Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких случаях можно предоставить сельхозпроизводителю землю без торгов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Итак, допустим, что у вас уже появился план, как стать успешным фермером. Исходя из своих желаний и интересов, стоит проанализировать те аспекты, с которыми придется столкнуться во время реализации возникших идей.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности:
- гражданам – для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, огородничества;
- гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам – для ведения КФХ его деятельности.
Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ, предоставление земельных участков для КФХ основано на том, что граждане/крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на интересующий их земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
То есть, предоставление земельного участка КФХ без торгов законом не предусмотрено. Но это пока (см. справку в конце статьи).
Причём граждане без образования ими крестьянско-фермерского хозяйства подавать заявления о намерении участвовать в аукционе в соответствии с п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ могут. Это подтверждает судебная практика – определение Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 года № 310-кг17-13810.
В соответствии с абз. вторым п. 10 ст. 39.11 ЗК РФ, участниками аукциона могут быть только граждане. А в случае предоставления участка для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности – граждане и КФХ.
Для ведения сельхозпроизводства гражданин вправе использовать земельный участок с/х назначения в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом, КФХ может быть создано одним гражданином – главой такого хозяйства в форме юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 1 Закона от 11.06.2002 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Следовательно, гражданин, организовавший КФХо, вправе выбрать одну из форм – быть ИП или создать юрлицо.
В статье 39.18 ЗК РФ указана целью – предоставление земельных участков для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Значит, порядок предоставления земельного участка КФХ такой: после предоставления земельного участка гражданину ему необходимо:
- зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 23 ГК РФ);
- или создать юридическое лицо в форме КФХ (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).
Как зарегистрировать КФХ
Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.
Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.
В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:
- заявление формы р21002;
- соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
- квитанция (чек) об оплате госпошлины;
- копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
- уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).
Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:
- членов и главу КФХ;
- порядок управления и полномочия главы;
- права и обязанности членов;
- порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
- правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
- порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.
Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.
Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- выписку из государственного реестра.
Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.
Несмотря на, казалось бы, достаточную законодательную регламентированность вопроса предоставления земельного участка КФХ, на практике возникает множество нарушений.
1) Нарушение органом местного самоуправления 1-месячного срока принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка КФХ в аренду либо отказ органа местного самоуправления в принятии такого решения.
В данном случае необходимо обжаловать неправомерное действие (бездействие) органа местного самоуправления в судебном порядке путём подачи в Арбитражный суд РО заявления о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления и обязании принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка КФХ в аренду.
Если органом местного самоуправления будет издано какое-либо постановление или распоряжение об отказе в предоставлении участка, в судебном порядке необходимо обжаловать указанный ненормативный правовой акт путём подачи в Арбитражный суд РО заявления о признании постановления или распоряжения недействительным и обязании принять Решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка КФХ в аренду.
ВАЖНО: В обоих случаях не пропустить 3-месячный срок на подачу в суд указанных заявлений, т. к. в противном случае суд в соответствии с ч.4 ст. 198 АПК РФ, ч.1 ст. 197, ст. 199 ГК РФ вправе отказать в удовлетворении требований.
2) Нарушение 7-дневного срока на заключение с КФХ договора аренды испрашиваемого земельного участка либо отказ в заключении такого договора аренды.
В данном случае необходимо обжаловать неправомерные действия (бездействие) органа местного самоуправления в судебном порядке путём подачи в Арбитражный суд РО искового заявления об обязании органа местного самоуправления заключить договор аренды.
ВАЖНО: 1) Перед подачей такого иска в суд КФХ необходимо в соответствии со ст. 445 ГК РФ реализовать его обязанность по досудебному урегулированию спора в виде направления органу местного самоуправления проекта договора аренды (купли-продажи), в противном случае суд вправе будет на основании п. 2 ч.1 ст. 148 АПК РФ оставить такой иск без рассмотрения, ввиду несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора (о чём свидетельствует многочисленная судебная практика Арбитражного суда Ростовской области, 15-го арбитражного апелляционного суда, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, Высшего арбитражного суда РФ, иных арбитражных судов в РФ).
2) В просительной части иска целесообразно указывать ВСЕ условия договора аренды (текст направленного проекта договора аренды), обязать заключить который требует истец – КФХ.
3) Отказ регистрирующего органа (федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) в государственной регистрации договора аренды по мотиву отсутствия публикации в СМИ сведений о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду.
В данном случае необходимо обжаловать неправомерные действия регистрирующего органа в судебном порядке путём подачи в Арбитражный суд РО заявления о признании незаконным отказа регистрирующего органа в регистрации и обязании регистрирующего органа зарегистрировать договор аренды.
ВАЖНО: 1) Не пропустить 3-месячный срок на подачу в суд указанного заявления, т. к. в противном случае суд в соответствии с
ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч.1 ст. 197, ст. 199 ГК РФ вправе отказать в удовлетворении требований.
2) Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду КФХ, предоставление участка КФХ не связано с обязательной предварительной публикацией сведений об участке в СМИ.
3) По указанной категории споров сформировалась вполне однозначная судебная практика, связанная с признанием незаконными отказов регистрирующего органа и обязании регистрирующего органа зарегистрировать договор аренды, что, в частности, отражено в постановлениях ФАС СКО от 17.07.09 г. по делу № А32-22125/2008, от 28.07.09 г. по делу № А32-22126/2008, от 31.07.09 г. по делу № А32-22127/2008, от 12.11.09 г. по делу № А63-2423/2009.
4) Оспаривание прокуратурой субъекта РФ договора аренды, заключённого между органом местного самоуправления и КФХ, путём подачи иска о признании договора аренды недействительным и применении последствий его недействительности путём обязания КФХ возвратить участок органу местного самоуправления.
ВАЖНО: 1) Установить, не пропущен ли прокуратурой субъекта РФ 1-годичный срок исковой давности для подобного иска (ч. 2 ст. 181 ГК РФ), т. к. в противном случае суд в соответствии с ч.1 ст. 197, ст. 199 ГК РФ по заявлению КФХ о пропуске срока исковой давности обязан будет отказать в удовлетворении исковых требований прокуратуры.
2) Если сторонами договора аренды были соблюдены все указанные выше требования действующего законодательства РФ, то отсутствуют основания для удовлетворения подобных исков.
3) По указанной категории споров сформировалась вполне однозначная судебная практика, связанная с отказом в удовлетворении исковых требований, что, в частности, отражено в постановлениях ФАС СКО от 15.01.08 г. № Ф08-8893/07, от 06.02.08 г. № Ф08-71/08, от 14.02.08 г. № Ф08-102/08, от 28.12.09 г. по делу № А15-434/2009.
Не так давно газета «Крестьянин» № 50 (915) от 16-22.12.2009 года в статье «Землю загоняют в холдинги, а куда девать крестьян?» освещала одну из многочисленных имеющихся в Ростовской области спорных и проблемных ситуаций в вопросе предоставления КФХ «Люкс» Миллеровского района в аренду земельного участка 476 га из земель фонда перераспределения.
После указанной публикации состоялось уже множество событий. Однако всё по порядку.
В 2006 г. органом местного самоуправления было вынесено Постановление о предоставлении КФХ «Люкс» в аренду земельных участков общей площадью 476 га сроком на 5 лет. Однако в установленный законом срок договор аренды с КФХ так и не был заключен. КФХ добросовестно использовало земельный участок, платило арендную плату в бюджеты, параллельно пытаясь в течение 3 лет способствовать заключению с ним договора аренды в досудебном порядке. За это время органом местного самоуправления участки 2 раза выставлялись на торги.
Поняв, что без суда не обойтись, КФХ обратилось за юридической помощью в юридический отдел Ростовской областной АККОР. КФХ в орган местного самоуправления был направлен проект договора аренды, на который никакого акцепта от распорядителя получено не было. В Арбитражный суд РО был подготовлен и подан иск об обязании администрации района заключить с КФХ договор аренды сроком на 5 лет. Решением Арбитражного суда РО от 29.01.10 г. по делу № А53-23207/2009 в удовлетворении иска было отказано. Не согласившись с незаконным решением, КФХ подало апелляционную жалобу, и постановлением 15-го арбитражного апелляционного суда от 21.06.10 г. (дело № 15АП-2304/2010) иск был удовлетворён полностью, суд обязал администрацию района заключить с КФХ «Люкс» договор аренды на земельные участки общей площадью 476 га сроком на 5 лет.
В августе 2010 года договор аренды был зарегистрирован в Милютинском отделе управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО, теперь КФХ «Люкс» является законным арендатором государственной земли.
Справедливость восторжествовала !
ВАЖНО ЗНАТЬ:
1) Предоставление земельного участка КФХ, при условии соблюдения КФХ всех указанных выше требований законодательства, является ОБЯЗАННОСТЬЮ а не ПРАВОМ органа местного самоуправления, следовательно, в предоставлении земли НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТКАЗАНО!!!
2) Не имеет никакого юридического значения, когда зарегистрировано КФХ – до вступления в силу ФЗ «О К(Ф)Х» № 74-ФЗ от 11.06.03 г. или после.
Какие изменения планируются
Согласно пояснениям к правительственному законопроекту, 1 марта 2015 года в законе №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» перестала действовать норма предоставления таким хозяйствам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В связи с этим крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) практически не могут конкурировать с крупными сельхозорганизациями при проведении аукционов по выделению земель.
Поэтому предлагается внести изменения в закон №101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности — однократное предоставление в аренду государственных (муниципальных) земельных участков из земель сельхозназначения гражданину или КФХ для осуществления их деятельности на срок до 5 лет без проведения торгов. Данная норма должна быть внесена отдельной статьей 10.1.
Интересная особенность — при получении участка не нужно будет подтверждать отсутствие ранее полученных участков по такой схеме в других регионах.
Однако государство может отказать в таком предоставлении земли под КФХ в следующих случаях:
- в заявление на получение участка превышена предельная площадь участка под КФХ;
- если по данной схеме ранее уже был получен другой участок.
Также в этом случае запрещаются:
- изменение целевого назначения участка;
- передача участка в субаренду;
- передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу;
- передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
По мнению Правительства такие запреты простимулируют арендаторов использовать участки именно для производства сельхозпродукции, а не для передачи их третьим лицам с целью получения дохода.
Основания предоставления земельного участка в аренду без торгов
- Арендовать участок без аукциона можно в случае, если его планируется использовать для общественно-полезных целей. Например, это строительство социального или культурного объекта, реализация крупного инвестиционного проекта, размещение различных коммунальных объектов, которые входят в комплекс инфраструктуры жилых домов или производств (электроснабжение, подача воды, газоснабжение и пр.).
- Сельское хозяйство. Также землю могут арендовать, минуя аукцион, собственники тех или иных недвижимых объектов, находящихся на этом участке, включая владельцев недостроенных зданий.
- Наличие на земельном участке помещений в собственности. Одним из самых распространённых случаев приобретения земельного участка без аукциона, как для физических, так и юридических лиц, является то, что вы являетесь собственником помещения- жилого или не жилого, расположенного на конкретном земельном участке. В данном случае вы имеете безусловное права требовать заключить с Вами договор аренды земельного участка.
- Льготные категории граждан. Аренда земельного участка без проведения торгов доступна и определенным категориям граждан, подробнее Вы всегда можете получить информацию, записавшись на консультацию земельного юриста.
- Отсутствие в собственности помещений. В данном случае, по общему правилу, у вас также имеется возможность реализовать свое право на оформление аренды без проведения торгов:
Как предоставить государственный или муниципальный участок в собственность для строительства
В собственность государственные или муниципальные участки для строительства можно передать в исключительных случаях, а именно когда земельный участок:
1) продается без торгов (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
В частности, гражданин или юрлицо:
- подает заявление о предварительном согласовании, если участок предстоит образовать или уточнить его границы. К заявлению нужно приложить схему расположения участка, если не утвержден проект межевания;
- обеспечивает проведение кадастровых работ;
- ставит участок на кадастровый учет от имени уполномоченного органа и регистрирует право государственной или муниципальной собственности на него.
Кто имеет право на получение земли сельхозназначения
За определенное денежное вознаграждение получить земельный участок сельскохозяйственного назначения может совершенно любой человек или организация. Главное, чтобы лицо являлось дееспособным гражданином РФ или предприятием, ведущим свою деятельность на территории России.
На безвозмездной основе земельные участки предоставляются лишь некоторым категориям граждан. Их перечень изложен в статье 39.5 Земельного кодекса РФ.
Внимание! Он включает в себя следующих лиц:
- работники бюджетной сферы, например, учителя, врачи, педагоги, медицинские работники и так далее;
- члены многодетных семей, в которых возраст детей не достиг 18 лет;
- граждане, ранее получавшие земельные участки на Дальнем Востоке и использующие их по прямому назначению;
- граждане, которые используют земельные участки в сельхозцелях, например, участники некоммерческих дачных кооперативов.
Кроме того, земельные участки предоставляются работникам, востребованным в сельской местности. На этой земле человек вправе вести сельскохозяйственную деятельность и построить собственный дом. Участок предоставляется по договору социального найма. Но через пять лет, если наниматель исполнил все пункты договора (вел хозяйственную деятельность, построил дом или начал строительство жилья), участок переходит в частное владение пользователя.
Если работник, приехавший в сельскую местность, заключил социальный договор, но затем уволился, то через пять лет он не может приватизировать земельный участок. Кроме того, если гражданин, получивший землю для определенных целей, использовал ее не по назначению, то по окончании договора найма он обязан передать участок обратно государству.
Региональные органы власти также устанавливают возможность получения бесплатных земель некоторым категориям граждан. К ним относятся:
- родители детей-инвалидов;
- ветераны Великой Отечественной войны;
- работники военной сферы, которые занимали должность на протяжении более 10 лет;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, или дети-сироты;
- инвалиды;
- семьи, имеющие трех и более детей, чей доход не превышает прожиточного минимума в регионе;
- Герои России, Герои Социалистического труда, Герои Советского Союза.
В каждом конкретном регионе список лиц, претендующих на получение бесплатного земельного участка, регламентируется местными органами власти.
Какие документы потребуются
Чтобы на безвозмездной основе получить от государства земельный участок сельскохозяйственного назначения, претенденту необходимо подготовить небольшой пакет документов.
Он включает в себя следующие бумаги:
- заявление на получение участка установленного региональными властями образца;
- гражданский паспорт и свидетельство о постановке на налоговый учет;
- гражданский паспорт предпринимателя, выписка из ЕГРИП, свидетельство о постановке на налоговый учет для индивидуальных предпринимателей;
- юридические лица обязаны предоставить копию устава, свидетельство о постановке на налоговый учет, КПП и выписку из ЕГРЮЛ;
- крестьянско-фермерские хозяйства предоставляют соглашение об организации;
- бумаги, подтверждающие право на получение земельного участка;
- документы, на основании которых органы власти смогут рассчитать площадь выделяемого земельного участка, например бизнес-план.
Запомните! Для получения от государства земли на безвозмездной основе и вне конкурса необходимо подтвердить тот факт, что гражданин относится к категории льготников.
Правительство считает, что основными целями закона являются
- Значительно увеличить производство сельскохозяйственных фермерских и личных подсобных хозяйств
- оборот сельскохозяйственных земель, заброшенных в годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленных комплексов (АПК)
- Развитие местной агроэкономики
- Отказ от практики «традиционных» торгов на сельскохозяйственные земли, когда подходящие люди выигрывают и строят квартиры, которые затем продаются на ферме, а не на заброшенной земле
- Предотвращение «серых» сделок и систем, когда фермерские хозяйства могут покупать землю у фермеров через третьих лиц.
Принятия этого закона фермеры добивались и ожидали в течение нескольких лет. Они стремились получить возможность приобретать дополнительные земли для расширения фермерского хозяйства без аукционов/торгов. Их усилия в значительной степени объясняются размером «развернувшегося льда».
- С 1 марта 2023 года сельскохозяйственные земли станут более доступными по цене
- Чтобы получить ее без конкурса, горожанам и сельским хозяйствам больше не придется преодолевать бюрократические проблемы, чтобы доказать, что у них нет земли в других районах.
Закон позволяет мелким фермерам приобретать землю по упрощенной процедуре.
- Без конкуренции со стороны более крупных сельскохозяйственных производителей, чьи фермы часто терпят убытки
- Без риска потерять арендованную землю после сделанных инвестиций — фермер может сохранить землю навсегда.
Новые правила аренды сельскохозяйственных земель без конкуренции установили принципы работы с ними. Закон № 316-ФЗ ввел дополнительные положения и изменения
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН:.
- Статья 22 заменяется и дополняется соответствующими изменениями
- Статья 9 дополнена пунктом 9
- Статья 10 дополнена пунктом 8
- Появляется статья 10(1).
Закон № 316-ФЗ вводит дополнительные ограничения прав нанимателей муниципальных участков в виде запретов
- на изменение целевого использования участка:.
- утрачивается возможность строительства жилых комплексов.
- На передачу:.
- Передача участков третьим лицам (включая аренду)
- Право сдачи участков в аренду
- Налогообложение земли AS: взносы в коллективное законодательство
- Вклад в финансовые компании или законодательство о компаниях
- Совместные производственные кооперативы.
Наложение запретов гарантирует главную идею закона, а именно немедленное использование земли для сельскохозяйственного производства.
Сколько стоит пользование?
Платежи за арендуемые участки сильно различаются в разных штатах и у разных лиц. Штаты определяют размер компенсации на основе таких факторов, как местоположение, целевое использование и градостроительное планирование участка.
Некоторые частные лица учитывают такие факторы, как спрос на землю, информационные коммуникации и личные интересы. Существуют подземные рыночные и нормативные арендные стоимости, каждая из которых рассчитывается по своим правилам.
- Нормативная стоимость определяется государственными и местными органами власти. Она рассчитывается на основе целевого использования земли и ее местоположения и не зависит от колебаний рынка или других изменений.
- Стоимость земли — при расчете учитываются данные о протяженности земли, границах, планировке, участках, зданиях, инфраструктуре, рельефе, посевах и коммуникациях по топографическим характеристикам (о регламентном расчете аренды земли от кадастровой стоимости читайте здесь).
- Рыночная стоимость — за основу расчета берется стоимость земли. На конечную стоимость влияют спрос и предложение.
Сумма, выплачиваемая за использование земли, рассчитывается самими владельцами. Годовая арендная плата зависит от подземной (рыночной) стоимости и обычно составляет от 0,6 до 1,5%.
Как рассчитать стоимость аренды земли и от чего зависят цены, вы можете прочитать здесь.
В договоре аренды должен быть установлен размер арендной платы и один из режимов ее перечисления.
- Арендатор ежемесячно или ежеквартально перечисляет арендную плату на определенный банковский счет до 15-го числа первого квартала.
- Арендатор перечисляет ежемесячную или ежеквартальную арендную плату наличными до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца.
Для долгосрочно арендуемых сельскохозяйственных земель арендная плата может взиматься в форме
- Платежа, из
- доли продукции, полученной в результате использования земли; и
- передачи имущества в собственность; и
- конкретных услуг со стороны арендатора; и
- расходов на улучшение арендованной земли.
Порядок заключения договора аренды земельного участка без торгов
Аренды земли без торгов имеет свою процедуру в зависимости от правовых оснований предоставления. Раскроем оба варианта Ваших действий в зависимости от конкретной ситуации:
Порядок аренды участка, на котором расположены Ваши здание и сооружения
Земельное законодательство основывается на принципе неразрывности земельного участка, и объектов, расположенных на нем. Именно поэтому законодатель предусмотрел такое правовое основания предоставления земли без проведения торгов.
Для того что бы получить участок в аренду по указанному основания, вам необходимо направить в гос. орган заявление о предоставлении такого земельного участка. На основании данного заявления, уполномоченный орган примет решение о предоставлении земельного участка в аренду, без проведения торгов.
Порядок аренды для целей индивидуального жилищного строительства
В рассматриваемом случае, Вы также будете должны представить в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка. Однако государственный орган должен будет опубликовать извещение в официальных изданиях о Вашем намерении получить такой земельный участок в аренду.
В случае если в течении одного месяца со дня публикации извещения, заинтересованное лицо выразит также намерение приобрести участок в аренду, такой участок будет передан на аукцион.
Основания отказа в предоставлении аренды земли без торгов
Фактически в случае если Вы претендуете на земельный участок, на котором у Вас уже имеются зарегистрированные объекты недвижимости, единственным основанием для отказа в предоставлении аренды земли без торгов, может служить предоставление неполного и ненадлежащего комплекта документов. Или же неверно оформленного заявления.
В условиях же, когда, вы намерены приобрести свободный участок в аренду, перечень оснований для отказа увеличивается:
- Со дня публикации извещения о намерении передать земельный участок в аренду, в уполномоченный орган поступили такие же заявления. В данном случае приобретение участка возможно не иначе как посредством проведения торгов
- Вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует целям его предоставления
- В отношении земельного участка, уже ведутся работы по его передачи третьим лицам по ранее поданным заявлениям
Если участок еще не одобрен и его только предстоит сформировать, то заявитель может столкнуться со следующими проблемами:
- В период предварительного согласования границ земельного участка, также поступило заявление лица, намеренного приобрести указанный земельный участок
- Предполагаемый к образованию земельный участок, расположен в зоне, в которой не допускает возведение ИЖС
- На участке расположены не зарегистрированные строения и/или сооружения
Основания для отказа в предоставлении земельного участка
Действующее законодательство подразумевает возможные варианты отказа в возможности заключения договора аренды. Такое возможно в следующих случаях:
- Участок уже выделен в пользование или собственность другому лицу или организации;
- На него наложено обременение, так как он может находиться в зоне отчуждения при реализации крупных инфраструктурных проектов;
- Участок зарезервирован для иных целей и уже выставлен на соответствующий аукцион;
- Цели использования, которые указал в первичном заявлении потенциальный арендатор, не соответствуют принадлежности к определенной категории этого участка;
- Неиспользование земли в своих целях.
В том случае, если одно из этих оснований было выявлено, в праве заключения договора аренды может быть отказано. Но в таком случае возможно оспаривание решения.
Обжаловать решение соответствующих органов можно в вышестоящие инстанции или суд.
Похожие записи: