Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила проведения аукциона на право аренды земли и порядок заключения договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемой статьей введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка являются торги, проводимые в форме аукциона. Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен ст. ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ. Также предусмотрена возможность заключения договора аренды с лицом, единственным выразившим намерение участвовать в аукционе и соответствующим условиям аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).
Типовой образец договора аренды
Договор аренды земли сельхозназначения не имеет единой формы, регламентированной на законодательном уровне. Его составляют с учетом норм гражданского и земельного законодательства. Типовой образец включает в себя следующую информацию:
- название документа, его номер, дату и место заключения сделки;
- наименование сторон;
- характеристику предмета соглашения;
- срок действия арендных правоотношений;
- стоимость временного пользования, возможность ее изменения;
- порядок внесения в договор изменений, его досрочного расторжения;
- права, обязанности, ответственность сторон.
Способ №4 — аренда без аукциона по упрощенной процедуре
В Статья 39.6. ЗК РФ под название «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» сказано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается только в случае осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса. Но не все так плохо. Ниже вы узнаете, почему у людей далеких от фермерства, тоже есть все шансы взять участок в аренду у государства без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка в аренду по новой «упрощенной» процедуре (без аукциона для обычных граждан) предлагаю рассмотреть на примере участка под ИЖС. Однако, вы можете использовать данный алгоритм для участков в границах населенного пункта под ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства, а также для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и любого другого вида бизнеса (кафе, автомойки, магазины и тд).
В некоторых регионах РФ минуя процедуру торгов можно получить земельный участок под огородничество. О наличии такой возможности уточняйте в Администрации.
Как взять землю в аренду в Московской области
Московская область является субъектом Федерации, а все законодательные акты государства распространяются на субъект в равной степени — значит различий в процедуре аренды нет. А вот кадастровая стоимость земель в Подмосковье и, как следствие, стоимость аренды — в несколько раз ниже, чем в Москве.
Кроме того, с марта 2019 года Администрация Московской области бесплатно осуществляет муниципальную услугу «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности для сдачи в аренду» через интернет. В рамках оказания услуги заинтересованному лицу предоставляется информация о свободных объектах не обремененными правами 3-их лиц, имеющихся в муниципальном фонде и предназначенных для сдачи в аренду. Срок предоставления информации не более 3-х дней. Для обращения вам потребуется только заявление установленной формы и паспорт.
В соответствии с административным регламентом основания для отказа в предоставлении данной Муниципальной услуги отсутствую. Однако заявитель может получить уведомление об отсутствии у Муниципалитета земельных участков предназначенных для сдачи в аренду.
Далее выбираете себе из списка, предоставленного Администрацией, земельный участок и подаете заявление на его аренду. Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Московской области (как и любых других регионов РФ), осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Но мы с вами уже знаем, что взять землю в аренду можно и без торгов.
Обратите внимание, что территории с кадастровыми номерами, которые начинаются на 77 — относятся в городу Москва (Новая).
Сроки аренды земель СНХ
Согласно ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. договор аренды участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может заключаться на срок от 3 до 49 лет. То есть, стороны имеют право установить любой срок, не выходящий за означенные пределы.
Максимальный срок аренды земель СНХ сокращается до 3 лет в тех случаях, когда они используются для выпаса скотины и сенокошения.
В случае, когда срок аренды не указан, он считается бессрочным. Однако по истечении 49 лет сторонам придется заключить соглашение о пролонгации, в противном случае документ утратит юридическую силу. Арендатор будет иметь преимущественное право, если он использовал земли по прямому назначению и выполнял все условия, указанные в договоре.
Практические рекомендации и подводные камни
При оформлении аренды нужно быть предельно внимательным и приобретать данное право только на тот участок, который подходит по целям его использования. Иначе освободиться от бремени аренды окажется сложно, а уплачивать арендную плату придётся до момента расторжения договора. При этом не факт, что суд встанет на сторону незадачливого правообладателя, тогда действие аренды будет актуально до указанного в договоре срока.
Рекомендация. Обязательно нужно составлять передаточный акт.
Если он не будет составлен, то арендодатель сможет расторгнуть договор, присвоив неотделимые улучшения участка, привнесённые арендатором. При наличии акта, арендатор вправе возместить имущественный ущерб. Но если работы на участке произведены вопреки установленному ВРИ, для инициатора таких работ наступит ответственность. Она допускает признания административного правонарушения, с обязательством устранить всё возведённое на участке.
Устный договор аренды без официального оформления так же может быть чреват неприятностями. В любой момент арендодатель сможет изъять участок из пользования и обвинить нанимателя в самозахвате. То же касается недобросовестности арендатора – нанесённый участку вред арендодатель не сможет восстановить из ресурса лица, нанёсшего ущерб, так как неформальные отношения судом не рассматриваются.
Договор аренды – это юридический документ, который может заключаться как с частным собственником, так и с исполкомом. В том числе – при участии в аукционе или без такового. После заключения договора, арендатор получает право пользования участком, без права имущественного распоряжения им.
Использование паевых земель, как правило, возможно только в рамках гражданских отношений на договорной основе в порядке, предусмотренном ст. 14 и 14.1 Закона 101-ФЗ.
Если такой договор аренды есть, то проблем нет. К заявлению прикладываем договор аренды и дело в шляпе.
А что делать, когда договора нет?
На практике часто бывает так, что поля обрабатываются без каких-либо сделок. Причем длительное время.
Здесь нам поможет Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, в пункте 9 которого даны следующие разъяснения:
Наличие условий для предоставления земельного участка, сформированного в счет невостребованных земельных долей, на которые признано право муниципальной собственности, сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения может подтверждаться любыми относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.
Указанный субъект должен доказать факт использования земельного участка, на передачу в собственность которого он претендует, в соответствии с процессуальными правилами доказывания. В числе таких доказательств использования земельного участка могут рассматриваться как договоры о предоставлении в пользование участка, находящегося в общей долевой собственности, так и любые относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие фактическое использование земельного участка в сельскохозяйственных целях, в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали участок без оформления правоотношений. При этом использование земли должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
Надо отметить, что подобные исчерпывающие разъяснения были даны ВС РФ и ранее, к примеру в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2017 года № 310-КГ16- 21437.
Из этих разъяснений следует два вывода:
- Факт использования земельного участка процессуальными средствами доказывания не ограничен.
Это значит, что можно нести все, что попадется под руку: переписки с собственниками, расписки о получении денег или товара за использование участка, внутренние бухгалтерские документы о списании товарно-материальных ценностей, израсходованных на обработку полей и посевную, разовые договоры на оказание услуг по вспашке полей, статистические отчетности и так далее и тому подобное.
В общем, всё что прямо или косвенно может подтверждать использование земли.
- Использование участка не должно быть основано на самовольном захвате.
Нельзя ни с того ни с сего зайти на землю, начать ее обрабатывать, а потом сказать «дайте мне без торгов, я тут пшеницу сеял». Придется подтверждать добросовестность и хоть какие-то взаимоотношения с собственниками земельного участка (пайщиками).
Основная цель торгов – продажа земельного участка или сдача его в аренду. Используется для проведения сделок с государственным или муниципальным недвижимым имуществом.
Аукционные мероприятия могут посещать и активно участвовать в них как физлица, так и юридические. После покупки можно пользоваться земельными участками по своему усмотрению.
ВНИМАНИЕ! Осуществляются продажи на торгах только тех участков, которые состоят на кадастровом учете, имеют номер по кадастру.
Особенность покупки на аукционе в том, что муниципальные или государственные земли на нем будут иметь (в большинстве случаев) стоимость, более выгодную по сравнению с рыночной.
Но для чего может использоваться данная земельная территория, определяют организаторы продаж. Можно купить участок под ИЖС или под фермерство, под складские комплексы, варианты предлагаются разные.
Подготовка аукциона по продаже или предоставлении муниципальных земельных участков в аренду производится на основании Земельного кодекса РФ. Основные понятия рассматриваются в статье 39.11.
Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка
В соответствии с законодательством решение о выставлении определенного участка на торги выносится уполномоченным органом. Юридические и физические лица могут направлять предложения в органы исполнительной власти. На основе этих предложений будут выносится решения.
Важный момент! Закон запрещает объединять несколько участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в один лот аукциона. Они должны быть выставлены разными лотами.
Скачать заявку на участие в торгах для заключения договора аренды земельного участка на физ. лицо
Для того, чтобы земельный участок был выдвинут на аукцион, необходимо пройти несколько этапов:
- Уполномоченными органами должны быть подготовлены схемы предлагаемого участка. Если не были вынесены ранее границы, потребуется первоначально провести межевание. Участки, которые выносятся на торги, должны быть разграничены и иметь кадастровый номер.
- Обеспечение возможности подведения и подключения инженерных коммуникаций к земельному участку.
- После подготовки всех документов, уполномоченный орган принимает решение о вынесении участка на аукцион.
Если проведение аукциона организуется по инициативе заинтересованных юридических и физических лиц, необходимо осуществить следующую процедуру:
- Заинтересованные граждане или юридическая организация должны самостоятельно подготовить документы по вынесению границ участка, провести межевание. Исключением являются города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. В этом случае самостоятельная подготовка документов не предусматривается.
- Заявитель должен обеспечить проведение кадастровых работ.
- После выполнения необходимых работ по оформлению участка, заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с просьбой о проведении аукциона.
- Уполномоченный орган должен перед выставлением участка на торги, обеспечить возможность подключения инженерных коммуникаций к объекту.
Скачать заявку на участие в торгах для заключения аренды земельного участка для юр. лиц
Нельзя выставить на торги земельный участок, у которого:
- не определены границы;
- не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности;
- в отношении данного объекта недвижимости отсутствуют возможности подключения инженерных коммуникаций;
- участок земли не относится к необходимой для выполнения целей категории;
- на земельном участке возведено строение, которое принадлежит физическим или юридическим лицам;
- участок находится в резерве для муниципальных или государственных нужд;
- по территориальному планированию этот объект предназначен для возведения сооружений федерального значения;
- участок земли находится в общем пользовании или находится в пределах границ общего пользования.
Как проходят торги? В день аукциона все участники обязаны явиться на место проведения торгов. На входе проверяются личности посетителей, и каждому претенденты выдается табличка с его номером.
После сбора всех участников организатор объявляет технические характеристики лота и начинает торги за право аренды.
Минимальная цена уже указана в публикации. Размер годовой арендной платы составляет не меньше 1,5% кадастровой стоимости, рассчитанной не более 5 лет назад.
После объявления первоначальной цены все согласные поднимают номерные таблички, а организатор повышает цену.
Обычно шаг аукциона составляет 3%. Организатор продолжает повышать цену, пока не останется только один согласный претендент. Он объявляется победителем.
Любое приобретение земельного участка, который находится в собственности муниципалитета, должно проходить через аукцион. Это обязательное условие оформления договора аренды. Такая форма введена для того, чтобы все желающие могли получить возможность подать заявки.
Торги для аренды или продажи муниципальных участков – это мероприятие, которое организуется органами власти. Целью данных мероприятий является розыгрыш участков земли, у которых уже получен кадастровый номер, есть возможность подключения газа, света и других инженерных коммуникаций.
На этих участках должно быть получено разрешение на возведение построек, в том числе для многоэтажных застроек требуется разрешение на возведения капитального строения. Обязательно должен быть определен тип участка. Он может быть предназначен под индивидуальное жилищное строительство, для сельскохозяйственных назначений и пр.
После выставления участка дается определенный период времени, в течение которого все желающие могут подать заявки на участие в аукционе. Победителем считается тот, кто предложить большую цену на объект. На торгах можно разыгрывать как право получения в аренду, так и возможность оформления в собственность.
Арендная плата за такие участки будет устанавливаться в соответствии с земельным налогом, который установлен в этом регионе.
Можно ли обойтись без торгов
Процедуру торгов можно миновать, если согласовать размещение объектов на интересующей Вас земле с администрацией, а также заинтересованными инстанциями (СЭ, градостроение, пожарная служба и пр.). Однако для участков под ИЖС это правило не действует.
Не прибегают к аукциону и тогда, когда на участке имеется объект, принадлежащий претенденту на аренду.
Иногда государство отдает определенные территории без торгов и согласования компаниям, с которыми заключает договор о развитии этих земель.
В завершение мы советуем вам посмотреть следующее видео, которое содержит полезную информацию по вопросам аренды земельного участка муниципальной собственности без аукциона и с торгами:
Перед тем, как физические или юридические лица смогут оформить в собственность или аренду муниципальные земельные участки, они должны участвовать в публичных торгах. В рамках данного мероприятия все желающие граждане борются за право обладания определённой территорией
. Каждый из них должен предлагать цену свыше той, которую установил предыдущий претендент.
Закон о государственных и муниципальных торгах в электронной форме
Земли, принадлежащие государству и территориальным общинам, продаются с торгов. Конкурсный порядок реализации участков одновременно гарантирует частный и публичный интерес.
Применительно к имуществу публичных образований торги имеют множество преимуществ перед прямыми продажами. Они обеспечивают:
- должную гласность при реализации публичных земель, которые в доктрине земельного права и общественном сознании согласно советской традиции признаются народным достоянием;
- открытость информации о перечне и условиях продажи отчуждаемых участков для потенциальных покупателей, СМИ, контролирующих госструктур;
- свободный и равный доступ всех заинтересованных лиц (граждан и организаций) к участию в конкурсных процедурах;
- максимальные поступления в бюджеты разных уровней за счет роста продажной цены участков;
- предотвращение злоупотреблений со стороны чиновников.
Особенности заключения договоров на торгах регламентированы ст. 447 Гражданского кодекса России. Они могут иметь форму:
- аукциона, победителем которого является лицо, согласившееся уплатить наибольшую цену;
- конкурса, победителем которого признается лицо, чье предложение конкурсная комиссия сочла оптимальным.
Аукционы по продаже публичных земель проводятся открыто.
Но есть исключения. Так, не будет принята заявка на участие в конкурсе по продаже участка земли сельскохозяйственного назначения, поступившая от иностранца; компании, 50% уставного капитала которой принадлежит иноземному инвестору. Дело в том, что названная категория лиц вправе обладать сельскохозяйственными землями только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона РФ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
П. 10 ст. 39.11 ЗК РФ предусматривает ряд случаев, когда участниками торгов, связанных с предоставлением публичных земель в частные руки могут быть только юридические лица. Однако речь здесь идет о продаже прав аренды, а не о собственности.
Ранее все торги (в том числе – по реализации имущества, принадлежащего государству) проводились очно. Традиционный формат торгов предполагает, что конкурсные участники присутствуют на торгах лично либо обеспечивают явку представителей по доверенности.
Лицитатор последовательно оглашает цены, отличающиеся от начальной на один и более «шагов» (начальная цена шаг; начальная цена шаг шаг и т.д.). Участники торгов уведомляют лицитатора о готовности уплатить новую повышенную цену путем поднятия руки или иным наперед согласованным способом.
Цена лота повышается до тех пор, пока она не устраивает единственного участника торгов. Этот факт по традиции устанавливается троекратным ударом молотка и восклицанием лицитатора «продано».
Применение электронной формы не изменило суть торгов по продаже участков. Как и раньше, речь идет о последовательном повышении цены лота до тех пор, пока ее готов будет уплатить единственный оставшийся участник. Разница состоит в следующем:
- электронные торги проводятся «заочно», без личного присутствия участников;
- местом проведения аукциона является торговая площадка в Интернете;
- для участия в торгах необходим доступ в электронный личный кабинет;
- электронный сервис автоматизирован, лицитатор не нужен;
- участник торгов в электронной форме может идентифицироваться, торговаться и совершать иные юридически значимые действия только с помощью электронной цифровой подписи.
По сравнению с торгами в традиционной форме, электронные аукционы обеспечивают еще большую объективность. Отсутствие лицитатора и автоматизация всех процедур практически исключает влияние человеческого фактора на ход торгов и подведение итогов. Электронная форма аукциона сводит к минимуму возможность последующего обжалования результата аукциона.
Преимущества электронных аукционов очевидны, но у них есть существенный недостаток. Торги по продаже земельных участков призваны обеспечить свободный доступ к участию в них максимального количества заинтересованных лиц.
Необходимость владения электронной цифровой подписью для организаций необременительна. Но этого никак нельзя сказать о гражданах.
Физическому лицу затруднительно приобретать электронную подпись (действует год после сертификации электронного ключа) и учиться пользоваться электронным сервисом только для того, чтобы приобрести участок, единственный раз в жизни. Возможно, именно поэтому законодатель не перевел все аукционы по продаже земель в электронный формат.
Для реализации участков муниципальной и госсобственности должен проводиться открытый аукцион в электронной форме. Земельный кодекс РФ устанавливает два типа исключений из общего порядка:
- ст.39.13 перечисляет случаи, когда аукцион по продаже участков проводится в традиционной (неэлектронной) форме;
- ст. 39.3 оговаривает ситуации, когда торги не проводятся и земля продается заинтересованному лицу во внеконкурсном порядке.
Торги в неэлектронной форме проводятся в случаях, когда участки предоставляется:
- под индивидуальное жилищное строительство;
- для ведения личного подсобного хозяйства;
- гражданам для садоводства, дачного хозяйствования;
- крестьянским (фермерским) хозяйствам для сельскохозяйственного производства.
Прямые продажи публичных земель предусмотрены для:
- комплексного освоения территории путем возведения жилья экономкласса;
- индивидуального жилищного строительства, кроме случаев продажи участков, расположенных на землях общего пользования;
- обслуживания уже существующих зданий при условии, что покупатель – собственник здания;
- сельскохозяйственного производства, когда покупатель – крестьянское (фермерское) хозяйство в случаях, оговоренных Федеральным законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- садоводства, дачного хозяйства при наличии следующих условий: участок расположен в пределах земель, предоставленных некоммерческой организации; покупателем является член такой организации;
- иных целей, оговоренных ст. 39.3 ЗК РФ.
Каждое лицо, заинтересованное в участии в торгах. Должно в обязательном порядке предоставить установленный пакет документации. Перечень бумаг достаточно маленький.
Потребуется подготовка:
- любого свидетельства, с помощью которого может быть удостоверена личность заявителя – если в качестве претендента выступает физическое лицо;
- заявления, оформленного по установленному образцу – оно должно содержать в себе сведения о реквизитах, по которым будет обратно переведен задаток, если претендент не одержит победу в торгах;
- квитанции об оплате стоимости задатка участка земли.
Компетентные лица, ответственные за подготовку мероприятия, обязуются объявлять о дате его начала не позднее чем за 30 дней. Соответствующая информация размещается в местных Средствах Массовой Информации, а также на официальном портале местного муниципалитета.
описи документов документов на участие в продаже муниципального имущества
В подавляющем большинстве случаев объявление включает в себя следующую информацию:
- место, в котором будет проведено мероприятие;
- точное время начала аукциона;
- сведения о продавце и государственном органе, выступающем в качестве непосредственного организатора аукциона;
- сведения об объектах, выставляемых на продажу – указываются подробные данные о каждом конкретном лоте, включая его вид, факт наличия обременения, например, если на объект оформлена ипотека и так далее;
- начальная цена за каждый лот;
- шаговые показатели торгов – прописывается процент, на который может повышаться стоимость объекта в зависимости от этапа аукциона;
- сведения о том, в течение каких временных рамок может быть подана заявительная документация на участие в торгах, а также о том, в каком формате это осуществляется;
- актуальный размер задатка и банковские реквизиты муниципалитета для его перечисления;
- особенности заключаемого соглашения, например, о сроках аренды и так далее.
Когда без аукциона не обойтись
В ряде случаев без торгов не обойтись. Речь идет о передаче прав на землю под коммерческие цели. Это может быть строительство магазина, автомойки, административного здания и так далее. Если возможность возведения капитального объекта недвижимости прямо следует из разрешенного использования земельного участка, проведение аукциона возможно только на право аренды. Получить землю без торгов под реализацию обозначенных целей законной возможности нет.
Здесь важно отметить: строительство коммерческой недвижимости предполагает, что участок оформляется в аренду, а после строительства объекта и получения законных прав на него земля переходит в собственность владельца объекта. Продать с торгов можно только участки под ИЖС, подсобное хозяйство или некоторые виды массивов сельхозназначения.