Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режим труда и отдыха водителей: нормы 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
Распространенные вопросы
Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.
В целом пара дальнобойщиков может работать в сутки не больше 21 часа. Из этого времени на вождение отводится максимум 18 часов. Максимальным длительным временем езды без отдыха считается 4,5 часа. Временем отдыха называют только тот период, когда машина стоит. Даже если напарник не принимает участия в вождении, он не отдыхает.
Водитель должен будет заплатить 3 тысячи рублей как за неисправный тахограф, так и за его отсутствие. Максимальное наказание для владельцев компании – 10 тысяч рублей.
В России отношения между работниками и работодателями регулируются Трудовым кодексом. Изменения в нормы рабочего дня шофера может вносить Минтранс. В целом рабочий день перевозчика может длиться от 8 до 12 часов (в отдельных случаях). Для учета рабочего времени есть несколько схем, однако, каждая компания самостоятельно решает, какой способ контроля ввести.
Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы
Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.
Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.
Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.
Как составляется график?
Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:
- Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
- Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.
Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.
При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.
Штрафы за отсутствие или неисправность контрольного прибора
Причиной наложения административной ответственности на ИП и юридические лица является отсутствие тахографа на транспортных средствах, указанных в законодательстве как подлежащие оснащению.
Размер установленного штрафа для работодателей и водителей существенно превышает установленные ранее размеры санкций.
- До принятых изменений вождение без тахографа (или с прибором, не соответствующим требованиям) наказывалось штрафом водителю 1 000 — 3 000 рублей. По новым правилам сумма штрафа составит 3 000 — 5 000 рублей.
- Должностные лица штрафовались ранее за выпуск на работу машин без тахографа или с неисправными приборами суммой 5 000 — 10 000 рублей. Сумма штрафа по новым правилам составляет 7 000 — 10 000 рублей.
- Индивидуальные предприниматели облагаются штрафом по сегодняшним правилам в размере 15 000 — 25 000 рублей.
- Юридические лица рискуют заплатить за нарушение 20 000 — 50 000 рублей.
Исключения составляют случаи внезапной поломки прибора в пути.
Виды карт, используемых с тахографом
Личная карта водителя – это своеобразный ключ к устройству мониторинга и фиксации данных о скоростном режиме и РТО. Различают 2 типа водительских карт: работающие с тахографами СКЗИ (их ставят на авто, выполняющие внутренние коммерческие рейсы) и карты ЕСТР, совместимые с приборами европейского образца, которыми оборудуются машины для поездок заграницу. Независимо от типа карточки, внутри неё стоит электронный чип, на котором дублируется информация, фиксируемая самописцем, а также хранятся персональные данные водителя.
Кроме водительских карт существует еще несколько разновидностей карточек, используемых с тахографом:
- для контролёров – нужны при проверках;
- карты сервис. центров. Они позволяют на законных основаниях вмешиваться в работу прибора – выполнять ремонт, калибровку и т.д.;
- карты предприятия – открывают доступ к данным, хранящимся в памяти тахографа, их анализа и дешифровки.
Ответственность за нарушение режима труда и отдыха по тахографу
За несоблюдение РТО на водителя, а также на других личностей налагаются штрафы, суммы которых приведены в таблице:
Ответственное лицо | Сумма штрафа в руб. |
---|---|
Водитель | 1.500-2.000 |
Должностное лицо | 7.000-10.000 |
ИП | 15.000-25.000 |
Юр. лицо | 20.000-50.000 |
Когда водитель отработал смену с определенным количеством часов, то отдыхать ему положено вдвое больше. Если смена длилась десять часов, то приступить к работе он должен не ранее, чем через двадцать часов. Часы ежедневного отдыха могут быть разделены на части: первая – от трех часов и последняя – от девяти часов. Меньше эти промежутки времени делать нельзя. Время обеда также включается в период ежедневного отдыха.
При суммировании часов в смене ежедневный отдых может длиться от одиннадцати часов. Водитель имеет право укоротить его до девяти часов трижды в неделю. Если водители работают в экипаже, то ежедневно они должны отдыхать минимум девять часов. Причем по очереди брать отдых они не имеют права. Не допускается сон одного водителя, пока сменщик ведет автомобиль.
Если водитель находится на ежедневном отдыхе, а в это время он должен въехать или выехать с железнодорожного состава или заехать на паром, то на период до одного часа он может прервать свой отдых. В таком случае водителю положен отдых в течение не менее одиннадцати часов.
Водителю, как и каждому сотруднику предприятия, положены выходные. За неделю непрерывный отдых должен быть не менее сорока пяти часов. Это два дня в неделю. Сократить период отдыха можно до двадцати четырех часов с одним условием: использовать запас сокращенного отдыха нужно в течение следующих трех недель.
Режим труда и отдыха водителей по тахографу
Ежедневно водителю разрешается находиться за рулем до 9 часов, это срок может увеличиваться до 10 часов 2 раза в рабочую неделю (00.00 понедельника — 23.59 воскресенья). Максимально допустимое время вождения – 4,5 часа. Это значит, что водитель по прошествии этого времени должен остановиться на отдых не менее чем на 45 минут. Отдых можно разделить на 2 этапа, так же как и рабочее время, например, 2,5 часа в пути, затем отдых 15 минут, ещё 2 часа в пути, отдых 30 мин и 4,5 часа в пути – итого 9 часов в пути и 15+30+30=75 минут отдыха. Рабочий день завершается ежедневным отдыхом. Для ежедневного отдыха водитель должен быть обеспечен спальным местом или кушеткой для сна.
В соответствии с памяткой режима труда и отдыха водителя международника, рабочая неделя должна ограничиваться 56-ю часами, при этом, за две последовательные недели водитель должен отработать не более 90 часов.
Сроки оснащения разных категорий ТС цифровыми тахографами
В 2020 году основной перечень ТС, которые нужно оснащать контрольными приборами, остался неизменным. В список попали категории N2/N3 (грузовики, весящие 3500 кг или более), а также М2/М3 (автобусы и микроавтобусы, предназначенные для транспортировки восьми или более пассажиров).
При этом крайние сроки оснащения контрольными устройствами транспортных средств теперь рассчитываются с учетом не только категории, но и экологического класса:
- До 1 ноября 2019 нужно было смонтировать бортовой тахограф на ТС категории М3 с не определённым экологическим классом.
- До 1 февраля — на М3 с классом от 0 до 3.
- До 1 мая — с классом 4 и более.
Для категории М2 ситуация иная:
- 1 августа 2020 — не определённый экологический класс.
- 1 ноября — класс 0-3.
- 1 февраля 2021 — класс 4 и выше.
Сроки установки для грузовиков категории N3
- До 1 марта — не определённый экологический класс.
- До 1 июня — класс 0-3.
- До 1 сентября — класс 4 и выше.
Владельцам техники категории N2 нужно уложиться в такие сроки:
- До 1 декабря нынешнего года — не определённый экологический класс.
- До 1 марта 2021 — класс 0-3.
- До 1 июня 2021 — класс 4 и выше.
Самая большая отсрочка предоставлена для оснащения тахографами пассажирских микроавтобусов категории М2, которые используются для перевозки многодетных семей. В этом случае крайний срок установлен 1 января 2022 года: чтобы не получить штраф, до этой даты на микроавтобус нужно обязательно поставить тахограф установленного образца.
Требования к самим приборам, которым должна оборудоваться техника, не изменились. В РФ допускается эксплуатация цифровых тахографов, непрерывно фиксирующих информацию о перемещении транспортного средства. Для идентификации лица, которое управляет ТС, должно использоваться индивидуальная тахографическая карточка (отсутствие карты также наказывается штрафом).
Информация, которую фиксирует прибор, обязательно защищается от удаления или корректировки. Поэтому на внутренних маршрутах применяются только тахографы с криптографическим модулем СКЗИ. Для выполнения международных рейсов машину оборудуют тахографом европейского образца ЕСТР.
Не важно, как хорошо вы знаете правила, если не умеете их применять на практике.
Перед началом движения, а вернее, перед тем как зафиксировать в тахографе страну начала работы, берете мобильный телефон и запускаете таймер с отсчетом 15 часов. Это самый важный момент. По истечении этих 15 часов вы должны уже стоять на паркинге. Это называется общее рабочее время. В него включа.ются все манипуляции за рабочий день — управление машиной, загрузки -разгрузки, паузы и т.д. В течение рабочей недели у вас могут быть три таких рабочих дня. В остальные дни таймер заводите на 13 часов. Чтобы не путаться, сколько за неделю у вас 15 и 13 часов, делайте запись в блокноте.
Разрешенное время управления — 9 часов за 1 рабочий день. В течение рабочей недели можно 2 раза превышать этот лимит на 1 час. Все помечайте в блокноте.
Суммированный учет рабочего времени
Суммированный учет рабочего времени — более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.
Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.
Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.
Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.
Имея место работы в одной стране, можно трудиться в другой и платить командированным сотрудникам по правилам их родной страны, но при нескольких условиях: если такая работа за границей временная, а ее условия соответствуют минимальным стандартам государства, где работу выполняют.
По новым правилам дальнобойщиков придется регистрировать как командированных работников. Таким образом, водителям, осуществляющим перевозки в более богатых странах, надо будет платить более высокую зарплату.
Предусмотрены исключения. Не нужно будет командировать дальнобойщиков, едущих транзитом или совершающих двусторонние перевозки. Во время такой поездки в оба конца будет разрешено совершить до двух операций выгрузки/погрузки, но лишь по одной в каждой стране, которую проезжает грузовик.
Данные нововведения начнут действовать через 18 месяцев.