Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости благодаря информационным системам. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям. Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по закупкам по 223-ФЗ и 44-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.

Прокурорской проверке регламент не писан

Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:

  • Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
  • разъяснения Конституционного суда РФ;
  • документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.

Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.

  1. Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
  2. Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
  3. Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
    • постановление;
    • протест;
    • представление;
    • предостережение.

Как оспорить предписание прокурора?

Если в отношении Вашей организации прокурором все-таки вынесено предписание, то за разъяснением каких-либо его положений, вызывающих вопросы, можно обратиться непосредственному к должностному лицу, которое его вынесло.

Если же Вы полностью не согласны с вынесенным предписанием, следует обращаться в суд.

Заявление об оспаривании решения прокурора подается в суд не позднее трех месяцев со дня, когда стало известно о его вынесении. При этом закон содержит оговорку о том, что при наличии уважительных причин пропущенный трехмесячный срок может быть восстановлен судом.

Заявление об оспаривании представления прокурора должно содержать:

  • наименование и адрес суда, куда подается заявление,
  • наименование и данные заявителя,
  • данные предписания и наименование органа, которым это предписание вынесено,
  • доказательства того, что предписание является незаконным,
  • требование об отмене предписания,
  • при необходимости – ходатайство о приостановлении действия предписания
Читайте также:  Как правильно написать заявление на отпуск (на работе)? Примеры и образцы

К заявлению следует приложить все документы, на которые Вы ссылаетесь, а также доказательства, подтверждающие Вашу позицию.

Такие дела Арбитражный суд рассматривает в течение трех месяцев со дня поступления заявления в суд. Этот срок может быт продлен судом до шести месяцев по причине особой сложности дела.

Сроки проведения прокурорской проверки ограничат 30 днями

В марте прошло года вступили в силу поправки в закон о деятельности прокуратуры.

По новым нормам срок проведения ПП ограничен 30 днями.

Он может быть продлен в особых случаях, но превышать те же 30 дней ПП ни в коем случае не должна. Причем, если изначально решение о продлении проверки принимает сам прокурор или его заместитель, то в дальнейшем, если есть острая необходимость, санкционировать продление контрольно-надзорных мероприятий может только Генеральный прокурор либо его заместитель.

В срок проведения не включается время, на которое ее пришлось по каким-либо причинам остановить, а также срок, когда прокурор затребовал дополнительные материалы, – до того самого момента, когда необходимые документы ему предоставили. Кстати, предоставить прокурору их должны в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования.

Помимо плановых проверок, есть еще и внеплановые. Они проводятся в том случае, если прокуратура получила информацию о явном нарушении законодательства: причинении вреда здоровью, разрушении памятника культуры, угрозе окружающей среде и т.д. Мы уже говорили о том, что Генеральная прокуратура ежегодно формирует сводный план мероприятий (обязательно размещая данные на официальном сайте ведомства), внеплановые же контрольные мероприятия инициируются исходя из контроля за исполнением законов, когда в органы надзора поступила соответствующая информация.

Если во время внеплановой проверки прокурор запрашивает документы или другие данные, то их придется предоставить в течение двух дней. Когда речь идет о каких-либо ЧП (угроза имуществу, жизни, здоровью или окружающей среде) – прокурор вправе получить документы уже спустя сутки.

Итак, к вам пришли их прокуратуры. Что следует предпринять?

Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок

ПП может коснуться любого, не зависимо от сферы его деятельности: крупных фирм и индивидуальных предпринимателей, физических лиц и органов власти. Проверяет прокуратура и самих проверяющих, например, государственный пожарный надзор. Но если раньше у контролирующих органов были фактически неограниченные права, то сейчас Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок говорит следующее:

  • Для «рядовых» проверок все копии или оригиналы документов нужно успеть собрать всего лишь за пять дней;
  • Если проверка касается соблюдения закона, то этот срок сокращается до двух дней;
  • Если речь идет об экологической угрозе или угрозе жизни, то необходимые данные предоставляются в течение суток.

Прокурор может увеличить эти сроки, если есть объективные основания, а вот если они уменьшаются, тут уже закон нарушает он сам.
Информация не по теме проверки вообще запрашиваться не должна, кроме того, прокуратура не вправе требовать документы повторно, если они уже передавались.

Мы уже говорили о том, что надзорное ведомство не должно подменять собой другие органы контроля: начать проверку «по своему усмотрению» прокурор не может. Для этого нужно веское основание.

Читайте также:  Безвизовые страны для россиян 2023

Например, если Ростехнадзор проверял предприятие и обнаружил нарушения, которые требуют немедленного вмешательства прокуратуры.

Результаты прокурорской проверки, анализ

На основании проведенного исследования внутренней документации, специфики деятельности, доказательств правонарушений представитель надзорного органа выносит постановление или протест. Результат можно получить в письменном виде в течение месяца.

Если нарушений не выявлено, органы власти оформляют акт, в котором отмечают их отсутствие. При обнаружении недочетов выносится протест. У представителя организации будет 10 дней, чтобы рассмотреть его и устранить нарушения (например, отменить приказ или принять новый локальный акт). О проведенной работе вы должны сообщить прокурору в письменном виде.

Еще одна мера – постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Прокурор может вынести представление, в котором указывается необходимость устранить нарушения. Сделать это нужно в течение месяца.

Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения

Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное. Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.

Жалобы могут поступать от:

  • недовольных клиентов;
  • партнеров по бизнесу и контрагентов;
  • правоохранительных органов;
  • анонимны источников;
  • публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.

Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.

  • подозрение в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих национальной безопасности;
  • нарушения миграционного характера и т.д.

Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.

Информация, документы и материалы, которые прокурор не вправе требовать у организации

В соответствии с вновь введенной ч. 2.3 ст. 6 ФЗ № 2202-1 прокурор не вправе требовать у организации (по общему правилу):

  • информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;
  • информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее — сайт организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».*

* Примечание: В случаях, если прокурор требует у организации названные документы, организация должна указать в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте организации, в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы (ч. 2.4 ст. 6 ФЗ № 2202-1).

Читайте также:  Транспортный налог: кому и сколько платить, а кто от него освобожден?

При этом, следует учитывать, что согласно ч. 2.5 ст. 6 ФЗ № 2202-1 проверяемая организация обязана представить указанные информацию, документы и материалы или их копии при получении требования прокурора, связанного:

  • с необходимостью проведения исследования, испытания, специальной экспертизы для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки;
  • с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Что и кого может проверять прокуратура

Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.

О прокурорской проверке не предупреждают

Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика. Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними. Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.

Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения

Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:

  • проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
  • проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
  • контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
  • контролировать деятельность судебных приставов;
  • проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
  • осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
  • проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
  • осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.

Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.

Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.

Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *