Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральные проверки в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Форма подачи документов
По закону налогоплательщик должен передать ФНС копии документов: инспектор имеет право запросить подлинник только для ознакомления. В бумажной форме документы можно передавать лично, через доверенное лицо, заказным письмом с учетом следующих правил:
-
разные документы объединяют в подшивку (не более 150 листов в одном томе), если в одном документе более 150 листов, то его оставляют как есть, то есть не делят на тома;
-
каждую копию нужно заверить;
-
подшивка не должна мешать считыванию информации, то есть, нельзя затруднять доступ к реквизитам, датам, данным и пр.;
-
листы подшивки нумеруют, первый лист всегда начинается с единицы;
-
при прошивке концы нити выводят на оборотную сторону последнего листа, а в месте скрепления крепят бумажную наклейку с заверительной надписью;
-
заверительная надпись обязательно содержит должность, ФИО заверяющего лица, дату, количество листов (цифрой и прописью).
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Что собой представляет камеральная налоговая проверка?
Итак, камеральная налоговая проверка представляет собой меру контроля за соблюдением налогоплательщиком требований законодательства в сфере фискальной политики на основании поданной последним отчетности. Данная процедура является обязательной для всех без исключения, она проводится в отношении любой отчетности, которая сдается в ФНС.
Камеральная налоговая проверка осуществляется в несколько этапов. Первый этап этой процедуры осуществляется в виде регистрации информации из поданного налогоплательщиком отчета в специализированной информационной системе, разработанной специально для целей фискальных органов.
Далее происходит непосредственный анализ данных и контроль их корректности. Правильность сданной информации проверяется посредством сверки контрольных соотношений.
Под контрольными соотношениями понимаются правила, установленные согласно письмам ФНС, по которым одна строка декларации должна соответствовать другой или сумме строк, быть больше или меньше определенных значений внутри одного документа.
Кроме того, должны соблюдаться правильные соотношения между данными, указанными в декларациях различных форм. Следовательно, чтобы избежать проблем, стоит внимательно проверять правильность отчетности в соответствии с утвержденными соотношениями.
Как проводится камеральная проверка
Камеральная налоговая проверка – это разновидность мероприятий налогового контроля, заключающаяся в проверке представляемой компаниями налоговой отчетности. За некоторыми исключениями, обязательной проверке подлежат любые сдаваемые организациями и ИП налоговые декларации и расчеты.
До конца 2022 года установлен временный запрет (мораторий) на проведение большинства проверок, осуществляемых в рамках государственного и муниципального контроля и надзора (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Согласно условиям моратория, плановые проверки в текущем году будут проводиться только в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Эти изменения не распространяются на камеральные налоговые проверки и не налагают никаких препятствий для их осуществления налоговыми органами. Мораторий их не затрагивает. Камеральные налоговые проверки в 2022 году проводятся без ограничений и в порядке, установленном соответствующими нормами НК РФ.
В отличие от выездных проверок, камеральные проверки проводятся по месту нахождения налоговой инспекции, принявшей от компании ту или иную налоговую отчетность (абз. 1 п. 1 ст. 88 НК РФ). Причем камеральные проверки проводятся по самому факту представления налоговой отчетности, без вынесения специального решения руководителя ИФНС.
Проведение проверки по месту расположения ИФНС не означает, что налоговики не могут вызвать должностных лиц проверяемой организации или ИП для дачи пояснений или показаний. НК РФ не предусматривает каких-либо ограничений на данный счет. При этом в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, в том числе и директор, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (письмо ФНС от 09.08.2019 № ЕД-4-15/15859@).
В ходе камеральной проверки налоговые органы имеют возможность запрашивать пояснения и документы, касающиеся, в том числе, фигурирующих в представленной налоговой отчетности льгот.
Одновременно с этим возможности налоговиков по истребованию документации в рамках камеральных проверок значительно ограничены. Так, при проведении камеральной проверки ИФНС не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией прямо не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ). К примеру, при проверке декларации по НДС, в которой был заявлен вычет, ИФНС вправе запросить у плательщика только счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие принятие приобретенной продукции на учет. Все остальные документы налоговики, проводящие камеральную проверку, запрашивать не вправе.
Если в ходе камеральной проверки налоговики установят факт совершения налогового правонарушения, они составят акт проверки, который впоследствии будет являться основанием для привлечения плательщика к налоговой ответственности. Оспорить акт, представив письменные возражения, плательщик может в течение 1 месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Представление пояснений при проведении камеральной проверки
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у организации и ИП пояснения. Пояснения истребуются в следующих случаях:
- в налоговой декларации/расчете выявлены ошибки или противоречия;
- в налоговой декларации/расчете содержатся сведения, противоречащие сведениям, имеющимся в наличии у ИФНС;
- представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшается сумма налога, уплачиваемого в бюджет;
- в налоговой декларации заявляется получение убытка;
- в налоговой декларации заявляется налоговый вычет;
- в декларации/расчете заявляется об операциях или имуществе, по которым применены налоговые льготы.
Как налоговая выбирает, кого проверять
Классическая камеральная проверка — это процедура, которую проходит каждый налогоплательщик, подающий декларацию или иную отчетность.
Более подробная камеральная проверка будет в случаях, когда требуется возмещение НДС, имеются расхождения в данных или обнаружены пробелы в начислении налогов.
Главными причинами для организации выездных проверок являются:
- Предприятие имеет наиболее низкую налоговую нагрузку, чем аналогичные компании;
- Регулярные убытки организации, т.к. любой бизнес создается в целях получения прибыли;
- Большой налоговый вычет;
- Доходы и расходы индивидуального предпринимателя равны;
- Низкая заработная плата сотрудников предприятия, на основании средней в этой сфере;
- Многократная смена местонахождения плательщика налогов;
- Регулярное сотрудничество с перекупщиками при отсутствии весомых экономических причин.
Процедура в отношении юр. лиц
Данное мероприятие охватывает всю деятельность компании, которую она вела за последние три года. Документы за более ранние периоды не проверяют, поскольку по ним в любом случае наступил срок исковой давности.
Саму процедуру могут провести сотрудники ФНС без участия налогоплательщика. Часто руководство компании узнает о том, что проводится проверка после того, как будет затребована дополнительная документация или уже запрашиваются объяснения по какому-либо поводу.
С другой стороны, налогоплательщик тоже может принимать участие в процедуре, в том случае, если проверка ведется углубленно.
Для того чтобы процедура камерального контроля была запущена, приказ руководителя ФНС не нужен, также не требуется и ваше согласие на проведение проверки.
Сам процесс выглядит следующим образом: сначала документы проверяют на правильность оформления, затем специалисты просчитывают все цифры. Если в процессе будут выявлены явные несоответствия между данными в декларации и в других документах, у вас затребуют дополнительные данные.
Также во время проверки будет производиться сравнение декларации поданной недавно, с теми декларациями, которые были поданы за последние три года. Кроме этого, специалисты ФНС проведут общий анализ всех данных.
Камеральная налоговая проверка – это…
Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.
Первым этапом камеральной налоговой проверки 2020 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).
На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений. Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период. Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).
Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:
- Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
- Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
- Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.
Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета. При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).
Результаты камеральной налоговой проверки
Результат КНП оформляется актом проверки только в том случае, если выявлено нарушение законодательства о налогах и сборах, а сам акт составляется в течение 10 рабочих дней после окончания КНП.
Сообщение налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании КНП законом не предусмотрено.
Если налогоплательщик представлял декларацию с целью получения налогового вычета, то инспекция принимает решение о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ или об отказе в возврате НДФЛ. При подтверждении права на вычет и факта излишней уплаты НДФЛ сумму переплаты должны перечислить на счет налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения заявления о возврате излишне уплаченного налога или окончания КНП, если налогоплательщик представил заявление вместе с декларацией.
Важно понимать, что выездные налоговые проверки в качестве самостоятельной формы налогового контроля не зависят от выводов, сделанных в рамках камеральных проверок и являются самостоятельной формой налогового контроля.
Какие данные могут быть истребованы в ходе камеральной проверки
В соответствии со ст. 88 Кодекса при проведении проверки налоговые органы в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты тех или иных налогов.
Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти дней со дня получения требования.
Если организация не уложится в данный срок, инспекторы оштрафуют ее по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса.
Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика.
Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 135.1 НК РФ.
Следует отметить, что Кодексом не определено, какие дополнительные сведения и документы могут потребовать инспекторы при проведении проверки.
Поэтому контролеры в праве потребовать у организации первичные бухгалтерские документы. Такая позиция высказана в письме Минфина от 24 августа 2005 г. № 03-02-07/1-224. В нем финансовые специалисты ссылаются на постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. № А66-12948/2004, в котором говорится, что при камеральной проверке первичные документы могут быть истребованы у фирм для подтверждения правильности и своевременности уплаты налога:
— уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;
— срок проверки — в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В течение трех месяцев инспекторы проверяют:
- полноту и своевременность предоставления отчетности;
- правильность оформления отчетности;
- правильность исчисления налоговой базы;
- обоснованность применяемых налоговых ставок и льгот;
- арифметическую правильность расчетов сумм налога.
Основная задача проводимых сотрудниками отдела проверок – выявление нарушений со стороны налогоплательщиков и отдельных коммерческих предприятий. Камеральный отдел обязан регулировать соблюдение налогового законодательства гражданами, а также способствовать препятствию нарушений.
В случае выявления нарушений инспекторы обязаны инициировать налоговое и административное разбирательство. Несмотря на то, что в большинстве случаев проверка производится прямо в налоговой службе (в департаменте), при выявление различных недочетов сотрудники занимаются выездными проверками.
Для получения единой базы с налогоплательщиками, сотрудники «камералки» обязаны осуществлять сбор и систематизацию информации о них. На данный момент различают несколько видов проверки:
Виды камеральной проверки
Камеральная проверка может быть общей и углубленной.
Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.
Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.
Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:
При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.
Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.
Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.
Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.
На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.
По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.
Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.
Правила и порядок проведения
Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.
Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.
Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.
Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:
Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.
Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.
Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.
Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.