Приватизация в России в 90-е годы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация в России в 90-е годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приватизация основных фондов государства предполагает переход их из собственности государства в собственность физических или юридических лиц. Массовая приватизация была необходима при переходе на рыночную экономику. Ныне этот процесс происходит планово, небольшими траншами. Цель: получение дополнительных денежных средств в бюджет государства.

Приватизация квартиры или дома, в котором проживает гражданин по договору социального найма и земельных участков, выделенных гражданам государством до 2001 года, не является обязательной. Но это необходимо, если гражданин имеет намерение продать, подарить, завещать или поменять свое имущество.

На сегодняшний день (декабрь 2018 года) приватизация бесплатна при условии, что конкретный гражданин еще не использовал свое право на однократную безвозмездную приватизацию.

Приватизация земельного участка под домом

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации приватизация участка под домом ─ привилегия граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, строений и сооружений, расположенных на этих участках.

Согласно статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования.

Приватизировать земельный участок (придомовую территорию) в собственность могут жители не только индивидуальных, но и многоквартирных домов. В то же время владелец дома вправе продать его без земельного участка, если права на земельный участок не оформлены.

Очевидно, что на нынешнем этапе развития страны в приватизации заинтересованы и государство, и значительная часть населения. Государство благодаря приватизации привлекает в экономику инвестиции. Юридические лица получают более широкие возможности для развития бизнеса. Став собственником земли под строительство жилых домов и иных объектов, полноценно работают строительные компании. На своей земле без опасения в один «прекрасный» момент лишиться собственного имущества финансируют развитие производства промышленные компании. Налицо выгода и для физических лиц. Право собственности на дачный или садовый участок не только стимулирует финансовые вложения в него (например, в улучшение качества почв, проведение инженерных коммуникаций или возведение жилых домов и хозяйственных построек), но и позволяет распорядиться участком по своему усмотрению ─ продать, подарить и т. д. А, значит, делает его владельца более свободным в своих решениях и выборе путей их реализации.

Ваучерная приватизация была противоречива, так как ее лозунги (создание эффективного собственника, повышение эффективности предприятий, создание социально ориентированной рыночной экономики) расходились с практикой. По мнению экономистов, практика победила идеологию. Участники приватизации не обладали равными правами.

Через месяц, судя по документам в деле, был составлен акт об установлении границ выделенного участка. Через год зарегистрировали устав огороднического товарищества. Через десять лет — в 1999 году зарегистрирована новая редакция устава. Землю в аренду объединению дали на год. В 2002 году администрация города заключила договор аренды участка земли, на котором располагалось товарищество.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства также не допускаются к участию в приватизации, если приватизируются земельные участки, которые в соответствии с нормами земельного законодательства не могут принадлежать на праве собственности указанным категориям лиц.

Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены гражданам и юрлицам, за исключением той земли, которая по закону не продается.

По сути, приватизация — это процесс разгосударствления (предоставления права собственности). Муниципализация имущества — передача государственного имущества в собственность органов местного самоуправления.

Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323

Когда закончится срок действия права бесплатной приватизации земли, её можно будет провести только на платной основе (сколько стоит приватизировать ЗУ?). Затраты будут определяться несколькими параметрами:

  • кадастровая стоимость участка;
  • рыночная стоимость аналогичных ЗУ;
  • место расположения участка и другими коэффициентами.

Обязанности по расчёту стоимостей ЗУ будут возложены на кадастровых инженеров.

Подводя итог отметим, что государство, заинтересованное в эффективном использовании земель, идёт навстречу своим гражданам, предоставляя (хоть и временную) возможность безвозмездного оформления земельных участков в собственность путём процедуры приватизации.

Однако эта процедура не является обязательной, поэтому каждый гражданин вправе самостоятельно оценить все свои возможности, преимущества и риски – и сделать выбор, прибегать к приватизации своего участка или нет. Главное, успеть это сделать на самых выгодных для себя условиях – до конца декабря 2020 года.

Написать комментарий

      Сколько стоит приватизация земли

      Приватизация регулируется Земельным Кодексом (ЗК), а также другими федеральными и региональными и законами, согласно которым потенциальный собственник, например, дачного участка должен подтвердить свое право владеть им, предоставив уполномоченным органам пакет необходимых документов.

      Право оформить надел в собственность есть у каждого гражданина РФ, но бесплатно сделать это разрешено только один раз в жизни и при соответствии целому ряду условий. В любых других ситуациях недвижимость придется выкупать у муниципалитета, причем по кадастровой цене, которая рассчитывается, исходя из категории объекта и текущей налоговой ставки.

      Процедура позволяет человеку стать полноправным владельцем дачного, загородного или другого строения и распоряжаться им по собственному желанию:

      • сдавать в аренду;
      • построить на его территории промышленное здание;
      • использовать для выращивания сельхозкультур и т.п.;
      • совершать сделки купли-продажи или обмена, оформлять дарственные на имущество.

        Определенные обязательства тоже есть: требуется платить налоги с доходов, придерживаться целевого назначения использования участка, соблюдать права соседей.

        Во избежание ситуаций, когда муниципальные или госвласти могут забрать имущество, предложив незначительную компенсацию, важно оформить его собственность. И таким образом обеспечить себе возможность владеть и свободно распоряжаться дорогостоящим имуществом. Отчуждение в личную собственность – это первое, что нужно сделать с недвижимостью.

        Все граждане РФ, но есть категории лиц, которые могут сделать это бесплатно.

        • Оформившие договор о безвозмездном пользовании на срок свыше шести лет – по истечении пятого года эти люди (на основании ЗК РФ, статья 39.10) получают право на приобретение объекта в постоянное владение. Такие же условия распространяются и на лиц, получивших недвижимость под возведение дома или обустройство подсобного хозяйства.
        • Многодетные семьи (в соответствии с положениями 39.5 и 39.19 ст ЗК РФ).
        • Арендаторы, заключившие контракт ранее 25 октября 2011.
        • Люди, зарегистрировавшие пожизненное право распоряжения полезной площадью с опцией передачи по наследству. А также те, кому ее выдали бессрочно, и на территории уже построено жилье.
        • Обладатели возведенных на объекте зданий, перешедших в пользование результате дарения, покупки или иной сделки, состоявшейся до 25 октября 2011.

        Провести процедуру бесплатно могут те граждане, которые соответствуют одному из вышеперечисленных требований и способны предоставить все подтверждающие документы. Но также есть и другие категории – льготные: герои РФ и СССР, военнослужащие и ветераны, дети-сироты и прочие лица с закрепленными социальными гарантиями.

        В одних случаях оформление проходит в ускоренном режиме, например, в ситуации с частным домом, в других – затягивается (когда необходимый пакет бумаг представлен несвоевременно или в одну из справок закралась ошибка). Главное, что осуществить его на безвозмездной основе разрешается лишь единожды.

        Сколько стоит приватизация земли

        Стоимость приватизации земельного участка складывается из нескольких пунктов, обязательные из которых:

        • оплата госпошлины — 350 рублей. Для упрощенного порядка сумма снижена, составляет 100 рублей;
        • кадастровый план — от 3 000 до 15 000 рублей. Для упрощенного порядка — бесплатно, расходы ложатся на муниципалитет.

        Те, кто обращается в органы через представителя, должны будут оформить нотариально заверенную доверенность. Она стоит около 200-500 рублей.

        Также можно воспользоваться услугами юриста, который правильно составит заявление, поможет оформить другие документы. Тогда потребуется еще от 2 000 до 5 000 рублей.

        Когда гражданин покупает землю у государства, цена рассчитывается следующим образом:

        • для ИЖС, ЛПХ, СНТ — до 60 % от стоимости по кадастру;
        • для постройки жилого дома на землях некоммерческих объединений — до 2,5 % от суммы кадастровой стоимости;
        • сельскохозяйственные земли для создания крестьянского хозяйства — до 15 % от КС.

        Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривал.

        Читайте также:  Как в 2023 году вырастут минимальные больничные и детские пособия

        С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение. Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2021 г. Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.

        27 января 2021 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым было предусмотрено, что после 1 марта бесплатно приватизировать жилье могли только дети-сироты, граждане, проживающие в аварийном жилье, и жители Крыма и Севастополя. 7 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сделать приватизацию жилья бесплатной и бессрочной для всех граждан.

        Спешим успокоить не успевших приватизировать жилье до 1 марта 2018 года (именно этот срок значился крайним). Введение в силу Закона № 14-ФЗ от 22.02.2017 существенно изменяет сроки современной приватизации квартиры и жилых объектов – процедура осталась бесплатной, но стала бессрочной. Другими словами, не нужно ждать очередного ежегодного продления, как это было до 2017 года.

        Приватизировать квартиру или жилье можно в любое время. Но это жилье, а что с дачными и земельными участками? Обратимся к законодательству.

        Нормативное регулирование вопроса:

        • Федеральный закон № 93, в народе прозванный «дачная амнистия» – разъясняет схему упрощенного переоформления дачных, садовых, огородничьих территорий, а также участков под ИЖС и ЛПХ. Основное отличие от обычной процедуры – отсутствие необходимости ждать ввода жилья в эксплуатацию. Да и по срокам оформления документов гораздо выгоднее – вместо стандартных 2-3 месяцев, всего за 10-14 дней.
        • Федеральный закон № 178 «О приватизации…» от 21 декабря 2001 года (последняя редакция) – определяет основные положения Программы, способы приватизации, сроки, порядок выкупа земли и т.д.

        Нормативно-правовое регулирование позволяет упорядочить земельные правоотношения. Говоря простым языком, люди имеют право приватизировать дачный, земельный участок совершенно бесплатно в оговоренные сроки. Об этом мы поговорим ниже.

        История приватизации в России. Справка

        Академик РАН Николай Комов в 1992 году возглавил комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве РФ. И до настоящего времени он занимается вопросами государственного управления земельными ресурсами.

        — Земля — важнейший природный ресурс, данный нам Богом,— говорит Николай Васильевич.— Это и ресурс экономики, и имущество, это наше богатство, которым мы до сих пор не можем разумно распорядиться. Когда начиналась реформа, мы вместе с академиком Дмитрием Львовым посчитали этот ресурс. Наша земля стоит около 250 трлн долларов. Если мы введем в рыночный оборот 0,1 процента, мы получим 250 млрд долларов — это объем российского бюджета 2018 года.

        В США, рассказал эксперт, всего 920 млн гектаров земель всех категорий (сельскохозяйственные, лесные, промышленные, городские и т. д.). Из них примерно треть — 330 млн гектаров — это частные земли, остальные — государственные. Бюджет получает от оборота только государственных земель ежегодную ренту 170 млрд долларов. В России государственной земли — 1,5 млрд гектаров, то есть в пять раз больше, а получает бюджет те же 170 млрд, но рублей.

        Подавляющая часть нашей земли принадлежит государству. Точнее, различным министерствам, ведомствам, госкомпаниям и госкорпорациям. Но учета этих земель просто нет. Никто точно не знает, сколько земли у Минобороны или РЖД, сколько у «Роснефти», у «Транснефти», у «Интер РАО», у «Росатома», сколько земли под промышленными предприятиями. Несчитанное количество.

        Академик Комов рассказывает, что в 1996 году в Китае составили генеральный план использования земель как основы национального богатства. Было это еще при Дэн Сяопине. Так вот, китайцы положили это богатство в основу расчетов национальной валюты. Получили курс 6,7 юаня за доллар. С тех пор курс, конечно, колеблется, но не сильно, и даже сейчас, во время эпидемии коронавируса, юань снизился всего до 7,03 за доллар.

        У нас сельхозугодий, то есть закрепленных за сельхозпроизводителями — пашен, залежей, садов, теплиц, сенокосов, пастбищ,— 193 млн гектаров. В оборот включены 125 млн гектаров. Но это данные сельскохозяйственной переписи 2016 года. На конец 2019 года таких земель осталось117 млн гектаров — это данные Росстата. Следовательно, у нас просто пустуют 76 млн гектаров сельхозугодий — больше половины от того, что сейчас обрабатывается. В Центральной России — в Смоленской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Кировской областях — не используется до половины сельхозугодий. Некоторые эксперты пожимают плечами и говорят: если земли не обрабатываются, значит, невыгодно, рынок, мол, так диктует. Это как посмотреть на сельское хозяйство. Если считать его отраслью производства, может, и не стоит возиться, если рентабельность не выйдет на 10 процентов; в целом по России она в 2019 году составляла 6,3 процента (нефтянка — 33,6). А в центральных областях и того меньше. «Красным помещикам» и олигархам производить что-либо с такой маржой невыгодно. Если же понимать, что сельское хозяйство — это образ жизни, набор ценностей, рынок труда, в конце концов, и способ сохранения населения на своей земле, то тогда картина получается другая. Люди, получившие землю в начале реформы, не могут ее ни продать, ни заложить в банк, потому что она просто не измерена, границы участков не определены. Землю бросают и уезжают в города. Что больше всего поражает, когда едешь, к примеру, по Смоленской области? Огромные поля, заросшие кустами и деревьями. Когда-то здесь выращивали хлеб, лен. В Тверской области 2234 заброшенные деревни, в Вологодской — 2106, в Псковской — 1923, далее везде по Центральной России. В 20 тысячах деревень людей нет вообще. В 36 тысячах живут по одному человеку. И в основном это запустение происходит на тех 76 млн гектаров, которые никому не нужны.

        В декабре 2019 года состоялось заседание Госсовета, на котором обсуждался вопрос о введении в оборот 76 млн гектаров тех самых заброшенных земель. Речь шла о земельных долях, потому что в начале реформы земля эта была поделена на доли, их кому-то давали, а что произошло потом — кто же знает! По итогам Госсовета президент дал 23 поручения разным ведомствам (документ № Пр-234 ГС). Потом грянула пандемия коронавируса. И только 24 сентября правительство обсудило «признаки заброшенных земель». Когда до них руки дойдут, неизвестно, но из 298 поручений президента по этой теме выполнено только 15.

        Революции делают романтики. А результатами пользуются прагматики. У реформаторов 1990 года, безусловно, был благородный порыв — разделить землю по справедливости, дать ее людям и сделать их богатыми. Почти все они до сих пор убеждены, что шли абсолютно верным путем, но помешали им бюрократы. Из-за них, считают реформаторы, дело остановилось. Надо лишь разобраться с кадастром, обмерить землю и продолжить реформы.

        Им трудно смириться с тем, что поезд уже ушел. Владимир Осипов, профессор МГИМО, в 1990-х и нулевых годах 10 лет занимавшийся земельной реформой в Ульяновской области, считает, что в селе уже произошли безвозвратные изменения:

        — В российском сельском хозяйстве уже сложился государственно-олигархический капитализм. Точно такой же экономический уклад, как и в других сферах экономики. И было бы странно, если бы было иначе.

        И по времени, и по методам формирования холдингов в промышленности и сельском хозяйстве можно увидеть прямые совпадения. По существу, сегодня в селе основными производителями продукции стали вертикально-интегрированные компании. Они владеют огромными банками земли. В их руках сельскохозяйственная техника, откормочные предприятия и мощная перерабатывающая база.

        Агрохолдинги выпускают в большом количестве продукцию массового спроса. Не «эко», но и не худшую. Говорят, что они «накормили страну». Но есть сомнения. С одной стороны, Минсельхоз регулярно рапортует об успехах в сельском хозяйстве. У нас все больше выращивают и все больше собирают. «Огонек» писал еще в мае 2017 года (№ 20) о зашкаливающих размерах приписок в сельскохозяйственном производстве. Объемы производства растут, но и цены в магазинах тоже — парадокс? Как и везде, где действуют правила олигархического капитализма.

        Приватизация в России в 90-е годы

        В феврале 2015 года стало известно, что перевод земельных наделов в частные руки не закончится, приватизация земельного участка продлена до 2018 года.

        Многие россияне ожидали окончания амнистии, но дачный вопрос остался открытым.

        Под этим выражением понимается проект поправок в правовые акты, с указанием порядка оформления собственности с минимумом документов. Действует документ уже 10 лет.

        Читайте также:  Калькулятор денежного довольствия военнослужащего 2023 г.

        Отличие прописанного в нем порядка состоит в том, что на этапе подачи документов для разгосударствления земельного надела оформлять разрешение на возведение здания, расположенного на нем не требуется.

        В результате приватизации земельного участка изменяется форма собственности. Государственная (муниципальная) сменяется частной. Объектами приватизирования становятся наделы, включенные в оборот. Недостатки процесса связаны с пробелами в законе. В частности:

        • нужно много времени для сбора документов;
        • некоторые документы являются платными;
        • бывает так, что надел нельзя переводить в частное владение, поскольку это противоречит законодательству;
        • приватизированные объекты подлежат налогообложению.

        Квалифицированную помощь оказывают риэлторы и юристы. Если вы решили оформить территорию в собственность самостоятельно, необходимо преодолеть следующие шаги:

        1. Шаг первый — собираем документы.
        2. Шаг второй — относим заявление в администрацию по месту расположения объекта. За 30 дней государственный орган откажет либо разрешит приватизацию.
        3. Этап третий — ставим землю на кадастровый учет.
        4. Шаг четвертый — регистрация права собственности. Это происходит за 10 дней.

        Земельные наделы в РФ стали передавать в собственность с момента начала в государстве приватизационного процесса. Власти решили, что каждый домовладелец имеет право на территорию, где стоит его жилище.

        С 1 марта 2015 года гражданин имеет право перевести в собственность землю, на которой построен дом. Кроме того, можно не приватизировать территорию, а арендовать на длительный период. Это также для многих удобно.

        Однако это действует исключительно в отношении собственников, которые приобрели свои дома до конца октября 2001 года.

        Первым делом нужно обратиться с заявлением в районную администрацию. Вместе с тем требуется предоставить документы:

        • российский паспорт;
        • ваш ИНН;
        • документ, дающий право на землю;
        • кадастровую карту земли;
        • технический паспорт на строение (если оно есть);
        • выписку из ЕГРП.

        Чтобы перевести в собственность постройку на частном земельном участке, нужно собрать:

        • план объекта с выпиской из техпаспорта;
        • договор соцнайма;
        • паспорта всех людей, участвующих в приватизировании;
        • выписку из домовой книги;
        • копию банковского лицевого счета.

        Если регистрирующий орган одобрит приватизацию постройки, то через месяц заявитель получит свидетельство, подтверждающее собственность.

        Приватизировать участок без оплаты процедуры в садовом товариществе имеют право те, кто владеет наделом на праве пожизненного либо наследственного пользования. Если садовый надел выделялся родственникам человека в советское время, наследники имеют право зарегистрировать землю в собственность.

        Получить землю в садовом некоммерческом товариществе (СНТ) можно после подачи личного заявления. Вообще участником СНТ может быть россиянин, в возрасте от 18-лет, имеющий надел на территории товарищества.

        В СНТ принимают наследников умерших членов или лиц, получивших землю в СНТ после сделки по дарению. В СНТ принимают по итогам общего собрания, выдают членскую книжку.

        Она понадобится, когда вы будете оформлять участок в собственность.

        К концу 1991 года страна находилась в тяжелом положении, на грани банкротства. Денег на поддержание отраслей промышленности не было, плановая экономика показала свою неэффективность. На предприятиях чудовищно задерживали зарплату, денег не хватало.

        Для перехода к новой модели экономики и реформам нужно было разрешить свободное ценообразование, перейти от государственной к частной форме собственности, создать свободную конкурентную среду и развитую рыночную инфраструктуру, пояснил «360» доктор экономических наук, профессор Сергей Орлов.

        «Мы взяли то, что сделать было легче всего — отпустить цены и провести приватизацию. Гораздо сложнее было создать конкурентную среду, ее и сейчас во многих отраслях нет. Ну а рыночная инфраструктура создается уже почти 30 лет», — добавил профессор.

        Изначально в правительстве рассматривали три варианта перехода собственности в частные руки. Тогда, уточнил Орлов, ошибочно считалось, что приватизация поможет оперативно переделать плановую советскую экономику в российскую рыночную.

        От британской модели платной приватизация предприятий быстро отказались — она могла растянуться на долгие годы. Против открытия частных счетов миллионам граждан и перевода туда доходов от продажи приватизируемого госимущества выступил Сбербанк. Технически это было сложно. Оставался последний вариант с раздачей ваучеров населению. Эта модель, отмечает Орлов, позволяла провести приватизацию в ускоренном темпе и успокоить недовольное экономической обстановкой население.

        14 августа 1992 года Ельцин подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». С 1 октября все россияне, включая детей, могли получить бесплатный ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей. Чеки можно было покупать и продавать без ограничений, дарить, менять на акции своего предприятия, покупать ценные бумаги на чековых аукционах и так далее.

        Перед приватизацией госсобственность оценили в 1,4 триллиона рублей и выпустили в обращение 140 миллионов ваучеров. Но в 1992 году, писал Григорий Явлинский в книге «Уроки экономической реформы», в стране насчитывалось 20 757 госпредприятий. Их стоимость значительно превосходила суммарную цену чеков, розданных людям. Но это выяснилось уже в процессе приватизации.

        «Действительно, разница была ощутимой. Методика оценки госимущества базировалась на балансовой стоимости на 1 января 1992 года. А это была плановая цена предприятий в плановой системе, не рыночная», — рассказал Орлов.

        Но определить рыночную стоимость тогда было невозможно. Она оценивается через фондовый рынок. Предприятия нужно было акционировать, выводить на фондовые биржи, а тогда существовали только товарно-сырьевые. И через некоторое время торговли акциями на бирже оценивать рыночную стоимость.

        В начале народной приватизации ее идеолог Анатолий Чубайс обещал по две «Волги» на ваучер. Но многие меняли чеки на продукты, водку и видеомагнитофоны. И для основной массы россиян ничего не изменилось. Лишь небольшое количество граждан правильно оценили важность происходящего. Такие люди активно скупали ваучеры. А впоследствии меняли на акции.

        Но и здесь повезло не всем. В выигрыше остались те россияне, кто вкладывался в нефтяные, газодобывающие и золотопромышленные компании, работавшие на экспорт. Предприятиям этой отрасли приватизация была на руку. С формированием новой рыночной среды и экономической системы, пояснил профессор Орлов, они выходили на внешний рынок, мировые биржевые площадки. Именно тогда в стране зародился новый в то время класс олигархов.

        Промышленным предприятиям, работавшим на внутренний рынок, пришлось несладко. Спрос практически на всю на продукцию резко упал — сказывалось отсутствие денег у населения. Заводы и фабрики банкротились из-за неумелого управления неопытных в обращении с такими активами собственников и потери кооперационных связей с бывшими союзными республиками. Соответственно, люди, которые приобрели их акции, никаких материальных благ не получили.

        Но оценивать приватизацию с точки зрения одного лишь получения материальных благ нельзя. Она, подчеркнул Орлов, стала шагом к формированию правильного экономического менталитета, представления о свободном и конкурентном рынке у населения. Элементарно больше никому не придет в голову менять ценные бумаги на смартфон. Она заложила основу для создания современной сферы торговли, услуг, агропромышленного комплекса, строительной отрасли, которые активно развиваются с конца 1990-х годов.

        «Мы не через одну приватизацию, а через нее и свободное ценообразование мы начали формировать рыночную среду для внутреннего спроса. Это малый и средний бизнес. Начиналось все со с трудом подготовленного населения, а сейчас на этом рынке уже их дети работают», — подчеркнул он.

        Некоторые критики утверждают, что продвижение привело к современной сырьевой модели экономики. По мнению Орлова, запасы полезных ископаемых огромны. Поэтому с приватизацией или без их все равно бы экспортировали и использовали бы при любой экономической модели.

        В общем виде процесс приватизации любого земельного участка состоит из 5 ключевых этапов:

        Поскольку 12.01.2016 г. был опубликован Приказ Минэкономразвития РФ №1, то перечень необходимой для приватизации земли был откорректирован, и теперь он такой:

        1. Заявление, в котором содержится просьба безвозмездно предоставить конкретный участок земли в частную собственность, или проводится согласование передачи земли под приватизацию (границ пока нет, требуется произвести межевание и присвоить кадастровый номер) — ст. 39.15 ЗК РФ;
        2. Если участок получен бесплатно на 6 лет, то пишут заявление с просьбой прекратить это право.
        3. Паспорт заявителя, а если документы подает доверенное лицо – дополнительно доверенность, заверенная нотариально.
        4. Если заявитель состоит в законном браке, то подается документальное согласие супруга (заверенное в нотариате);
        5. Документ, служащий доказательством права заявителя пользоваться этой землей;
        6. Кадастровый паспорт и выписку из ЕГРП для этого участка, а если кадастрового номера нет – то соответствующее подтверждение его отсутствия;
        7. Для работников муниципальных органов, чьи должности входят в перечень, утвержденный законом субъекта РФ, подается бумага, подтверждающая факт трудоустройства.
        8. Если документы подает многодетная семья, то подается документ о наличии условий для выделения земли (ст. 39.5 ЗК РФ);
        9. Для особых категорий граждан утвержден специальный документ, для подтверждения права на приватизацию (ст. 39.5 ЗК РФ).
        Читайте также:  Льготы пенсионерам в 2023 году

        Поскольку в каждом случае имеет значение, какой участок приватизируется, и на каком основании, общий перечень может быть дополнен документами, список которых предоставляет регистрирующий орган.

        Вся подготовленная документация тщательно проверяется: не должно быть расхождений в датах, ошибок и опечаток. Подавать пакет документов следует в:

        1. Администрацию муниципалитета.
        2. Территориальное управление Росимущества.

        В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются. После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации.

        Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.

        Если границы участка известны, он поставлен соответствующим образом на кадастровый учет, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из ЕГРП, можно обращаться в муниципалитет за решением о выделении указанного участка в собственность заявителю на безвозмездной основе. Именно решение муниципалитета, оформленное в письменном виде и надлежащим образом заверенное, станет юридическим основанием для осуществления регистрации права собственности (ст. 39.15 ФЗ №178).

        Государственная регистрация прав собственности

        Государственная регистрация прав собственности на земельные участки, указанные в пункте 9.1. статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

        Закон этот многократно подвергался коррекции. За время с 5 марта 2001 г. до 2 ноября 2013 г. в него внесли изменения 64 (!) федеральных закона.

        Если земельный участок был предоставлен гражданину на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности на него, право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

        Если участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации или не указано право, на котором он предоставлен, основанием для государственной регистрации права собственности могут служить акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти либо местного самоуправления, или свидетельство о праве гражданина на земельный участок, выданное уполномоченным органом государственной власти. Кроме того, основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, является выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии такого права.

        Регистрация права собственности и выдача свидетельства производится в месячный срок.

        Приватизация – это один из способов получения прав собственности. Если приватизированный земельный участок будет продан или подарен, его новому владельцу не придется проводить его повторную приватизацию.

        При продаже садового или дачного дома с участком необходимо составить и представить в регистрирующий орган договор купли-продажи и акт приема-передачи. А также, если имущество приобреталось в браке, – удостоверенное нотариально согласие супруга (супруги).

        Стоит ли торопиться получить новое свидетельство о праве собственности?

        Многие владельцы недвижимого имущества и участков до сих пор не определились, стоит ли в данное время заниматься переоформлением. Ведь с одной стороны владелец участка вовсе не обязан получать новое свидетельство. Другой же стороной вопроса является то, что если необходимо будет осуществить отчуждение, то в ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним) сведений о вас содержаться не будет. И это уже чревато различными неприятными моментами.

        Хотя даже в такой ситуации вполне можно решить вопрос положительно. В этом случае, при необходимости совершить сделку, когда участок не зарегистрирован, во время регистрации прав на участок можно произвести и регистрацию перехода прав к следующему собственнику. А так как госпошлина будет взиматься только за процесс регистрации сделки, то такой вариант можно с

        На территории Российской Федерации законодательство, регламентирующее безвозмездную приватизацию, действует с 1991 года. В соответствии с ним все граждане, имеющие в распоряжение муниципальный объект недвижимости или земли, могут на законных основаниях получить его в собственность вместе с правом распоряжаться по своему усмотрению.

        Например, с участками можно сделать следующее:

        • продать;
        • сдать в аренду или передать в качестве дара;
        • переписать на третье лицо;
        • заложить в банк в качестве залогового обеспечения;
        • передать в качестве наследства близким родственникам и так далее.

        Прежде всего стоит ознакомиться с тем, что подразумевает под собой упрощенная или льготная процедура. Такая приватизация предполагает оформление прав собственности на тот земельный участок, которым лицо уже обладает на основании других прав. По факту земля продолжает принадлежать государственному или муниципальному фонду.

        Характерной особенностью рассматриваемого мероприятия является то, что оно производится на безвозмездной основе. Другими словами, территориальный надел предоставляется в полную частную собственность совершенно бесплатно. Это напрямую может быть связано с тем фактом, что льготные категории граждан в подавляющем большинстве случаев используют участки в течение довольно продолжительного периода времени.

        Последние изменения в законодательство, касающееся вопросов приватизации были внесены сравнительно недавно. С 1 марта 2020 года действует Федеральный Закон №171 о внесении изменений в Земельный Кодекс РФ. Нормативы данного документа отменяют некоторые статьи рассматриваемого Кодекса и вносят определенные изменения в порядок осуществления приватизационной процедуры земельных участков.

        Декларируемые цели приватизации имели очень малое отношение к действительности. В Законе говорилось о создании слоя эффективных владельцев компаний и о том, что частная собственность полезнее, чем государственная.

        Действительные же цели были совершенно другие. Это была масштабная афера по перераспределению собственности в пользу нового привилегированного слоя. Как признался сам Анатолий Чубайс на семинаре в МГУ, главная задача была достичь точки невозврата, т.е. развалить старую систему и создать ситуацию, в которой возникнет слой людей, которые мертвой хваткой вцепятся в свою новую собственность и не позволят вернуться прежним порядкам. Он говорил также: «Каждый проданный завод – это гвоздь в гроб коммунизма. Дорого берут – хорошо, дешево берут – тоже хорошо. Мы и приплачивать готовы, лишь бы коммунисты не вернулись к власти».

        Справка! К моменту выборов 1996 г. рейтинг Зюганова составлял более 35%, что обеспечило бы ему легкую победу.

        Прежде всего важно было отстранить от приватизации народ. Специально перед началом процесса провели денежную реформу и все накопления граждан обнулили. Потом раздали ваучеры. Вроде бы людям что-то дали и они могут участвовать, а на практике собственность перешла исключительно в руки «своих».

        По мнению Абрамова Михаила Давыдовича, президента аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики, ваучеры – это лишь прикрытие с целью легализации уже произошедшей приватизации, т.е. активы разобрали, но это надо было как-то узаконить. На самом деле никто не пытался создавать класс грамотных управленцев.

        Василий Симчера, вице-президент российской академии экономических наук, считает, что требовалось каким-то самым дешевым способом получить активы Советского Союза. Простым путем такого сделать было нельзя, поэтому действовали по рецепту великого русского писателя Салтыкова-Щедрина, говорившего: «Если хочешь дело выиграть – запутай его».

        Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323

        Впервые в истории России земля стала объектом гражданских правоотношений и объектом недвижимости с выходом в 1993 году Указа президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

        Итак, «Дачная амнистия» предполагает безвозмездную передачу в собственность земельного участка, фактически принадлежащего семье или гражданину. Но не всех. Реестр участков, подлежащих бесплатной передаче, четко определен.

        Бесплатная приватизация жилья началась еще в 1991 году. А вот дачные участки находились в «подвешенном» состоянии до самого 2006 года. Гражданам, и, надо полагать, государству, было не вполне понятно как с ними поступать?

        За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры.


        Похожие записи:

        Оставить Комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *