Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые особенности банкротства муниципальных предприятий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с тем, что муниципальное унитарное предприятие (МУП) является продуктом, созданным администрацией, без прав на имущество, закрытие муниципальных предприятий отличается от других форм. Руководитель МУП, назначенный собственником-учредителем, самостоятельно решает все вопросы по поводу ведения хозяйственной деятельности, кроме отчуждения имущества. Он ведет работы самостоятельно, но с регулярной отчетностью перед учредителем. В тоже время, учредители муниципального унитарного предприятия не являются его участниками. Это играет определенную роль в успешности жизнедеятельности унитарного органа, отвечающего за свои долги имуществом учредителя. В том случае, когда имущества не хватает для расчетов с кредиторами, собственник несет субсидиарную ответственность. Он же, чаще всего, направляет в суд заявление о запуске процедуры закрытия унитарного предприятия. Кроме этого, заявление может исходить от кредиторов или фискальных органов. Решение финансовых вопросов за счет банкротства запрещено религиозным организациям, государственным предприятиям, общественным союзам.
Причины банкротства муниципального предприятия
Основной причиной закрытия муниципальной организации является ее финансовая несостоятельность — неспособность удовлетворить требования всех кредиторов в полной мере. В число кредиторов входят рабочие предприятия, которым не выплачивают зарплату. Наряду с финансовой несостоятельностью перед рабочими, поставщиками сырья, материалов, МУП перестает платить налоги и другие обязательные платежи. Банкротство МУП зависит от внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов относят:
- влияние мирового экономического кризиса;
- действующую государственную политику с колебаниями валюты, инфляцией, неполной занятостью населения, низкой покупательной способностью и другими тенденциями;
- природные, климатические, форс-мажорные обстоятельства.
- Внутренние факторы связаны с неэффективным руководством компанией. Сюда можно отнести:
- физический и моральный износ основных средств;
- низкий уровень модернизации оборудования и производственных процессов;
- неграмотное руководство предприятием;
- частые аварийные ремонты;
- повышение цен на сырье, материалы, оборотные средства;
- «тормозящие» факторы действия или бездействия со стороны учредителя;
- сотрудничество с другими компаниями;
- смена руководителя.
Порядок преобразований
Основное нововведение – запрет на образование новых МУП или ГУП. При этом продолжат свою деятельность предприятия в сферах:
- обороны и госбезопасности;
- естественной монополии государства;
- жизнеобеспечения в районах Крайнего Севера;
- культуры и искусства;
- обращения с радиоактивными отходами.
У губернаторов также будет право сохранять мупы, если они жизненно необходимы для региона. При этом каждое подобное решение должно быть подтверждено фактическими доказательствами незаменимости предприятия.
Основную цель реформы указал член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский. По его словам, правительство пытается через ликвидацию МУП сократить степень своего влияния на экономику и стимулировать развитие бизнеса, что и определяет первые шаги реформы, которые должны завершиться до 2021 года:
- Провести полную инвентаризацию имущества. Во многих предприятиях такой учет не ведется в принципе.
- Подготовить бухгалтерскую документацию. После проведения аудита будет собрана более точная статистика и определен бухбаланс.
- Подготовиться к преобразованию в акционерные общества.
По итогам к 2025 году большая часть МУП и ГУП превратятся в АО и ЗАО. Они потеряют часть господдержки и будут вынуждены работать в соответствии с требованиями рыночной экономики и под более тщательным контролем.
Порядок преобразований
Основное нововведение – запрет на образование новых МУП или ГУП. При этом продолжат свою деятельность предприятия в сферах:
- обороны и госбезопасности;
- естественной монополии государства;
- жизнеобеспечения в районах Крайнего Севера;
- культуры и искусства;
- обращения с радиоактивными отходами.
У губернаторов также будет право сохранять мупы, если они жизненно необходимы для региона. При этом каждое подобное решение должно быть подтверждено фактическими доказательствами незаменимости предприятия.
Основную цель реформы указал член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский. По его словам, правительство пытается через ликвидацию МУП сократить степень своего влияния на экономику и стимулировать развитие бизнеса, что и определяет первые шаги реформы, которые должны завершиться до 2021 года:
- Провести полную инвентаризацию имущества. Во многих предприятиях такой учет не ведется в принципе.
- Подготовить бухгалтерскую документацию. После проведения аудита будет собрана более точная статистика и определен бухбаланс.
- Подготовиться к преобразованию в акционерные общества.
По итогам к 2025 году большая часть МУП и ГУП превратятся в АО и ЗАО. Они потеряют часть господдержки и будут вынуждены работать в соответствии с требованиями рыночной экономики и под более тщательным контролем.
Банкротство унитарного предприятия
1.1. Наличие убытков, их размер и причинно-следственную связь между нарушением и возникновением убытков будет доказывать лицо, заявившее требование о взыскании убытков.
2.1. Ещё раз говорю. может. Обязательно надо подавать. Пусть Арбитражный суд пишет Определения об отказе. Но эти банкнотные дела БУДУТ находиться на картотеке арбитражных судом и их не вырубишь топором. Контрагенты вашего предприятия пять раз подумаю прежде чем заключать с ним сделки. А множественная подача таких заявлений приведет к тому. Что Председатель АС доложит в Правительство РФ о ситуации и скандале и это даст толчок к выплате денег.
3.1. Если это не задача, то вызывает сомнение вот это.
Приказом начальника главка Минпромторга РФ директор был подвергнут штрафу в размере 25 тыс. руб. и дисквалифицирован сроком на 5 лет.
3.2. Принципе дисквалификация сейчас активно практикуется. Право обжаловать всегда есть. Были ли основания ни кто не ответит, потому как не знакомы с материалами дела.
Выкладывайте ссылку на дело о банкротстве «в картотеке арбитражных дел» прикрепляйте документы о штрафе и дисквалификации. Почитаем.
4.1. В ходе процедуры банкротства это невозможно, так как банкротство — это ликвидация предприятия, а не реорганизация.
Арбитражный/финансовый управляющий Виталий Снытко.
5.1. Если процедура банкротства ещё «де юре» не завершена, то Конкурсный управляющий.
6.1. По согласованию с работодателем.
7.1. К субсидиарной ответственности могут привлечь, если только действия этого Учредителя способствовали банкротству.
8.1. ЛЮБОЕ юридическое лицо отвечает по долгам своим имуществом, учредитель долги не погашает никогда.
8.2. ДА, придется погашать.
9.1. Если вы муниципальное предприятие, то варианты с реорганизацией не для вас.
У вас один путь заявление на банкротство.
9.2. Слияние компаний — это объединение двух и более юридических лиц в одну бизнес структуру, которая получает все обязанности и права реорганизованных фирм. Когда слияние компаний заканчивается, реорганизованные фирмы лишаются своей юридической силы, и их удаляют из списка ЕГРЮЛ.
Присоединение фирм — эффективный вариант ликвидации компаний. Реорганизация компаний путем присоединения — это прекращение деятельности юридического лица, которое передает все обязанности и права другому предприятию. Присоединение фирм, равно, как и слияние компаний, приводит к тому, что реорганизованная организация удаляется из списка ЕГРЮЛ. Но если слияние компаний ведет к созданию новой компании, то присоединение АО или же ООО возможно лишь на основании передаточного акта, то есть не будет возникновения нового юридического лица. Присоединение фирм происходит в ИФНС, для чего потребуется лишь государственная регистрация изменений в учредительных документах.
9.3. Лучше реорганизацию в форме выделения Долги на старом МУЖЕ а минимальные обязательства на новом.
10.1. Вопрос о реорганизации Пума решает муниципальное образование. Разницы между слиянием или присоединением нет.
11.1. Такая процедура вполне законна.
С уважением, Вадим Кравченко.
12.1. К сожалению, с юридической точки зрения НЕ ОБЯЗАН.
Как бывает на практике?
Часто, чтобы на старом предприятии работнику не платить выходное пособие по сокращению, ему предлагают написать заявление об увольнению по собственному желанию и в этот же день заявление о приёме на работу в новое предприятие.
Поскольку предприятие муниципальное, есть смысл работникам сходить на встречу к главе муниципалитета и попросить его обязать назначенного им руководителя нового МУЖА принять вас на работу.
К сожалению, ситуация такова что решить вашу судьбу по закону труднее чем с «Политических позиций». Напомните главе какой он «хороший» и как вы за него «голосовали на выборах», все как один.
Это шанс и в наше время не стоит им пренебрегать.
Удачи Вам.
С уважением Тимошенко Владимир Андреевич.
13.1. Это называется замещением активов должника (ст. 115 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Есть особенности проведения банкротства унитарных предприятий. Чтобы разобраться в вопросе почитайте этот закон.
Понятие банкротства и ликвидации государственных и муниципальных предприятий
Банкротство государственных и муниципальных предприятий — это состояние несостоятельности государственного и муниципального предприятия выполнять свои долговые обязательства.
Признание государственного или муниципального предприятия банкротом осуществляется только Арбитражным судом Российской Федерации.
Правовую основу процедуры банкротства в Российской Федерации составляет Федеральный закон о несостоятельности. Этот закон регламентирует возможность признания любого юридического лица банкротом, исключение составляют казенные предприятия.
Механизм банкротства в отношении государственных и муниципальных предприятий призван решать следующие задачи:
- во-первых, очистка государственных и муниципальных унитарных предприятий от кредиторской задолженности;
- во-вторых, переоформление прав собственности на имущество государственных и муниципальных предприятий на иных лиц.
Порядок прохождения процедуры банкротства государственными и муниципальными предприятиями определяется Федеральным законом о несостоятельности с учетом особого статуса этих предприятий.
- Процессы создания, реорганизации и ликвидации МУП регулируются Гражданским кодексом (ст. ст. 65.1, 113-114) и специальным законом.
Он так и называется «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ. Последние изменения в него были внесены в него в июле 2015 года.
- Общие вопросы, касающиеся признания унитарного предприятия банкротом, также регулируются гражданским законодательством. В ст. 65 Гражданского кодекса указано, что по решению суда юридическое лицо может быть признано банкротом.
Исключениями являются такие унитарные организации, как казенное предприятие и учреждение. ГУП и МУП к исключениям не относятся и могут быть признаны банкротами на общих основаниях.
- Все аспекты признания предприятия несостоятельным и проведения процедур банкротства содержатся в законе от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон).
Закон, в его побледней редакции от 13.07.2015 года, не устанавливает каких-либо особенностей банкротства МУП. Если только это предприятие не относится к разряду градообразующих (ст. 169 Закона).
Основания для принудительной ликвидации
- Если заявление о признании себя банкротом подает само предприятие-должник, речь идет о плановом банкротстве. Это право предоставляется ему законом.
При возникновении обстоятельств, указывающих на наступление несостоятельности, МУП как и любое юридическое лицо может им воспользоваться. С соблюдением надлежащего порядка принятия решения.
- Если же заявление о введении в отношении МУП процедуры банкротства исходит от его кредиторов, работников, или как в случае банкротства управляющей компании ЖКХ от потребителей коммунальных услуг, то это уже принудительная ликвидация. Ее порядок такой же, как и при плановом банкротстве.
Основанием для подачи заявления являются просроченные обязательства перед заинтересованными лицами, а именно:
- кредиторами — по денежным обязательствам;
- работниками, в том числе бывшими — по выплате заработной платы и выходным пособиям;
- государством — по обязательным платежам (налогам и сборам).
Если сумма такой задолженности превысила указанную в законе, а срок погашения долгов истек более трех месяцев назад, то это повод требовать признания МУП несостоятельным. Та сторона, которая полает в суд заявление о банкротстве имеет право предложить в дальнейшем кандидатуру арбитражного управляющего.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.
Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
Банкротство унитарного предприятия
Как только суд вводит процедуру наблюдения, временный управляющий делает соответствующую публикацию в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ. С момента публикации начинает отсчитываться 30-дневный срок на предъявление требования кредиторов для участия в первом собрании. Кредитору крайне желательно включиться в этот список вовремя, иначе придется ждать перехода на дальнейшую процедуру.
В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.
Допустимо ли ставить под условие встречное обязательство взамен уже полученного от другой стороны предоставления?
Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.
Таким образом, процесс ликвидации похожа на ликвидацию любого коммерческого предприятия, но обязательно с учетом особенностей МУП. Зачастую инициатором процесса выступает государственная муниципальная организация.
Принципиальные отличия
Муниципальное унитарное предприятие по своей сути является видом коммерческого образования, его правовой разновидностью, но с некоторыми особенностями. Наличие в его названии слова «унитарное» подразумевает то, что имущество и активы не являются собственностью предприятия, их нельзя разделить на доли между его участниками. Имущество не принадлежит такой организации, оно только закреплено за ней собственником.
Банкротство казенных формирований регулируется специальными нормами, а не ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это исключение из него, но МУП – не казенные предприятия, не следует путать эти два понятия.
Поэтому для них процедура проводится на общих основаниях в соответствии с указанным законом с теми же этапами и правилами, но с учетом особенностей его формы собственности, управления и правового статуса имущества.
В ст. 61 ГК есть определение ликвидации такой организации. Это система действий юридического и бухгалтерского характера, предусмотренных законом и направленных на прекращение в полном объеме ее деятельности. При этом права и обязанности не передаются третьим лицам, то есть процесс осуществляется без правопреемственности.
В отличие от других объектов банкротства, процесс часто инициирует муниципалитет (государственное муниципальное образование местного самоуправления). Ликвидация осуществляется по их решению как собственников имущества и по судебному решению на основании и в порядке, установленном законом.
Бесплатная юридическая консультация:
Зачастую в ходе ликвидации МУП, начатой в досудебном порядке согласно добровольному решению собственника, ликвидационная комиссия устанавливает, что имущества недостаточно для выполнения требований кредиторов. Это значит, что обнаружены признаки банкротства, что, в свою очередь, обязывает кредиторов, ликвидационную комиссию, руководителя заявить в арбитражный суд иск о банкротстве.
- Учредители не являются участниками.
- Предприятие не владеет имуществом, оно находится в его хозяйственном ведении. Муниципальные органы – его собственники.
- Управляет предприятием единолично руководитель, назначаемый собственником.
- Руководство отчитывается перед учредителем, но все вопросы в отношении имущества, кроме отчуждения недвижимости, решает самостоятельно.
- МУП отвечает своим имуществом, а собственник подлежит субсидиарной с ним ответственности только тогда, когда имущества будет недостаточно для погашения долгов. Это и является основной особенностью банкротства МУП.
Главным отличием МУП от обычных организаций является то, что ее руководитель не принадлежит к собственникам-учредителям. Хотя формально он принимает решение о банкротстве, но фактически это делается на основе распоряжения собственника имущества, то есть местной администрации, которой он направляет отчет о возникших обстоятельствах несостоятельности. Именно она принимает решение о подаче заявления в суд.
Процедура признания МУП банкротом
ФЗ №127 определяет пятистадийный процесс признания МУП несостоятельным:
- Наблюдение. На этапе наблюдения контролирующие органы собирают всю информацию о компании, потенциально являющейся банкротом, и предпринимают первые шаги для помощи наблюдаемой организации.
- Санация. На этапе санации происходит переход к активным действиям, призванным восстановить способность предприятия исправно отвечать по своим счетам и обязательствам.
- Внешнее управление. Если меры, предпринятые на первых двух этапах, не возымели действия, осуществляется переход к внешнему управлению, главной особенностью которого является возложение обязанностей по принятию решений относительно будущего организации не на директора, а на выбранного арбитражного управляющего. По итогам деятельности арбитражного управляющего возможны три варианта событий:
- Прекращение делопроизводства в связи с возможным банкротством (предприятие оздоровилось и может работать в прежнем режиме);
- Заключение мирового соглашения с кредиторами и прочими заинтересованными лицами;
- Конкурсное производство (ликвидация предприятия, оценка имущества и его последующая реализация с целью удовлетворения требований, предъявляемых к МУП его кредиторами).
Проведем банкротство юридических лиц с максимальным соблюдением интересов собственников. В любой сложной ситуации с долгами – доверьте ведение банкротства профессионалам.
Составление заявления
- наименование судебного органа;
- наименование и адрес заявителя;
- наименование и почтовые реквизиты АО, несостоятельность которого заявитель просит признать;
- указание на обстоятельства, из которых вытекает обязательство АО, не удовлетворенное в течение более 3 месяцев, которое явилось основанием для направления заявления;
- ссылка на нормы закона, устанавливающие признаки банкротства;
- указание суммы задолженности и периода просрочки исполнения обязательства;
- резолютивная часть с требованием о признании АО банкротом;
- перечень прилагаемых к заявлению документов, выступающих доказательствами по делу;
- дата составления документа, подпись уполномоченного лица.
Положения законодательства
На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.
Для муниципальных предприятий действуют особые условия банкротства
В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.
Ключевое отличие от обычной организации
Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.
Для предупреждения возникновения несостоятельности руководитель МУП обязан направить сведения о том, что возникли признаки приближающегося банкротства собственнику имущества, то есть местной администрации (). Именно она обладает правом принять решение о подаче заявления в арбитражный суд.
После того, как такое решение будет принято, руководитель предприятия-должника обязан обратиться арбитражный суд с заявлением (). Сделать это он должен в кратчайший срок. Который, впрочем, ограничен месяцем с момента принятия решения собственником имущества.