Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО снова изменится не в лучшую сторону в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство устанавливает предельный срок выполнения восстановительных работ – 30 календарных дней. Отсчёт начинается со дня предоставления автомобиля на автосервис либо страховой компании для перемещения на место ремонта. Несоблюдение сроков либо неудовлетворяющее качество выполненных работ является основанием для подачи претензии страховщику. Именно он направляет транспортное средство на СТОА.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Что можно, а что нельзя делать при получении направления?
Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.
Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:
- согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
- согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
- согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.
Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой. Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.
Обязан ли страховщик производить ремонт по ОСАГО
Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:
- ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
- выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.
Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.
В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:
- полная гибель транспортного средства;
- здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести;
смерть пострадавшего; - когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.
При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.
Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.
Как получить деньги по ОСАГО вместо ремонта
Важно понимать, что правила в 2023 году устанавливает приоритетность ремонта по ОСАГО перед финансовой выплатой. В большинстве случаев страховщики не компенсируют ущерб деньгами. Но в исключительных ситуациях страховщику выгоднее произвести максимальную выплату, чем производить дорогостоящий ремонт. Законодательство устанавливает основания для компенсации ущерба в денежной форме:
- полная гибель автотранспорта;
- вред здоровью средней либо тяжкой силы;
- восстановление потребует больших расходов, чем ограничения по возмещению, а пострадавший не согласен производить доплату за свой счёт;
- договор предусматривает денежную компенсацию;
- смерть пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии;
- пострадавший является инвалидом, в заявлении о страховой выплате он указал вид компенсации;
- пострадавший не предоставляет письменного разрешение на восстановление авто из-за несоответствия предложенной страховой компанией СТО, которая отвечает установленным требованиям.
В некоторых случаях денежные выплаты по автогражданке готов произвести РСА.
Это может быть сделано в таких ситуациях:
- страховая компания потеряла лицензию либо стала банкротом;
- виновник дорожно-транспортного происшествия не установлен, не имеет водительского удостоверения либо действующего полиса.
Как бы то ни было, получить компенсацию может исключительно собственник транспортного средства либо его представитель.
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
Срок ремонта по ОСАГО в 2022 году
В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.
На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.
Недостатки ремонта по ОСАГО
- Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
- Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
- Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
- Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.
Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?
Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.
Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.
Что делать с полисом, который был оформлен до нововведений?
Если вы оформили полис еще до того момента, когда были внесены серьезные поправки, то можете прибегнуть к определению с итоговым способом: возмещение деньгами или полное погашение счета за ремонт. Как только действие документов выйдет, то вы должны аккуратно и очень тщательно подходить к подбору того или иного специалиста.
ВАЖНО !!! Нужно присматриваться на список всех станций по предоставлению услуг, с которыми заключен договор сотрудничества у страховщиков. Следует учитывать расположение, срок на проведение процедур, а также операции с определенными марками.
Помимо этого, нужно детально обращать внимание на сбор чеков по ремонтным процедурам. Они могут понадобиться для судебного разбирательства. Когда с вами произошло ДТП, то нужно следить за оформлением всех бумаг. Это поможет возместить все убытки при помощи страховой компании.
Что делать при покупке автомобиля?
Если вы только хотите купить автомобиль и сохранить все гарантийные обязательства, то попросите у дилерского центра список всех СТО. После этого подберите тот вариант организации, которая, в последующем, предоставит возможность обслуживания на выбранной СТО. Если в страховой компании нет договора, то попытайтесь договориться либо о направлении именно на эту станцию, либо о компенсации в денежном формате. Если же вы приобретаете уже подержанный автомобиль, то попросите все чековые квитанции на приобретаемые и устанавливаемые запчасти. Если вы приобретаете дорогой автомобиль, то тогда проанализируйте, сможете ли вы погасить своими средствами разницу во время восстановления.
Как видно, новые изменения в законе принесли лишь ряд недопонимания со стороны постоянных клиентов. И для честных людей они стали некой проблемой, потому что при превышении суммы погашения человек должен доплачивать определенную сумму из своих собственных финансовых средств. Но, чтобы воспользоваться законом и правами, стоит лишь детально изучить представленную информацию и найти несколько серьезных лазеек.
Когда ремонт выполнен и мастерская готова вернуть автомобиль, между мастерской и хозяином машины подписывается акт приема-передачи. Если хозяин машины считает, что ремонт выполнен некачественно и дефекты не устранены, то он должен отразить все недостатки в акте. К дефектам, свидетельствующим о некачественном ремонте, относятся:
- наличие зазоров между деталями автомобиля, в том числе кузовными;
- низкое качество покраски машины, например цвет отличается от оригинального или краска нанесена неравномерно;
- посторонние звуки при включенном двигателе, которых не было до аварии;
- изменение технических характеристик автомобиля, например снизилась тяга;
- плохо отремонтированные восстановленные детали: видны неровности, сколы, элемент не покрашен;
- использование б/у запчастей для ремонта. По закону станция СТО обязана использовать только новые запчасти. При этом необязательно ставить на машину оригинальные детали.
Ответственность перед другими
С каждым годом в России становится всё больше «безаварийных» водителей. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), 4 млн автовладельцев, заключивших договор ОСАГО в 3 квартале этого года, воспользовались максимальной скидкой по страховке за аккуратное передвижение на транспортных средствах. Скидки разных размеров получили в общей сложности 96,4% автовладельцев.
Для сравнения: в прошлом году самую низкую стоимость за ОСАГО заплатили 3,8 млн человек, а количество людей, которые сэкономили на страховке по КБМ, было на 4,4% меньше.
«Это значит, что безаварийные автовладельцы, которых в стране большинство, за свою аккуратную езду получают скидки на ОСАГО, — поясняет президент РСА Евгений Уфимцев. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года безаварийных водителей стало больше, а аварийных — меньше. Статистика показывает, что индивидуализация тарифов ОСАГО способствует тому, что водители меняют своё поведение на дорогах: они стали допускать меньше аварий. Это понятно, потому что есть экономический стимул быть аккуратными и внимательными».
Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Отсчитывается данный срок с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для транспортировки к месту проведения ремонта . Крайне важно, чтобы максимальный срок ремонта по ОСАГО не был превышен.
Ремонт занял больше времени? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 5 дней/
Конкретный срок, необходимый для качественного ремонта транспортного средства, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики автомобиля. В направлении на ремонт обозначают точные сроки ремонта, но есть возможность и изменить их.
Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?
Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.
На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:
- У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
- Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.