Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание забастовки незаконной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на забастовку зафиксировано в статье 37 Конституции РФ. Это высший источник закона, а потому все положения Трудового кодекса, различные ФЗ, нормативные положения, внутренние акты предприятия должны ему соответствовать.
Комментарии к ст. 413 ТК РФ
1. Комментируемой статьей устанавливаются условия, при которых забастовка признается судом незаконной: нарушение сроков, порядка объявления забастовки, процедур и требований, определенных ТК. Решение суда по данному вопросу вступает в законную силу и подлежит немедленному исполнению. С этого момента работники обязаны прекратить забастовку и приступить к исполнению трудовых обязанностей не позднее следующего дня после вручения копии такого решения суда органу, возглавляющему забастовку.
2. Статья 413 ТК перечисляет случаи, когда забастовка не может быть проведена. Решение по коллективному трудовому спору в подобных случаях в 10-дневный срок принимает Правительство РФ.
В комментируемой статье рассматриваются случаи, когда неначавшаяся забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена, и определяются органы государственной власти, в компетенцию которых входит решение этих вопросов (суд, Правительство РФ).
3. См. также п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Санкции для незаконно бастующих
Решение о незаконности забастовкиПризнание судом незаконности забастовки не является единственным правовым решением. По своим правовым последствиям к нему могут быть приравнены судебное решение о приостановке либо отсрочке забастовки на срок до 15 дней по ч.7 статьи 413 ТК и решение Правительства РФ о ее приостановке не более чем на 10 дней (до вынесения решения суда) по ч.8 статьи 413 ТК. Такие решения принимаются в особых случаях.
Работодатель вправе наказать протестующих сотрудников только в случае их неповиновения решению суда. Он вправе использовать в отношении незаконно бастующих меры дисциплинарной ответственности: от выговора до увольнения. Больше о видах дисциплинарных взысканий можно узнать здесь.
Незаконные забастовки повлекут и дополнительную ответственность за них. Работников-организаторов, входящих в представительный орган протестующих, могут обязать возместить убытки предприятия. Речь идет об ущербе, который был понесен в связи с действиями коллектива. О порядке взыскания ущерба, причиненного работодателю, читайте в статье https://otdelkadrov.online/6107-usloviya-poryadok-privlecheniya-rabotnika-k-materialnoi-otvetstvennosti-vzyskanie-ushherba. При этом работодатель обязан подтвердить его размер соответствующими доказательствами в рамках судебного разбирательства.
Комментарий к статье 413 ТК РФ
1. Конституция РФ закрепляет положение, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).
В то же время Конституция РФ в ст. 17, признавая право на забастовку, закрепляет принцип, в соответствии с которым основные права и свободы не должны трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ ТК перечисляет случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются.
3. Не допускается проведение забастовок работниками любых организаций в периоды введения военного или чрезвычайного положения.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в ст. 11 предусматривает, что на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть введено запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований. Эти ограничения предусматриваются указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.
Если в этой ситуации возникает коллективный трудовой спор (или продолжается спор, возникший ранее введения чрезвычайного положения), то его разрешение должно быть отложено либо спор должен быть разрешен на любой стадии, кроме забастовки.
4. Запрет на проведение забастовок распространяется также на работников ряда организаций, к которым относятся:
органы и организации Вооруженных Сил РФ;
другие военные, военизированные и иные формирования и организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно ведающие вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
правоохранительные органы;
организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно обслуживающие особо опасные виды производств или оборудования;
станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Широкий перечень условий, названных в комментируемой статье, означает, что сам факт включения указанных организаций в данный перечень уже является однозначным запретом для работников этих организаций на проведение забастовок при любых условиях.
5. В комментируемой статье перечислены также организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), работникам которых проведение забастовок запрещено не категорически, а в случаях, если оно создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Это означает, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о проведении забастовки в такого рода организациях следует выяснять весь комплекс взаимосвязей и взаимозависимостей, сопутствующих этой стадии коллективного трудового спора. При этом необходимо совпадение двух условий: организации должны входить в указанный перечень и проведение забастовки создает угрозу обороне страны, безопасности государства, жизни и здоровью людей.
6. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Ряд федеральных законов вводит определенные ограничения на проведение забастовок для граждан (работников), труд которых является предметом регулирования данными законами. Такие ограничения установлены, например, для государственных служащих; муниципальных служащих; авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения; сотрудников федеральной фельдъегерской связи; работников ядерных установок и пунктов хранения; сотрудников милиции; военнослужащих; сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации; работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
7. Установленные в законодательстве ограничения не означают, что у работников организаций, перечисленных выше, нет возможности защитить свои права в рамках возникшего коллективного спора. Они могут применить другие способы его разрешения. Помимо участия в примирительных процедурах, они вправе обратиться в Правительство РФ.
8. Комментируемая статья определяет условия, при которых забастовка является незаконной: нарушение сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК.
Как констатируется в п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», исходя из положений ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также из ч. 3 ст. 413 ТК забастовка, право на которую гарантировано ч. 4 ст. 37 Конституции РФ, может быть признана незаконной, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом.
Такого рода нарушения могут иметь место в случаях, когда, например, забастовка проведена в нарушение ч. 1 ст. 413 ТК, предусматривающей случаи, когда она не допускается, либо она была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК, в частности, если не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (ст. ст. 401 — 404); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (ч. 3 ст. 410); либо за это решение проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции), или за его утверждение (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (ч. 5 ст. 410); не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (ч. ч. 3 — 8 ст. 412); работодатель не был предупрежден в письменной форме в установленный срок (о начале предстоящей забастовки) не позднее чем за 10 календарных дней (ч. 8 ст. 410).
9. Также ТК определяет уровень судов, которые вправе признавать забастовку незаконной; перечень лиц, по заявлению которых судами рассматриваются такие дела; порядок доведения решения суда до работников; обязанности, возникающие в данном случае у органа, возглавляющего забастовку; порядок исполнения решения суда о признании забастовки незаконной.
Дела о признании забастовок незаконными отнесены к компетенции верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Они рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
10. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Это решение доводится до работников через орган, возглавляющий забастовку. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии такого решения суда их представительному органу, возглавляющему забастовку.
11. В случае признания судом забастовки незаконной в связи с нарушением работниками и их представителями процедуры ее проведения последние не лишаются возможности использовать свое право на забастовку, устранив допущенные нарушения.
12. Решение суда о признании забастовки незаконной может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ГПК.
Другой комментарий к статье 413 Трудового Кодекса РФ
Комментируемая статья основана на положении, закрепленном в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где говорится о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В развитие указанного положения Конституции РФ в ч. 1 анализируемой статьи приводится перечень случаев, когда вводится запрет на забастовки.
Данный перечень может быть расширен только федеральными законами. Так, например:
— в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» (в ред. от 28.12.2010) на основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положение, в числе прочего устанавливается запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
———————————
СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375; 2010. N 45. Ст. 5741; 2011. N 1. Ст. 1.
— аналогичные меры предусмотрены в случае введения чрезвычайного положения на основании ст. 11 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 07.03.2005) ;
———————————
СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2697; 2005. N 10. Ст. 753.
— в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 21.04.2011, с изм. от 17.05.2011) военнослужащим запрещено участвовать в забастовках;
— запрещены забастовки сотрудников федеральной фельдъегерской связи (ст. 9 Федерального закона от 17.12.1994 N 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (в ред. от 02.03.2007)) ;
———————————
СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3547; 1999. N 49. Ст. 5904; 2001. N 49. Ст. 4558; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1784; 2007. N 10. Ст. 1151.
— запрещено проведение забастовок авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения, на основании ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) и ряда других федеральных законов.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383; 1999. N 28. Ст. 3483; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 13. Ст. 1078; 2006. N 30. Ст. 3290, ст. 3291; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29; N 27. Ст. 3213; N 46. Ст. 5554; N 49. Ст. 6075; N 50. Ст. 6244, ст. 6245; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 29. Ст. 3616; 2010. N 30. Ст. 4014; 2011. N 7. Ст. 901; N 15. Ст. 2019, ст. 2023, ст. 2024; N 30 (ч. 1). Ст. 4590; РГ. 2011. 9 дек.
Установленные в законодательстве ограничения не означают, что у работников организаций, перечисленных выше, нет возможности защитить свои права в рамках возникшего коллективного спора. Они могут применить другие способы его разрешения. Так, помимо участия в примирительных процедурах, они вправе обратиться в Правительство РФ.
В ч. 3 комментируемой статьи указывается, что забастовка является незаконной, если она объявлена без соблюдения сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК.
Признание забастовки незаконной производится решением верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. Последний обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки.
В соответствии с п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 забастовка может быть признана незаконной, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом (например, она проведена в нарушение ч. 1 ст. 413 ТК, предусматривающей случаи, когда забастовка не допускается), либо она проведена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК, в частности, не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (ст. ст. 401 — 404 ТК); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (ч. 3 ст. 410 ТК) либо нарушены требования по голосованию работников, присутствующих на собрании (конференции), или за его утверждение (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (ч. 5 ст. 410 ТК); не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях организации, а также у индивидуального предпринимателя, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (ч. ч. 3 — 8 ст. 412 ТК); работодатель не был предупрежден в письменной форме в установленные сроки о начале предстоящей забастовки (ч. 8 ст. 410 ТК).
Споры по поводу законности забастовок рассматриваются с соблюдением процессуальных норм, установленных для индивидуальных трудовых споров.
В ч. 5 комментируемой статьи указывается на обязанность органа, возглавляющего забастовку, проинформировать работников о решении суда о признании забастовки незаконной. Представляется, что нарушение этой обязанности органом, возглавляющим забастовку, не будет являться основанием для освобождения от ответственности отдельных участников забастовки за дальнейшее ее проведение.
Часть 7 содержит важное правило о том, что в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить — в соответствии с новой редакцией — на срок до 15 дней (ранее до 30 дней).
Часть 8 комментируемой статьи указывает на право Правительства РФ приостановить забастовку до решения вопроса о ее законности соответствующим судом в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации. В законе не разъясняется, что следует понимать под такими жизненно важными интересами.
В ст. 20.26 КоАП предусмотрена ответственность за самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения.
Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации являются незаконными и не допускаются забастовки:
а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.
Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.
Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.
Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.
Комментарий к ст. 413 TК РФ
1. Право на забастовку, гарантированное ст. 37 Конституции РФ (см. комментарий к ст. 398 ТК), может быть ограничено только законом.
2. Статья 413 ТК, определяя, какие забастовки считаются незаконными, исходит из положений ст. 55 Конституции РФ о той мере, в какой возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина.
3. Полный запрет на проведение забастовок работниками, работающими у любого работодателя, может устанавливаться на основании ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277).
4. Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с ФКЗ от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375) на территории, на которой на основании указа Президента РФ введено военное положение.
5. Являются незаконными и не допускаются забастовки в органах и организациях, перечисленных в п. п. «а» и «б» ч. 1 ст. 413 ТК РФ, поскольку проведение в них забастовок может создавать угрозу безопасности и здоровью людей.
6. Право на забастовку некоторых категорий работников (государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников милиции, работников профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, ядерных установок или пунктов хранения и др.) может быть ограничено федеральным законом.
7. Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК (см. комментарий к соответствующим статьям ТК).
8. Забастовка признается незаконной по заявлению работодателя или прокурора на основании решения суда, подлежащего немедленному исполнению, которое доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку.
9. На условиях и в порядке, которые установлены в заключительной части ст. 413 ТК, забастовка может быть отложена либо приостановлена судом.
10. В особых случаях решение о приостановлении забастовки может быть принято Правительством РФ.
Тактика работодателей в решении конфликта
Итак, какой же может быть реакция работодателя на назревающий конфликт и поведение в развивающемся споре?
Практика показывает, что зачастую работодатель выбирает тактику ухода от рассмотрения и разрешения спора по существу: поиск уловок для отказа от вступ-ления в коллективный трудовой спор и проведения примирительных процедур, различные формы давления на активистов и профсоюз, иногда с привлечением внешнего ресурса.
Однако очевидно, что для преодоления кризиса требуется взаимный диалог, партнерство и сотрудничество сторон: вступление в переговоры с работниками, добросовестное и полноценное ведение переговоров, конструктивное и заинтересованное разрешение конфликта.
Именно добросовестное участие в примирительных процедурах, устраняющее почву для забастовки, должно быть нормой поведения, в том числе и предполагаемой законом.
Поэтому даже в период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора по закону обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведе-ния переговоров.
Признаки незаконности мероприятия
При определенных условиях такой протест может признаваться незаконным.
Это возможно при выявлении следующих обстоятельств:
- в уведомлении, которое направляется работодателю, не прописывается длительность протеста;
- проведение такого мероприятия приводит к нанесению вреда здоровью граждан;
- работники предприятия отказываются от выполнения даже минимальной работы, которая указывается в решении;
- проводится мероприятие во время введения военного положения в стране;
- запрещаются забастовки в военных объединениях, спасательных организациях или структурах, заботящихся о безопасности и обороне государства;
- незаконными признаются протесты, реализуемые работниками правоохранительных органов, скорой помощи, ресурсоснабжающих организаций или иных учреждений, которые требуются для обеспечения жизнедеятельности граждан.
Работники разных предприятий не имеют право заниматься протестами, если их действия могут нанести вред здоровью или жизни других людей.
Во внутренней документации компании не должно иметься информации относительно запрета на протесты, так как такие действия со стороны руководства являются нарушением Конституции.
Законное обоснование права на забастовку
Право на забастовку зафиксировано в статье 37 Конституции РФ. Это высший источник закона, а потому все положения Трудового кодекса, различные ФЗ, нормативные положения, внутренние акты предприятия должны ему соответствовать.
Подробнее законность организованных протестов рассмотрена статьей 407 ТК РФ. Разберем основные правила:
- Забастовка устраивается только тогда, когда были приняты все попытки к примирению при разрешении трудового конфликта, однако работодатель или уклоняется от примирения, или не исполняет соглашений, которые были установлены. Еще один вариант: в отношении руководителя предприятия было принято определенное решение трудовым арбитражем, но он не исполняет его.
- Перед организацией протестного мероприятия сотрудники должны ознакомиться с положениями статьи 413 ТК РФ, в которой изложены различные ограничения и обстоятельства, препятствующие осуществлению протеста.
- Участие в мероприятии должно быть исключительно добровольным. Трудящегося строго запрещено принуждать к принятию решения (положительного или отрицательного) относительно участия в протесте. Если это произошло, виноватое лицо несет ответственность.
- Представители работодателя не могут никоим образом принимать участие в протесте и в его подготовке. Данное правило оговорено статьей 409 ТК РФ.
Нормативные акты, с которыми нужно ознакомиться перед организацией мероприятия, – статьи 407 и 413 ТК РФ.
Какие сведения необходимо указать в решении об объявлении забастовки
Чтобы реализовать право работников на забастовку, необходимо грамотно оформить решение об объявлении акции протеста. Копия документа в обязательном порядке передается работодателю. В решении должны упоминаться сведения о:
- причинах объявлении забастовки;
- дне и времени начала акции протеста;
- продолжительности мероприятия;
- запланированном числе участников забастовки;
- наименовании органа, руководящего проведением забастовки;
- перечне представителей работников, ответственных за участник в примирении сторон трудового спора;
- минимуме работ, которые сотрудники готовы выполнить в то время, пока длится забастовка.
Статья 413 ТК РФ. Незаконные забастовки (действующая редакция)
Они весьма дорогостоящие для работников, работодателей и общества, вызывают раскол в социальной среде и являются результатом провала процесса определения условий труда посредством коллективных переговоров. Действительно, в большей мере, чем другие аспекты трудовых отношений они часто симптом более глубоких и широких процессов, в результате чего даже когда забастовки запрещены национальным законодательством или решениями судов, они все же происходят, если экономическое и социальное давление достаточно сильно. Право на забастовку признается контрольными органами МОТ как прямое следствие права на свободу объединения, обеспечиваемое Конвенцией N 87, которое проистекает из права организаций трудящихся следовать своим собственным программам деятельности в целях защиты экономических и социальных интересов работников. Однако право на забастовку не является абсолютным правом, и считается, что оно может быть обусловлено определенными правовыми условиями и ограничениями. В исключительных случаях на использование этого права даже может быть наложен запрет. (См. ст. 3 Конвенции N 87 и парагр. 151 Общего обзора).
Право на забастовку признается рядом международных и региональных документах, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 8 (1)(г)), Межамериканскую хартию социальных гарантий 1948 года (ст. 27), Европейскую социальную хартию 1961 года (ст. 6(4) и Дополнительный протокол к Американской конвенции о правах человека в экономической, социальной и культурной областях прав (1988) (ст. 8(1)(б).
Признание забастовки незаконной
Право на забастовку может быть ограничено в соответствии с законом о чрезвычайном положении.
5. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.
6. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда.
7. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
8. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок.
9. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на десять календарных дней.
10. В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Президент Российской Федерации.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.
Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.
Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.
Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка.
Право на забастовку в конституциях и законодательстве
Право на забастовку в настоящее время недвусмысленно признается в конституциях и/или законодательстве большинства стран. Это право может рассматриваться как индивидуальное право отдельно взятого трудящегося, так и коллективное право трудящихся. В последнем случае отдельно взятый трудящийся может воспользоваться защитой закона, действующей в отношении его,/ее участия в забастовке, только в случае, если забастовка официально организована профсоюзом.
Забастовка как средство решения трудовых конфликтов
Право на проведение забастовок совмещено с процессом решения трудовых конфликтов, что также основано на международном праве. Данное право описывается как волевые меры рабочих на работодателя для побуждения его к разрешению возникшего спора. В то же время, забастовка не должна быть средством оказания давления на органы, которые участвуют в разрешении спора, куда входят арбитражные органы по добровольному примирению. Основываясь на этих принципах была создана Рекомендация МОТ №92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29.06.1951 года, которая сообщает о необходимости приостановить забастовку на время проведения переговоров в процессе примирительного диалога или рассмотрения конфликта арбитражным органом.
Международные-правовые акты о правах человека определяют возможность регламентации права на забастовку к внутреннему законодательству государства.
Следовательно, законодатель принимает решения в области регулирования оснований и условий для проведения забастовки, а также оснований не допускать ее.
В этой ситуации описывается необходимость со стороны законодателя, при определении норм организации забастовок, осуществлять обязательное согласованием между охраной профессиональных интересов, одним из инструментов которой является забастовка, и охраной общественных интересов, которой может быть нанесен вред или могут быть быть нарушены права граждан страны.
Что гарантируется Конституцией РФ относительно забастовки:
- Определение забастовки как законные действия работников;
- Предоставления законных возможностей организации забастовки через реализацию государственных гарантий;
- Определение забастовки как инструмент решения коллективных споров касательно труда;
- Отнесения вопросов регулирования забастовки к ответственности федерального законодателя.
При описании гарантии на проведение забастовки, нужно выделить связь согласованных действий работников в процессе охраны своих законных интересов с реализацией иных коллективных трудовых прав.
Это тоже важно знать:
Какова продолжительность сверхурочной работы для работников
Право на забастовку рассматривается как коллективное право с юридической точки зрения. Это право предоставляется коллективу рабочих гражданских лиц и оно проводится представителем этого коллектива (в этом случае – профсоюзом). С исторической точки зрения забастовка возникла как явление и позднее получила правовое признание как коллективная акция. Общественный характер остановки трудовых обязательств принуждает работодателя пойти на примирительные меры и предпринять действия, которые смогут урегулировать разногласия.
Право на забастовку, которое основано на положениях международного сообщества, Конституции Российской Федерации, и трудовом законодательстве, предоставляет возможность отнестись критически к заявлениям о том, что забастовку можно проводить как метод решения индивидуальных конфликтов.
При этом, не стоит забывать о том, что индивидуальный аспект осуществления забастовки действительно имеет место быть – гражданское лицо может принимать решение об участии в забастовке или неучастии в ней.
Право проведения забастовки гарантирует следующие юридические возможности:
- Свободное обсуждение вопроса о проведении забастовки и возможность независимого принятия решения об участии в ней;
- Предоставление возможности свободно решать вопрос о форме и длительности проведения забастовки, а также о свободе обсуждения о выдвигаемых работодателю требованиях и осуществлении минимального выполнения обязательных работ;
- Беспрепятственное проведение забастовки и обеспечение общественного порядка без нарушения прав гражданских лиц, не участвующих в забастовке;
- Остановить проведение забастовке, если так было решено органом, который ее возглавил;
- Пользоваться гарантиями со стороны государства, среди которых: сохранение рабочих мест за теми, кто участвует в забастовке, запрет на локаут, запрет на привлечение к дисциплинарное ответственности тех, кто принял решение участвовать в забастовке.
Работающие граждане, как их представители, могут начать организацию забастовки в следующих случаях:
- Примирительные действия не привели к разрешению трудового конфликта;
- Работодатель не принимает участие в примирительных действий;
- Работодатель не следует договору, который был достигнут после разрешения коллективного трудового спора;
- Стороны коллективного трудового конфликта не пришли к соглашению о выполнении рекомендаций трудового арбитража.
Стоит отметить, что представители со стороны работодателя не имеют право на организацию и участие в забастовке.
Возможность осуществления прав на проведение забастовки закон связывает с наличием оснований, которые подтверждают невозможность урегулирования спора другими средствами.
Право на забастовку реализуется в установленном законом порядке (согласно статьям 410-412 ТК России), и при соблюдении некоторых условий. Одним из самых важных условий, в этом случае, является необходимость проведения предварительных примирительных действий. Позиция российского законодателя, который установил необходимость принимать примирительные меры до объявления забастовки, соблюдать общественный порядок и обеспечить сохранность собственности работодателя, совпадает с представлениями МОТ о правильной реализации права на забастовку. Комитет по свободе объединения МОТ считает обоснованными следующие условия для подготовки и осуществления забастовки:
- Установление необходимости в предварительном предупреждении о проведении забастовки;
- Обязанность предварительного осуществления примирительных мер;
- Наличие кворума и подтверждение решения о проведении забастовки большинством компетентных работников;
- Обязанность принять решение о проведении забастовки через проведение анонимного голосования;
- Принимать меры, которые предупреждают несчастные случаи и гарантируют безопасность проведения акции;
- Обеспечение выполнения минимального объема работ во время проведении забастовки в жизненно-важных отраслях;
- Обеспечении свободы принятия решения для работников, которые не хотят участвовать в забастовке.