Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.
В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.
Комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона преступления (состав является специальной нормой по отношению к ст. 285 УК) предполагает деяние в виде действия: расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (примечание к ст. 285.1 УК).
Нецелевой характер расходования возможен через нарушение правила адресности бюджетных трат, закрепленного бюджетным законодательством.
2. Преступление окончено с момента нецелевого расходования, т.е. списания денежных средств с соответствующего счета.
Наказание по ст.285.1
Рассматриваемая статья содержит 2 части. Первая из них предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств без квалифицирующих признаков:
- Штраф от 100 до 300 тысяч рублей.
- Принудительные работы до 2 лет + лишение возможности заниматься определёнными видами работ.
- Арест до полугода.
- Тюремное заключение до 2 лет + лишение возможности заниматься определёнными видами работ.
Вторая часть предполагает совершение преступления группой лиц с предварительным сговором или использование особо крупной суммы бюджетных средств (7,5 миллионов рублей и больше). Виды наказаний за эти действия такие же, как и в первой части, но их размеры – больше:
- максимальный штраф – полмиллиона;
- принудительные работы могут назначаться до 5 лет;
- тюремное заключение на такой же срок.
Статья 306.4 БК РФ. Нецелевое использование бюджетных средств
1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
3. Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
По данным статистики, в судах рассматриваются различные дела о неправомерных растратах. Многие из них касаются неправильного применения кодов бюджетной классификации (КБК) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), на которые направляются денежные средства из бюджета. Вся информация о КБК и КОСГУ в обязательном порядке должна быть доведена до всех должностных лиц бюджетных учреждений.
Если деньги списываются на КБК, которые не могут быть применены для данных расходов, то это действие признаётся нарушением закона.
Также в судебной практике насчитывается много дел, когда деньги, полученные от предоставления платных услуг,руководство госоргана или бюджетной организации, не передавало в соответствующий бюджетный фонд. Вместо этого они были использованы на решение иных задач, которые даже не указывались в бюджетном плане доходов и расходов.
Каждый год для бюджетных учреждений составляется план расходов. В нём обозначается предел для учёта затрат, превышать который запрещено.
Если по какой-нибудь статье расходов установлена определённая сумма, а на неё было списано денежных средств выше лимита, такое действие автоматически считается основанием для рассмотрения в суде.
- осуществление расходов, которые не могут быть оплачены за счёт денежных выделений из федерального бюджета;
- покрытие расходов подведомственной организации, т.е. каждое бюджетное учреждение должно оплачивать свои долги самостоятельно за счёт средств бюджета, а не гаранта.
Срок давности за кражу/растрату средств составляет 6 лет.
Каждое нарушение рассматривается в индивидуальном порядке, и невозможно заранее предугадать, признает ли суд виновность подсудимого, и какой приговор будет вынесен.
При отсутствии крупного размера уголовная ответственность исключается, а будет административная ответственность по ст.15.14 КоАП РФ.
Объективная сторона – формальный состав. Обязательный признак – деяние – нецелевое расходование бюджетных средств. Расходование бюджетных средств – это процедура финансирования, осуществляющаяся путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических или юридических лиц. Необходимым условием списания бюджетных денежных средств со счета является подтверждение бюджетного обязательства, которое осуществляется органом, использующим бюджет.
Федеральное казначейство и финансовые органы S РФ и МС после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, подтвержденных сметой доходов или расходов бюджетных учреждений и доведением лимитом бюджетных средств. Подтверждение осуществляется в форме разрешений. Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определяемых в следующих документах:
— Утвержденный бюджет соответствующего уровня
— Бюджетная роспись
— Уведомление о бюджетных ассигнованиях
— Смета доходов
— Иной документ, являющийся основным для получения бюджетных средств (пример: уведомление о лимитах бюджетных обязательств).
Примером нецелевого расходования бюджетных средств является финансирование расходов, не включенных в смету «Расходов и доходов». Финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов, и.т.п. Преступление окончено с момента списания бюджетных средств со счета.
S – должностное лицо получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. У должностного лица распорядителя бюджетных средств возможна ответственность по ст.285 УК РФ.
Нецелевое расходование бюджетных средств
В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.
Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям. Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены. Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает. Штраф для физических лиц – 2-50 тыс. рублей. Вместо штрафа возможна дисквалификация на срок 1-3 года. Ответственность для организаций – только штрафные санкции, которые составляют 5-25% от потраченной нецелевым образом суммы.
К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше). Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.
Наказание варьируется:
- При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):
- штраф 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
- принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
- арест до 6 месяцев;
- лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
- При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:
- штраф 200-500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-3 года;
- принудительные работы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
- лишение свободы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
Комментарий к Ст. 285.1 УК РФ
- 1. Комментируемой статьей установлена ответственность за нарушение деятельности публичного аппарата власти и управления в сфере бюджетных отношений.
Предметом преступления являются бюджетные средства (бюджетные ассигнования) — средства бюджетов различных уровней, за исключением средств государственных внебюджетных фондов. - 2. Понятия, используемые в комментируемой статье, раскрываются законодателем в БК.
Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК). Бюджетная же роспись предназначена для его практического исполнения и представляет собой документ о распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
Получателем бюджетных средств являются орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также находящееся в ведении главного распорядителя (или распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетным учреждением при этом признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Показатели бюджетной росписи доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме специального документа — уведомления о бюджетных ассигнованиях (т.е. о количестве выделенных бюджетных средств). Имея такую информацию, бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, которая затем утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Смета доходов и расходов представляет собой финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании денежных средств. В ней должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения: получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Бюджетное учреждение обязано использовать бюджетные средства строго в соответствии с утвержденной сметой. - 3. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления выражается в действии — расходовании (трате) бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения этих бюджетных средств, совершенном в крупном размере. Указанные условия при этом определяются утвержденными: бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
Важно помнить, что состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, будет иметь место при нецелевом расходовании средств, поступивших получателю лишь из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного), но не из иных источников финансирования.Для наступления уголовной ответственности необходимым условием является крупный размер нецелевого расходования бюджетных средств. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб. - 4. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента направления бюджетных средств на цели, не предусмотренные соответствующим документом, т.е. с момента списания их с лицевого счета бюджетного учреждения.
- 5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что расходует выделенные бюджетные средства на цели, не соответствующие условиям их получения, и желает совершения этих действий. Мотивы действий не имеют значения для квалификации деяния. Это могут быть личная заинтересованность, ложно понятые интересы службы и др. Однако если нецелевое расходование средств осуществляется в целях предотвращения наступления более существенного вреда, действия виновного следует рассматривать с учетом правил ст. 39 УК (крайняя необходимость), например, в преддверии скорой зимы лицо направляет средства для обеспечения отопительного сезона вместо строительства участка дороги.
- 6. Субъект преступления специальный — должностное лицо получателя бюджетных средств, обладающее правом подписи соответствующих расходных документов.
- 7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) либо в особо крупном размере (в соответствии с примечанием к комментируемой статье — в сумме, превышающей 7 млн. 500 тыс. руб.).
Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.
В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.
Ответственность за растрату, совершенную УК, ТСЖ, СНТ
Субъекты, которые управляют объектами жилой недвижимости либо дачными товариществами, не входят в систему государственных или муниципальных структур. Руководство таких образований не считается должностным персоналом. Незаконная растрата, выявленная в ТСЖ или допущенная управляющей компанией, квалифицируется по-другому.
Управляющая организация относится к коммерческим объектам. Взаимоотношения между управленцем и жильцами регулируются заключенным договором, Жилищным кодексом, другими нормативными актами, уставными документами. При этом УК не вправе тратить полученные деньги самовольно. Собрание собственников уполномочено потребовать финансовый отчет. ТСЖ и СНТ – некоммерческие структуры. Они создаются как особая форма управления имуществом граждан. Все основные решения принимаются общим собранием, которому также отчитываются председатель и правление. Финансовый надзор входит в компетенцию ревизионной комиссии.
Если управленец незаконно тратит вверенные ему ресурсы, можно в порядке гражданского судопроизводства попытаться отсудить нанесенный ущерб. Для этого нужно подготовить исковое заявление, в котором навести доказательства незаконного поведения и указать сумму убытков. Сотрудник, виновный в хищении денежных средств, должен также нести наказание согласно соответствующей статье УК, например, ст. 158 «Кража» или 159 «Мошенничество». Кроме этого нарушитель поддается дисциплинарному взысканию согласно нормам трудового законодательства.
Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несмотря на то что во 2 случае бюджетные деньги до использования становятся по факту средствами автономных учреждений (переходят на их расчетные счета), их применение по заявленным в соглашении (договоре) целям остается строго обязательным и подконтрольным. Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ).
Ст. 38 данного кодекса говорит о том, что направление средств из бюджета любого уровня не может происходить без точного указания цели финансирования.
А ч. 1 ст. 306.4 БК РФ точно определяет нецелевое применение средств из бюджета – направление их и оплата ими обязательств в полностью или частью иных целях, нежели указано в документе, определяющем ассигнование:
- штраф вырастет до 200-500 тыс. руб.;
- длительность принудительных работ – до 5 лет;
- сроки лишения свободы – до 5 лет.
Постановления судов по ст
Настоящее дело возбуждено заместителем прокурора Приморского района Санкт-Петербурга 10.02.2017г. в отношении должностного лица – главы местной администрации МА МО поселок Лисий Нос Федотова Сергея Владимировича, о чем составлено постановление о в.
На основании пункта 1.3 плана работы Контрольно-Счетной палаты на 2017 год в рамках проведения контрольного мероприятия » в Департаменте социальной политики администрации (Далее по тексту – ДСП) была проведена проверка по результатам которой было.
В отношении ФИО1 заместителем прокурора Санкт-Петербурга ФИО5 вынесено постановление согласно которому проверкой установлено, что МА МО МО Коломяги и ИП ФИО6 заключен муниципальный контракт № от дд. мм. гггг. Предмет договора: оказание услуг по прове. Вину должностного лица- ФИО1 в нецелевом использовании бюджетных средств, а именно: прокуратурой ФИО2- Петербурга на основании отчета Контрольно-счетной палаты ФИО2-Петербурга о результатах проведения выборочной проверки формирования и исполнения.
Вину должностного лица- ФИО1 в нецелевом использовании бюджетных средств, а именно: прокуратурой ФИО2- Петербурга на основании отчета Контрольно-счетной палаты ФИО2-Петербурга о результатах проведения выборочной проверки формирования и исполнения.
Наиболее часто встречающимся нарушением бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, предполагающее направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Это влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.