Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба при пожаре – пошаговая инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получив официальный отчет оценщика о стоимости ущерба от пожара и последствий его тушения, обратитесь к виновнику пожара с письменной претензией о возмещении ущерба в добровольном порядке. Это не обязательное условие, так как закон не требует соблюдения досудебной процедуры рассмотрения спора по делам о возмещении ущерба.
То есть вы вполне вправе обратиться к виновнику устно или любым иным способом с предложением погасить ущерб. Если виновник откажется погашать ущерб в добровольном порядке или вообще проигнорирует ваши требования, то можно обращаться в суд без того, чтобы направлять виновнику письменную претензию.
Если же вы решили осуществить попытку решить вопрос без суда, то составьте претензию в двух экземплярах – один отдайте виновнику пожара, а на другом попросите его поставить дату получения претензии, свои фамилию, имя, отчество и подпись. Также претензию можно направить в адрес виновника пожара по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Отказ в получении, отказ в возмещении или игнорирование претензии будут основанием для обращения в суд. То есть совсем не обязательно бегать за виновником и просить его дать письменный ответ. Во-первых, он не обязан отвечать на претензию, а во-вторых, суду ни претензия, ни ответ на нее не нужны.
Порядок возмещения ущерба причиненного пожаром
Сам по себе вопрос возмещение убытков требует большого внимания, потому как отстоять свои требования перед виновником, процесс кропотливый и не простой, вот почему люди зачастую прибегают к помощи гражданского адвоката.
Определим примерный перечень Ваших действий в процессе возмещение ущерба в результате пожара:
- Необходимо подготовить пакет документов связанных с причинением вам вреда. В него может входить различного рода справки из органов противопожарной службы, оценка повреждений в результате пожара, квитанции об оплате различного рода услуг, в том числе и оценочных.
- Составление претензии. В целях досудебного урегулирования, если виновник согласен с причинением вреда и признает свою вину, то возможно вопрос можно урегулировать мирным путем. Даже если виновник не согласится с Вашими требованиями и откажется от мирного урегулирования на данном этапе, в результате его ответа по крайней мере можно будет выявить его позицию.
- Составление искового заявления. Крайняя мера, если вопрос возмещения ущерба не удается урегулировать мирным путем. Иск о возмещении ущерба в результате пожара поможет решить вопрос.
Пожар – это не только причинения материального вреда, в результате пожара может быть причинен вред здоровью, например в результате отравления продуктами горения или же непосредственно ожоги, поэтому возмещение вреда здоровью при ДТП, является составной частью возмещения.
При возмещение вреда здоровью потребуется доказать те факты, которые свидетельствуют о том, что вред здоровью был причинен именно в результате пожара. Взысканию с виновника пожара подлежат непосредственные расходы на лечение. Подлежит взысканию и причиненный моральный вред, подробности вы можете узнать из нашей рубрики взыскание морального вреда.
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (ст. 2 [1]).
Предметом государственного пожарного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является:
— соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
— соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;
— соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;
— соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;
— выполнение предписаний органов ГПН;
— проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.
Основными принципами деятельности федерального государственного пожарного надзора являются:
— приемлемый уровень риска принятых мер по недопущению причинения вреда жизни и здоровью людей;
— главенство законности при исполнении возложенных обязанностей и реализации предоставленных прав;
— доступность информации и гласность при осуществлении надзорной деятельности;
— уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
— единоначалие, подчинение нижестоящих надзорных органов вышестоящим.
Основные задачи деятельности федерального государственного пожарного надзора являются: защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и снижение их последствий.
Органами государственного пожарного надзора являются (ст. 6 [1]):
— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
— территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона;
— территориальные, объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Руководители соответствующих органов государственного пожарного надзора по должности одновременно являются:
главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору;
главными государственными инспекторами территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.
Перечень иных должностных лиц органов государственного пожарного надзора (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению федерального государственного пожарного надзора определен Правительством Российской Федерации [8].
Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора, а также порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации [8].
В случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
- Конституция Российской Федерации.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» // Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
- Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях // Федеральный закон от 30.12.2005 № 195-ФЗ).
- Уголовный кодекс Российской Федерации //Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
- Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Приказ МЧС России от 24.02.2009 № 91 (ред. от 21.06.2012) «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».
- Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».
- Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- Приказ МЧС России от 28.06.2012 № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).
Судебный порядок взыскания ущерба
Законодателем установлена обязанность по несению материальной ответственности перед работодателем за вред, причиненный его деяниями. Работодателю вменен целый комплекс мер ответственности, который имеет компенсационный характер.
Исключительно в судебном порядке могут быть разрешены споры между сторонами, относительно определения размера причиненного вреда работником, в том случае, если общие показатели размера ущерба, подлежащие взысканию, превышают среднемесячный заработок трудоустроенного.
Судебный порядок взыскания ущерба предполагает предъявление иска со стороны работодателя, в отношении работника. Дела данного типа рассматриваются судами общей инстанции. Работником может быть направлено исковое заявление о взыскании:
- компенсации морального вреда, причиненного неправомерными деяниями работодателя;
- материального вреда, связанного с невозможностью продолжения трудовой деятельности;
- суммы ущерба, который был нанесен имущественным благам работника;
- денежных средств, являющихся вознаграждением за труд, но не выплаченных в нарушение законодательных норм, а также о предоставлении иных обоснованных компенсационных выплат.
Процессуальное решение суда является основанием для выполнения всего спектра мер, связанных с принудительным взысканием установленных сумм, которые будут впоследствии направлены на возмещение причиненного ущерба. Определение размера причиненного вреда является исключительной компетенцией суда.
Условия наступления материальной ответственности за возникновение пожара
Первый делом необходимо решить вопрос, с кого взыскивать возмещение ущерба при пожаре. Ответ на него дает статья 1064 части 2 ГК РФ (действующая сегодня редакция документа принята 20.04.2020 года). В соответствии с ее положениями, обязанность возместить нанесенный вред лежит на стороне, действия или бездействия которой привели к возникновению возгорания.
Законодательство устанавливает 4 обязательных условия наступления материальной ответственности:
- причинение вреда (имущественного или в виде ущерба здоровью и жизни людей);
- противоправный характер действий виновника, однозначно нарушающих закон;
- наличие четкой и понятной связи между действиями виновной стороны и нанесенным ущербом;
- доказательство виновности (последняя может выражаться не только в умысле, но и в виде неосторожности).
Можно ли ремонтировать за свой счет, а потом судиться
На практике оформление документов о пожаре, которые потребуются для суда, часто затягивается. Госпожнадзор может, например, назначить экспертизу проводки, изъять ее образцы и отправить их в лабораторию. Пожарно-испытательные лаборатории в регионах обычно есть только в областных центрах, и там очередь на исследования.
Прокуратура может сколько угодно раз отменять постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и назначать дополнительные проверки. А если возбуждено уголовное дело, суд приостановит производство по делу о компенсации ущерба, пока не вынесут приговор.
ст. 215 ГПК РФ
В таком случае ремонт делают за свой счет. Оценщика нужно вызвать до начала ремонта. На все стройматериалы обязательно сохраняют чеки. С подрядчиками заключают договор, передачу денег оформляют расписками или тоже подтверждают чеками. Все документы хранят, пока не настанет время подавать иск к виновнику пожара. Желательно, чтобы реальная сумма ремонта и сумма в отчете оценщика примерно совпали, иначе у суда будут вопросы.
Когда можно потребовать возместить ущерб из-за пожара от лица, не являющегося причинителем вреда
Это возможно в тех случаях, когда обязанность возместить вред на третье лицо возложил закон (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
Таким лицом может быть страховщик, осуществивший страхование ответственности за причинение вреда (п. 4 ст. 931 ГК РФ). Например, произошел пожар в результате аварии на автозаправочной станции жидкого моторного топлива и ваше имущество пострадало. В отношении автозаправочной станции был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности. Если это страховой случай, требовать возмещения вреда вы можете напрямую от страховщика (ч. 1 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 8 Закона о страховании ответственности владельца опасного объекта).
Также вы можете требовать возместить вред от организации, работником которой является непосредственный виновник пожара, если вред он причинил при исполнении своих трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ). Например, если работник подрядной организации, осуществляющей ремонт в вашем помещении, нарушил правила проведения сварочных работ, что и стало причиной пожара, то возмещение вреда вы может потребовать от самой организации.
Судебная практика при рассмотрении дел по возмещению ущерба после пожара
Сложившаяся в последние годы по делам о возмещении ущерба от пожара судебная практика наглядно демонстрирует следующее. Грамотное выполнение всех перечисленных выше этапов процедуры урегулирования проблемы — как в досудебном порядке, так и в судебном – с высокой вероятностью гарантирует принятие судом положительного для потерпевшей стороны решения.
При этом крайне важно, чтобы в процессе подготовки претензии и искового заявления, а также в ходе судебного разбирательства интересы истца защищал профессиональный юрист. Оптимальный вариант – специализирующийся на делах подобного рода. Такой подход к решению проблемы предоставляет сразу несколько весомых преимуществ: оперативность проведения подготовительных мероприятий, сжатые сроки судебного разбирательства и разумный уровень сопутствующих финансовых расходов. В качестве бонуса – возможность включения понесенных дополнительных затрат в сумму иска.
Статья 24. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане Республики Казахстан имеют право:
— на защиту их жизни, здоровья и личного имущества в случае пожаров;
— быть информированными о пожарной опасности, которой они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности;
— на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие пожаров, в порядке, установленном действующим законодательством;
— участвовать в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности общественных пожарных объединений.
Граждане Республики Казахстан обязаны:
— соблюдать требования пожарной безопасности;
— при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них противопожарную службу;
— до прибытия подразделений противопожарной службы принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
— оказывать содействие противопожарной службе при тушении пожаров;
— выполнять предписания и иные законные требования органов противопожарной службы;
— предоставлять в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, возможность органам противопожарной службы проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Судебная практика при рассмотрении дел по возмещению ущерба после пожара
Сложившаяся в последние годы по делам о возмещении ущерба от пожара судебная практика наглядно демонстрирует следующее. Грамотное выполнение всех перечисленных выше этапов процедуры урегулирования проблемы — как в досудебном порядке, так и в судебном – с высокой вероятностью гарантирует принятие судом положительного для потерпевшей стороны решения.
При этом крайне важно, чтобы в процессе подготовки претензии и искового заявления, а также в ходе судебного разбирательства интересы истца защищал профессиональный юрист. Оптимальный вариант – специализирующийся на делах подобного рода. Такой подход к решению проблемы предоставляет сразу несколько весомых преимуществ: оперативность проведения подготовительных мероприятий, сжатые сроки судебного разбирательства и разумный уровень сопутствующих финансовых расходов. В качестве бонуса – возможность включения понесенных дополнительных затрат в сумму иска.