Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация безопасной перевозки детей автомобильным транспортом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.
Стоимость услуг по оформлению документов в УГАДН
Наименование услуги |
Москва |
Санкт-Петербург |
Регионы |
---|---|---|---|
Цена на пассажирскую лицензию для перевозки детей | от 15000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Внесение в реестр лицензированных автобусов | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Отдельная подача на внесение в реестр УГАДН | 5000 р. | от 4000 р. | от 4000 р. |
Поиск специалиста по БДД | от 10000 р. | от 10000 р. | от 10000 р. |
Основные правовые документы, регламентирующие процедуру
- Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
- Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
- Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ
Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)
Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).
По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.
При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)
Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.
Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:
- нерегулируемые железнодорожные переезды;
- ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).
При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:
- О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
- О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
- О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
- Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
- О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
- О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.
Особенности размещения и выхода детей из автобуса
Главная обязанность сопровождающих лиц – это обеспечение должного порядка при посадке/высадке, а также передвижении и стоянке транспортного средства. Перед тем как посадить пассажиров в автобус, сопровождающий должен предпринять следующие меры:
- Сверить фактическое число детей с их количеством в поданных списках.
- Собрать детей на безопасном участке. Таковым считается место на расстоянии 15 м от пункта посадки.
- Обеспечить погрузку поклажи в багажное отделение ТС.
- Организовать контроль состава и габаритов ручной клади согласно ПП №1177.
- Проинструктировать детей о требованиях к собственному поведению в случае остановок/движения автобуса, а также при непредвиденных ситуациях в период поездки.
Правила перевозки организованных детских групп 2023 года указывают на то, что сопровождающий должен контролировать режим питания, состояние здоровья и поведение несовершеннолетних пассажиров. Если возникают непредвиденные ситуации, то взрослый человек обязан следить за маршрутом и координировать передвижение ТС. Лишь после того, как автобус остановился, дети размещаются в салоне под пристальным наблюдением водителя и ответственных лиц. Вход – строго через передние двери, маленькие пассажиры идут в парах.
Организаторы также следят за безопасным размещением клади: она не должна закрывать обзор и представлять угрозу для детей. Как только все ребята заняли свои места водителю сообщают о завершении посадки. В случае остановки сопровождающие лица первыми выходят из ТС.
Требования к автобусу
С учетом всех изменений в законодательстве к автобусами для перевозки детей предъявляются следующие требования:
- Скорость не более 60 км/ч.
- Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
- Опознавательный знак “Перевозка детей” спереди и сзади автобуса, а на боковых сторонах надписи “Дети”.
- Ремни безопасности.
- Тахограф.
- Спутниковая навигация ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Требования к водителю
С введением новых изменений для осуществления организованных перевозок будут допускаться только водители, отвечающие ряду условий:
- стаж работы водителем ТС с правами категории «Д» — от 1 года за последние 3 календарные года;
- отсутствие административных правонарушений в сфере дорожного движения, а также отсутствие наказания за эти нарушения (лишения прав или административного ареста);
- перед рейсом водитель прошел специальный инструктаж, в котором рассказывается об обеспечении безопасности организованных детских поездок;
- перед перевозкой водитель прошел медосмотр, соответствующий требованиям Минздрава РФ.
Правила перевозки детей в машине
Несовершеннолетним разрешено находиться в салоне легковой машины или кабине, если это грузовик. Ни в кузове, ни в прицепе детей размещать нельзя. Перевозка ребенка в машине на руках не допускается. В случае ДТП, если произойдет столкновение, возможность удерживания юного пассажира в стабильном положении сводится к нулю. Поэтому для повышения безопасности перевозки детей в автотранспортных средствах, были разработаны автокресла.
В ПДД содержится пункт, в котором указана информация о перевозке детей в автокреслах, которые относятся к возрастной группе до 7 лет. Таких пассажиров разрешено брать в легковой автомобиль или кабину грузовой спецтехники, где есть ремни безопасности или была интегрирована удерживающая система ISOFIX. Это система со встроенными в кресла направляющими из металла с замками.
Перевозка детей 7-11 лет должна выполняться с применением удерживающих устройств либо ремней безопасности. Если маленький пассажир находится на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен с помощью детского удерживающего устройства.
Госавтоинспекция разъяснила изменения в Правила дорожного движения, касающиеся безопасности детей-пассажиров
- В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России состоялась пресс-конференция заместителя руководителя российской Госавтоинспекции Владимира Кузина, в ходе которой были даны подробные разъяснения поправок в Правила дорожного движения Российской Федерации, касающиеся перевозки детей-пассажиров и оставления детей в возрасте до 7 лет в салонах транспортных средств.
- В пресс-конференции также принял участие директор центра испытаний «НАМИ» Денис Загарин, который рассказал о проводимых проверках детских удерживающих устройств на соответствие требованиям международных и национальных стандартов.
- Генерал-майор полиции Владимир Кузин напомнил, что 12 июля 2017 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации, которым вносятся изменения в Правила дорожного движения.
В частности, пункт 22.9 ПДД изложен в следующей редакции: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
- Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использование ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
- Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
- Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла».
- Ответственность за нарушение данных требований наступает в соответствии с КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.
- В соответствии с изменениями, теперь появилась возможность перевозить детей от 7 до 11 лет включительно на заднем сиденье легкового автомобиля и кабине грузового автомобиля не только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, но и с использованием ремней безопасности без применения иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.
В ходе пресс-конференции было отмечено, что эффективность использования детских удерживающих устройств подтверждена многочисленными исследованиями. В частности, такие устройства позволяют на 80% снизить риск травмирования детей в возрасте до 4 лет, а детей в возрасте от 5 до 9 лет – на 52%.
Применение детских удерживающих устройств является важнейшим условием для обеспечения безопасности детей-пассажиров, снижения риска получения травм, в том числе не совместимых с жизнью, в случае дорожно-транспортного происшествия. Поэтому Госавтоинспекция МВД России из соображений безопасности настоятельно рекомендует перевозить детей в детском удерживающем устройстве даже после достижения ими 7-летнего возраста.
Правила перевозки детей
На основании п. 3.1.2 Рекомендаций школьные автобусы должны:
- соответствовать требованиям Правил организованной перевозки детей, согласно которым транспортное средство не должно быть старше 10 лет, соответствовать техническим требованиям к перевозкам пассажиров, быть допущено к участию в дорожном движении, оснащено тахографом и аппаратурой ГЛОНАСС;
- своевременно проходить техосмотр, обслуживание и ремонт;
- ежедневно подвергаться предрейсовому контролю технического состояния автобусов с соответствующими отметками в путевом листе.
Согласно п. 1.3, 1.4 приложения 5 к Рекомендациям с учениками в школьном автобусе должны ехать не менее двух взрослых сопровождающих. На передней и задней части транспортного средства должны быть закреплены знаки «Дети».
Кроме этого, автобус должен быть оборудован:
- поясами безопасности;
- цветографическими знаками безопасности;
- кнопками подачи сигнала водителю;
- средствами громкоговорящей связи;
- двумя огнетушителями;
- медицинской аптечкой.
Согласно п. 2.3 приложения 5 к Рекомендациям водитель, в частности, обязан убедиться:
- в технической исправности автобуса;
- в наличии необходимой путевой документации;
- в правильности оформления путевого листа;
- в чистоте салона автобуса и своего рабочего места.
Количество пассажиров автобуса для перевозки обучающихся не должно превышать числа посадочных мест (п. 2.7 приложения 5 к Рекомендациям).
В пути следования запрещается:
- отклоняться от графика и заданного маршрута движения;
- отвлекаться от управления автобусом;
- курить, принимать пищу, вести разговоры;
- перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности;
- пользоваться сотовым телефоном без специальной гарнитуры;
- допускать в автобус посторонних лиц.
Скорость движения автобуса не должна превышать 60 км/ч. (п. 3.2, 3.3 приложения 5 к Рекомендациям).
Рекомендациями предусмотрены и другие правила перевозки детей школьным автобусом. Рекомендуем ознакомиться с ними, найдя их по соответствующим реквизитам (указаны в начале материала) в сети Интернет.
В стране невыученных автобусов
Согласно постановлению правительства, для автобусов массой до 5 тонн, которые отправляются или прибывают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, этот запрет вступит в силу уже с 1 июля этого года. Для автобусов массой более 5 тонн с пунктами отправления или прибытия в этих же регионах — с 1 октября.
Для автобусов, у которых пункты отправки и назначения находятся в других регионах, сроки более поздние. Автобусы старше 10 лет массой до 5 тонн не смогут использоваться при детских перевозках с 1 апреля 2021 года. Массой более 5 тонн — с 1 октября следующего года.
Напомним, что столь суровые требования к возрасту автобусов связаны исключительно с обеспечением безопасности перевозок детей. Аварии часто происходят из-за неисправности транспорта. А чем старше машина, тем выше риск, что у нее что-то выйдет из строя. А у нас, по данным ГИБДД, более половины автобусов старше 10 лет.
Однако именно это требование правил организованной перевозки групп детей вызвало огромное количество споров. К моменту их принятия перевозчики не готовы были обеспечить таким транспортом всех желающих. Поэтому срок вступления в силу ограничения возраста автобусов был отложен на неопределенный срок. И вот теперь этот срок установлен.
Правовые аспекты эксплуатации транспорта в рубрике «Юрконсультация» разъясняют эксперты «РГ»
Надо сказать, что требования к детским перевозкам сейчас довольно строги. Они включают в себя не только требования к автобусам, но и к водителям, к сопровождающим, ограничивают и время поездки. И все эти требования вполне обоснованны. Но дальнейшее совершенствование нормативных актов приводит иногда к тупиковым ситуациям.
Так, например, из-за вступившего в силу нового ГОСТ, который отменил старый, сложилась ситуация, когда к перевозке групп детей по факту допускаются автобусы, которые наш автопром пока еще не производит.
Дело в том, что требования к организованным детским перевозкам распространяются и на школьные автобусы. Доставка детей к школам и детским садам между поселениями осуществляется бесплатно и лежит на учредителях этих организаций. Это в крупных городах такие перевозки не востребованы. А в деревнях это единственный способ дать детям образование.
Ответственность за отсутствие знака «Дети» на автобусе
В случае нарушения правил перевозки детей водитель будет нести административную ответственность согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Кроме того, согласно ПДД РФ, отсутствие знака «Дети» приравнивается к неисправностям, которые категорически запрещают дальнейшую эксплуатацию транспортного средства.
Необходимо отметить, что ответственность наступает не только за отсутствие расположенного соответствующего ГОСТу знака «Дети» на автобусе, но и за ряд других нарушений:
- Нарушения правил перемещения групп детей, связанные с отсутствием документов, которые подготавливаются при планировании поездки (договор фрахтования, маршрут движения, список сопровождающих лиц и др.).
- Нарушения нормативов при перевозке сформированных групп детей в ночное время.
- Нарушения иных норм, регламентирующих перевозку детей, не указанных в п. 1 и п. 2.
Схема посадки детей в автобус
Режим остановок и порядок посадки детей в автобус разрабатывается и утверждается организатором перевозок, с учетом основных требований, предъявляемых к организованным перевозкам несовершеннолетних в составе группы.
В правилах посадки детей следует предусмотреть:
-
сбор группы в месте, обеспечивающим безопасность детей и сопровождающих группу лиц (удаление от места посадки должно составить не менее 15 м);
-
проведение сверки приготовившихся к посадке детей со списком группы;
-
организовать инструктаж группы перед выездом, с обязательным оповещение о:
-
периодичности и продолжительности запланированных остановок;
-
правилах поведения во время движения автобуса и остановок;
-
порядке высадки и посадки;
-
размещении на закрепленных местах во время движения автобуса на протяжении всей поездки;
-
правилах поведения при ухудшении самочувствия, возникновении форс-мажорных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций.
По запросу редакции управление образования Яковлевского округа прокомментировало происходящее следующим образом:
«Потребность организации подвоза выявляется на основании полученных заявлений от родителей (законных представителей) учеников школы. На сегодняшний день заявлений от родителей учеников, проживающих в Гостищево, не поступало. На случай поступления обращений родителей (законных представителей) о подвозе детей управлением образования администрации Яковлевского городского округа уже инициированы мероприятия по разработке школьных маршрутов по территории села Гостищево. По итогам согласования с компетентными органами (представителями ГИБДД и представителями организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги), данные маршруты будут утверждены, а школьные автобусы задействованы в подвозе обучающихся села Гостищева».
Требования к водителю автобуса
Допуск к управлению ТС может иметь только ИП или физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с перевозчиком (сведения об этом фиксируются в специальном реестре). Управляя автобусом, водитель должен уметь оперативно принимать решения в различных ситуациях на дороге и обладать хорошей концентрацией внимания. Также перед каждым выходом в рейс должно проверяться самочувствие лица, управляющего ТС.
Законодательство предусматривает ряд требований к водителю автобуса при перевозке пассажиров:
- не отклоняться от установленного маршрута, если того не требуют особые обстоятельства;
- осуществлять высадку и посадку пассажиров строго после полной остановки автотранспорта;
- проходить медицинский осмотр перед каждым выездом;
- учитывать состояние дорожного покрытия и погодных условий при движении;
- глушить двигатель, если остановка превышает 5 минут;
- соблюдать правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан;
- следить за порядком в салоне и вежливо общаться с пассажирами;
- проверять техническое состояние ТС перед каждым рейсом;
- соблюдать ПДД;
- осуществлять контроль над посадкой и высадкой пассажиров при помощи бокового зеркала.