Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение от госпошлины. Порядок действий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) к исковому заявлению (ст. 126 АПК РФ), апелляционной жалобе (ст. 260 АПК РФ), кассационной жалобе (ст. 277 АПК РФ), помимо прочего, прилагаются документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины.
Возврат (зачет) госпошлины
Уплаченная госпошлина может быть полностью или частично возвращена из бюджета (или) зачтена.
Важно! Излишне уплаченная или излишне взысканная сумма госпошлина может быть зачтена: в счет предстоящих платежей и (или) исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней; |
Заключительные положения
Возврат или зачет госпошлины, уплаченной при обращении в суд, производятся на основании заявления плательщика налоговым органом по месту нахождения (по месту жительства) плательщика. Такое заявление плательщик должен подать в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты госпошлины или со дня принятия судом решения о возврате госпошлины из бюджета. Форма заявления установлена приложением 19 к постановлению МНС от 26.04.2013 № 14.
К заявлению в обязательном порядке прилагаются оригиналы документов, подтверждающих уплату госпошлины (если она подлежит возврату или зачету в полном размере) либо копии указанных оригиналов документов (если она подлежит возврату или зачету частично).
Основанием для возврата или зачета госпошлины будет определение, постановление или справка суда, в которых указаны обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата или зачета госпошлины. Указанные документы запрашиваются налоговыми органами или плательщик вправе при подаче заявления представить их самостоятельно.
Важно! В случае уплаты госпошлины посредством системы ЕРИП прилагать платежные документы к заявлению не требуется. В этом случае суд в определении, постановлении или справке, в которых указываются обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата или зачета госпошлины, также должен указать дату уплаты госпошлины. |
Государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления, заявления, жалобы, в том числе кассационной и надзорной.
3. При поступлении в суд заявления судье необходимо проверить, подлежит ли оно оплате государственной пошлиной, а также правильность ее исчисления и уплаты, если заявитель не освобожден от государственной пошлины в силу ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь или иных законодательных актов.
При предъявлении встречного иска, заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, государственная пошлина уплачивается на общих основаниях.
4. С заявлений (жалоб), состоящих из нескольких самостоятельных требований, государственная пошлина взимается соответственно за каждое требование в отдельности и исчисляется путем сложения пошлин. Это правило относится и к исковым заявлениям, содержащим одновременно как имущественные, так и неимущественные требования. Такие заявления оплачиваются государственной пошлиной как по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера, так и по ставкам, установленным для заявлений неимущественного характера.
5. Судам надлежит иметь в виду, что в силу подпункта 1.25 п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь от уплаты государственной пошлины в судах освобождаются органы прокуратуры, государственные органы, организации и физические лица, обратившиеся с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов других лиц, в случаях, предусмотренных законодательством. Истцы и их представители, в том числе адвокаты, по заявленным в таких делах самостоятельным требованиям, а также при обжаловании решения, вынесенного по делу, уплачивают государственную пошлину на общих основаниях.
6. При увеличении размера исковых требований после возбуждения дела производится доплата государственной пошлины по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день подачи искового заявления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Республики Беларусь) в соответствии с увеличением цены иска. Вместе с тем в случае невыполнения истцом требования о доплате государственной пошлины в ходе рассмотрения дела довзыскание государственной пошлины производится судом при вынесении решения по существу спора.
7. Если заявление не оплачено государственной пошлиной, а заявитель не освобожден от ее уплаты в силу закона или решения органа местного управления и самоуправления, судья выносит определение об оставлении заявления без движения. В определении должны быть указаны сумма государственной пошлины, срок уплаты и последствия неуплаты.
В случаях, когда при подаче заявления лицо просит о полном либо частичном освобождении его от уплаты государственной пошлины исходя из имущественного положения (ч. 2 ст. 258 Налогового кодекса Республики Беларусь), данный вопрос подлежит разрешению с учетом требований ст.ст. 130 — 132 ГПК.
Определение об отказе в освобождении от уплаты государственной пошлины, так же как и определение об оставлении заявления без движения по мотиву ее неуплаты, может быть обжаловано в кассационном порядке, за исключением определений, вынесенных Верховным Судом Республики Беларусь (ч. 4 ст. 433 ГПК).
8. Разъяснить судам, что освобождение полностью или частично от уплаты судебных расходов в доход государства (государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела) возможно в отношении физических лиц исходя из их имущественного положения. При этом освобождение от уплаты государственной пошлины допускается лишь по объектам обложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 130 ГПК).
При решении вопроса об освобождении от уплаты судебных расходов в доход государства следует принимать во внимание размер заработной платы и (или) доходов, возраст и состояние здоровья, количество иждивенцев, иные обстоятельства, объективно свидетельствующие о затруднительном материальном положении заявителя. Если приобщенных к заявлению об освобождении от судебных расходов документов о материальном положении заявителя недостаточно, судья по ходатайству заявителя истребует дополнительные.
Если лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, то и в случае вынесения решения об отказе в удовлетворении исковых требований с него государственная пошлина взысканию не подлежит.
9. Обратить внимание судов, что освобождение лиц от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений, заявлений и жалоб в суд не влечет их освобождения от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных и надзорных жалоб (п. 11 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь). Учитывая самостоятельный статус кассационных и надзорных жалоб, льгота при их подаче может быть предусмотрена законодательным актом либо предоставлена уполномоченным органом (лицом) по заявлению лиц, имеющих право на их подачу.
10. Отказ суда (судьи) в предоставлении льготы по государственной пошлине на стадии принятия заявления к производству суда либо при подаче кассационной жалобы на судебное постановление не препятствует решению этого вопроса органом местного управления и самоуправления, как и решение органа местного управления и самоуправления об отказе в предоставлении льготы по государственной пошлине не препятствует суду (судье) при наличии установленных законом оснований освободить гражданина полностью или частично от уплаты государственной пошлины в доход государства.
Предоставленные физическому лицу в соответствии с пунктами 1 — 3 ст. 258 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождения от государственной пошлины по одному и тому же основанию и объекту обложения государственной пошлиной не суммируются, а применяется наибольшее освобождение из предоставленных.
11. При возложении на ответчиков солидарной ответственности, в том числе по гражданскому иску в уголовном процессе, суд солидарно взыскивает с них и государственную пошлину. Это правило распространяется и на издержки, связанные с рассмотрением гражданского дела, кроме расходов, понесенных в связи с процессуальными действиями, произведенными по требованию процессуального соучастника и только в его интересах, которые другими процессуальными соучастниками не возмещаются (ст. 136 ГПК).
В случае подачи жалобы в кассационном или надзорном порядке одним из солидарных ответчиков о несогласии с решением суда в полном объеме государственная пошлина исчисляется от общей суммы иска в размере, установленном п. 10 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
Имеют ли инвалиды и пенсионеры право на льготы
Человек, вышедший на пенсию, сразу попадает под льготную категорию граждан. Поэтому если он решил подать исковое заявление в судебные органы, то система автоматически освобождает истца от обязательного платежа. Если льгота не предоставлена, то необходимо сразу разбираться в причинах отказа. Возможно, стоимость иска превышает установленную границу в 1 000 000 рублей. Тогда пенсионерам придётся заплатить госпошлину в размере, который определяется по методу, описанному в статье 333.19, в пункте 1, подпункте 1 Налогового Кодекса, за вычетом суммы пошлины, если бы иск имел стоимость меньше 1 000 000 рублей.
На таких же условиях, как и пенсионеры, освобождаются от платежа люди, получившие инвалидность I или II группы. А также это право имеют общественные организации инвалидов.
Каждый гражданин Российской Федерации должен не только помнить о своих обязанностях, но и всё знать о правах, чтобы в непредвиденной ситуации не попасть впросак и суметь защитить себя. Служители закона стремятся получить оплату за предоставленные услуги, не сильно заботясь о том, что человек может попадать под льготную категорию. Поэтому гражданину следует самому заявлять о своём праве на льготу.
Юридическая консультация и работа по делу в Арбитражном Суде
При обращении в суд, не обязательно Арбитражный, в любом случае пригодится помощь специалиста. Адвокаты — это квалифицированные представители государственных учреждений, который имеет полное право вести дело своего клиента, собирать необходимые документы, ходатайствовать о снижении суммы государственной пошлины, либо же ее отсрочки. Также юридически подкованные люди, смогут легко рассчитать и установить размер денежного взноса, который потребуется оплатить.
Многие клиенты отказываются от услуг адвокатов, тем самым теряя свои преимущества во время рассмотрения дела. Особенно если у оппонента есть юридический защитник.
Возвращаясь к теме государственной пошлины в Арбитражном Суде следует отметить, что в этом официальном органе работают профессионалы, которые обязательно окажут необходимую помощь, в качестве консультации, подготовки документов, расчета платежей.
Учитывая то, что государственная пошлина — это обязательный платеж. И чаще всего он составляет немалую сумму, многие юристы могут рекомендовать не доводить дело до вышестоящих инстанций, а решить его мирным путем. Тем более, что Арбитражный Суд занимается исключительно не криминальными делами. А экономические разногласия возможно решить и без привлечения подобных органов.
Один раз я отправил двойную транзакцию продавцу, ордер был на 10 USDT. Первый раз отправил 750 р, далее нужно было вернуться в ордер и подтвердить перевод, но я на что-то отвлекся, сделал еще один перевод на 750 р, только после чего вернулся в ордер и подтвердил. В итоге за 1500 р я получил 10 USDT.
Перевод под закрывающийся таймер ордера
У каждого ордера можно выставлять временное окно, в течении которого вам нужно совершить перевод. У меня в основном стоит всегда минимум – 15 минут. Как-то раз я задремал, просыпаюсь, смотрю у меня в активных не оплаченный ордер и давай делать перевод. Сделал, возвращаюсь в ордер для подтверждения оплаты, а он уже отменен, поскольку истекли 15 минут с тех пор, как была создана заявка продавцом. Все, перевод я сделал, а USDT за него не получил. Лично у моей истории не совсем печальный конец. Перевод я делал на QIWI по номеру телефона, но номер телефона начинался на +996 – Кыргызстан, Бишкек. Исходящие туда для моего тарифа Yota 30р/мин. Делать нечего, звоню продавцу и прошу вернуть отправленную сумму (плюс минус 2 200 р), на что получаю ответ, что у него осталось на счету QIWI только 1 100 р, обещает половину перевести сейчас, а другую половину чуть позже. По факту вернул лишь 50% от переведенных по такой нелепой ошибке денег.
Как документ правильно составить
Заявление об освобождении от государственной пошлины должно включать в себя следующую информацию.
В документе нужно отметить:
- Название судебной инстанции и ее адрес;
- Сведения об истце. Если это физическое лицо, то его ФИО, место жительства, контактная информация. Если организация, — то ее наименование, адрес, контактная информация;
- В центральной части документа нужно отметить название документа: «Заявление об освобождении от уплаты госпошлины»;
- Изложить лаконичную суть прошения, а также информацию о подаче иска;
- Сведения об обстоятельствах, согласно которым нет необходимости в выплате пошлины;
- Ссылки на нормативно-правовые акты, которые предусматривают освобождение от выплаты сбора;
- В заключительной части указывается перечень приложений, обосновывающих наличие особого положения;
- Указывается дата составления прошения и ставится подпись.
Данное заявление должно быть подано вместе с исковым заявлением.
Лица, освобождённые от уплаты сбора
Порядок уплаты госпошлины и её размер закреплён в положениях действующего НК РФ. Этот же нормативный акт содержит в себе перечень лиц, которые освобождаются от необходимости его уплаты при подаче иска в суд (ст. ст. 333.35, 333.36 НК РФ).
Условно их можно разделить на три большие группы.
К первой относятся лица в соответствии с имеющимся статусом, который должен быть подтверждён наличием соответствующего удостоверения. Эта категория граждан освобождается от уплаты пошлин в абсолютно любом суде по любым делам. Так, от необходимости уплаты освобождены инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, Герои России, Герои СССР, орденоносцы, военнослужащие, реабилитированные лица, пребывавшие в заключении в концлагерях, беженцы.
Следующая группа лиц — в зависимости от целей судебного разбирательства. В этом случае не требуется никакого дополнительного представления бумаг. В зависимости от цели иска платить сбор не нужно если:
- взыскиваются алименты;
- защищаются права инвалида;
- решается вопрос о компенсации ущерба, причинённого в результате совершённого преступления;
- решается вопрос о компенсации за нанесённый вред здоровью, в том числе и по потере кормильца;
- решается вопрос по отсутствию в выплате заработной платы;
- рассматривается вопрос об отсутствии решения (действий) со стороны судебного органа;
- рассматривается административно дело;
- рассматривается частная жалоба;
- решается вопрос об усыновлении (удочерении);
- рассматривается вопрос, касающийся защиты прав детей.
Ходатайствовать об освобождении потребителя от уплаты госпошлины могут и малоимущие граждане. Суд, в зависимости от проблем, имеющихся у истца в материальном плане, может:
- предложить рассрочку по оплате;
- снизить размер платежа;
- предложить разбить платёж на несколько сумм.
Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска
Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:
- заявителей, подавших иск по делам, связанным с защитой потребительских прав;
- организаций общественного типа;
- объединений лиц, имеющих доказанный статус инвалидов;
- ветеранов боевых событий по делам о военной службе и защите собственных законных прав;
- пенсионеров, обращающих материальные требования такой официальной структуре, как Пенсионный фонд нашей страны, а также к прочим негосударственным фондам.
Если же стоимость искового заявления превышает сумму в миллион российских рублей, то лица, входящие в вышеуказанный список, будут платить пошлину с денежной разницы между миллионом рублей и суммой иска.
В некоторых случаях небольшая цена иска может стать причиной для освобождения от выплаты пошлины в суд
Обратите внимание: согласно Налоговому кодексу нашей страны, суд имеет право, основываясь на реальном материальном положении истца, по личной инициативе:
- освободить участника разбирательства от выплаты государственной пошлины;
- уменьшить величину запрашиваемой выплаты;
- предоставить рассрочку по оплате денежной величины.
Можно ли взыскать госпошлину
Как и в иных судебных инстанциях, проигравшая сторона обязана полностью возместить судебные расходы. Это касается и возмещения госпошлины, уплаченной подателем жалобы. При удовлетворении жалобы, в постановлении апелляционного суда будет указана сумма пошлины, подлежащей взысканию. На эту сумму можно получить исполнительный лист, предъявить его в ФССП для принудительного удержания. Если в жалобе было отказано, госпошлина не возвращается.
При отказе от жалобы до ее фактического рассмотрения можно вернуть уплаченную пошлину. Для этого нужно взять справку в суде апелляционной инстанции о том, что дело не рассматривалось. Также будет осуществлен возврат пошлины, если жалоба была возвращена без рассмотрения (например, по причине пропуска срока давности на оспаривание). Деньги будут перечислены по линии УФК или ИФНС, в которые вы подали заявление о возврате.
Государственная пошлина
Вопросы уплаты или взыскания государственной пошлины в арбитражном судопроизводстве регулируются Законом РФ от 5 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ и Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 105-ФЗ, АПК РФ (гл. 11), инструкцией Государственной налоговой службы РФ «О порядке применения Закона РФ «О государственной пошлине»» от 15 мая 1996 г. № 42. Имеются разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6 от 20 марта 1997 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине».
Освобождение от уплаты пошлины должностных лиц и государственных учреждений
Также следует отметить, что освобождаться от уплаты госпошлины за обращение в суд будут, например, и прокуроры, если дела, на рассмотрении коих они настаивают, связаны непосредственно с заявлениями относительно:
- охраны гражданских прав;
- данных населению страны законом свобод и их интересов;
- интересов всей страны в целом и отдельно интересов ее субъектов и муниципальных образований.
Еще одно должностное лицо, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, не будет платить государственную пошлину. Но лишь при условии, что подает в суд прошение относительно проверки ранее вступившего в законного силу:
- приговора;
- постановления;
- определения;
- решения суда.
Если же в качестве истца, в частности и административного характера, или же роли ответчика выступает какая-либо государственная структура или орган местного самоуправления конкретной территории, они также не платят государственную пошлину за участие в разбирательстве.
Компетенция арбитража
Для получения безошибочных результатов расчета госпошлины следует ввести в поле калькулятора верные исходные данные.
Для определения правильности этих данных в первую очередь следует разобраться в компетенции арбитражных судов. В любом из исков, подведомственных арбитражу, речь идет, в первую очередь, о спорах между юридическими лицами. Помимо этого, арбитражному суду подведомственны:
- иски, связанные с банкротством физических лиц;
- иски и заявления, содержащие требования по отмене либо модифицированию нормативных актов в сфере предпринимательской деятельности;
- иски, проистекающие из административного права (не путать с КоАП), касающиеся требований об отмене решений госорганов;
- заявления об отменах решений третейских судов.
Расходы на оплату государственной пошлины, уплачиваемой организацией при подаче в арбитражный суд искового заявления, в бухгалтерском учете признаются прочими расходами (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются на дату принятия искового заявления к производству (п. 16 ПБУ 10/99, п. 3 ст. 127 АПК РФ).
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, сумма госпошлины отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
На дату вступления в силу решения суда сумма государственной пошлины, подлежащая возмещению организации ответчиком, учитывается в составе прочих доходов и отражается по кредиту счета 91, субсчет 91-1 «Прочие доходы», и дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям» (п. п. 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).
Возврат и взыскание государственной пошлины, возмещение расходов по ее оплате
10. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.
В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 1, 5 статьи 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано в определении, решении или постановлении арбитражного суда.
11. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ.
Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).
В этом случае арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об отнесении на ответчика (заинтересованное лицо) расходов по уплате государственной пошлины исходя из положений статьи 110 АПК РФ с учетом того, что заявленные в суд требования фактически удовлетворены.
В случаях прекращения производства по делу, оставления заявления без рассмотрения на стадии производства в арбитражном суде апелляционной (кассационной) инстанции вопросы о возврате сумм государственных пошлин, уплаченных как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной (кассационной) инстанции, разрешаются судом, прекратившим производство по делу, оставившим заявление без рассмотрения, аналогичным образом. Вместе с тем, если указанные вопросы не были разрешены в судебном акте суда апелляционной (кассационной) инстанции, лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с заявлением об их разрешении в суд первой инстанции (часть 2 статьи 112 АПК РФ).
В таком же порядке разрешается вопрос о возврате уплаченной при подаче апелляционной (кассационной) жалобы государственной пошлины в случае прекращения производства по данной жалобе.
12. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При отказе истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в арбитражный суд производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.
У суда также отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).
13. В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.
14. Если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
15. По общему правилу, если после истечения срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной им государственной пошлины, подлежащее в силу статьи 187 АПК РФ немедленному исполнению.
16. В тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств.
Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.
17. Исполнительные листы на взыскание государственной пошлины следует выдавать по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена добровольно (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).
В исполнительном листе на взыскание государственной пошлины должно содержаться указание на ее взыскание в доход федерального бюджета.
Расчет и удержание процентов и пеней при выдаче исполнительных листов на взыскание государственной пошлины арбитражные суды не производят.
В соответствии с частью 3 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы на взыскание государственной пошлины в федеральный бюджет направляются арбитражным судом в налоговый орган по месту нахождения должника.
18. По смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
В случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.
19. Законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд (например, при обращении в суд с требованием к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; с требованием к федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности об оспаривании решения этого органа об отказе в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку ввиду злоупотребления правом правообладателем).
20. Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, лицами, не участвовавшими в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, в связи с подачей ими апелляционной, кассационной жалоб, могут быть возмещены этим лицам по правилам главы 9 АПК РФ.