Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчеты с иными нефинансовыми организациями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.
Тип контрагента справочник 2021 таблица
Не каждый показатель Баланса имеет право на существование — в отдельных случаях показатель свидетельствует об ошибке. Например:
- показатели со знаком «минус» допустимы только в случаях, прямо предусмотренных положениями Инструкций 191н и 33н. К таким случаям относится дебетовый остаток по счету 030400000 «Прочие расчеты с кредиторами», дебетовый остаток по счету 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
- кредитовые остатки по счету 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», по счетам 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами», дебетовые остатки по счетам 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» недопустимы, так как противоречат правилам ведения бухгалтерского (бюджетного) учета;
- допустимы, но требуют пояснений (раскрытия причин образования в текстовой части раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности» Пояснительной записки
ф. 0503160) остатки на счетах 1 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 3 201 20 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации»; - недопустимы показатели по счетам 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000, как несоответствующие правилам осуществления учреждениями вложений в нефинансовые активы.
По коду финансового обеспечения 5 и 6, то есть целевые средства, вообще не может быть показателей нефинансовых активов — не только основных средств, но и материальных запасов, нематериальных активов и прав пользования ими, отраженных в Балансе.
Целевые средства — это источник, а не вид деятельности, поэтому приобретаемая за счет целевых средств лицензия будет использоваться для оказания государственных (муниципальных) услуг, по этому же виду деятельности она должна амортизироваться и учитываться. Следовательно, капитальные вложения в нефинансовые активы и права пользования, приобретенные за счет целевых средств, подлежат переносу на КФО 4.
Полная информация о движении нематериальных активов в разрезе их видов раскрывается непосредственно в Сведениях (ф. 0503168, ф. 0503768).
В отчетности за 2021 год формы дополнили новыми строками балансовой стоимости нематериальных активов, начисленной амортизации, капитальных вложений и обесценения — количество страниц формы увеличилось.
В конце статьи в разделе «Шпаргалка» скачайте пример 2 — заполнение формы с данными по объектам нематериальных активов. В примере разобрана ситуация с переходным периодом, так как это один из самых сложных вопросов начала применения стандарта «Нематериальные активы».
В этот раз изменения Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) минимальны:
- законодатель дополнил перечень счетов, по которым составляются Сведения счетом 0210T5000 «Расчеты с товарищами по доходам по договору простого товарищества» и счетом 0304Т6000 «Расчеты по вкладам товарищей по договору простого товарищества», применяемым в реализации положений ФСБУ «Совместная деятельность».
Формирование Сведений требует большой подготовительной работы. Напомним основные этапы.
В рамках проведения инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2021 год необходимо в том числе обеспечить синхронизацию показателей учета с данными государственных реестров и (или) информационных систем (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестры федерального, государственного и муниципального имущества, Государственная автоматизированная система «Управление», Государственная автоматизированная система «Правосудие»), данными реестров акционеров обществ (Письмо по отчетности).
Показатели расчетов, отражаемые в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769), должны соответствовать критериям признания активом (обязательством) в соответствии с положениями стандарта «Концептуальные основы» и быть подтвержденными.
Напомним также о необходимости реклассификации задолженностей по расходам — авансам, если отношения с контрагентом были прекращены — расторжение контракта, увольнение сотрудника-подотчетника:
- Если контракт расторгнут (уволился сотрудник) в том же финансовом году, когда был выплачен аванс:
- Д-т КРБ 0 209 34 56Х К-т КРБ 0 206 ХХ 66Х, КРБ 0 208 ХХ 667
Счет 209 34 имеет расходную классификацию по тому же виду расходов, по которому был выплачен аванс.
- Если контрагент возвращает деньги до конца финансового года, то в учете возврат отражается восстановлением кассовых расходов.
- Если задолженность не погашена до конца года, то 30 декабря 2021 года задолженность реклассифицируется:
- Д-т КИФ 0 209 34 56Х К-т КРБ 0 209 34 66Х — у АУ, БУ
- Д-т КДБ 1 209 36 56Х К-т КРБ 1 209 34 66Х — у КУ
Счет 209 34 с расходной классификацией остатка на конец года не имеет. Перенесенные остатки на счета 209 34 с классификацией источников и 209 36 отражаются в Сведениях в составе просроченной задолженности.
- Если аванс выплачен в году ранее, чем прекратились отношения:
- Д-т КИФ 0 209 34 56Х К-т КРБ 0 206 ХХ 66Х, КРБ 0 208 ХХ 667 — у АУ, БУ
- Д-т КДБ 1 209 36 56Х К-т КРБ 1 206 ХХ 66Х, КРБ 1 208 ХХ 667 — у КУ
В этом случае бюджетные и автономные учреждения сразу реклассифицируют задолженность до источников (в разрядах 15–17 номера счета 209 34 указывается КИФ 510), а казенные учреждения переносят эту задолженность на счет учета расчетов с бюджетом по возврату дебиторской задолженности прошлых лет.
Как определить тип контрагента?
В соответствии с разъяснениями Минфина, доведенными Письмом от 08.05.2019 № 02-08-10/33580 (далее – Рекомендации по ИСЭ), при классификации расчетов в целях правильного применения подстатей КОСГУ необходимо определять институциональную принадлежность контрагентов к секторам экономики.
К сведению: классификация институциональных секторов экономики (ИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.
На основании Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОК 028-2012), утвержденного Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.
В силу Рекомендаций по ИСЭ при классификации контрагентов необходимо руководствоваться действующими общероссийскими классификаторами, в частности:
-
ОК 028-2012 «Общероссийский классификатор организационно-правовых форм», утвержденного Приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст (далее – ОКОПФ);
-
ОК 029-2014 (КДЕС, ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст;
-
Общероссийским классификатором форм собственности (вместе с ОК 027-99 «Общероссийский классификатор форм собственности»), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.03.1999 № 97.
Какие контрагенты относятся к некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг?
В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Обратите внимание: в случае если некоммерческие организации (например, бюджетные учреждения, государственные корпорации и т. д.) включены в иные категории, они не относятся к некоммерческим организациям – производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с разд. 5 00 00 «Организационно-правовые формы для деятельности граждан» ОКОПФ к физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг относятся:
-
главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
-
индивидуальные предприниматели;
-
адвокаты, учредившие адвокатский кабинет;
-
нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Кроме того, к физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг также следует относить и иные категории физических лиц, например:
Категория физических лиц |
Обоснование |
Самозанятые (включая индивидуальных предпринимателей) |
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ* |
Оценщики |
Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ** |
Патентные поверенные |
Приказ Минэкономразвития России от 29.09.2016 № 616*** |
Частные детективы |
Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1**** |
Нерезиденты (подстатья XX9 КОСГУ)
На основании разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 к нерезидентам в целях применения положений Порядка № 209н относятся:
-
юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
-
находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных юридических лиц и организаций;
-
иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ.
Ломбард — финансовая организация, которая занимается выдачей займов под залог ликвидного имущества. Существует несколько видов ломбардов и все они делятся по типу залога.
Например, бывают ломбарды, которые принимают в залог исключительно драгоценные изделия либо автомобили, а есть организации, которые выдают займы под залог любого ликвидного имущества от золота до антиквариата.
НПФ (негосударственный пенсионный фонд) — организация, которая осуществляет негосударственное пенсионное обеспечение своих участников. В таком фонде находятся деньги, предназначенные для выплат населению в качестве накопительной части пенсии.
В большинстве случаев предложения НПФ гораздо выгоднее, чем у Пенсионного Фонда России, поэтому граждане несут деньги именно туда.
Выделяется финансовая и нефинансовая отчетность. Первая часто еще называется бухгалтерской. Они необходимы для того, чтобы следить за целевым использованием имеющихся ресурсов, предотвращать разворовывание и пропажу. Эти виды отчетности регулируются целым рядом нормативно-правовых и рекомендационных документов международного, федерального и организационного уровней. А теперь давайте рассмотрим их более внимательно.
Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которая определяется в зависимости от направления поступления:
- при покупке или строительстве (изготовлении) – как сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ);
- при получении по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами — как стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору;
- при получении объектов по договору лизинга (сублизинга) — как сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов;
- при получении объектов по договору дарения или принятии к учету ранее неучтенных объектов – как текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов). Для объектов, полученных по договорам дарения, текущая рыночная стоимость увеличивается на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования;
- при передачи (получении) объектов государственного (муниципального) имущества между субъектами учета, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав – как балансовая (фактическая) стоимость объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной амортизации.
Ресурсы, созданные в результате приложенного усилия субъектом хозяйственной деятельности, относятся к категории произведенных.
К активам их можно отнести в случае, если ценность объектов выражается в денежной интерпретации. К их категории относятся элементы основных фондов. Ими может быть недвижимость, на территории которой ведется хозяйствование. Она может относиться к жилому или нежилому фонду. Единственным требованием является ее использование в целях получения прибыли.
Формы FATCA. Как и зачем заполнять
Нефинансовый актив — это совокупность имущественных объектов предприятия, которые способны приносить прибыль.
- на нефинансовые произведенные активы — их часто называют «производственные», т. к. создаются в производстве;
- на непроизведенные (непроизводственные) активы, не являющиеся результатом производственных процессов.
Подробнее каждый вид НА рассмотрим ниже.
О нефинансовых активах в бюджетном учете см. публикацию «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».
Внимание! Образец от «КонсультантПлюс» Смотрите образец заполнения оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Также в К+ вы можете найти и другие документы по нефинансовым активам.
Нефинансовые показатели деятельности предприятия – это показатели, значение которых выражено в натуральных единицах, долях или процентах. При расчете не используются показатели, оцененные в денежных единицах. Зачастую нефинансовые показатели являются базой для расчета финансовых, так выручка – это стоимость всех проданных товаров, а проданные товары выражены в натуральных единицах, то есть являются нефинансовым показателем.
Одна из задач анализа деятельности предприятия с использованием нефинансовых показателей – убрать влияние денежного фактора при сопоставлении. К примеру, трудовые ресурсы в Москве, заведомо дороже, чем в Воронеже, и сравнивать ФОТ двух городов нет смысла. Рентабельность тоже: в Москве будут выше продажи, но дороже ресурсы; стоимость привлечения клиентов будет выше в миллионнике, чем в периферийном муниципалитете. Если мы в разных регионах, согласно стратегии, используем разную ценовую политику, то эффективность менеджмента стоит оценивать не по выручке, а по количеству проданных товаров.
Другая задача, которая стоит перед нефинансовыми показателями, – дополнить информацию, выраженную в деньгах, показать иной разрез. Например, один продавец дает десяток мелких продаж в месяц, другой несколько, но крупных, третий меньше, чем первый, но его покупатели становятся постоянными клиентами и возвращаются за новыми покупками. Как видим, только суммы продаж на человека для анализа работы сотрудников продаж будет мало.
Нефинансовые показатели отражают суть процессов, состояние ресурсов, интенсивность их использования. Часто они оказываются опережающими показателями достижения целей, выраженных финансовыми. Например, прибыль будет ниже ожидаемой, если мы уже сейчас видим что упали продажи на человека в день, упала загрузка мощностей, вырос процент брака и т.п.
Нефинансовые показатели отражают суть процессов, состояние ресурсов, интенсивность их использования.
Логичным признаком классификации для нефинансовых показателей является функция или группа процессов предприятия, которая с их помощью анализируется.
- производство;
- снабжение;
- продажи;
- логистика;
- продвижение.
Производство характеризуют такие показатели, как:
- выход готовой продукции;
- процент брака;
- выработка на человека;
- время, затраченное на единицу продукции;
- число и время простоев;
- время на переналадку;
- план-фактный анализ расходов ресурсов (электричества, сырья, воды, человеко-часов);
- число рекламаций.
Для сферы снабжения важны показатели своевременности и полноты выполнения заявок, оборачиваемость запасов в днях, качество поставляемых материально-технических ресурсов и, соответственно, число возвратов и рекламаций поставщикам.
Нефинансовые показатели для функции «Продажи» – это число и динамика покупателей, позиций в чеке, дополнительных продаж, повторных продаж, число продаж на одного продавца, на метр квадратный торговой площади, на погонный метр полки и т.п.
Интернет экономика дала нам ряд дополнительных показателей для анализа продаж, объединенных термином – Unit-экономика: число привлеченных пользователей, конверсия из пользователя в покупателя, число платящих клиентов, среднее число платежей или покупок на клиента.
Для анализа логистики используются такие нефинансовые показатели, как процент загрузки транспорта, степень удовлетворенности заказчика, срок доставки, число задержек, порча товара при доставке и т.п.
Продвижение анализируют с использованием показателей, таких как доля рынка, число «лидов» / звонков / переходов на сайт / подписок на рассылку, конверсия показов в клики (CTR), число лайков и репостов ролика в социальных сетях, узнаваемость бренда, индекс потребительской лояльности (NPS).
Отдельно следует выделять показатели, характеризующие состояние и структуру ресурсов:
- оборудование;
- персонал;
- сырье.
Состояние оборудования анализируют с использованием таких нефинансовых показателей, как мощности и процент их загрузки, сменность, процент исправного оборудования, доля собственного оборудования / транспорта, расходы энергии, масла, топлива на единицу оборудования, число ремонтов за период, процент износа.
Для анализа персонала используют данные:
- о численности сотрудников;
- производительности труда;
- доле разных категорий к общей численности (например, доля новых сотрудников, ИТР, с высшим образованием, прошедших обучение по ПОД / ФТ, пожарной безопасности, имеющих сертификат для работы на фондовом рынке и т.п.),
- результаты ежегодной аттестации сотрудников,
- средний возраст;
- стаж работы в компании;
- число рекламаций или жалоб на сотрудника;
- уровень производственного травматизма и т.п.
К сырью применяют такие показатели, как остатки на складе в разрезе номенклатуры, нормы расходования сырья на готовую продукцию и фактический расход, норма отходов и др.
Отдельно следует выделить показатели, требующиеся для анализа качества управления. Например, число уровней управления, количество подчиненных на менеджера, укомплектованность подразделений качественная и количественная, число новых разработок, запущенных в производство новых продуктов, качество планирования, плановое сокращение численности персонала (оптимизация), скорость принятия решений, показатели удовлетворенности персонала, клиентов.
Отнесение показателей к той или иной группировке довольно условно менеджер по персоналу или маркетолог могут использовать показатели из разных групп.
Формы FATCA. Как и зачем заполнять
При открытие банковского счёта в иностранном или крупном российском банке многие сегодня сталкиваются с необходимостью заполнения формы FATCA. Но что это такое и почему мы должны её заполнять.
В соответствии с американским законом о налогообложении иностранных счетов от 2010 года, который вступил в силу с 1 июля 2014 года (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), американские граждане обязаны отчитываться о наличии у них за рубежом иностранных счетов и предоставлять по ним информацию. Кроме того, обязательство сообщать в налоговую службу Штатов (IRS) о наличии счетов американских налогоплательщиков возникает у всех иностранных (неамериканских) финансовых институтов (в первую очередь это банки, а также депозитарии, страховые компании и пр. финансовые институты, о чём подробнее напишу далее). Таким образом Штаты организовали полный контроль за деятельностью и возникающими от этой деятельности доходами своих граждан (обращу внимание, что Америка единственная страна, в которой все без исключения граждане являются налоговыми резидентами страны по факту гражданства, вне зависимости от места проживания).
У других государств обязательство предоставлять информацию по счетам американских граждан возникает на основании межправительственных соглашений FATCA, которые заключены (или в процессе согласования) практически всеми европейскими, и не только европейскими, странами. Есть две модели такого соглашения:
В случае не предоставления информации применяются санкции, о которых пойдёт речь далее. Причём если требования FATCA не выполнил конкретный банк, то санкции будут применены конкретно к его клиентам, а если FATCA не подписала целая страна, то данная мера по удержанию налога будет применена ко всем клиентам банков данной страны.
На сегодняшний день Россия не подписала межправительственного соглашения FATCA. И в связи с международной обстановкой и введёнными против России санкциями, в ближайшее время подписание не ожидается. Соответственно российские банки (и прочие финансовые институты) не обязаны сообщать информацию по американским клиентам. Но не всё так хорошо, как хотелось бы. Потому что в итоге при расчётах с американскими банками к клиентам российских банков могут применяться санкции. Чтобы избежать этого, многие российский финансовые организации (90%) в частном порядке присоединились к требованиям FATCA (путём регистрации в федеральной налоговой службе и получения глобального промежуточного идентификационного номера (GIIN)) и собирают необходимую информацию со своих клиентов. О соотношени действий данных банковских структур с внутренним российским законодательством и международным напишу в отдельной статье.
Остановимся немного подробнее на применение санкций к не участникам FATCA (так называемые недобросовестные держатели счетов). Налоговые агенты в Штатах взимают 30% налоговых отчислений от конкретных налогооблагаемых американских платежей, осуществляемых в пользу сторон, не выполняющих требования Закона FATCA, и такие платежи включают в себя:
Итак, если при открытии счёта банк просит вас заполнить форму FATCA, то не удивляйтесь и не пугайтесь. Тем более если вы не налогоплательщик США, можете смело её заполнять. Если вы при этом не представляете компанию, которая является финансовым институтом и не работаете в интересах американских бенефициарах, то информация о вас никогда не поступит в федеральную налоговую службу. Потому лучше заполнить форму, в противном случае банк может отказать вам в открытие счёта или проведение операций.
Для того, чтобы идентифицировать вас, банк просит указать в анкете тип компании, к которой вы относитесь (применимо к юридическим лицам). Основные типы: финансовая компания и нефинансовая компания. Если нефинансовая компания, то активная или пассивная нефинансовая компания. Определить вашу принадлежность необходимо для понимания объёма информации, которую с вас надо получить. Если вы пассивная нефинансовая компания (например, холдинговая компания), то вы должны сообщить сведения о бенефициарах своего бизнеса, чтобы подтвердить, что там нет резидентов США. Если же вы активная нефинансовая компания, то количество предоставляемых вами сведений минимально (по сути вы ограничиваетесь проставлением одной галочки в форме).
Сложностей с определением типа компании, к которой принадлежит ваша организация возникнуть не должно, потому что к форме приложен словарь с подробными определениями. Если кратко, то:
Финансовые компании – банковские, депозитарные, инвестиционные, специализированные страховые организации, а также холдинговые компании, которые входят в одну группу с перечисленными выше организациями.
Нефинансовые компании – все другие, не относящиеся к финансовым, в частности различные некоммерческие организации (общественные, административные, благотворительные, культурные и пр.).
Активные нефинансовые компании – это компании, которые отвечают одному из перечисленных признаков:
Пассивные нефинансовые компании – все компании, которые не отвечают выше перечисленным признакам. И соответственно более 50% составляет прибыль в виде пассивного дохода (проценты, дивиденды, роялти, арендные платежи и пр.).
Расчет основных макроэкономических показателей для СНС на базе данных федеральной службы государственной статистики и финансовой отчетности организаций Российской Федерации за 2007 г., млн руб.
------T--------------------------------------------------------T----------¬
¦N п/п¦ Показатель ¦ Сумма ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 1 ¦Валовой выпуск продукции (товаров, работ и нефинансовых ¦43 732 084¦
¦ ¦услуг) (ВВ) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 2 ¦Промежуточное потребление (ПП) ¦22 220 712¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 3 ¦Валовая добавленная стоимость (ВДС) или ВВП ¦21 511 372¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 4 ¦Оплата труда наемных работников (ОТНР) ¦ 9 465 004¦
¦ ¦В том числе: ¦ ¦
¦ ¦затраты на оплату труда ¦ ¦
¦ ¦отчисления на социальные нужды ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 5 ¦Налоги на производство и импорт (НПИ) ¦ 4 302 274¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 6 ¦Валовая прибыль (ВП) ¦ 7 744 094¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 7 ¦Передано другим секторам экономики ¦12 564 155¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 8 ¦Доходы от собственности полученные (ДСП) ¦ 2 065 664¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 9 ¦Доходы от собственности, выплаченные и переданные другим¦ 4 048 221¦
¦ ¦секторам экономики (ДСВ) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 10 ¦Сальдо первичных доходов (СПД) ¦19 528 815¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 11 ¦Балансовая прибыль (БП) ¦ 7 744 094¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 12 ¦Амортизация основных средств и нематериальных активов ¦ 1 223 566¦
¦ ¦(АОС) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 13 ¦Текущие трансферты, полученные (ТТП) ¦ 600 525¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 14 ¦Текущие трансферты выплаченные (ТТВ) ¦ 2 968 380¦
¦ ¦В том числе: ¦ ¦
¦ ¦на платежи государству (ТТПГ) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 15 ¦Валовой располагаемый доход (ВРД) ¦17 160 960¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 16 ¦Социальные трансферты в натуральной форме полученные ¦ - ¦
¦ ¦(СТНФП) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 17 ¦Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные ¦ - ¦
¦ ¦(СТНФВ) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 18 ¦Скорректированный располагаемый доход (СРД) ¦17 160 960¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 19 ¦Капитальные трансферты полученные (КТП) ¦ 433 039¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 20 ¦Капитальные трансферты выплаченные (КТВ) ¦ 6 319¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 21 ¦Валовые сбережения (ВСб) ¦ 4 596 805¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 22 ¦Суммарное изменение нефинансовых активов (СИНФА) ¦ 4 000 203¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 23 ¦Чистое кредитование (ЧКр) ¦ 1 023 322¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 24 ¦Суммарное изменение финансовых активов (СИФА) ¦ 3 843 332¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 25 ¦Статистическое расхождение при составлении финансового ¦ 223 864¦
¦ ¦счета (СРФС) ¦ ¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 26 ¦Суммарное изменение финансовых обязательств (СИФО) ¦ 3 043 874¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 27 ¦Изменение источников собственных средств (ИИСС) ¦ 4 799 661¦
+-----+--------------------------------------------------------+----------+
¦ 28 ¦Изменение в балансе активов и пассивов (ИБАП) ¦ 7 843 535¦
L-----+--------------------------------------------------------+-----------
При этом в сводный отчет о прибылях и убытках (табл. 2) включена выручка брутто от реализации продукции (код строки 000). Разность между выручкой брутто и выручкой нетто от реализации продукции представляет собой косвенные налоги в составе добавленной стоимости (код строки 270). Экономические показатели табл. 2 позволяют рассчитать валовой выпуск продукции, налоги на производство и импорт, балансовую прибыль, а также другие макроэкономические показатели, необходимые для составления системы национальных счетов.
Некредитные финансовые организации
Некредитные финансовые организации (НФО) – выделенный Банком России тип финансовых организаций, включающий следующих участников финансового рынка:
1) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
3) специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
4) акционерные инвестиционные фонды;
5) клиринговые организации;
6) организации, осуществляющие деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
7) организации, осуществляющие деятельность организатора торговли;
8) организации, осуществляющие деятельность центрального депозитария;
9) субъекты страхового дела;
10) негосударственные пенсионные фонды;
12) кредитные потребительские кооперативы;
13) жилищные накопительные кооперативы;
15) организации, осуществляющие актуарную деятельность;
16) рейтинговые агентства;
Данный тип финансовых организаций находится под непосредственным надзором структурных подразделений Банка России в рамках комитета финансового надзора Банка России (до 3 марта 2014 года – службы Банка России по финансовым рынкам).
Целями регулирования, контроля и надзора за НФО являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка, эффективное управление финансовыми рисками, защита прав и интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
В рамках осуществления надзорных полномочий Банк России устанавливает требования к собственным средствам НФО и обязательные для расчета финансовые и экономические нормативы, а также закрепляет обязательные для данного типа финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности и другой информации, предусмотренной законодательством РФ.
Какие контрагенты относятся к участникам бюджетного процесса?
В соответствии с п. 13.5.1, 13.6.1, 15.3.1, 16.3.1 Порядка № 209н, разд. I «Общие положения» Письма Минфина России № 02-08-10/109210 к участникам бюджетного процесса относятся:
-
ГРБС, РБС, ПБС;
-
государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, наделенные полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
-
иные ПБС, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;
-
ГАДБ, АДБ;
-
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
-
органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов.
Код типа контрагента по классификатору институциональных единиц
Дата публикации 27.11.2019
С 01.01.2019 статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. В каком нормативном документе можно посмотреть, к какому типу относится тот или иной контрагент?
Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:
731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).
Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.
Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:
До внесения изменений в Порядок № 209н к организациям госсектора также следовало относить корпоративные юридические лица, владельцами более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения. Однако приказом Минфина России от 13.05.2019 № 69н подобные юридические лица исключены из этого перечня. Следовательно, при расчетах с ними необходимо выбрать код КОСГУ, предусмотренный для других организаций, кроме сектора государственного управления и организаций госсектора.
В соответствии с п. 10.4 Порядка № 209н к финансовым организациям относятся:
Кроме того, для определения вида контрагента необходимо руководствоваться нормативными документами, которые регулируют соответствующую отрасль законодательства.
Полный перечень участников бюджетного процесса приведен в п. 1 ст. 152 БК РФ:
Налоговые органы (управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня) являются территориальными органами ФНС России (п. 4 Положения о ФНС России). Следовательно, ФНС России и ее территориальные органы относятся к участникам бюджетного процесса. При расчетах с ними необходимо использовать код 731 КОСГУ.
Кроме того, к участникам бюджетного процесса относятся (п. 13.5.1 Порядка № 209н):
В пункте 1.2 приложения В к ОКОПФ дано понятие резидента. К резиденту Российской Федерации относится институциональная единица, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации. Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила.
Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (кроме определения резидентства филиалов единицы-нерезидента).
Обратите внимание, пп. 13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 Порядка № 209н применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 01.01.2020, составлении отчетности с отчетности за 2020 г. (п. 2 приказа Минфина России от 29.11.2017 № 209н). Это означает, что следующие подстатьи КОСГУ необходимо применять с 2020 г.:
Таким образом, при определении соответствующей подстатьи статьи 730 (830, 560, 660) КОСГУ необходимо руководствоваться Порядком № 209н, Методическими рекомендациями, а также нормативными документами, которые регулируют соответствующую отрасль законодательства. Для определения типа контрагента целесообразно руководствоваться кодами ОКОПФ, а также приложением В к ОКОПФ.
Нефинансовые организации государственного сектора это
Дата публикации 27.11.2019
С 1 января 2019 г. статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. К какому типу контрагента относятся ПАО, ОАО, МУП и ООО?
С 1 января 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).
Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:
731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;
732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;
733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;
734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;
735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;
736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;
737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;
739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».
Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).
Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.
Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153.
Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:
- государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
- государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.
До внесения изменений в Порядок № 209н к организациям госсектора также следовало относить корпоративные юридические лица, владельцами более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения. Однако приказом Минфина России от 13.05.2019 № 69н подобные юридические лица исключены из этого перечня. При расчетах с ними необходимо выбрать код КОСГУ, предусмотренный для других организаций, кроме сектора государственного управления и организаций госсектора.
Таким образом, расчеты с МУП необходимо отражать с применением подстатей 733, 833, 563, 663 КОСГУ.
В силу параграфа 2 гл. 4 ГК РФ все перечисленные общества (ПАО, ОАО, ООО) относятся к коммерческим корпоративным организациям. При расчетах с ПАО, ОАО, ООО важна не только организационно-правовая форма контрагента, но и то, какого рода работы, услуги он оказывает.
Сектор государственного управления
СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (13)
1. Сектор государственного управления Российской Федерации включает органы государственной власти (государственные органы) и органы местного самоуправления и их учреждения, которые представляют собой структуры, образованные в результате политических процессов и обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью в пределах определенной территории.
Основные экономические функции органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления состоят в следующем:
— разработка и утверждение правовых основ экономики;
— определение приоритетов экономического и макроэкономического развития;
— обеспечение эффективной работы рыночного механизма, в том числе осуществление антимонопольной политики;
— осуществление регулирования экономической деятельности на основе проведения экономической политики;
— обеспечение социальной защиты населения.
Сектор государственного управления в соответствии с положениями СНС-2008 включает следующие подсекторы:
— «Федеральные органы государственной власти (государственные органы)» (131);
— «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (132);
— «Органы местного самоуправления» (133);
— «Фонды государственного социального обеспечения (государственные внебюджетные фонды)» (134).
2. В состав подсектора «Федеральные органы государственной власти (государственные органы)» (131) включаются:
2.1 Главные администраторы средств федерального бюджета и подведомственные им получатели бюджетных средств; федеральные бюджетные учреждения; федеральные автономные учреждения; иные получатели средств федерального бюджета, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; Государственная корпорация Российской Федерации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
2.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
— Российская Федерация является владельцем более 50% акций (долей);
Здесь и далее под основными потребителями понимаются юридические лица, приобретающие более 50% производимых товаров, работ (услуг).
При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
2.3 Унитарные юридические лица, за исключением государственных учреждений Российской Федерации и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 2.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 2.1, имеет отрицательную величину за каждый год из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 2.1.
3. В состав подсектора «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (132) включаются:
3.1 Главные администраторы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств; государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации; государственные автономные учреждения субъектов Российской Федерации; иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
3.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
— субъекты Российской Федерации являются владельцами более 50% акций (долей);
При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
3.3 Унитарные юридические лица, за исключением государственных учреждений субъектов Российской Федерации и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 3.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 3.1, имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 3.1.
4. В состав подсектора «Органы местного самоуправления» (133) включаются:
4.1 Главные администраторы доходов бюджетов муниципальных образований и подведомственные им получатели бюджетных средств; муниципальные бюджетные учреждения муниципальных образований; муниципальные автономные учреждения муниципальных образований; иные получатели средств бюджетов муниципальных образований, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени муниципальных образований за счет средств бюджетов муниципальных образований.
4.2 Корпоративные юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, деятельность которых удовлетворяет одновременно следующим критериям:
— муниципальные образования являются владельцами более 50% акций (долей);
При условии, что юридическое лицо не находится в стадии ликвидации.
4.3 Унитарные юридические лица, за исключением муниципальных учреждений и за исключением юридических лиц, основным видом деятельности которых является производство товаров, в состав учредителей которых входят юридические лица, указанные в п. 4.1, разность между чистой прибылью (убытком) которых и суммой полученных целевых субсидий и (или) иных безвозмездных перечислений от юридических лиц, указанных в п. 4.1, имеет отрицательную величину за каждый из последних трех лет или выполнение работ (оказание услуг) которыми за последние три года не осуществлялось, или основными потребителями работ (услуг) которых являются юридические лица, указанные в п. 4.1.
5. В состав подсектора «Фонды государственного социального обеспечения (государственные внебюджетные фонды)» (134) включаются:
— Пенсионный фонд Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
— Фонд социального страхования Российской Федерации и подведомственные ему получатели бюджетных средств;
— бюджетные учреждения Фонда социального страхования Российской Федерации;
— территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации и подведомственные им получатели бюджетных средств.
Приказ Минфина РФ от 29.11.2017 N 209Н
Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят секторы предприятий, домашних хозяйств, государственных учреждений, а также внешний сектор. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.
Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.
Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.
Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.
Внешний сектор – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.
По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.
Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.
Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.
Нефинансовые активы – это вся совокупность объектов определенного предприятия, организации, частной фирмы, бюджетного учреждения, которые относятся к имущественной категории и призваны помогать получать прибыль. Таким образом, становится понятно, что они связаны с процессом производства – являются его неотъемлемой частью. Именно поэтому они должны участвовать в бухгалтерском бюджетном учете.
Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:
- Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
- Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.
Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:
- Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
- Медленно реализуемые активы в форме запасов.
- Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
- Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.
Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.
Назначение финансов государственного сектора экономики обусловлено основными функциями финансов, которыми являются:
- распределительная (формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, перераспределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами, обеспечения непрерывного процесса производства, материального стимулирования работников);
- обеспечительная (обеспечение структурных экономических реформ, кругооборота внеоборотных и оборотных активов, поддержка стратегических и приоритетных отраслей экономики, обеспечения социальных гарантий населения)
- контрольная (контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов).
Выполнения возложенных на финансы государственного сектора функций, связанное с формированием финансовых ресурсов государства и выполнением ею обязательств социально-экономического направления.
Система финансовых отношений субъектов государственного сектора экономики, включает в себя те же финансовые отношения, и финансы любого предприятия, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Объектом финансовых отношений государственных предприятий, как и предприятий других форм собственности, являются процессы распределения стоимости валовой продукции, а именно – дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Инструментом финансовых отношений являются денежные средства. Сферы финансовых отношений государственных предприятий имеют два уровня: внутренние и внешние финансовые отношения.
Внутренние финансовые отношения субъектов государственного сектора имеют преимущественно распределительный характер и включают: финансовые отношения по поводу формирования уставного капитала, которые могут возникать как с государством, так и с негосударственными учредителями (собственниками) финансовые отношения, связанные с образованием и распределением первичных денежных доходов (выручки, прибыли, денежных фондов); финансовые отношения по поводу формирования и использования амортизационных отчислений.