Перемещение через таможенную границу грузов и товаров участниками ВЭД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перемещение через таможенную границу грузов и товаров участниками ВЭД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2021 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.

Особенности перемещения через таможенную границу

Особенности перемещения через таможенную границу товаров и грузов необходимо знать всем участникам ВЭД. Главной особенностью является необходимость таможенного оформления для всех перемещаемых товаров. При этом на товары, подлежащие сертификации необходимо оформить соответствующие документы: для товаров растительного происхождения потребуется фитосертификат, на животноводческую продукцию — ветеринарный сертификат, декларацию о соответствии или сертификат соответствия для и другие. Кроме того, с целью защиты интеллектуальной собственности торговая марка перемещаемого товара может быть занесена в РОИС, если при проверке это подтвердится, то от владельца придётся предоставить разрешающее письмо. При перемещении медицинских товаров нужно Регистрационное разрешение Минздрава, для товаров двойного назначения потребуется заключение ФСТЭК. На химическую продукцию потребуется паспорт безопасности MSDS. Другая особенность – это уплата таможенных платежей. Физические лица не могут перемещать товары, предназначенные для коммерческого использования. Кроме того, необходимо знать, связанные с перемещение товаров через таможенную границу, запреты и ограничения. Когда особенности перемещения товаров через таможенную границу хорошо известны и есть опыт, то перемещение трудностей не вызывает. Если таких знаний и опыта нет, то чтобы избежать задержек на таможне и неоправданных затрат, связанных с допущенными ошибками лучше обратиться к профессионалам. Специалисты нашей компании «Универсальные Грузовые Решения» помогут Вам оперативно оформить перемещаемые товары и грузы с соблюдением всех тонкостей таможенного законодательства, без неоправданных затрат времени и средств. Мы работаем на всех таможнях и таможенных постах Российской Федерации.

Комментарии к ст. 16.1 КОАП РФ

1. На заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) 27 ноября 2009 г. на уровне глав Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС). Указанный Договор ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза». В Российской Федерации ТК ТС применяется с 1 июля 2010 г. Нормы ТК ТС имеют прямое действие.

В регулировании ряда вопросов, предусмотренных ТК ТС, имеются значительные различия в национальных системах законодательств государств — членов Таможенного союза. В связи с этим в ТК ТС регулирование отдельных вопросов отнесено на международные договоры государств — членов Таможенного союза, решения Комиссии Таможенного союза и национальные законодательства государств — членов Таможенного союза в части, не противоречащей ТК ТС.

Таким образом, таможенное законодательство Таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров, принятых на основании ТК ТС, и решений Комиссии Таможенного союза (ст. 3 ТК ТС). Если международные договоры государств-членов Таможенного союза и решения Комиссии Таможенного союза, предусмотренные ТК ТС, не вступили в силу на момент вступления в силу указанного Кодекса, то до их вступления в силу применяется национальное законодательство, регулирующее соответствующие правоотношения (ч. 3 ст. 366 ТК ТС).

Вопросы, отнесенные к уровню национального законодательства, регулируются Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон о таможенном регулировании). В данном Законе нашли отражение нормы, регулирование которых прямо отнесено на национальное законодательство государств — членов Таможенного союза или не затронуто ТК ТС.

Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации (ст. 2 Закона о таможенном регулировании).

Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» были приняты Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Статьей 3 указанного Договора установлено, что виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются национальным законодательством с особенностями, установленными Договором. Договором установлены обязательства членов Таможенного союза принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и национального законодательства, и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний.

Очевидно, что терминология и большинство норм комментируемой главы должны быть приведены в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза. Настоящий комментарий подготовлен с учетом норм ТК ТС и Закона о таможенном регулировании.

2. Комментируемой статьей устанавливается административная ответственность за наиболее опасный состав правонарушения в области таможенного дела, граничащий с уголовным преступлением (ст. 188 УК РФ «Контрабанда») — незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Согласно ст. 2 ТК ТС таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

Статья включает в себя три части. Каждая из частей представляет собой самостоятельный состав, отличающийся способами незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области порядка и условий перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу и установленный порядок проведения таможенного контроля.

Статьей 150 ТК ТС установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

В соответствии с подп. 3, 4, 22 п. 1 ст. 4 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу — ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. При этом под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, которое выделяется в специальный состав административного правонарушения по ст. 16.2 КоАП РФ, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение (подп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Под товарами ТК ТС понимает любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носителей информации, валюту государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическую и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подп. 35 п. 1 ст. 4). Транспортные средства рассматриваются как категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство или контейнер (подп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Понятия «ввоз товаров в Российскую Федерацию», «вывоз товаров из Российской Федерации» определены в ст. 5 Федерального закона «О таможенном регулировании».

3. Объективную сторону правонарушения по ч. 1 данной статьи составляет нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию или их убытия с этой территории. В диспозиции данной части указаны способы совершения указанного правонарушения: помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных установленных мест прибытия (при убытии — иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе) или вне времени работы таможенных органов, а при убытии — также без разрешения таможенных органов.

Размер таможенных сборов за оформление товаров урегулирован Постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342. Ставка зависит от заявленной таможенной стоимости груза и составляет:

  • 775 рублей – для товаров стоимостью до 200 тыс. рублей;
  • 1550 рублей – для грузов стоимостью от 200 тыс. рублей 1 коп. до 450 тыс. рублей;
  • 3100 рублей – для продукции, цена которой находится в диапазоне от 450 тыс. рублей 1 коп. до 1 млн. 200 тыс. рублей;
  • 8530 рублей – для грузов до 2 млн. 700 тыс. рублей;
  • 12 тыс. рублей – для товаров стоимостью до 4 млн. 200 тыс. рублей;
  • 15 тыс. 500 рублей – для продукции заявленной стоимостью до 5 млн. 500 тыс. рублей;
  • 20 тыс. рублей – для грузов до 7 млн. рублей;
  • 23 тыс. рублей – для изделий стоимостью до 8 млн. рублей;
  • 25 тыс. рублей – для продукции ценой до 9 млн. рублей;
  • 27 тыс. рублей – для товаров до 10 млн. рублей.
Читайте также:  Лимиты по УСН в 2023 году. Что опять изменится?

За все, что оценивается свыше 10 млн. рублей 1 коп., нужно заплатить таможенные сборы в сумме 30 тыс. рублей.

Если невозможно определить таможенную стоимость товара или она не заявлена в декларации, тогда расчет выполняется исходя из количества груза:

  • 6 тыс. рублей – за перемещение 50 или менее 50 единиц продукции;
  • 12 тыс. рублей – до 100 единиц;
  • 20 тыс. рублей – свыше 100 товаров.

ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЧАЕВ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВАЛЮТЫ и дорожных чеков, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ДЕКЛАРИРОВАНИЮ

Обязательному письменному декларированию подлежит валюта и дорожные чеки, перемещаемые через таможенную границу РФ для личного пользования, в следующих случаях:

  1. При ввозе в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, в сумме, превышающей в эквиваленте 10.000 долларов США, либо внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме (независимо от суммы).
  2. При вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3.000 долларов США.

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации ЗАПРЕЩЕНО

Оружие и вооружение всякого рода, военных образцов и боеприпасы к нему.

Взрывчатые вещества, сильнодействующие яды.

Наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для их употребления.

Произведения искусства и старины, антиквариат и предметы, представляющие значительную художественную, историческую или культурную ценность.

Произведения печати и носители информации, подрывающие нравственность населения.

Другие предметы, ввоз/вывоз которых запрещен в соответствии с законодательством РФ (см.Перечень №1).

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ДЕКЛАРИРОВАНИЮ

Обязательному письменному декларированию подлежат товары, предназначенные для личного пользования и перемещаемые через таможенную границу РФ (в том числе при наличии в необходимых случаях специального разрешения – см. Перечень №2), в следующих случаях:

  1. ВВОЗИМЫЕ товары, общая стоимость которых превышает в эквиваленте 1.500 Евро, и/или общий вес которых превышает 50 килограмм.
  2. ВВОЗИМЫЕ алкогольные напитки в количестве, превышающем 3 литраБ.ызфтЮ.
  3. ВВОЗИМЫЕ табачные изделия в количестве*, превышающем 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака.

    * В случае ввоза табачного изделия только одного вида, норма, разрешенная к ввозу этого табачного изделия, удваивается.

  4. ВВОЗИМЫЕ временно драгоценные камни и ввозимые природные алмазы.
  5. ВЫВОЗИМЫЕ общей стоимостью в эквиваленте более 25.000 долларов США драгоценные металлы в любом состоянии и виде, драгоценные камни: изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг, уникальные янтарные образования, бриллианты; за исключением временно вывозимых ювелирных изделий, в том числе и со вставками из драгоценных камней.
  6. Икра (черная) осетровых рыб, перемещаемая через таможенную границу, в количестве, превышающем 250 граммовБ.ызфтЮ (заводская упаковка), все виды осетровых рыб и полученная из них продукция — при наличии лицензии Минэкономразвития РФ.
  7. Культурные ценности* – при наличии разрешения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры).

    *см.Перечень №3 и №4.

  8. Смычковые музыкальные инструменты – при наличии Паспорта на инструмент и смычок со штампом Министерства культуры РФ. Если музыкальный инструмент был создан более 50 лет назад, потребуется Свидетельство Министерства культуры РФ на право вывоза и паспорт на инструмент и смычок.
  9. ВЫВОЗИМЫЕ государственные награды СССР или Российской Федерации — при наличии документов, подтверждающих награждение ими.v
  10. Животные, разрешенные к ввозу/вывозу — при наличии ветеринарного сертификата (Госветнадзор РФ) и сертификата СИТЕС (Минприроды РФ).v
  11. Растения, разрешенные к ввозу/вывозу — при наличии акта фито-санитарного контроля (Госслужба по карантину растений) и сертификата СИТЕС (Минприроды РФ).
  12. Оружие и боеприпасы к нему, устройства для подачи сигналов, основные части огнестрельного оружия, составные части боеприпасов — при наличии разрешения органов Министерства внутренних дел.
  13. Радиоэлектронные средства (кроме носимых радиотелефонов сотовых сетей федеральных и региональных стандартов), том числе специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации — при наличии разрешения Госсвязьнадзора РФ при Минсвязи России.
  14. Любые грузы животного происхождения – при наличии письменного разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.
  15. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже.

При перемещении в ручной клади и сопровождаемом багаже товаров, подлежащих декларированию, декларация ТД-6 подается одновременно с представлением товаров.

При наличии несопровождаемого багажа заявление подается в 15-дневный срок со дня представления перевозчиком товаров таможенному органу по месту проживания или регистрации лица.

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, которые могут быть ВВЕЗЕНЫ в РФ В ОГРАНИЧЕННОМ КОЛИЧЕСТВЕ БЕЗ УПЛАТЫ таможенных пошлин и налогов

Товары ввозятся на таможенную территорию РФ бесплатно в случае, когда:

  1. Общая стоимость ввозимых товаров не превышает 1.500 Евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов.
  2. Количество ввозимых товаров не превышает следующих квот:

    • Алкогольные напитки (включая пиво) 3 литра
    • Табачные изделия: сигары, сигариллы, сигареты, курительный табак 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака*
    • Икра «чёрная» осетровых рыб в заводской упаковке 250 граммов

    *в случае ввоза только одного вида табачных изделий, его беспошлинная норма удваивается.

  3. Лекарственные средства в количестве, необходимом для личного использования.
  4. Культурные ценности ввозятся физическими лицами на территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ, которые могут быть ВВЕЗЕНЫ в РФ в ограниченном количестве С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОПЛАТОЙ таможенных пошлин и налогов

  1. Товары, стоимость и вес которых превышает установленную квоту (1.500 Евро, общий вес 50 кг.). В этом случае применяется единая ставка пошлин и налогов – 30% от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 Евро за 1 килограмм веса в части превышения весовой нормы 50 килограммов и (или) стоимостной нормы 1500 евро в эквиваленте.
  2. В случае превышения ввоза алкогольных напитков до 5 литров включительно. Таможенные пошлины взимаются по единой ставке 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра.

ПРАВИЛА обжалования решений ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав или законных интересов.

Жалоба на бездействие таможенного органа или его должностного лица подаётся в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено законом. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой.

Жалоба должна содержать:

  • наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение и/или действие (бездействие) которые обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;
  • сущность обжалуемых решений, действий (бездействия).

В соответствии с таможенным законодательством при перемещении через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. рублей может применяться упрощённый порядок обжалования решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица. Упрощённый порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу таможни. Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможни осуществляется безотлагательно, а решение по ней принимается незамедлительно.

Перечень №I

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ для личного пользования, ЗАПРЕЩЕННЫХ или ограниченных К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ через таможенную границу РФ

При перемещении через таможенную границу любым способом:

  • Информация, содержащая секретные сведения, коммерческую тайну, конфиденциальные данные, на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная для вывоза/ввоза и транзита служебное и гражданское оружие, его основные части, и патроны к нему, запрещенные для вывоза/ввоза и транзита
  • Опасные отходы, запрещенные или ограниченные для вывоза/ввоза и транзита специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, вывоз/ввоз которых ограничен
  • Ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу
  • Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, за исключением ограниченных количеств наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоров в объемах, определенных законодательством
  • Органы и (или) ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе

При вывозе любым способом:

  • Отходы и лом черных и цветных металлов, включенных в перечень товаров, при экспорте и (или) импорте которых установлены количественные ограничения
  • Необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых ограничен
  • Минеральное сырье (природные необработанные камни), ограниченное к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Информация о недрах, ограниченная к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Дикорастущее лекарственное сырье (растения, части растений, семена, плоды), ограниченное к перемещению через таможенную границу при экспорте в количестве, превышающем три экземпляра одного вида этих товаров
  • Дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению через таможенную границу при экспорте (за исключением охотничьих и рыболовных трофеев), в количестве, превышающим три экземпляра одного вида этих товаров

При ввозе любым способом:

  • Озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу
  • Средства защиты растений, запрещенные к ввозу, подпадающие под действие приложений А и В Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 года
  • Орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу
  • Этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста
  • Более 200 сигарет или 50 сигар или 250 граммов табака, либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста
Читайте также:  Бесплатная квартира для многодетной семьи: инструкция по получению

Перечень №2

.

ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ для личного пользования, ОГРАНИЧЕННЫХ К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ через таможенную границу Российской Федерации

При перемещении через таможенную границу любым способом:

  • Шифровальные (криптографические) средства, ввоз и вывоз которых ограничен
  • Озоноразрушающие вещества, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и вывозе
  • Ограниченные количества наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоры в объемах, определенных законодательством
  • Служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, ограниченные для ввоза/вывоза и транзита

При ввозе любым способом:

  • Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров, ограниченные к ввозу

При вывозе любым способом:

  • Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 года, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их части и (или) дериваты, включенные в красную книгу Российской Федерации, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе
  • Культурные ценности

Перечень №3

ПЕРЕЧЕНЬ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, вывоз которых осуществляется на основании Свидетельства на право вывоза культурных ценностей

(утвержден Приказом Минкультуры РФ от 07.08.2001 года №844 «Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории РФ»)

  • Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и Библиотечного фондов РФ (за исключением копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов РФ, государственных музеях и библиотеках системы Минкультуры РФ, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН).
  • Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:
    1. мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства;
    2. предметы и коллекции обмундирования и снаряжения производственного, военного и иного назначения, созданные более 50 лет назад;
    3. предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование научного, производственного, бытового и военного назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад;
    4. предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

    Современное состояние таможенного регулирования в стране

    В качестве регулирования таможенной политики правительство РФ приняло обязательства по снижению тарифов, они являются значимыми статьями импорта практически всей центральной части России, а также корреспондируют с выпускаемой в регионах продукцией сельского хозяйства и товаров с глубокой степенью переработки, в частности, сельскохозяйственной техники.

    Вопросы конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке в условиях жёсткой конкуренции стали на современном этапе ещё более актуальными. Поэтому на современном этапе нужна переориентация мер отраслевой поддержки с финансирования испытывающих проблемы предприятий по поддержанию ими выпуска и занятости, на поддержку экспорта продукции. Основная приоритетная задача перед Россией — расширение присутствия национальных экспортеров обрабатывающей промышленности на зарубежных рынках и закрепление конкурентоспособности среди мировых производителей. Исходя из выше сказанного, изучение и развитие систем поддержки национального экспорта для укрепления национальных позиций и повышение конкуренции российских экспортеров на фоне постоянной трансформации глобальной конкуренции, должно быть составляющей таможенной политики страны.

    Адаптированный зарубежный опыт в таможенном регулировании может послужить как повышению объемов национального экспорта, так и диверсифицировать его товарные структуры. За последние несколько лет механизмы по поддержке экспорта России не имели успеха, на это повлияло недостаточное институциональное обеспечение. Зарубежный опыт в поддержке регулирования таможенной политики сократит отставание и позволит извлечь выгоду

    Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день сложилась непростая внутриэкономическая, конъюнктурная и внешнеполитическая ситуация в российском экспорте, но несмотря на это сдвигается все в положительную сторону в направлении диверсификации товарной, географической и фирменной структуры, повышается доля продукции появляется много новых номенклатур и разнообразие в видах товара, ориентированных на перспективные страновые рынки. Все это стимулирует и оздоровляет экономику и способствует ее росту.

    Какие товары не помещают под таможенный транзит

    При перевозке по зоне ЕАЭС под процедуру транзита не помещают следующие виды иностранных товаров:

    • продукция, находящаяся на воздушных суднах, которые при осуществлении международной перевозки совершают промежуточные, вынужденные или технические посадки без разгрузки;
    • товары, ввезённые в ЕАЭС, не покинувшие место пересечения границы и обратно вывозимые из таможенной зоны Союза;
    • продукты, которые транспортируются посредством линий электропередач;
    • товары, транспортируемые по трубопроводным магистралям;
    • другая продукция, предусмотренная Таможенным кодексом ТС.

    Законодательное регулирование

    Все процессы, связанные с перемещением через таможенную границу как людей, так и товаров, регулируются некоторыми внутригосударственными нормативными актами, которые действуют на территории РФ, а также международными документами, подписанными с граничащими по соседству странами.

    В настоящее время внутригосударственное регулирование перемещения через российскую границу происходит на основании положений, представленных Таможенным кодексом РФ. В тексте данного документа указан не только порядок перемещения, но еще и особенности осуществления таковых действий. Более того, данный нормативный документ предписывает полный перечень товаров, которые категорически запрещено провозить через линию разграничения. Также данный акт в полной мере регулирует определенные меры ответственности за совершенные нарушения в сфере пересечения таможенной границы, а также порядок привлечения к ней.

    Декларированием именуется определенный процесс, выраженный предоставлением сотруднику таможенной службы определенных сведений относительно провозимых объектов, об их режиме, которые нужны для проведения таможенных операций. Данные сведения могут быть предоставлены как в письменной, так и в устной или в электронной форме.

    Декларирование товаров в устной форме допускается исключительно в отношении объектов, не относящихся к числу тех, которые на основании законодательства должны быть упомянуты исключительно в письменном виде. Устное декларирование предусматривает словесное сообщение сотруднику таможенных органов информации относительно отсутствия в багаже запрещенных предметов, а также тех объектов, которые подлежат обязательному декларированию в письменной форме.

    Особенности таможенного контроля и оформления

    Любые виды товары и транспортные средства, участвующие в международных перевозках и которые необходимо перемещать через таможенную границу, необходимо подвергнуть оформлению и контролю таможенными органами. Эта процедура осуществляется в порядке и на условиях, которые прописаны в ТК ТС, законодательстве стран-членов Таможенного союза.

    Правовые положения таможенного законодательства предусматривают случаи освобождения некоторых видов продукции от соответствующих форм таможенного контроля, включая обязательность совершения некоторых операций таможни (например, обязательного декларирования).

    Замечание 3

    Это не отражает возможность неприменения оформления и контроля на таможне к подобным товарам вообще.

    Ввоз и вывоз объектов перевозки с использованием таможенных процедур представляет собой основной способ, позволяющий перемещать товары через таможенную границу членами ВЭД.

    Таможенная процедура включает систему норм, которыми определяются таможенные цели, требования и условия пользования, распоряжения товарами на территории таможни или за ее пределами. Право выбора таможенных процедур предоставляется тому, кто перемещает товар. По его заявлению одну таможенную процедуру можно заменить другой. Процесс фиксации этого принципа по факту характеризует возможности участников ВЭД самостоятельного определения целей перемещения товаров и выбора оптимальной модели предпринимательской деятельности по перемещению товара.

    Незаконное перемещение через таможенную границу

    Незаконное перемещение через таможенную границу – это нарушение, установленного законом, порядка перемещения товаров через таможенную границу. Такое нарушение преследуется законом согласно статья 16.1. КоАП РФ и влечёт за собой для участников ВЭД наложением штрафа. В первую очередь подчёркивается недопустимость перемещения как товаров, так и ТС в местах, не установленных законом. За такое нарушение может быть наложен штраф в трёхкратном размере от стоимости товара, а также конфискацию товара. Наказание ждёт как юридических лиц и ИП, так и физических, а также должностных лиц. Аналогичное наказание ждёт нарушителей за попытку провезти товары тайно, использую тайники или другие ухищрения, например, товары прикрытия. Серьёзным нарушением, влекущим за собой наказание в виде штрафа, является предоставление таможенным инспекторам ложной информации, недействительных или поддельных документов. Стоит обратить внимание на обязательность соблюдения порядка перемещения товаров физическими лицами, особенно на недопустимость провоза товаров, являющихся коммерческой партией. Требования к товарам перемещаемых физлицами указаны в Решении Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107. Хотя наиболее распространённым видом наказания является штраф, но если стоимость незаконно перемещаемых товаров или ТС окажется дороже 250000 рублей или товар находится в перечне ч. 2 ст. 188 УК, то нарушителю грозит уголовное наказание за контрабанду.

    Таможенное оформление товаров

    Следует отметить, что перемещение товаров через таможенную границу Таможенного Союза должно быть произведено исключительно в рамках порядка, установленного законодательством. Так, в случае следования ей, любое лицо, которое имеет намерение, представленное в виде провоза товаров через российскую границу, непременно должно зарегистрировать его в установленном порядке.

    Оформление товара должно быть произведено в строгом соответствии с Таможенным кодексом. Все требования, которые предъявляются сотрудниками пограничной службы, должны быть строго обоснованными и ограниченными только теми предписаниями, которые предусматриваются законодательством, действующим в стране в настоящее время.

    Рассматриваемые операции применяются в отношении всех перемещаемых через таможенную границу товаров, независимо от того, какая страна является их отправителем, какое они имеют происхождение, а также назначение.

    Процедура оформления начинается в момент совершения ввоза продукции, с предоставления соответствующей декларации, заполненной в установленном порядке. Намерение произвести оформление лицо может выразить как письменно, так и устно.

    Для совершения некоторых операций по ввозу товаров необходимо наличие соответствующего разрешения, выданного таможенным органом. В том случае, если предоставление такового необходимо, оно должно быть выдано в момент предоставления декларации, заполненной в соответствии с установленными требованиями и после того, как должностное лицо убедится в том, что в отношении ввозимого товара выполнены все установленные требования.

    Процедура оформления товаров должна производиться только в местах расположения таможенных органов и лишь по мотивированному запросу декларанта.

    В соответствии с Конституцией таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (далее также – таможенная граница).

    Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Основными функциями таможенного регулирования являются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция таможенного регулирования заключается в создании благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Таможенное регулирование призвано защитить национальную экономику от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. С помощью таможенного регулирования решается задача по рационализации товарной структуры российского импорта. Таможенное регулирование используется для поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров. Таможенным регулированием обеспечивается защита прав и свобод человека и общественных интересов, защита общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей среды, защита художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защита интересов российских потребителей ввозимых товаров.

    Таможенное регулирование выполняет фискальную функцию. Таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются одним из источников формирования доходов федерального бюджета.

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ.

    ФТС России в соответствии с законодательством РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

    ФТС России обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела.

    В пределах своей компетенции ФТС России обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории России.

    Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

    В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами – участницами этих союзов и странами – участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран – участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран – участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

    Таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе:

    – отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

    – отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

    – отношения по установлению и применению таможенных режимов;

    – отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

    Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с государственной границей РФ регулируется законодательством РФ о государственной границе РФ, а в части, не урегулированной законодательством РФ о государственной границе РФ, – таможенным законодательством РФ.

    При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах.

    Таможенное законодательство РФ состоит из ТК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее – акты таможенного законодательства).

    Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ вступил в силу с 1 января 2004 г. и действует с изменениями, внесенными федеральными законами от 23.12.2003 № 186-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 20.08.2004 № 118-ФЗ, от 11.11.2004 № 139-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 31.12.2005 № 204-ФЗ, от 10.01.2006 № 16-ФЗ, от 18.02.2006 № 26-ФЗ, от 19.12.2006 № 238-ФЗ, от 30.12.2006 № 266-ФЗ, от 06.06.2007 № 88-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 24.07.2007 № 198-ФЗ и № 214-ФЗ.

    Таможенные правила / Пассажирам

    • Пересечение границы
    • Таможенные ограничения
    • Возврат Tax Free
    • Полезные сайты

    Пересечение границы

    Перед поездкой по международному маршруту просим вас внимательно изучить паспортно-административные (в том числе визовые) и таможенные правила. Перевозчик не вправе контролировать соблюдение указанных правил и не несет ответственности за их невыполнение пассажирами.

    Пассажир имеет право провозить с собой в ручной клади денежные средства, продукты питания, алкогольную продукцию, табачные изделия в количестве, не превышающем установленные нормы стран проследования и назначения.

    При провозе домашних животных (собак, кошек и др.) на территорию Европейского союза у пассажира должен быть в наличии международный паспорт на животное.

    Домашние животные должны иметь имплантированный электронный идентификатор (чип). При перевозке животных должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила.

    Таможенные ограничения

    Товары, которые подлежат декларированию при следовании через таможенную границу Евразийского экономического союза* железнодорожным транспортом:

    • стоимостью более 500 евро или весом более 25 кг;
    • денежные средства – более 10 000 долларов США;
    • векселя, банковские чеки, ценные бумаги;
    • драгоценные металлы и камни;
    • культурные ценности;
    • государственные награды Российской Федерации;
    • живые животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, а также полученная из них продукция;
    • оружие и боеприпасы;
    • алкогольные напитки более 3 литров;
    • наркотические средства и психотропные вещества;
    • технические средства, имеющие функции шифрования;
    • иные товары, определенные таможенным законодательством Евразийского экономического союза.
    • * Единую таможенную территорию Евразийского экономического союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Киргизской республики и Российской Федерации.
    • В целях предотвращения распространения инфекций ограничен провоз через границу Евросоюза продуктов питания и продуктов животного происхождения (мясо, молоко, их производные, рыбные и морепродукты, сухое детское молоко, детские питательные смеси).
    • При необходимости оформления возврата налога на добавленную стоимость за покупки, совершенные на территории Европейского союза, просим подготовить к осмотру приобретенный товар (в оригинальной упаковке), товарный чек к нему, а также Tax Free форму, заполненную при приобретении товара.
    • По всем вопросам вы можете обратиться к проводнику вагона или начальнику поезда.
    • Полезные интернет-сайты:

    Нормативное регулирование

    Основным документ, содержащий правила перемещения товаров личного пользования, является Таможенный кодекс ЕАЭС (раздел V). Чаще всего для них предусматривается упрощенная процедура, что обусловлено причинами:

    • обычное оформление невыгодно экономически, поскольку в большинстве случаев такое перемещение не облагается таможенными платежами;
    • некоторые виды товаров просто невозможно оформить в общем порядке.

    Кроме того, специфику оформления таможней вещей личного пользования определяют такие моменты как:

    • основное назначение товара — некоммерческое использование;
    • способ, посредством которого товар пересекает границу;
    • субъект, перемещающий товары.

    Все вместе или отдельные эти положения определяют ту процедуру и форму оформления товара, которые необходимо применить для того, чтобы товар без проблем пересек границу.

    Правила и особенности перемещения товаров для личного пользования

    Большинство товаров, которые физическое лицо перевозит непосредственно при себе в ручной клади не подлежит декларированию. Однако, туда могут попасть и такие, о которых придётся заявить и представить для осмотра. Письменно нужно будет задекларировать:

    • товары, перевозимые профессиональным перевозчиком или в багаже, который не имеет сопровождения;
    • товары с ограничениями к ввозу;
    • превышающие по количеству и стоимости норму вещи;
    • предметы, имеющие культурную ценность;
    • валюту;
    • сопровождаемый багаж, если у лица его перевозящего есть еще и несопровождаемый.

    Каждый декларант заполняет декларацию непосредственно на свое имя. Если предполагаемый декларант не достиг 16 лет, за него составляет и подписывает документ его законный представитель. Если имеется группа таких лиц – руководитель группы, имеющий такие полномочия.

    При заполнении декларации нужно будет предоставить документы, являющиеся доказательством заявленных сведений и предоставить для осмотра задекларированные товары, если это понадобится. Основными особенностями, которые отличают процедуру таможенного оформления товаров личного использования, являются:

    • отсутствие обязанности по уплате пошлин и платежей на таможне;
    • единая ставка;
    • взимание совокупного платежа;
    • максимально простая процедура декларирования;
    • возможность заполнения таможенных документов непосредственно в транспорте;
    • несколько форм декларирования. Предусмотрена устная форма;

    Исходя из указанных особенностей, отдельно следует рассмотреть те способы, посредством которых возможно перевезти товары через границу.

    Другой комментарий к Ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    12. Статьей 188 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду. Из диспозиции названной статьи следует, что контрабандой, в частности, является перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов (стоимость перемещенных товаров превышает 500 минимальных размеров оплаты труда), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации.

    Контрабандой также признается перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации.


    Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *