы будут расти или уменьшаться пропорционально тому, насколько хорошая репутация будет у вашего бюро. Приступая к организации бизнеса, нужно составить четкий бизнес план, в который надо включить: поиск подходящего помещения, закупку необходимых материалов, поиск сотрудников, рекламную компанию, просчитать окупаемость бизнеса.
Ритуальные услуги лицензируют уже в следующем году.
Согласно указанному Закону лицензирующие органы России переходят на реестровую модель лицензирования: любой лицензирующий орган будет обязан вести специализированный реестр лицензий, в котором будет содержаться основная информация об органе, предоставившим лицензию, данные о соискателе лицензии, о сроках действия и приостановки лицензии, видах осуществляемой деятельности, об уровнях образования и т.п.
Согласно статье 13 Закона, Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, ранее предоставленные лицензии не прекращают действовать до истечения указанного в них срока. Сведения о лицензиях, выданных соответствующим лицензирующим органом до вступления в силу рассматриваемого закона будут внесены в реестр лицензий автоматически, в без заявительном порядке. В случае предоставления, или прекращения действия лицензии, в реестр лицензий также вносится соответствующая запись. Приказ или распоряжение о предоставлении лицензии подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа. Реквизиты приказа, или распоряжения о предоставлении лицензии вносятся в реестр лицензий.
В течение трёх рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением о вручении.
Соискателю лицензии, либо заинтересованному лицу по требованию может быть предоставлена выписка их реестра лицензий. В соответствии с Законом, Выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата устанавливаются органом, определяющим государственную политику в сфере лицензирования. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы. Соискатель лицензии вправе самостоятельно выбрать способ получения выписки из реестра лицензий, указав его в заявлении о предоставлении лицензии. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Глава VII. Лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг
Федеральный закон номер 8 регулирует и контролирует процессы и меры помощи гражданам при проведении похорон. В случае, если у гражданина есть умерший родственник, друг или знакомый и он хочет провести похороны и получить социальное пособие, он может обратиться в определенные законом учреждения для получения необходимой денежной суммы.
Чтобы определить собственные права в описываемой сфере, рекомендуется изучить настоящий закон.
Скачать Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» можно по ссылке.
Федеральный закон N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. Выписки и полная версия.Наиболее важные пункты N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996. С полным текстом можно ознакомиться в конце статьи.
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:
- выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;
- предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;
- оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
- исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.
Структура нормативно-правового акта не отличается от других федеральных законов и представлена:
- номером;
- полным названием;
- годом, месяцем и днем принятия и вступлением в силу;
- нормативно-правовой частью, в том числе последствиями за нарушение федерального закона;
- особенностями реализации на практике.
Документ состоит из пяти глав (в каждой из них описываются похожие правоотношения):
- Общая информация о погребении.
- Гарантии погребения.
- Организация места погребения.
- Похоронное дело.
- Итоговые положения о погребении.
Последние поправки датируются 03.07.2016. Они затронули несколько статей, в частности, седьмую, одиннадцатую и пятнадцатую.
В седьмой статье говорится о том, что родственник или знакомый, готовый взять на себя похороны, может организовать погребение в другом населенном пункте, даже за границей. При этом он должен оплатить все расходы.
На смену словосочетанию «исполнительные органы власти» пришла формулировка «федеральные органы власти». Теперь они обязаны заботиться об ускорении процесса подготовки бумаг для пересечения государственной границы.
В одиннадцатой статье указывается цена обязательных ритуальных услуг:
- подготовки справки о смерти и всех остальных бумаг;
- предоставления гроба и других товаров для погребения;
- перевозки покойника до кладбища или крематория;
- захоронения и др.
Она была дополнена предложением «федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Они переводят деньги на производство и монтаж памятников для некоторых групп людей.
Основные новшества проекта нового закона “О похоронном деле”
Правительство уже не первый год пытается навести порядок в этой сфере. Он необходим, чтобы сделать рынок ритуальных услуг понятным и открытым для инвестиций. Осенью прошлого года прошло закрытое совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, посвященное проблемам похоронного бизнеса. По его итогам столичным властям было поручено разработать проект закона об организации похоронного дела на территории Москвы. Предполагалось, что он станет «пилотным» нормативным актом, на основе которого и будет в дальнейшем разрабатываться аналогичное законодательство в других регионах. Результатом этой работы стал внесенный в этом месяце в Госдуму депутатом-единороссом Михаилом Моисеевым проект закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в сфере организации похоронного дела на территории субъектов РФ — города федерального значения Москвы и Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Главным новшеством является введение лицензий на оказание похоронных услуг, которые будут выдаваться региональными властями. То есть — лицензирование. Вопрос о необходимости его возвращения, кстати, обсуждается уже несколько лет. Активным сторонником разрешительного порядка деятельности ритуальных контор является, например, столичный департамент торговли и услуг города Москвы. Как сообщил «Ленте.ру» руководитель департамента Алексей Немерюк, лицензирование позволит очистить столичные кладбища от «черных» агентов. По данным правительства Москвы, сейчас в городе легально работают только 20 ритуальных бюро. А вот нелегалов более 2,5 тысяч. Они заманивают клиентов предложениями низких ценам. Но на практике их услуги обходятся значительно дороже, заявленных 20 тысяч. «Лицензирование вряд ли снизит стоимость похоронных услуг в столице, но оно сделает прайсы компаний прозрачнее,— считает господин Немерюк. — Мошенники не смогут больше наживаться на чужом горе». Сегодня при официальной стоимости похорон в 35-40 тысяч рублей, реальная цена у «левых» похоронных контор может достигать 300, и даже 500 тысяч.
Как сообщили в «Ленте.ру» в Союзе похоронных организаций и крематориев (СПОК), лицензирование не является панацеей от всех бед. По словам исполнительного директора организации Елены Андреевой, нелегальные похоронные бюро могут купить разрешение. При этом, по ее словам, они будут и дальше обманывать потребителей. «Вообще, у нас много вопросов к этому варианту закона. Существующая редакция не конкретизирует условия предоставления разрешений, их стоимость, по каким видам похоронной деятельности будут выдаваться лицензии и т.д.», — говорит Андреева. «В целом, мы не против принятия этого документа, тем более, что он является пилотным только для двух регионов — Москвы и Московской области, где проблемы чувствуются особенно остро и требуют незамедлительного решения. Но требуется более детальная отработка требований и стандартов, закрепленных на законодательном уровне, а также ответственность за их невыполнение», — считает эксперт. По ее мнению, на сформированной нормативно-правовой базе можно уже дальше контролировать соблюдение этих требований любым путем: либо через введение лицензий (разрешений) или через деятельность саморегулируемых организаций (СРО). Кстати, она не исключила, что по пути лицензирования пойдут только крупные мегаполисы, в некоторых из которых существуют проблемы с нелегальным бизнесом. Там, где проблема определена не так остро, предлагается как раз и развивать саморегулируемые организации.
«Мы давно говорим о том, что пора принимать новое законодательство. Сейчас мы работаем с законом 96 года, который никак не соотносится с современными реалиями. В результате похоронным бизнесом занимаются чуть ли не бомжи с кладбищ, определенные ужесточения назрели давно», —резюмировала Андреева.
Другой серьезной проблемой, влияющий на постоянный рост цен на похоронные услуги, является монополизации рынка похоронных услуг в крупных городах. Так, годовой объем столичного рынка ритуальных услуг, по данным газеты «Коммерсант», достигает 10 миллиардов рублей. Из них на долю ГУП «Ритуал» — крупнейшего похоронного бюро Москвы, в ведении которого находятся все московские погосты — приходится 25 процентов. На цены ГУПа во многом ориентируются и другие игроки рынка. Например, услуги «Ритуала» на подзахоронение в уже существующую могилу обойдутся родственникам умершего примерно в 10 тысяч рублей (без учета стоимости гроба), ритуальный автобус — от 1,5 тысяч рублей в час, кремация от 3,5 тысяч рублей. Таким образом, самые дешевые похороны в Москве обойдутся не менее чем в 20 тысяч рублей. Если семье «повезло» и у нее уже есть могила на одном из городских кладбищ, то новый участок на переполненных столичных погостах покупать не придется. В обратном случае придется покупать землю у того же «Ритуала». Цена вопроса — от 30 тысяч рублей официально. Однако участок будет выделен, скорее всего, в одном из подмосковных кладбищ. Столичные кладбища уже давно не открывают свои ворота вновь прибывшим. Правда, решить вопрос можно и неофициально, у черного «маклера». Так, место на престижном Ваганьковском кладбище можно купить за полтора-два миллиона рублей. Одна из заброшенных могил будет просто переоформлена на нового владельца. Похожая ситуация складывается и в других крупных российских городах, например, в Екатеринбурге.
Осенью прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала разработку поправок в ФЗ «О погребении и похоронном деле» с целью демонополизации рынка ритуальных услуг. Согласно документу, органы местного самоуправления будут обязаны обеспечить предоставление гражданам в круглосуточном режиме информации о гарантированном перечне услуг по погребению, а также иных данных, связанных с погребением умерших. В ведомстве отмечают, что монопольное право на распределение земли под могилы приводит к тому, что на одном и том же кладбище стоимость похорон отличается в разы. Ближе к центральному входу цена одна, на кладбищенских выселках — другая. Если люди будут точно знать, где какие цены, то больше положенного с них уже взять не смогут, уверены чиновники. Однако, когда предложенный антимонопольщиками проект закона будет принят, сказать сложно. Профильные министерства вернули его на доработку в ФАС.
В пояснении к документу, внесённым членом Комитета Госдумы по транспорту и строительству Антоном Жарковым («Единая Россия»), отмечается, что сейчас в России похоронные услуги регулируются принятым ещё в январе 1996 года законом «О погребении и похоронном деле». Но в нём речь идёт только о государственных похоронных службах, а коммерческие организации остались вне правового поля. В действующих нормах не определены требования к качеству ритуальных услуг и правила формирования и учёта мест захоронений.
Внесённым законопроектом предлагается устранить пробелы в законодательстве и установить, что организацией похорон могут заниматься только юрлица и индивидуальные предприниматели, заключившие соглашения с органами местного самоуправления на оказание таких услуг. При этом ритуальная организация должна быть зарегистрирована в том регионе, где она работает.
81-83 тысячи открытых для захоронения кладбищ существовало в России по данным Минстроя на 2017 год. Союз похоронных организаций и крематориев России оценивал общее количество кладбищ примерно в 600 тысяч. Действующий закон о похоронном деле был принят ещё в 1996 году и с тех пор не претерпел существенных коррекций, хотя обстоятельства сильно изменились. В то время на рынке ритуальных услуг доминировали ФГУПы и МУПы, теперь же на нём в основном работают частные похоронные конторы. А отмена в 2013 году лицензирования их деятельности привела к тому, что ритуальные услуги стали оказывать люди, не имеющие понятия не только о деликатной сути профессии, но и малосоображающие, как поставить дело на качественном уровне.
Предлагаемый Минстроем законопроект всё это предусматривает, однако, по мнению Ярослава Нилова, процесс его внесения в Госдуму слишком затянулся, «хотя и подготовлен он во исполнении поручения президента». «Межведомственное согласование, к сожалению, идёт тяжело, складывается впечатление, что не все хотят наведения порядка в этом вопросе», — уточнил депутат, добавив, что сегодня в ритуальном бизнесе крутится громадное количество неучтённых денег, что порождает разного рода недоразумения.
Разновидности скважин и получение лицензии
Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.
Выделяют несколько разновидностей скважин:
- Колодцы. Их глубина до 5 метров
- Скважины, глубина которых от 5 до 30 метров. Согласно статье 10 закона «О недрах», срок использования таких скважин до 25 лет. Такие скважины называют «на песок»
- Артезианские скважины глубиной 20-1000 метров. Вода в них попадает из горизонта в известняке. Срок их использования до 50 лет. Такие скважины могут использовать СНТ
- Промышленные скважины бурятся на глубину от 300 до 1000 метров
Для колодцев и скважин «на песок» лицензия не требуется. А вот для артезианских и промышленных скважин придется оформлять лицензию.
Нужно учитывать тот факт, что глубина залегания известняка может быть разной в разных местностях. Например, в Московской области известняк находится на глубине менее 20 метров. Поэтому в этих районах лицензия нужна на каждую скважину.
Какие документы необходимы
Документы для оформления наследства условно можно разделить на две категории:
- Те, что предъявляются при первом визите и написании заявления о принятии наследства, либо отказе от него.
- Те, что требуются для подготовки свидетельства о наследовании.
В первую очередь нотариусу необходимо принести документы, нужные для оформления наследства. А именно:
- Паспорт/паспорта (дополнительно нотариус может попросить ИНН и СНИЛС).
- Свидетельство о смерти.
- Справка из жилищного органа о составе семьи умершего (чтобы было понятно, проживали наследники с ним вместе или нет).
- Документы, подтверждающие родственную связь.
- Завещание (если таковое имеется).
Необходимость последующих документов зависит от характера наследуемого имущества. Какие документы для оформления наследства могут понадобиться? Те, что подтверждают правообладание наследодателя на то или иное имущество, или само его наличие:
- Договора купли-продажи на недвижимость.
- Кадастровые и технические паспорта.
- Банковские договора.
- ПТС/СТС на транспорт.
- Акты оценки имущества и прочее.
Заявление о предоставлении лицензии
С 1 сентября 2023 года п. 8 Положения будет действовать в новой редакции.
Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган заявление в форме электронного документа, заверенного электронной подписью в соответствии с п. 21 Положения, о предоставлении лицензии, в котором указываются сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с использованием данных из федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и единого реестра учета лицензий в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Также с указанной даты в новой редакции будет действовать и п. 9 Положения: подача заявления о предоставлении лицензии, заявления о внесении изменений в реестр лицензий осуществляется посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в форме электронного документа.
Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.
- Нарушение требований при выдаче разрешения:
- для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
- для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
- Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
- Отсутствие разрешения:
- для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
- для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.
Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.
- Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.
Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.
Лицензионные требования
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 7 октября 2020 г. № 1616. Соискатель такой лицензии должен иметь:
- транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
- помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
- водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
- специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.
С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.