Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дуа после смерти близкого человека». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По законам шариата траур по усопшему с момента кончины соблюдается только 3 дня. В предании ислама сохранилось изречение пророка Мухаммеда, что женщине-мусульманке, которая верует в Пророка и в Последний день, также запрещено носить на себе траур более 3-х дней. Только вдове можно соблюдать траур по умершему мужу в течение 4-х месяцев и 10-ти дней.
Сколько длится траур у мусульман?
Первые 3 суток после хаимуль-ляззата и погребения тела члены семьи и друзья покойного молятся о милости его душе, максимально сократив бытовую рутину. Распространенные исламские обычаи велят поминать ушедшего в другой мир на:
- третий день после похорон;
- 40-й день;
- 52-й день;
- по истечении 12 месяцев со дня хаимуль-ляззата близкого или родственника.
Весь траурный период последователи ислама должны проявлять смирение и заботу принимать с благодарностью ото всех, кто желает помочь семье умершего. Большим благом можно считать желание близких или родственников держать пост за умершего, если он хотел его держать, но из-за смерти не успел пройти.
Широкое распространение исламской религии в мире не могло не повлечь его трансформации. Сегодня можно узнать много нововведений и правил, запретов, ошибок в его трактовке. Например:
- украшение могил и появление на них фотографий (что недопустимо в традиционной форме);
- чтение сур у каждого из четырех углов могилы усопшего;
- раздача печенья, сладостей и выпечки каждую неделю;
- одаривание внушительными «поминальными пакетами» с продуктовыми наборами;
- раздача «садака» каждому гостю — платков, кусков мыла, отрезов ткани и иных подарков в честь Аллаха.
Устраивают ли мусульмане поминки?
В странах, где преобладают мусульманские традиции, поминки принято проводить на 3-й, 7-й день, а также на 52 день после смерти.
В дальнейшем после похорон мусульманские традиции рекомендуют поминать умерших родственников и близких людей чтением молитв и раздачей милостыни каждый год по праздникам:
- Ураза-байрам. Пост (Ураза) в 2022 году начнется 1 апреля и завершится 1 мая. «Праздник прекращения поста» (араб. Ид-аль-Фитр), или Байрам, наступит 2 мая и продлится до вечера 3 мая.
- Курбан-байрам в 2022 году предварительно назначен на 9 июля.
- Навруз — праздник весеннего равноденствия, в 2022 году прошел 21 марта.
Дуа за умерших немусульман
Всевышний говорит о дуа за того, кто умер многобожником, такие слова в Коране: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят). Из этих слов следует, что если умерший был неверным, и даже если он был родственником, мусульманин не имеет права возносить над ним молитву, читать дуа и испрашивать прощения. Приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что Пророку Мухаммаду ﷺ и верующим мусульманам для многобожников испрашивать прощения и читать дуа, если они узнали, что они являются «обитателями Огня», не разрешалось.
В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры, говорится, что Пророк ﷺ обращался за разрешением к Господу испрашивать для своей матери прощения и читать дуа. Но Всевышний запретил ему это делать. Но разрешил ему посещать могилу матери.
Когда и как проходят поминки у мусульман: правила по Шариату
По правилам Шариата траурными являются только первые 3 дня с момента смерти, но не 7, 40 или 52. Отмечать их не рекомендуется. Ранее считалось, что дома у покойного родственники не должны вкушать пищу в течение 3 дней, но это несколько преувеличенное требование, основанное на необходимости больше молиться. Другие правила:
- приглашают всех родных, которые должны обязательно приходить на подобные мероприятия, отказ возможен в крайних случаях;
- пока не пришел имам, Коран читает самый старший мужчина среди членов семьи;
- женщины и мужчины собираются в разных помещениях;
- во время поминальной трапезы нельзя разговаривать.
Нужно помнить, что правилами Шариата не предусмотрено поминовение посредством трапезы. Правила об этом отсутствуют, как нет и запрета на совершение подобных действий. Но современные мусульмане все чаще выступают за проведение поминок.
Произвольность обращения за родителей определяет право использования молитвы на всех языках мира. Господь всемогущ, он внимает терзаниям души и знает все глубинные желания человека. Творцу доступны послания на любом языке, но ближе – арабский.
Транскрипция известных (перечисленных выше) молитв:
«Аллахум агфир ла вайти ватаквиту фи альийман»
Дуа для прощения грехов родителя.
«Я раби барак мин факад адраб иала альтарик алсахи вамана альийман алкави. Ишбае рувхи мин алкасл валсалам фи альислам»
Для исцеления матери от болезней.
«Субхана ватеалла мусидат альмумин алмути, валидайа, фи имали. Такдим алдаем валтавхи иала алтарик лилтагналуб иала аликабат вахам албаракат»
Для поддержки родителя в работе и любых начинаниях.
Произносите дуа из Корана с помощью транскрипции на русском языке. Приблизившись к первоисточнику, усилите просьбу аутентичностью.
Незнание арабского языка не оказывает влияния на результат обряда. Главное – откровенность с Аллахом во время обращения в молитве.
Кто из людей заслуживает наилучшего отношения?
Однажды с таким вопросом к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) подошел мужчина. На что посланник Аллаха ответил: «Твоя мать». «А затем кто?» — опять спросил мужчина. И снова ответом было: «Твоя мать». Мужчина спросил: «А кто же потом?» — «Твоя мать». В четвертый раз задав тот же вопрос, мужчина получил ответ: « А затем – твой отец». (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим).
Даже двух хадисов достаточно, чтобы понять всю важность роли матери в исламе. К сожалению, меркантильность сегодняшнего мира часто вынуждает нас закрыть глаза на наш долг перед родителями, особенно – матерями. Бывает, мы и не заметим, как пожалуемся на них, или даже скажем грубое слово. Такое поведение идет вразрез с законами ислама.
Господь напоминает нам о пророке Йахйе (Иоанне Крестителе), его преданности, любви и подчинении воле родителей:
«О Йахйа! Крепко держи Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком, а также состраданием от Нас и чистотой. Он был богобоязнен, почтителен к родителям, и не был гордецом и ослушником» (Коран 19:12-14)
Пророк Иса (Иисус) говорит о покорности Богу вместе с почитанием своей матери Марии:
«Воистину я раб Господа. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать молитву, раздавать милостыню, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери, и не сделал меня надменным и несчастным» (Коран 19:30-32)
Какой бы напряженной ни была наша жизнь, нельзя забывать о прекрасном примере пророков и праведных предшественников в отношении их родителей.
Бурная, а временами безумная жизнь двадцать первого века иногда заставляет позабыть о нравственности и порядочности, предписанной исламом. Но доброе отношение к родителям – обязанность, возложенная на нас Богом, и каждый мусульманин должен стараться следовать примеру праведных предшественников. Они высоко ценили родителей, любили и уважали их, как требовал Господь, они всегда помнили, что Рай – у ног матерей. Это не просто слова, это – ключ к вратам Рая.
Из хадисов пророка Мухаммда (мир ему и благословение Аллаха) мы узнаем о встрече Абдуллы Ибн Умара с бедуином. На пути в Мекку Абдулла увидел бедуина, поприветствовал его, пожелав мира, оказал почести и подарил свой тюрбан. Друзья Абдуллы удивились такому вниманию к простому бедуину, а Абдулла объяснил: «Отец этого человека был близким другом моего отца, а я слышал как посланник Аллаха говорил: «Лучший способ почитать родителей – поддерживать связь с их друзьями».
Ислам подчеркивает важность семейных уз, хороших и любящих отношений между детьми и родителями. После Господа, именно родители заслуживают нашей благодарности и послушания. Только если они требуют приобщить кого-либо к Богу или совершить нечто запрещенное исламом, мы можем и должны не подчиниться их воле, но всё же оставаться любящими и заботливыми детьми.
День Возмездия для неверующего
В ожидании Суда и жуткого возмездия неверующий будет воскрешен из могилы в Судный день, когда его будет ждать наказание от Аллаха, заслуженное им. Трижды неверующие будут представать на Суд перед Аллахом нагими и необрезанными, какими были рождены, и они будут в первый раз защищаться, вступая в бесполезный спор с Аллахом, но Бог прикажет не спорить с Ним, ибо Слово Аллаха неизменно. Затем душе грешника будет вручена Книга деяний, и в книге этой не будет пропущено ничего. После грешника Аллах осудит перед всем человечеством. Неверующий понесет наказание не только за свои грехи, но и за грехи тех людей, которых он одурачил в своей земной жизни до момента смерти. Они понесут наказание в виде физической боли, но их наказанием также станет чувство отрешенности, одиночества и обреченности. И если у всех верующих будет заступник в лице Пророка Мухаммада ﷺ , то у неверующих никакого заступника не будет.
После того, как участь неверующего будет решена, его отправят в Ад, который встретит его ревом и яростью. Неверующие будут скованны и повязаны цепями, а потом протащены и повергнуты в Ад. Они будут просить воды у тех, кто в Раю, но те должны отказать им, поскольку Аллахом будет наложен запрет на то, чтобы помогать неверующим. Вся еда, которая будет им подаваться, будет напоминать тернистые ветки и удушать, а одежда их будет состоять из смолы и огня.
Наказание, которое будет наложено на них, будет зависеть от их степени неверия, а также от других грехов и плохих деяний.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
МОИ СТИХИ
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Пророк Мухаммед мир тебе.
Священное писания Аль-Коран.
Он послан был пророку Мухаммеду.
От истины единого Аллаха.
Творца небес планет и звезд всего живого.
Открылся он пророку Мухаммеду.
И в откровение Истины Единой.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Я милосердный Бог Аллах.
Единый я Творец небес и звезд.
Всего живого я Аллах.
Пророк Мухаммед Мир тебе.
Ниспосылаю истину тебе в Писание.
Что я Единый вечный свет.
Я ваш Творец Аллах.
Пророк Мухаммед мир тебе.
Места святые для ислама.
Медина Мекка и Кааба.
Туда направлены все взоры мусульман.
Там взор Каабы смотрит на людей.
Взгляд истины и милосердного Аллаха.
Он ниспослал писания пророку Мухаммеду.
От истины Единой един Творец Аллах.
Паломники идущие к святыне.
Аллах един.
Приветствуйте пророка Мухаммеда.
Ниспослано с небес писания людям.
Как истина и милосердия Аллаха.
Един Творец всего Аллах он Вечный Бог.
О люди знайте Милосердия в вас.
Паломники и люди слушайте Имамов.
И вспоминайте много Аллаха.
Да будьте благодарны.
Пророк Мухаммед приветствует его Аллах.
Медина Мекка и Кааба.
Паломники идущий к святыне.
Мечеть и минарет молящиеся в нем.
Благодарят Аллаха Милосердного.
Мы верим в истину единого Аллаха.
Творца людей всего живого лишь Аллах.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Мечеть и два прекрасных Минарета.
Ниспослано писания как Истина.
И откровения людям от Аллаха.
Свет книги Истина писания суть.
А слова Бог милосердия и труд.
Читая книгу света знаете.
Един Творец и Истина едина.
Все знание дает Аллах единый.
Будь благодарным человек и верь.
Не забывай что милосердный Бог.
Аллах. Единый
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух. Спасибо за статьи и информации, которые были изложены выше. Все понятно написано.
Пусть Аллах будет доволен нами в этой и будущей жизни. Амин
Ассалому алейкум. Я недавно начал совершать намаз когда мне уже было 23 а так как нужно было к 12-и годам. Что это предвещает и как мне быть
Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределённый Господом час человека постигает болезнь или его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приглашение ангелу смерти Азраилу. Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на ангела Азраила, являющегося символической завесой, разделяющей в глазах людей саму смерть и Того, Кто её посылает. Болезни или различные бедствия также символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и Азраилом.
ДУША В ПРОМЕЖУТОЧНОМ МИРЕ
С душой грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально бросают её обратно в могилу. Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верит, но не может иногда воздержаться от грешных поступков, Бог, из милости к этому человеку, посылает на него какие-нибудь беды, чтобы очистить его от грехов. Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии, дабы простить ему неотпущенные грехи или же возвести его на более высокий духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и мягко. Если, несмотря на все несчастья, перенесённые человеком в миру, несмотря на перенесённые муки смертельной агонии, этот человек всё ещё имеет неотпущенные грехи, он подвергается некоему наказанию уже в могиле, но избавляется от наказаний в аду. В дополнение ко всему сказанному, каждый человек, находясь ещё в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о его мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире. Могила несёт в себе определённое наказание и играет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако, за ним следует райское выздоровление.
Когда и как проходят поминки у мусульман: правила по Шариату
По правилам Шариата траурными являются только первые 3 дня с момента смерти, но не 7, 40 или 52. Отмечать их не рекомендуется. Ранее считалось, что дома у покойного родственники не должны вкушать пищу в течение 3 дней, но это несколько преувеличенное требование, основанное на необходимости больше молиться. Другие правила:
- приглашают всех родных, которые должны обязательно приходить на подобные мероприятия, отказ возможен в крайних случаях;
- пока не пришел имам, Коран читает самый старший мужчина среди членов семьи;
- женщины и мужчины собираются в разных помещениях;
- во время поминальной трапезы нельзя разговаривать.
Нужно помнить, что правилами Шариата не предусмотрено поминовение посредством трапезы. Правила об этом отсутствуют, как нет и запрета на совершение подобных действий. Но современные мусульмане все чаще выступают за проведение поминок.
Джаназа за ребенка умершего в утробе матери
При захоронении выкидыша важно учитывать такие моменты: если признаков жизни от выкидыша не исходило, то есть не было слышно крика или иных проявлений того, что родившийся жив, то в этом случае не нужно ни купать, ни заворачивать плод, а также за него не нужно читать заупокойную молитву. Такой плод следует завернуть в саван и похоронить.
В случаях же, когда от выкидыша был слышен крик, когда от него исходили какие-то еще признаки жизни, то за него следует совершить заупокойную молитву, а также соблюсти все те требования, о которых было сказано ранее, то есть в данном случае различия между выкидышем и взрослым человеком делать не нужно. Об этом в хадисе Ибн Маджа передается следующее: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…».
Дуа за умерших немусульман
Всевышний говорит о дуа за того, кто умер многобожником, такие слова в Коране: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят). Из этих слов следует, что если умерший был неверным, и даже если он был родственником, мусульманин не имеет права возносить над ним молитву, читать дуа и испрашивать прощения. Приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что Пророку Мухаммаду ﷺ и верующим мусульманам для многобожников испрашивать прощения и читать дуа, если они узнали, что они являются «обитателями Огня», не разрешалось.
В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры, говорится, что Пророк ﷺ обращался за разрешением к Господу испрашивать для своей матери прощения и читать дуа. Но Всевышний запретил ему это делать. Но разрешил ему посещать могилу матери.
Исламские поминки и представители иных конфессий
Если христианин захочет помянуть умершего представителя ислама (мусульманина), препятствий к этому не имеется. Для этого нужно прочитать молитву Святому Уару, но не нужно посещать мечеть. Также христианину разрешается раздать милостыню в память об умершем, или совершить какой-нибудь добрый поступок, помочь нуждающемуся. Таким образом, Коран не запрещает поминать мусульман представителям иных религий, но и не устанавливает особых правил для такого поминовения.
Поминки являются частью религиозной традиции у мусульман, хоть и имеют свои особенности, отличные от других религий. Вспоминать покойного в исламе принято без слез и криков, также разрешается раздавать милостыню или помогать окружающим людям добрыми делами в память об умершем.
Используемая литература:
Зульпукарова Э. М., Сефербеков Р. И. Пища мусульманских религиозных праздников и обрядов у горожан Дагестана в постсоветский период //Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2017. – Т. 32. – №. 1. – С. 22-31.
Как выражать соболезнование?
Когда умерли мои родители (да будет милостив к ним Всевышний Аллах), самой большой проблемой для меня оказались люди, которые не умеют как положено выражать соболезнование. В Исламе для всех ситуаций есть свои нормы и правила этикета, которые входят в служение Творцу, и нарушение которых карается.
Ислам запрещает языческие пережитки, и если женщина-плакальщица умрет, не раскаявшись в своем грехе, то в судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы. Тот дом, в котором причитает плакальщица, покидают ангелы милости. Радания над покойным указывают на неверие этих женщин. Особенно ненавистны те, которые рыдают для того, чтобы вызвать слезы других.
Важно помнить, что смерть может застать и нас в любой миг нашей жизни, и то, что случилось, является напоминанием об этом.
Здесь же надо сказать и о том, что некоторые женщины считают себя мусульманками, но ничего не соблюдают, зато хотят посещать могилы своих близких. В прозрачных одеждах, полуобнаженные они приходят на кладбище, сидят возле могил и плачут. В этом нет утешения ни для них, ни для их покойных родственников. Женщинам дозволено посещать кладбище с условием, что они будут одеты, как положено по шариату женщинам-мусульманкам, то есть покрытыми полностью одеждой, кроме лица и кистей рук. А также желательно, чтобы они находились в состоянии ритуального омовения и имели цель не рыдать над могилой, а просто посетить покойного, прочитать молитвы, сделать ду’а и увидеть места, в которых и мы окажемся в определенный для нас час.
Самое главное, чтобы женщины не смешивались на кладбище с мужчинами. Само кладбище должно находиться в окрестностях города, если же ваш родственник похоронен в другом городе, то надо ехать вместе с вашим махрамом или мужем.