Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная защита беженцев кратко». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы оформить все льготы и пособия и получить компенсации, необходимо обратиться ГУВМ. Региональные отделы занимаются всеми вопросами выплат и предоставления льгот. Здесь же можно подать ходатайство для получения единовременного пособия на выданном бланке.
Участие в программе переселения
Многие из украинских беженцев, особенно из Донбасса, русские по крови. К тому же они родились в одной из бывших республик СССР. Поэтому имеют право на участие в Госпрограмме переселения соотечественников.
Правда, первое условие не соблюдается – переселение для беженцев вынужденное. Но, уже находясь на территории РФ, они могут добровольно переехать жить в округ, который нуждается в переселенцах. Получить за это подъемные и к тому же компенсационные привилегии – проезда, провоза и растаможку багажа на российской территории.
Адаптационный капитал, или как его называют сами переселенцы, «подъемные» в разных регионах России разные. Чем севернее край, чем дальше от столицы, чем менее развит и населен, тем сумма выше.
Важно! Максимальные суммы адаптационного капитала – 240 000 рублей переселенцу и по 120 000 всем членам его семьи, кроме несовершеннолетних и пенсионеров. Выплачивают в два приема. Первый 150 000 и 70 000 заявителю и семье сразу. Второй, спустя 18 месяцев – 90 000 и 50 000 соответственно.
Такие суммы получают далеко не все. Есть адаптационные выплаты и по 20 000, и даже по 10 000. Но все равно это больше, чем все вместе взятые пособия, полагающиеся беженцам. К тому же переселенцам оказывается социальная помощь, компенсируются адвокатские и переводческие услуги и оплата госпошлины.
Прямые и косвенные положительные воздействия
Свидетельства из Иордании подчеркивают, что денежные переводы беженцам могут оказывать как прямое, так и косвенное положительное влияние на экономические и социальные результаты.
- Основными статьями расходов, на которые направлены денежные переводы, являются расходы на аренду жилья и счета за коммунальные услуги.
- Получение денежного перевода может преодолеть финансовые барьеры для доступа к товарам или услугам, такие как расходы на лекарства, связанные с этим расходы на медицинское обслуживание, школьную форму и канцелярские товары.
- Денежные переводы могут иметь косвенные последствия с потенциально важными последствиями для доступа к услугам и работе. Получение регулярного альтернативного источника дохода освобождает другой доход, который может иметь семья.
- Получение надежного дохода может также уменьшить необходимость прибегать к вредным механизмам выживания, например, к изъятию активов или использованию детского труда.
- Доступ к надежному источнику дохода также способствует улучшению благосостояния, участия населения и социальной интеграции.
Благодаря тому, что Турция и Ливан также предоставляют денежную помощь и помощь в натуральной форме семьям беженцев, международная база данных растет, и более широкий политический урок очевиден.
Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).
Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:
- отсутствие оснований для признания беженцем;
- против мигранта возбуждено уголовное дело;
- у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
- прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
- незаконное пересечение государственной границы России;
- предоставление неполной или неправдивой информации;
- брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
- уже есть разрешение на временное проживание;
- лицо уже находится под защитой ООН.
Проблема социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев остро встала перед Россией в связи с распадом СССР, сопровождаемом взрывом сепаратизма, вооруженными конфликтами, ломкой прежнего уклада жизни миллионов людей. Эти события спровоцировали потоки вынужденных переселенцев, резко обострил миграционные процессы в России.
Вынужденная миграция второй половины 90-х годов, на фоне усиления роли экономического кризиса, была вызвана следующими комплексными факторами: пронациональным законотворчеством, предполагающим дискриминацию по языковому и национальному признакам; резким снижением уровня жизни (в большей степени у лиц некоренных национальностей); усилением этнокультурной дистанции; высоким напряжением на рынке труда; ухудшением экологии (образованием зон природных и техногенных катастроф).
Первые беженцы появились уже в 1989 году. Из Узбекистана на территорию РФ прибыло 20 тыс. турок — месхетинцев. В 1990 году из Баку прибыло 90 тыс. человек, из них около двух третей – русские. В 1991 году из Грузии в Северную Осетию прибыли 100 тыс. осетин.
Характерной особенностью миграционной ситуации в эти годы являлось преобладание концентрации мигрантов в центральных, достаточно густонаселенных старо обжитых регионах с благоприятными природными условиями, относительно высоким уровнем социально-экономического развития и спокойной политической обстановкой. Серьезное воздействие на ситуацию оказывало наличие очагов, способствующих возникновению вынужденной миграции в Чеченской республике и в районе Осетино-ингушского конфликта.
Права и обязанности беженцев
- право на переводчика в процессе оформления документов и первоначальных процедур переселения;
- право на питание, проживание, коммунальные и медицинские услуги;
- право на трудоустройство и получение образования;
- право получить разрешение на временное проживание в России с дальнейшим оформлением полноценного гражданства в стандартном порядке;
- право на репатриацию в родную страну.
Требования для беженцев схожи с обязанностями мигрантов, получивших РНП:
- соблюдать закон страны;
- выполнять правила проживания в предоставленном жилье;
- вовремя проводить учет и переучет в органах мигрантской службы;
- обязательно уведомлять ГУВМ о смене анкетных данных и месте проживания.
Единовременное пособие
Выдача единовременного пособия также регламентируется постановлением № 484. Для его выплаты необходимо подать заявление в местное УВМ, подав заявление по стандартной форме и удостоверение личности. Для малообеспеченных семей придется предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт низких доходов.
УВМ решает вопрос в течение одного рабочего дня, выдав подавшему заявление справку на получение пособия или проинформировав об отказе. Справка заверяется подписью и печатью руководителя отдела миграционной службы, действительна в течении двух дней со дня выдачи.
К сожалению, закон 1998 года выпуска безнадежно устарел, а выплаты, не привязанные к МРОТ делают это пособие практически бессмысленным. Обычный беженец получит 100 рублей за себя и еще по 100 за каждого несовершеннолетнего члена семьи. Для малоимущих сумма составит 150 рублей.
Мигранты – это люди, которые с социальной точки зрения нуждаются в поддержке, помощи, особенно на период адаптации на новом месте, а также интеграции в новом обществе. Трудная жизненная ситуация для мигрантов представляет собой:
- Оказываемое давление со стороны внешних обстоятельств, которые индивидуальному контролю не поддаются, но нарушают привычный жизненный уклад;
- Различные потери в связи с переездом, которые ставят под угрозу благополучие иностранца;
- Переживания, которые могут привести к ухудшению самочувствия человека.
Рассчитывать на одинаковую социальную поддержку от государства вправе не все мигранты. В России к категории мигрантов, которые имеют социальную поддержку относят:
- Иностранных студентов;
- Беженцев, вынужденных переселенцев;
- Высококвалифицированных специалистов;
- Мигрантов, которые относятся к социально-ущемленной категории граждан (многодетные, инвалиды, пенсионеры и т.д.).
Переселенцы в Украине: число, поддержка
В Украине переселенцами являются лица, покинувшие свое постоянное место проживания в результате боевых действий на Донбассе (антитеррористической операции). Также статус переселенца имеют право получить жители Крыма, которые выехали в украинские населенные пункты.
По состоянию на декабрь 2018 года, число таких лиц возросло до 1,6 миллионов. Основная масса выехавших – это молодежь и люди средних лет. Указанная цифра свидетельствует только о тех людях, кому выдана справка переселенца, кто зарегистрировался в органах социальной защиты.
На самом деле количество людей из Луганска и Донецка, покинувших свои дома, значительно больше, поскольку не все официально оформляют данный статус. Кроме того, часть населения республик ЛНР и ДНР выезжает в ближайшие страны (Россия, Беларусь, Польша).
В Украине еще в 2014 году был принят закон № 1706-VII, регламентирующий права перемещенных из зоны АТО лиц, и ряд постановлений Кабинета Министров. Законодательством страны регулируются вопросы приобретения статуса, гарантии прав, получения материальной помощи. Международные благотворительные фонды и волонтерские организации оказывают содействие в предоставлении психологической, юридической помощи, поиске работы, жилья, предоставлении продуктов питания и одежды, получении грантов на открытие бизнеса и т.д.
Как оформить пособие беженцам
Российским государством предусмотрен довольно широкий спектр мер поддержки беженцам и переселенцам. Чтобы получить доступ к этой госпомощи, необходимо пройти процедуру соответствующего документального оформления. По всем вопросам, связанным с миграцией, нужно обращаться в ГУВМ МВД.
Для оформления пособия в миграционный орган подается соответствующее ходатайство (см. Образец). В нем должны содержаться сведения о самом гражданине, подающем заявление, а также обо всех несовершеннолетних, что прибыли вместе с ним.
Рассмотрение заявления производится в течение суток, после чего при положительном решении вопроса выдается справка для получения денег через Сбербанк. Такая справка действительна в течение 7 календарных дней.
Прекращение выплат беженцам и переселенцам
Выплаты прекращаются в одном из следующих предусмотренных законом случаев (см. Таблицу 2):
Таблица 2
Основания прекращения выплат пособий беженцам и переселенцам
Основания | Особенности |
1. Официальное трудоустройство | Основной смысл назначения пособий беженцам – в том, что они временно лишены возможности обеспечивать себя и свои семьи. Если гражданин сам не находит работу в течение года, ему предлагаются варианты трудоустройства. |
2. Передача заявителем миграционному органу ложной информации о себе | Такие действия влекут за собой не только отказ в назначении пособий, но и аннулирование соответствующего статуса. |
3. Лишение соответствующего статуса | Лицо лишается своего статуса, если: • предоставило о себе ложную информацию; • выехало за пределы РФ; • прошел установленный законом срок, а статус не был подтвержден. |
4. Обретение РВП или ВНЖ | В этом случае человек уже имеет возможность официального трудоустройства, а кроме того, уже должен иметь доход в размере МРОТ. |
Выплаты если стал беженцем
Выплаты могут назначаться в основном после приобретения статуса беженца, тем не менее, например, жильем человек вероятнее всего будет обеспечен и во время получения этого статуса. Чтобы получить статус беженца требуется обратиться в миграционный центр региона, в который бежал человек.
Стоит учитывать, что должен быть определенный пакет документов. Будет очень полезно, если будет хотя бы паспорт. Тем не менее, теоретически возможно ситуация, когда человек оформят беженцем и без документов, так как, например, человек мог бежать в сугубо критической ситуации и времени на сбор документов у него могло не быть.
Чтобы получать выплаты по пособиям, компенсации и т. д., необходимо уже иметь статус беженца. Кроме того, автоматически такие выплаты не предоставляются, таким образом, для этого необходимо написать ходатайства.
Если человек еще не покинул свою страну или сначала выехал не в Россию, а в другое государство, но хочет искать убежища именно в России, то ему нужны консульские представительства или посольство.
Если речь идет о беженцах на территории России — нужно обращаться в органы ФМС (Федеральной миграционной службы). В приграничных областях заявление на признание человека беженцем теперь принимают не только «территориальные» органы ФМС, т.е. центральные учреждения в областных центрах, но и многие другие.
Какое время производятся выплаты для беженцев
Теоретически время произведения выплат неограниченно. Закон не устанавливает никаких максимальный сроков на производство выплат.
Тем не менее, существует множество различных условиях, при которых они не производятся или прекращаются.
Так, если человек изначально имел доход, либо какое-то жилье, то ему уже не будет предоставляться обеспечение. Кроме того, если человек ехал, например, к родственникам, то также у него не получится получать выплаты и проживать в учреждении.
Существуют и другие основании, в связи, с которыми беженец не получает выплаты. Так, если он устроился на работу, то выплаты прекращаются, так как беженец способен сам себя обеспечивать и вести дальнейшую жизнь самостоятельно.
Получение статуса временного гражданина или получения вида на жительство также указывает на то, что лицо уже не беженец, а значит и не пользуется льготами беженца.
Если лицо устраивает беспорядки, ведет себя не подобающе, то миграционный центр может лишить данного гражданина статуса беженца. Беспорядки могут быть различного рода. Например, это может быть, как, например, постоянные «стычки» с другими беженцами, вызывающее поведение и т. д. Это также могут быть и административные правонарушения или тем более уголовные. Кстати говоря, при уголовных преступлениях далеко не факт, что лицо будет выдано в страну откуда сбежал беженец.
Если беженец выехал за пределы территории Российской Федерации, либо вернулся к себе в страну, то он тоже теряет статуса беженца. В одной ситуации это могло быть, что человек просто заехал в России, что перейти в другую страну, либо вообще не знал об этом правиле. Так или иначе он лишается статуса беженца. Если беженец возвращается к себе в страну, то устранение статуса беженца еще более логично, так как какой смысл лицо оставлять беженцев, если он теперь опять может заехать, например, как обычный иностранный гражданин.
Лишение статуса беженца может производится по различным причинам. Здесь все зависит от решения миграционного центра. В одном случае это может быть упомянутый нами случай по поводу беспорядков, в другом – это может быть совершенно иное. Например, стало известно, что лицо на территории иностранного государства разыскивается и является преступником.
Еще одним основанием для лишения статуса беженца – использование подложных документов при оформлении. Такое решение тоже вполне логично, так как подлог документов может вести множество негативных последствий. Например, человек может выдать себя за того, кем не является. Например, преступник подал отредактированные документы, дабы избежать ответственности у себя в стране.
Российское государство помогает вынужденным переселенцам и беженцам решать один из самых насущных вопросов – жилищный. С момента прибытия они поселяются в специальных временных лагерях. Здесь организована медицинская помощь, их обеспечивают питанием и предоставляют личные средства первой необходимости.
В Российской Федерации создан специальный Фонд жилья, на балансе которого находятся квартиры, дома, общежития. Из этого фонда выделяются впоследствии площади для расселения иностранцев и членов их семей, которым присвоен статус беженца. Естественно, при этом данные лица не должны иметь недвижимого имущества в России.
Чтобы получить жилищную площадь из данного фонда, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ГУВМ МВД РФ: именно эти органы занимаются всеми вопросами, связанными с беженцами. «Социальная» квартира выделяется в порядке очереди, причем она может находиться в другом городе и даже регионе в зависимости от наличия жилья.
Процедура получения статуса беженца описана в третьей статье федерального закона. Соискателю следует обратиться в диппредставительство, консульство РФ, ГУВМ (в случае нахождения на территории России) или органы пограничного контроля.
Ходатайство подается только в письменной форме, образец установлен приложением 1 приказа МВД №838. В форме должны находиться анкетные данные соискателя, информация о прибывших с ним лицах и просьбу о признании беженцем. Такое заявление должно быть заполнено каждым дееспособным членом семьи на русском языке.
Принятие и рассмотрение ходатайства проходит в два этапа. На первом сотрудник УВМ проводит поверхностную проверку данных и их предварительное рассмотрение. По регламенту, этот этап длится пять дней. Далее принимается окончательно решение по присвоению иностранцу статуса беженца. Полный срок рассмотрения ходатайства занимает от двух (на территории РФ) до трех месяцев (за ее пределами).
Описанные ранее льготы положены по закону всем иностранным гражданам (или лицам без гражданства), которым присвоен статус беженца (или заявление находится в стадии рассмотрения).
Однако государственные органы могут отказать в предоставлении социальной помощи в таких случаях:
- отсутствие оснований для признания беженцем;
- против мигранта возбуждено уголовное дело;
- у иностранца есть гражданство еще одного государства и возможность воспользоваться его защитой;
- прибытие не из той страны, где существовала угроза его жизни и здоровью;
- незаконное пересечение государственной границы России;
- предоставление неполной или неправдивой информации;
- брак с россиянином (в таком случае можно оформить РВП);
- уже есть разрешение на временное проживание;
- лицо уже находится под защитой ООН.