Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство и ликвидация государственных и муниципальных предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
В банкротстве унитарного предприятия не всегда виноват директор
Руководитель автономного учреждения был привлечен к субсидиарной ответственности по налоговым обязательствам данной организации, поскольку не подал заявление о ее банкротстве.
Но Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ с этим решением не согласилась и направила дело на новое рассмотрение.
Неподача заявления должника влечет субсидиарную ответственность руководителя по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного для обращения с таким заявлением.
В данном же случае руководитель был привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим задолго до указанного момента.
Кроме того, как следует из ГК РФ, любое учреждение, в т. ч. и автономное, не может быть признано банкротом. Ввиду этого суду надлежало исследовать вопрос о возможности применения к автономному учреждению процедуры банкротства. От этого зависит, имелась ли у руководителя обязанность подавать заявление должника, за неисполнение которой наступает субсидиарная ответственность.
Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.
Чтобы провести реформу, принят федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019, в котором описан порядок ликвидации унитарного предприятия и сроки для этой процедуры. В этом же нормативном акте оговорены правила, которые обязаны соблюдать унитарные предприятия, чтобы оставаться на рынке.
Как объясняли авторы реформы еще до ее принятия, необходимо четко продумать условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, чтобы, с одной стороны, не остаться без хозяйствующего субъекта на рынке, а с другой — дать частному бизнесу развиваться.
На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.
Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2017), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:
- субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
- организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
- предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
- ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
- ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
- структуры, которые работают за пределами РФ.
Этот перечень правительство вправе дополнять.
Помимо этого, есть общее правило, когда реорганизация или ликвидация муниципального предприятия (государственного) не предусмотрена: ее выручка от деятельности на конкурентном рынке не превышает 10% всей выручки в течение года.
Власти решили, что пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО должна соответствовать правилам ГК РФ, действующим для юридических лиц. Дополнительно этот вопрос регулирует федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002, который позволяет провести реорганизацию путем слияния, присоединения, выделения, разделения либо преобразования в иную форму. Вместе с тем статьей 34 закона №161-ФЗ наложено ограничение: из МУП или ГУП нельзя сделать ООО или АО, унитарное предприятие разрешено трансформировать либо в государственное, либо в муниципальное учреждение. ФГУП допустимо реорганизовать в автономную некоммерческую структуру.
Процедуры банкротства: просто о сложном
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Процедура заключается в утверждении определенного плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности на основании решения собрания акционеров. Кроме того, арбитражный суд назначает административного управляющего.
Должник не вправе совершать крупные сделки и принимать решения о своей реорганизации без согласия собрания кредиторов.
При проведении процедуры санации должны быть соблюдены определенные условия:
- ее продолжительность не может составлять более двух лет;
- должен быть сформирован план оздоровления, содержащий график погашения задолженности с объяснением возможности удовлетворения требований кредиторов;
- график погашения долгов обязательно утверждается арбитражным судом;
- полное погашение всех требований кредиторов должно быть завершено не позднее чем за месяц до окончания санации.
Важно!
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности обеспечивается залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством либо другими способами.
Процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно. Для этого необходимо ходатайство собрания кредиторов о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Во время процедуры оздоровления предприятия на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, которая устанавливается Центральным банком Российской Федерации на дату введения финансового оздоровления.
На этом этапе все функции руководства компанией берет на себя внешний управляющий. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и вводится мораторий на удовлетворение данных требований. Исключение составляют требования о взыскании задолженности по заработной плате. Внешним управляющим разрабатывается план управления, который утверждается собранием кредиторов. Для восстановления платежеспособности могут быть предложены меры, включающие:
- смену профиля деятельности;
- закрытие нерентабельных направлений;
- возврат дебиторской задолженности;
- уступку права требования юридического лица;
- дополнительный выпуск акций;
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
- продажу организации-неплательщика;
- замещение активов должника;
- продажу части имущества компании-должника.
Важно!
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Если с даты введения санации до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло больше 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
После завершения этапа внешнего управления подготавливается отчет и принимается решение о начале выплат кредиторам. Если есть возможность полностью удовлетворить все требования, процедура банкротства прекращается. В противном случае приступают к следующему шагу.
На реорганизацию и ликвидацию МУПов, а также постановку на кадастровый учет земельных участков после ликвидации предприятий регионы получат деньги из федерального бюджета. Порядок распределения этих межбюджетных трансфертов примет Правительство. Каждый регион распределит финансирование между муниципальными образованиями в соответствии со своим законом.
Порядок и сроки ликвидации предприятия: «уходим красиво»Несмотря на все отличия унитарной организации от обычной, критерии для признания муниципального предприятия банкротом ничем не отличаются. Таких критериев два:
Для организаций — коммунальщиков есть еще один дополнительный критерий: неисполнение обещаний перед поставщиками и, следовательно, перед гражданами – конечными получателями услуг. Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.
Процедура банкротства организации отнюдь не означает полного разорения, она может быть направлена на сохранение активов организации. То есть адвокаты финансово несостоятельной компании пытаются всячески очистить фирму от долгов, защищая ее при этом от неправомерных действий кредиторов, и ищут возможность продать или реструктуризировать бизнес, чтобы собственник не прибегал к полной ликвидации бизнеса. Процедуру банкротства организации должны проводить исключительно профессионалы, которые защитят интересы собственника, максимально уменьшив его потери. Юридическое лицо можно ликвидировать в добровольном порядке по единогласному решению его собственников. В первую очередь о ликвидации необходимо уведомить налоговую инспекцию. Туда следует отправить данные о составе ликвидационной комиссии или ликвидатора, в роли которых обычно выступают учредители компании. При этом нужно опубликовать решение о ликвидации компании, уведомив об этом кредиторов. Следует учитывать, что срок, отведенный на эти действия, ограничен минимальной планкой в два месяца, то есть фирме могут отказать в регистрации ликвидации, если перед тем, как составить и передать в налоговую инспекцию промежуточный ликвидационный баланс, она не выждет положенного срока. Завершает ликвидацию составление окончательного ликвидационного баланса, который ликвидатор должен передать все в ту же налоговую инспекцию. Через пять дней после подачи заявления ликвидатор получает государственное свидетельство о том, что фирма прекратила свое существование. Благодарность Каваляускас В. А. от Астафьевой А.С. Выражаю благодарность Юридическому Агентству и в частности адвокату Каваляускас Василию Анатольевичу за квалифицированно проделанную работу. Василий Анатольевич проконсультировал и подготовил все документы, необходимые для судебного делопроизводства. По результату рассмотрения дела о защите прав потребителей, результат и высокая сумма превысили все мои ожидания. Большое спасибо за квалифицированную работу и профессионализм. С уважением, Астафьева А.С., 01.03.2019 г. Благодарность от Бусыгина А.И. Выражаю свою благодарность Каваляускас Василию Анатольевичу за квалифицированное ведение моего дела, грамотную консультацию и обоснование решения, которые привели к возмещению заявленных требований. С уважением, Бусыгин Александр Иванович 26.12.2017 Благодарность Соловьеву Хочу выразить огромнейшую благодарность и признательность Соловьеву Константину Васильевичу за внимательное отношение, очень грамотную консультацию. И, если когда-нибудь мне потребуется юридическая поддержка, непременно обращусь именно к нему. Также хочу отметить Кутузову Дарью Валентиновну, которая с улыбкой встретила, ответила на некоторые интересующие меня вопросы. Желаю компании успехов, дальнейшего процветания, побольше клиентов. Благодарность от Устиновой Т.М. Хочу выразить большую благодарность Сергею Вячеславовичу за оказанную юридическую услугу при возникшем у меня сложном отношении с ООО «Салоном красоты» и Альфа-Банком. Устинова Т.М. 10.11.2018 г. Благодарность от Хохлова Н.С. Я Хохлов Н.С. выражаю особую благодарность адвокату Павлюченко А.В. который защищал мои права по защите прав потребителя. Был приятно удивлен его профессионализму где он обнаружил ложный адрес моего ответчика зарегистрирован в ЕГРЮЛ, а также защищал как я считаю от необоснованных решений судьи первой инстанции. Если в дальнейшем понадобиться юридическая помощь, буду обращаться только к Павлюченко А.В. Н.С. Хохлов 12.12.2017 г. Благодарность от Плисецкого В.В. Прошу выразить благодарность Мавричеву Сергею Вячеславовичу за чуткое отношение и понимание к клиентам. Вопрос был разрешен в течении одного дня. Очень благодарен Сергею Вячеславовичу. Плисецкий В.В. 19.10.2018 г. Понятие банкротства НКОЕщё совсем недавно признание несостоятельности некоммерческих фирм не было предусмотрено законом. Однако, в 2012 году в Закон «О несостоятельности» были внесены изменения и банкротство некоммерческих организаций стало доступным, как и для других юридических лиц. Данная процедура у НКО имеет много общего со стандартным процессом признания несостоятельности юрлиц, но существуют определённые ограничения. Например, некоторые некоммерческие учреждения не могут объявить себя несостоятельными, к ним относятся:
Орган управления в МУП единоличный — это его руководитель. Он назначается собственником, а точнее уполномоченным им органом. Руководитель подотчетен учредителю. Процедура признания несостоятельным муниципального предприятияК основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:
Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.
Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.
Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий (ст. 94 Закона).
В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:
С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия. Основания для принудительной ликвидации
Основанием для подачи заявления являются просроченные обязательства перед заинтересованными лицами, а именно:
Если сумма такой задолженности превысила указанную в законе, а срок погашения долгов истек более трех месяцев назад, то это повод требовать признания МУП несостоятельным. Та сторона, которая полает в суд заявление о банкротстве имеет право предложить в дальнейшем кандидатуру арбитражного управляющего. Особенности и отличия форм новых бюджетных учрежденийСамая финансово независимая – автономная форма (АУ). Она даёт возможность предприятиям самим формировать заказы для своей деятельности и позволяет открывать счета в коммерческих банках.
Казенная организационная форма (КУ) учреждения имеет самую жесткую регламентацию хозяйственной деятельности. Её финансирование осуществляется в полном соответствии с бюджетом. Обычно к ней относятся учреждения министерства обороны и государственной пенитенциарной системы и все доходы, полученные КУ Все три эти формы предполагают одно: собственником их является государство в лице Федеральной власти либо муниципальной. И либерализация их финансовой деятельности совсем не исключает финансирование их из бюджета.
Изменился только порядок участия государства в финансировании учреждений. Лишь для казенных он остался прежний. А предприятия автономной и бюджетной формы по новому закону финансируются в форме субсидий на основе Госзадания. Смена формы бюджетного учрежденияПо результатам финансовой работы любое новое бюджетное учреждение может быть переведено с одной формы управления на другую. Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти . Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту: ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ . Это быстро и БЕСПЛАТНО ! К ним относят:
Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей. Банкротство автономного учрежденияАвтономные учреждения, исходя из всего вышеперечисленного, не должны подвергаться процедуре банкротства. Это происходит, не смотря на то, что автономное учреждение несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом и чисто теоретически, конечно же, может оказаться банкротом. В связи с этим возникает спорная ситуация, потому что возможность признания организации 1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо).
Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации. Целью создания любого юридического лица является ограничение имущественных рисков его учредителя (учредителей) размерами переданного такому юридическому лицу (закрепленного за ним) имущества. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ одним из признаков юридического лица является обособленность его имущества от имущества учредителя (учредителей). На этом основании юридическое лицо, во-первых, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, как переданным юридическому лицу учредителем (учредителями), так и приобретенным в процессе хозяйственной деятельности, а во-вторых, не отвечает по обязательствам своего учредителя (учредителей) (п. Закона о несостоятельности «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом». Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником, согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности, понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо. Зависит ли от вида организацииБанкротом может признано практически любое юридическое лицо. Исключением являются учреждения, казенные предприятия, политически партии и религиозные организации (). Их ликвидация производится в ином порядке.
Сделать это могут несколько категорий лиц ():
После вынесения решения о банкротстве, к должнику применяются различные предусмотренные законом процедуры.
Закон устанавливает особые правила проведения банкротства для некоторых категорий должников-юрлиц. К таким исключениям из общего правила, согласно относятся:
Основания для принудительной ликвидации
Основанием для подачи заявления являются просроченные обязательства перед заинтересованными лицами, а именно:
Если сумма такой задолженности превысила указанную в законе, а срок погашения долгов истек более трех месяцев назад, то это повод требовать признания МУП несостоятельным. Та сторона, которая полает в суд заявление о банкротстве имеет право предложить в дальнейшем кандидатуру арбитражного управляющего. Принципиальные отличия банкротства МУПОбычно, для начала процедуры закрытия фирмы из-за неспособности погасить долги руководитель должен обратиться с соответствующим заявлением в суд, занимающийся делами юридических лиц. Туда может обратиться также и кредитор или работник предприятия, которому не выплачивают заработную плату, то есть, по сути, тот же кредитор. В случае с признанием банкротом муниципального образования есть спорный законодательный вопрос о возможности обратиться в судебные органы именно руководителю предприятии. Это связано с тем, что у предприятий такого типа есть только возможность оперативного управления имуществом. Право собственности принадлежит городу или иному муниципалитету. Таким образом, фактически, решение о направлении в суд заявления о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия принимает не руководитель, а собственники имущества, то есть органы власти местного уровня. Есть еще несколько отличий:
Похожие записи: |