Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шлагбаум на придомовой территории: законность установки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важно понимать, что одного лишь вашего желания для установки шлагбаума будет недостаточно. Нужно заручиться поддержкой других собственников квартир. Как это сделать? Для этого надо принять официальное решение на общем собрании собственников жилья.
Как принимается общее решение
Для установки шлагбаума необходимо организовать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Если земельный участок оформлен в общую долевую собственность собственников помещений, то решение считается принятым в случае голосования «за» большинством не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений (п. 2 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). При этом если к ограждаемому шлагбаумом двору примыкает несколько домов, такие собрания необходимо провести во всех.
Кроме собственно принятия решения на этом собрании необходимо определить ответственное лицо (или группу), которые будут контролировать весь процесс, а также определить порядок въезда на ограждаемую территорию собственников.
На собрании также сразу можно утвердить смету на установку шлагбаума, определить порядок и размер оплаты на обслуживание шлагбаума. В смете должны быть учтены все финансовые нюансы, желательно также сразу указать подрядчика, который будет непосредственно устанавливать шлагбаум.
С кем необходимо согласовать установку
Решение считается принятым, если «за» монтаж проголосует более половины собственников квартир, в некоторых случаях еще больше — 2/3 голосов (если земельный участок, на котором предполагается установка шлагбаума, находится в общедолевой собственности и включен в состав общего имущества).
После этого протокол собрания надо отправить в районную администрацию. Затем — уточнить в администрации дальнейшие шаги. Как правило, далее установку шлагбаума придется согласовывать с ГИБДД, МЧС и пожарными.
Кратко — как установить шлагбаум
Чтобы установить шлагбаум или другие устройства автоматического ограждения проезда в дворовую территорию многоквартирного дома, нужно пойти по такому плану:
- Найдите подходящее место для установки шлагбаума. Проверьте, что устройство не помешает заезду во двор — должен быть свободный доступ как для жильцов, так и для больших машин пожарной охраны или коммунальных служб.
- Заранее решите, как будете обеспечивать доступ через шлагбаум машинам спецслужб — например, нужно нанять охранника или консьержа.
- Найдите подрядную организацию, готовите проект установки, считаете смету.
- Проведите общее собрание, на котором собственники голосуют за установку шлагбаума, за его технические характеристики и месторасположение. Также нужно проголосовать за уполномоченного представителя, например, предложить управляющей компании это сделать. И решить, что вы будете обращаться за субсидией.
- Получите согласование от местного совета депутатов.
- Обратитесь в дирекцию ЖКХ округа за субсидией. Дожидайтесь перечисления денег на расчетной счет в управляющую компанию. Запускаете процесс установки шлагбаума.
- После установки в течение месяца принесите в дирекцию ЖКХ документы о проведенных работах — договор и акт принятых работ. Плюс платежный документ, например, чек об оплате договора.
Установка шлагбаума во дворе жилого дома
Шлагбаум во дворе многоквартирного дома устанавливается с соблюдением обязательного правила. Устройство не должно создавать помех к проезду к подъездам машин специальных служб. В этих целях проводится согласование с пожарной охраной и органами ГИБДД.
Если шлагбаум монтируется за счет представленных субсидий, то установить его необходимо в течение года со дня перечисления денег на расчетный счет. В течение одного мес. нужно подтвердить, что работы сделаны. Должностному лицу дирекции жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства АО необходимо предоставить документы:
- договор подряда;
- акт, который свидетельствует о том, что был установлен шлагбаум.
Порядок установки шлагбаума во дворе
Давайте рассмотрим порядок установки шлагбаума во дворе.
- Необходимо созвать общее собрание собственников помещений и проголосовать по вопросу установки шлагбаума. Решение об установке шлагбаума будет правомерным, если за него будет не менее 2/3 голосов. При этом одновременно стоит решить вопрос о распределении расходов на установку шлагбаума
- Оформить решение общего собрания в форме протокола
- Далее следует обратиться в органы местного самоуправления для согласования установки шлагбаума и получения соответствующего решения
- Установить шлагбаум
- Получить разрешение на ввод шлагбаума в эксплуатацию
При установке шлагбаума необходимо учитывать следующее:
- шлагбаум должен быть установлен на земельном участке многоквартирного дома
- не должен ограничиваться вход жильцов дома во двор
- шлагбаум не должен мешать подъезду экстренных служб
«Если двор сквозной, шлагбаум ставить нельзя»
Эксперт в сфере недвижимости, юрист Дмитрий Хмыль рассказал о правовых ограничениях при установке шлагбаума:
— Подавать заявление на установку шлагбаума на землях общего пользования могут не только председатели товариществ собственников, но и представители застройщиков, организаций, эксплуатирующих жилой фонд, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. К заявлению нужно приложить схему размещения устройств, где в том числе будет указано, как обеспечится доступ транспорта на территорию. Спецтранспорт — машины МЧС, скорой помощи, милиции — должны беспрепятственно въезжать во двор. Для этого шлагбаум нужно оборудовать устройством ручного открывания.
Шлагбаумы нельзя устанавливать, если двор сквозной, если устройство будет находиться над различными инженерными сетями, мешать свободному проходу людей. Выяснить, какие ограничения и возможности для установки есть, — одна из задач инжиниринговой организации, в которую заявитель обращается за проектно-изыскательными работами.
Подготовленный проект и другие документы подаются в местный исполком. Тот, в свою очередь, рассматривает это и выдает схему размещения шлагбаума, согласованную с территориальным подразделением архитектуры, организациями, обеспечивающими электро-, газоснабжение и связь.
Можно ли оформить субсидию, если шлагбаум уже установлен?
Законом предусмотрена возможность возмещения средств жильцам многоквартирного дома, если шлагбаум уже установлен, и это было сделано после 30 сентября 2015 года. Установившим конструкцию до 24 мая 2018 вернут 50 тысяч рублей, а тем, кто позже — 100 тысяч рублей.
Чтобы реализовать общую возможность, нужно провести собрание, составить протокол (как и в случае подачи прошения установки шлагбаумов на въездах во двор в Москве), написать коллективное заявление о субсидии и выбрать уполномоченного. Далее, в окружную Дирекцию ЖКХ подают все перечисленные выше документы, вместе с итоговыми актами приема работы.
Если у Дирекции жилищно-коммунального хозяйства не будет претензий к документам, а установленный во дворе дома шлагбаум будет соответствовать всем нормам, в течение 22 рабочих дней деньги будут переведены на специальный счет уполномоченного жильцами лица. После этого их нужно распределить между собственниками в количестве, соответствующем взносам.
Следовательно, постоянный рост количества личных автомобилей усугубил проблему нехватки парковочного места. Установка при въезде во двор многоквартирного дома шлагбаума или ворот решает этот вопрос весьма эффективно — места перестают занимать жители соседних многоэтажек.
Установка шлагбаума во дворе жилого дома
Обсуждая вопрос, для чего нужен шлагбаум во дворе, проживающие в нём граждане выдвигают свои аргументы, чтобы такая преграда была поставлена. В первую очередь, конечно, основное предназначение устанавливаемых конструкций подобного вида – это предотвращение заезда чужих машин на территорию двора. Такие транспортные средства могут закрывать проезд у пожарных ворот, мешать свободно перемещаться или же занимать парковочные места, с которыми у обитателей жилых многоквартирных домов и так часто напряжённая ситуация.
Установленный шлагбаум особенно актуален в местах, пользующихся высоким спросом. Например, возле станции метро, торговых центров или когда возле выбранного участка функционирует платная парковка. Нужно ли во дворе организовывать монтаж – решают владельцы расположенных в нём домов. Однако, устанавливая пропускной механизм, важно понимать, что норма закона определяет некоторые правила, как такая процедура должна проходить и требования, которые нужно соблюдать.
Если приборы во дворе работают незаконно, за это нормативами предусмотрены санкции. Так, граждане могут получить штраф в размере от 3-х до 5-ти тыс. руб., должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 5 до 10 тыс. руб., а юрлицу, придётся заплатить 20-50 тыс. руб. При этом конструкцию демонтируют.
Последствия незаконной установки
При самостоятельном монтаже конструкции (без согласования) полагается штраф за незаконную установку (от 2000 рублей для физического лица до 150 000 рублей – для юридического). После выписывания штрафа незаконно установленное заграждение должно быть демонтировано за счёт установивших его жильцов (что выльется в немалую сумму). Штрафы могут накладываться до тех пор, пока устройство не будет узаконено или снесено.
Сооружая заграждение в обход закону, надо понимать, что при возникновении чрезвычайной ситуации пожарная машина легко преодолеет преграду, попросту снеся шлагбаум. При этом получение денежной компенсации за нанесённый урон будет невозможным.
Легальное строительство заградительной конструкции занимает много времени, требует значительных усилий и денежных трат. Но если сделать всё в соответствии с регламентом, впоследствии это поможет избежать проблем.
Законна ли установка шлагбаума на придомовой территории?
- Проблема свободных парковочных мест ощущается во всех крупных городах, помимо этого, практические все парковочные места платные.
- Владельцы транспортных средств решают этот вопрос по-своему — они оставляют авто в ближайших дворах.
- Поэтому жители, лишенные возможности ставить личные машины в своих дворах, и устанавливают преграды, тем самым, ограничивая въезд «чужакам».
- Закон об установке шлагбаума позволяет устанавливать их на законных основаниях, поэтому для того чтобы действовать в рамках закона, стоит следовать определенным правилам.
Федеральным законом №189 (ст.
16), действующим с 2004 года и Жилищным кодексом РФ (ст. 36) предусматривается вариант долевого владения — передача придомовой территории в собственность жильцам дома.
В случае коллективного решения жильцов это означает:
- Проведение работ по благоустройству земельного участка.
- Использование объектов, находящихся на участке многоквартирного дома.
- Осуществление защиты территории, в том числе установку шлагбаума и т.д.
Правильное оформление собственности дает возможность владельцу (жилищному кооперативу) защищать и благоустраивать территорию, прилегающую к дому.
Главное — все должно быть в рамках закона.
Что говорят инспекторы пожарного надзора
Для того чтобы установить шлагбаум у дома нужно для начала обратиться к чиновникам, а затем согласовать порядок действий с коммунальными службами различных специализаций. Продолжительная бумажная волокита, как правило, приводит всех желающих к инспектору пожарного надзора, и от него они узнают о том, что установка шлагбаума категорически запрещена.
Почему же инспектор не позволяет поставить шлагбаум на любых территориях?
Правила пожарной безопасности РФ имеют статью 23, где четко указано, что дорожное полотно, проезды и подъезды к строениям, сооружениям, должны быть в любое время незанятыми для доступа пожарной техники, держаться в должном виде, а в зимний сезон быть освобожденными от сугробов и наледи.
Благодаря существованию этой статьи инспектор никогда не дозволит установить шлагбаум во дворе, даже если ему устроить огромный дебош, выражая свое недовольство по поводу всей этой установки ограничения. Потому что даже Градостроительный кодекс говорит о том, что во время проектировки будущих проездов и проходов около многоквартирных домов всегда должен быть учтен тот факт, что к ним свободно должны подъезжать различного рода автомобили. Также там указано, что нельзя на промежутке от края проезда до стенки здания устанавливать какие-либо ограды, электропередачи или деревья.
Что же сделать, чтобы все-таки поставить автоматический шлагбаум у своего дома
Законная установка шлагбаумов подразумевает следующий порядок действий:
- Первым делом должно произойти принятие цельного вывода на совете жителей дома, причем в результате голосования положительных голосов в пользу установки шлагбаума на рассматриваемой территории должно быть больше половины
- Далее надлежит разобраться с габаритами придомовой территории
- На всеобщем совете также решается вопрос о формировке земельного участка у дома. И только после проведения данной процедуры можно будет установить шлагбаум, предварительно согласовав все действия с администрацией, и обратившись в службу государственного пожарного надзора, в ОГИБДД и в коммунальную службу. При правильном оформлении собственности территории жилищный кооператив сможет свободно распоряжаться оформлением придомовых площадок.
- Для точного положительного ответа властей и всех органов управления, лучше на всякий случай решить, кто будет отвечать за шлагбаум на придомовых территориях улицы, чтобы при случайной поломке им можно было управлять вручную.
Надёжная и длительная работа даже при жестких атмосферных воздействиях.
Корпуса шлагбаумов изготавливаются из анодированной стали с последующей порошковой окраской (цвет RAL 2004).
Самоблокирующийся редуктор.
Непосредственно на корпус шлагбаума возможна установка фотоэлементов безопасности и сигнальной лампы, что упрощает монтаж и удешевляет систему.
Имеется возможность интеграции с системами контроля доступа: управления по радиоканалу с помощью брелока-передатчика, GSM модуля, считывателя карт; подключение домофона, датчика обнаружения транспортных средств в зоне работы шлагбаума или фотоэлементов.
Блок управления позволяет регулировать скорость движения стрелы в начале и конце цикла, а так же остановку или реверс шлагбаума в случае обнаружения препятствия.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШЛАГБАУМОВ GARD:
- быстрое программирование радиобрелоков;
- автоматическое закрывание: шлагбаум закроется автоматически по истечении установленного времени;
- амперометрический датчик, реализующий функцию «обнаружения препятствия в зоне проезда», встроенный в блок управления автоматически определяет наличие препятствия и останавливает, либо изменяет направление движения стрелы (для моделей, с двигателем 24В);
- режим «присутствие оператора»: позволяет оператору перевести шлагбаум в ручной режим управления;
- регулировка скорости открывания стрелы (для моделей, работающих от 24В);
- быстрый подъем стрелы в случае обнаружения препятствия в зоне проезда. возможность подключения двух согласованных шлагбаумов;
- функция «ведущий-ведомый» максимально упрощает монтаж и подсоединение двух шлагбаумов.
Какой шлагбаум выбрать для двора
Шлагбаумы, предлагаемые разными производителями, отличаются между собой способом управления:
- Ручное управление работой изделия. Используется в местах с низким уровнем активности. Преимущество его в том, что оно продолжает функционировать даже при отсутствии электричества. Специалисты рекомендуют приобрести такой вариант в частный дом, ведь цена на приспособление доступная каждому. Установка подобного шлагбаума во дворе дома простая и не требует специальных знаний и навыков.
- Автоматическое приспособление. Подъемник работает за счет электродвигателя или пружины с гидравликой. Изделия, работающие от электричества, одинаково надежны в морозы и изнуряющий зной. Благодаря прочному алюминию и пластику, вы никогда не столкнетесь с порчей конструкции по причине коррозии.
- Установка гидромеханического шлагбаума во дворе многоквартирного дома – удовольствие не из дешевых. Но в конце концов цену оборудования делят на всех жильцов. Гидромеханическая модель не издает шума, ведь при подъеме стрелы исключено трение.
Но и это еще не все варианты шлагбаумов. Каждый образец рассчитан на определенное количество подъемов:
- до 100 раз в сутки;
- 400-500 подъемов;
- непрерывная работа, насчитывается до 1200 подъемов за день.
Правовой вопрос установки шлагбаума
Одного решения, принятого большинством голосов на общем собрании жильцов многоквартирного дома по установке шлагбаума, недостаточно. Необходимо обеспечить соблюдение требований ряда законов.
Самое главное это участок, на котором построен многоквартирный дом, оформить в общедолевую собственность каждого жителя дома. Для этого нужно после проведения собрания собственников жилья с принятым решением большинства подать заявление в районную администрацию. После проведения межевания и регистрации придомового участка в БТИ собственники дома имеют право благоустраивать придомовую территорию по своему усмотрению, в том числе и устанавливать шлагбаум без согласований с ГИБДД и МЧС.
Согласно ПДД РФ придомовая территория не является дорогой и, следовательно, ГИБДД к установке шлагбаума не имеет никакого отношения. В случае возникновения у ГИБДД претензий, их можно опротестовать в суде с решением в свою пользу.
Игнорировать требования МЧС по беспрепятственному доступу на дворовую территорию спецтехники в случае возникновения пожара или других ЧС недопустимо, но и согласовывать установку шлагбаума с ними не обязательно. Достаточно только обеспечить беспрепятственный доступ на дворовую территорию спецтехники МЧС.
Отзыв о работе шлагбаумов DOORHAN модели BARRIER-4000
Два шлагбаума производителя DOORHAN, модели BARRIER-4000 эксплуатируются на придомовой территории дома более года с интенсивностью открывания-закрывания около 500 циклов в сутки. За это время отказов шлагбаумов по вине производителя не было. Несколько раз по вине вандалов пришлось заменять концевые выключатели положения стрелы и один раз сломанную стрелу. Ремонт выполнял представитель фирмы, которая устанавливала шлагбаумы, являющаяся дилером фирмы DOORHAN, бесплатно. За сломанную стрелу пришлось заплатить, так как этот отказ не относился к гарантийному случаю. После установки на придомовой территории системы видеонаблюдения вандализм прекратился.
Еще в начале эксплуатации возникал вопрос, связанный с периодическим изменением дальности управления шлагбаума, установленного у первого подъезда. Иной раз, чтобы закрыть или открыть шлагбаум приходилось практически вплотную приближать брелок к стойке шлагбаума. С дальностью управления с помощью брелка шлагбаумом, установленного у пятого подъезда проблем не возникало.
Рабочая частота брелка, управляющего работой шлагбаума BARRIER-4000, составляет 433 МГц и лежит в диапазоне частот 430-440 МГц, разрешенных российским Министерством связи и радиовещания для подобных задач. На частоте 433 МГц работают многие системы охранной сигнализации автомобилей и других систем управления и охраны. Таким образом, если рядом со шлагбаумом имеются устройства, работающие на частоте 433 МГц, или системы глушения сигналов, то они вполне могли влиять на дальность управления. Периодически возникали случаи, когда владельцы автомобилей, припарковавшие их рядом с местом установленного шлагбаума, не могли с помощью брелка снять автомобиль с сигнализации. Вполне возможно, что влияние на сигнал управления оказывало оборудование Ростелекома, здание которого находится на удалении менее 50 метров от места установленного шлагбаума.
Стойка шлагбаума представляет собой вертикально установленную квадратную металлическую трубу, закрытую сверху алюминиевым оголовком. На оголовке установлен светодиодный фонарь, который мигает во время подъема или опускания стрелы. Таким образом, антенна электронного блока, который принимает сигнал управления с брелка, экранируется, и радиус управления шлагбаумом существенно снижается. К сожалению, при разработке конструкции шлагбаума BARRIER этот вопрос опустили из вида.
К моему удивлению, представитель установщика шлагбаума, после жалобы на малый радиус дистанционного управления с брелка, просто зачистил конец антенного провода от изоляции и зажал его между корпусом основания шлагбаума и оголовком. После этого, вопреки здравому смыслу, ведь антенна была фактически заземлена, шлагбаум стал реагировать на брелок с расстояния более 30 метров. Вот уже больше года вопросов по малому радиусу управления шлагбаумом не возникало.
Как оказалось, еще одним плюсом шлагбаума модели BARRIER является возможность ремонта сломанной стрелы, технология ремонта описана на странице ниже.
Несмотря на возникшие вопросы при эксплуатации двух шлагбаумов в течение более года, исходя из соотношения цена-качество, отзыв о шлагбауме DOORHAN модели BARRIER-4000 я даю положительный.
Чаще всего шлагбаумы мы можем видеть в местах с ограниченным доступом, например: на объектах государственной важности и военных объектах, оплачиваемых автостоянках, железных дорогах, в частных секторах, на складах, на въезде в медицинские и офисные центры.
Когда в 2012-м году в России были введены платные парковки, дворы многоэтажек, которые расположены около офисных зданий и торговых комплексов, тут же массово начали наполняться частными автомобилями. Все бы ничего, только возникла иная проблема – это неудобства, которые лишний транспорт, расположенный повсеместно, начал доставлять местным жителям. В связи с этим, единственным простым способом избавиться от этой проблемы оказалась установка шлагбаума. Данная конструкция является ограничителем на въезде и управляет только автомобильным транспортом на той или иной территории.