Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли населенных пунктов — что это и как можно использовать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Земля для поселений обладает своими индивидуальными признаками. В первую очередь, она располагается именно в местах, где живут люди либо же в их округе. Обусловлено это тем, что земля для поселений выделяется для людей, то есть необходима для обслуживания городов, поселков и даже мегаполисов.
Понятие и особенности
В соответствии со статьей 83 Земельного Кодекса Российской Федерации под землями поселений стоит понимать территории, которые отделены от других земель, и предназначены для возведения объектов в целях формирования инфраструктуры населенных пунктов.
Территория подлежит обязательному разделению на зоны в соответствии с проектом, который был принят местными органами власти на основании положений земельного законодательства и запросов государства.
Для более полного понимания важно принимать к учету ряд существенных особенностей:
- каждая зона характеризуется конкретными требованиями по вопросу, касающемуся установления границ. Они утверждаются в индивидуальном порядке с учетом расположения и возможности использования прилегающих территорий для той категории деятельности, которая соответствует назначению;
- для любой зоны утверждается правовой регламент. Он также должен быть принят во внимание владельцем участка при возведении сооружений и их эксплуатации;
- в случае использования территорий с нарушением регламента все несоответствия подлежат исправлению. В это время допустимо пользоваться землями лишь в том случае, если не возникает угроза здоровью и жизни гражданам, а также окружающей среде и постройкам исторического назначения;
- только региональными законами допускается внесение изменений в территориальные границы. В качестве исключения выступают Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и пригородные области – в данном случае потребуется решение федеральных властей, которое при этом согласовано с администрацией города или субъекта:
- территории, по которым утверждена граница, могут быть выделены во владение гражданам либо организациям или же сданы в пользование на правах аренды.
В дополнение стоит отметить полномочия местных органов власти. Они вправе ввести запрет на использование участка и располагающегося на нем имущества, если владелец игнорирует обязательство по устранению нарушений и доведения статуса объекта до позиций, предусмотренных регламентом.
Так какие же нормативные акты регулируют взаимоотношения людей, возникающие в связи с оборотом данного вида недвижимого имущества? Разумеется, основным источником является конституция. Конкретных регулирующих норм данный документ не содержит, поэтому основным источником принято считать Земельный Кодекс.
Всего Земельный Кодекс содержит 4 специальные статьи, регулирующие правовое положение территорий поселений. Среди них:
- Статья 83 ЗК. В данной статье дается основное понятие категории территории, подлежащих заселению людьми,устанавливается порядок придания статуса «земли поселения», порядок определения территорий населяемых зон. Так, согласно данной норме, право определения статуса и территории принадлежит органам местного управления. Также закрепляется право государства на реквизицию участков частных лиц, в том числе и за выкуп, в целях реализации генеральных планов застройки и расширения городов и иных типов поселений.
- Статья 84 ЗК. Эта норма регулирует вопросы, связанные с определением и установлением границ земель городов и поселков. Основной момент, имеющий значение для частных землевладельцев – это возможность включения их собственности в вид земель поселения без реквизиции.
-
Статья 85 ЗК. Данная статья устанавливает состав зон поселения.
Также эта статья регулирует взаимоотношения владельцев и пользователей отдельных объектов недвижимости данного вида государства и организациями, осуществляющими временное или постоянное управление объектами, находящимися в пределах городов. - Статья 86 ЗК дает определение пригородных зон. Так, к этим зонам относятся территории вблизи городов, имеющие общие хозяйственные связи и соединенную инфраструктуру.
Разумеется, в специальных нормах очень много статей, так или иначе затрагивающих вопросы, связанные с данной категорией.
Особенности использования
В большинстве случаев участки покупают под застройку. Так как в течение длительного времени не было частной собственности на землю, границы территорий в более-менее крупных населенных пунктах страны отображались на планах. В основном это была индивидуальная жилищная застройка. Сформировались границы, которые имеют скорее условное, чем реальное значение.
Эксплуатация земель поселений осуществляется согласно нормативно-правовым актам. Детально данный вопрос расписан в ЗК РФ.
Каждая территория имеет свои условия эксплуатации, которые устанавливаются отдельно с учётом её локации и возможности использования близлежащих участков. Для любой зоны вводится единый регламент, где устанавливается правой порядок. На него ориентируются при постройке и эксплуатации зданий.
Условия регламента могут быть нарушены, когда:
- земля используется не по назначению согласно с территориальной областью;
- площадь участка или здания не отвечают предельным общепризнанным нормам.
Срок, отводимый на устранение несоответствий, может быть неограниченным. Во время исправлений использовать участок можно только тогда, когда это не угрожает жизни и здоровью людей, окружающей среде и историческим постройкам.
Главный НПА, определяющий особенности правового режима территорий – ЗК РФ, в частности, ст. 83, 84, 85 и 86, в которых содержится понятие, назначение и использование территорий населённых пунктов.
В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) на местном уровне могут вноситься изменения.
Согласно законам земплепользования и застройки, участки, находящиеся в собственности частных, юридических лиц или сданные в аренду, могут быть выкуплены или изъяты в пользу государства.
В этом проявляется правовой режим земель поселений.
Территориальные границы изменяются исключительно на основании законов субъектов РФ. В городах федерального значения корректировки вносит федеральное законодательство после согласования с местными органами власти.
Территориальные границы для административных зон устанавливает Правительство РФ.
Все владельцы земли и арендаторы при эксплуатации участков обязаны учитывать Градостроительный регламент.
Оборот участков в границах земель населенных пунктов
Участки населенных пунктов могут находиться в государственной и частной собственности.
Допускается предоставление участков на территории населенных пунктов на основании договора купли-продажи, путем проведения аукциона на право заключить договор купли-продажи. Разрешена также аренда земель населенного пункта.
Земельный кодекс определил случаи бесплатного предоставления земель из состава земель населенного пункта. Например, безвозмездно передадут участок лицу, заключившему договор о развитии территории, многодетным семьям, нуждающимся в улучшении условий проживания, религиозным организациям (см. ст. 39.5 Земельного кодекса).
Закон установил случаи ограничения оборота земель населенного пункта. Запрещена передача в собственность земли для ИЖС, садоводства, огородничества из территориальных зон особо охраняемых территорий. Не допускается частная собственность на земли общего пользования – улицы, скверы, бульвары, пляжи и др.
Виды, строительство и хозяйство на них
Вышеприведённые статьи дают полное понятие о том, что стоит понимать под термином «земля поселений». Исходя из этой информации, следует изучить подробнее назначение земель поселения и недвижимости, находящейся на этих землях.
Земли имеют разные назначения:
- ЛПХ – личное подсобное хозяйство. Земля, предназначенная для полевого хозяйства. Постройка зданий на таких землях не предусмотрена.
- ИЖС – индивидуальное жилищное строительство. Земли для постройки ИЖС всегда находятся в зоне жилых поселений. На них осуществляется постройка жилых зданий, получение прописки. На землях для постройки ИЖС обустроены коммуникации, социальная инфраструктура и дороги.
- СНТ – садовое некоммерческое товарищество. Земли под СНТ обладают плодородностью, поэтому стоят такие участки дороже и находятся за пределами города.
- ДНП – дачное некоммерческое партнерство. Не так плодородна как земли под застройку СНТ. Земли находятся за пределами города и при покупке предполагают членство в товариществе ДНП с возможностью участия в собраниях.
Кадастровая оценка земли – это последовательные действия административного характера по определению стоимости участка на конкретную дату. При оценивании учитываются данные о положении на рынке: торговые сделки, средняя цена аренды, уровень доходности близлежащих участков.
Кадастровая оценка земли проходит по плану:
- Сбор и анализ рыночной информации.
- Распределение на зоны городов и населений, учитывая функции участков.
- Оценка показателей стоимости.
- Разделение на зоны по стоимости.
- Оформление результатов анализа.
- Кадастровая стоимость участка не должна превышать рыночную.
Как оформить землю у дома в собственность
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с прилегающей территорией, может быть оформлен в общую долевую собственность владельцев помещений многоквартирного дома (МКД). По словам Михаила Кюрджева, основанием для регистрации права является решение собственников МКД, а также кадастровый паспорт земельного участка.
Необходимо проверить по публичной кадастровой карте, сформирован ли земельный участок под конкретным домом. Если сформирован и вы знаете его номер, надо отправить запрос на получение сведений об участке на сайте Росреестра. После оплаты и получения выписки с паспортом и свидетельством о праве собственности на жилое или нежилое помещение в этом доме (сейчас вместо свидетельства о праве собственности выдают выписку и ЕГРН) обратиться в Центр предоставления государственных услуг «Мои документы». В центре госуслуг следует оплатить госпошлину 600 руб. и сдать документы, через три дня выписка о праве на долю в общедолевой собственности на участок должна быть готова.
Если участок под домом не сформирован, то регистрацией права занимаются сами жильцы. Обычно они организуют общее собрание, заключают договор с кадастровым инженером, оплачивают подготовку межевого плана, назначают представителя. Последний заполняет заявление и сдает пакет документов в Росреестр.
Для того чтобы оформить кадастровый паспорт на земельный участок, необходимо осуществить межевание земельного участка. Кадастровый инженер готовит проект межевания. Далее необходимо согласовать проект границ с собственниками соседних участков (если такие есть) или с правительством Москвы (если вся земля вокруг принадлежит городу), описывает процедуру Михаил Кюрджев.
Как правило, кадастровый инженер берет данные об обслуживаемой территории у эксплуатирующей организации (то есть учитывается та площадь, которую по факту содержат собственники МКД, оплачивая расходы на эксплуатацию и уборку самого дома и прилегающей территории), поясняет Михаил Кюрджев.
Межевой план утверждается департаментом городского имущества Москвы и затем выносится на публичные слушания, на которых абсолютным большинством голосов собственники жилого дома утверждают (или не утверждают) проект межевания. «Данная процедура законна и прописана в ст. 46 Гражданского кодекса. Она существует для того, чтобы собственники могли ознакомиться с межевым планом, задать вопросы проектировщикам, внести свои предложения. После утверждения проекта начинаются собственно межевые работы. Как правило, они стоят около 30–40 тыс. руб. с одного дома.
После этого с межевым планом на руках собственники обращаются в Росреестр, чтобы их участок был поставлен на кадастр», — дополняет Мария Литинецкая.
Проблемы действующего порядка изъятия участка под МКД
Законодательство РФ разрешает изымать участки под многоквартирными домами (глава VII.1 ЗК РФ). Власти вправе изъять землю для строительства и реконструкции объектов, предусмотренных документами территориального планирования и утвержденных проектами планировки. Кроме того, государство изымает участки для расширения охраняемых природных территорий, в случае признания дома аварийным и подлежащим расселению и так далее. В соответствии со статьей 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества (а значит, и участка под МКД) происходит при условии предварительного и равноценного возмещения.
ЖК РФ (ст. 32) указывает, что в сумму возмещения входит рыночная стоимость общего имущества МКД. Участок, на котором стоит дом, считается общим имуществом. Следовательно, домовладельцы получают возмещение и за него. Однако здесь возникают проблемы. Многие участки в регионах под МКД, построенные до 2004 — 2005 г.г., до сих пор не зарегистрированы в ЕГРН. И если исходить из норм закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, то эти земли не являются объектами гражданского оборота. Их нет. А то чего нет, нельзя изъять и оценить. Поэтому статья 16 закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. указывает, что если дом стоит на участке, который не зарегистрирован в ЕГРН до вступления в силу ЖК РФ, то любой домовладелец многоквартирного дома вправе заявить об образовании этого участка (ч.3 ст.16).
Однако большинство наших граждан активны только в социальных сетях и интересуются событиями исключительно в масштабах страны и мира. В результате многие участки (и не только под МКД) до сих пор не зарегистрированы. Учитывая это обстоятельство, законодатель разрешил изымать земли, не внесенные в ЕГРН (ст. 56.6 ЗК РФ), и предоставил муниципалитетам право самостоятельно образовывать участки под МКД даже при отсутствии заявлений собственников. При этом министерство строительства РФ рекомендовало местным органам власти образовывать участки под аварийными МКД по контуру (границе) домов. То есть не включать в общую площадь территории, прилегающие к зданию (приказ Минстроя № 153/пр от 07.03.2019 г).
Эти поправки и нормативные акты привели к массовому нарушению прав собственников в 2015-2019 гг. Региональные администрации изымали не зарегистрированные земли под МКД и занижали фактическую площадь участков (Решение Ленинского райсуда г. Саранска Республики Мордовия по делу № 2а — 1443/2016 от 22.04.2016 г) либо формировали участок по границе дома и не включали в него территории, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства здания. В результате граждане получали неравноценное и несправедливое возмещение за изъятое имущество. Такая ситуация привела к тому, что депутаты подготовили проект № 831790-7 о внесении изменений в ЗК РФ и в закон № 189-ФЗ о введении в действие ЖК РФ.
Использование земель поселений
83-86 статьи Земельного Кодекса России подробно описывают этот вопрос.
Например, там написано, что дополнительные правила по использованию земель в Севастополе, Москве и Санкт-Петербурге определяется местными законами этих городов. Но есть и другие правила, не менее важные.
- Государство может выкупить и изъять в свою пользу объекты, которые принадлежат юридическим или частным лицам, либо сдаются в аренду.
- Частные или юридические лица должны получить в собственность участки, по которым проходит граница. Такие объекты разрешается сдавать в аренду.
- Территориальную границу можно изменять, только выпустив соответствующий закон РФ. После того, как земли включены в состав поселения, частные и юридические лица не должны потерять право собственности на них.
- Все владельцы и арендаторы земли должны учитывать правила, указанные в строительных регламентах. Главное – чтобы земля использовалась строго по своему назначению.
- Только субъекты Российской Федерации могут менять размеры территорий вместе с правовыми нормами.
Комментарий к Статье 83 Земельного кодекса РФ
Комментируемая статья устанавливает два признака земель населенного пункта: содержательный — земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов; формальный — границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенных пунктов и границы поселения являются разноплановыми понятиями. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822) (далее — Закон N 131-ФЗ) поселение является муниципальным образованием, границы которого устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, поселение включает в себя населенные пункты, а также может включать земли иных категорий.
Следует отметить, что нередко возникают спорные ситуации об отнесении земельного участка к той или иной категории земель, например, если в отношении земельного участка осуществлено лесоустройство или земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории, но при этом находится в границах населенного пункта.
Пример использования участка
Для строительства частного дома подходят земли, в кадастровом паспорте которых указан код 2.0-2.7.
На участке с таким кодом нельзя только возводить здание, где осуществляется непрерывное производство или в котором предполагается одновременное лечение и проживание.
Если нужно взять площадь под огород, ИЖС, она в классификаторе должна быть указана во втором разделе (с кодом 2.0-2.7).
Данный код разрешает строить на земельной территории:
- малоэтажное жилье,
- подсобные сооружения и гаражи,
- садовые домики,
- передвижные домики, к которым можно подключать инженерные коммуникации, обеспечивающие комфорт проживания.
Также это разрешенный участок под организацию огородничества и садоводства.
Кому доступен бесплатный земельный участок
Есть категория граждан, которые могут рассчитывать на бесплатное получение земли. Точные условия прописаны в статье 39.5 ЗК РФ. Здесь указано, кто из граждан может получить земельный участок, руководствуясь законами федерального уровня.
Прежде всего, оформить землю могут собственники других участков в границах земель общего назначения, а также участков в огородничествах или в садоводстве. Эти участки передаются в долевой собственности, если человек будет их использовать для собственных нужд.
Когда человеку предложили участок в рамках безвозмездного пользования и гражданин им пользовался в течение пяти лет, но не нарушал предписания землепользования, этот человек может оформить землю в свою собственность. То же касается ситуаций, когда человек владел землей более пяти лет, но при этом работает по своей специальности в муниципальном образовании.
Можно ли строить дом на земле сельхозназначения для ведения садоводства и ЛПХ?
Уточним, что для ряда земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть взяты гражданами в долгосрочную аренду или приобретение в собственность, имеется возможность возвести жилые постройки.
С 2019 года определение «дачи» перестали свое существование. Теперь дачное строительство переходит в садовое.
Категории земель по целевому назначению | Виды разрешенного использования | |||
---|---|---|---|---|
Садоводство | Огородничество | Ведение личного подсобного хозяйства | ИЖС | |
1.5, 13.2 | 13.1 | 1.16 | 2.1 | |
Земли сельскохозяйственного назначения | Можно выращивать сельхозкультуры “для себя”, можно построить жилье, но право регистрации в нем не предусмотрено. | Возведение только временного и не капитального строения. Прописаться нельзя. | На участке выращиваются сельскохозяйственные культуры, сад. Разрешение на строительство на земле не предусмотрено.
Есть возможность построить дом для временного пребывания без права прописки. |
— |
Земли населенных пунктов | Дом должен быть признан офиц. пригодным для проживания и иметь статус как “жилое”.
В этом случае прописаться можно. |
Разрешение на строительство можно получить, а так же в дальнейшем прописаться. | Предусматривается регистрация, прописка. Земля должна быть обязательна застроена, нельзя просто развести огород или организовать сад. |