Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об уступке права требования по государственным и муниципальным контрактам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ч. 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ «При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения».
Как проводится цессия по 44-ФЗ
Исполнитель имеет право переуступить требование оплаты до оказания услуг по условиям соглашения. Для заказчика при этом изменится только получатель средств. Более того, поставщик может уступить право требования еще до подписания контракта, о чем говорится в ст. 388.1 ГК РФ, абз. 13 п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120.
Поставщик может уступить часть долга, тогда в документах должны быть обозначены несколько получателей оплаты. То есть исполнитель контракта и новый получатель, причем, согласно ст. 384 ГК РФ, новых получателей может быть несколько.
Поставщик должен сам выполнить условия контракта, но может переуступить право требования оплаты. Для заказчика не играет серьезной роли, кому именно будут перечислены средства, главное, чтобы он успел вовремя среагировать на переуступку права – так удастся избежать повторной оплаты. Именно об этом говорится в определении ВС РФ от 20.04.2017 г. по делу № 307-ЭС16-19959.
При работе с цессией по 44-ФЗ заказчику следует придерживаться таких правил:
- Необходимо изменить получателя платежа, как только от исполнителя контракта получено уведомление о цессии. Согласия заказчика на переуступку в данном случае не требуется.
- Заказчику не нужно иметь на руках договор цессии, так как он не имеет отношения к данному документу (ст. 385 ГК РФ).
- Дополнительное соглашение к контракту не заключается, поскольку цессия не влияет на условия контракта и обязательства сторон. Исполнитель остается прежним, он несет гарантийные обязательства, на него ложится ответственность в случае нарушения условий соглашения, о чем говорится в п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120.
- Оплата новому получателю производится на условиях, установленных в процессе подписи основного контракта. Цессия изменяет исключительно получателя средств. Если в процессе приемки возникли претензии к качеству товара, от него нужно отказаться, как и от оплаты контракта (ст. 386 ГК РФ).
- Подтверждение цессии необходимо лишь в том случае, когда заказчик получил уведомление от нового получателя оплаты. Нужно запросить подтверждение у изначально установленного поставщика либо акт передачи права требования от нового получателя. Средства не могут быть переведены, пока заказчик не увидит доказательства перехода прав требования (абз. 2 п. 1 ст. 385 ГК РФ).
Начнем с официальной точки зрения
Минфин неоднократно сообщал, что цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается. В частности, в Письмах от 06.06.2016 N 02-04-06/32553 и от 11.03.2015 N 02-02-08/12916 указано: государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения, возникающие при заключении и исполнении такого договора, регулируются не только гражданским, но и бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе. Оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством РФ, которым:
- не регламентирована возможность уступки прав требований по расходным обязательствам публично-правового образования;
- не установлен порядок внесения изменений в ранее предоставленные данные о контрагенте, позволяющие осуществить санкционирование расходов.
Уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (п. 1 ст. 388 ГК РФ).
Уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна осуществляться в соответствующей письменной форме (п. 1 ст. 389 ГК РФ).
Постановление АС ДВО от 14.09.2016 N Ф03-4229/2016 по делу N А73-18724/2015
Из буквального толкования положений ст. 382, 388, п. 7 ст. 448, ст. 763 и 768 ГК РФ и ч. 5 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что запрет направлен на обеспечение надлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) основного обязательства, являющегося предметом договора. Названные нормы обеспечивают защиту интересов заказчика от возможной уступки победителем торгов прав и обязанностей по заключенному на торгах договору в части его исполнения и недопущения ситуации, при которой победителем становится лицо, в силу различных причин не имеющее намерения лично реализовать взятые на себя обязательства, являющиеся предметом договора. В то же время названные нормы не содержат каких-либо положений, регулирующих уступку права требования.
В рассматриваемом случае уступлено не право исполнения контракта подрядчиком, а право требования исполнения обязательств должника перед кредитором. Перемены подрядчика, стороны по контрактам в данном случае не произошло, по соглашениям об уступке передано право требования оплаты выполненных по контрактам работ. При этом сам по себе принцип адресности и целевого характера бюджетных средств уступкой права требования оплаты не нарушается, а для погашения задолженности за выполненные в рамках государственного контракта работы личность кредитора не имеет существенного значения для должника.
Факторинг по 223-ФЗ: финансирование закупок компаний с госучастием
В российской деловой практике высока доля контрактов, которые регулируются не только Гражданским кодексом, но и другими нормативными правовыми документами. Так, например, закупки некоторых категорий заказчиков – компаний с госучастием, естественных монополий – осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона №223.
Исполнители таких контрактов часто считают, что получение факторингового финансирования для них затруднено или вовсе невозможно. Это заблуждение – оформить факторинг по этим сделкам даже проще, чем по стандартным договорам B2B.
Основные положения 223-ФЗ
Федеральный закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.
2011 регулирует закупки компаний с госучастием и тех, которые относятся к естественным монополиям (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод и т.д.).
В соответствии с российским законодательством такие компании не могут заключить контракт с любым исполнителем на свое усмотрение (например, закупать все товары у единственного поставщика по завышенным ценам).
Подробнее о финансировании госконтрактов – в статье «Возможен ли факторинг по госконтрактам в рамках 44-ФЗ?»
Любая закупка по 223-ФЗ должна отвечать принципам открытости, экономической эффективности расходования средств, равноправия, справедливости и отсутствия ограничений конкуренции. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП) — дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого предприятия вне зависимости от объемов бизнеса.
Для чего нужен факторинг по 223-ФЗ
Довольно часто по контрактам, заключенным в рамках 223-ФЗ, устанавливается значительная отсрочка платежа.
Кроме того, по договорам с естественными монополиями (например, теплоснабжающими компаниями, водоканалами, электросетями) нередко возникает просроченная дебиторская задолженность – заказчики напрямую зависят от собираемости платежей от населения.
Это приводит к тому, что исполнивший контракт поставщик или подрядчик не может получить оплату в необходимые ему сроки, у него возникает дефицит оборотного капитала, могут образоваться кассовые разрывы. Все это напрямую влияет на бизнес исполнителя контракта, заставляет компанию искать источники финансирования.
Решением проблемы может стать факторинг – поставщик или подрядчик уступает факторинговой компании задолженность заказчика (в том числе просроченную) и сразу же получает оплату по контракту. В согласованные сроки заказчик погасит долг уже не своему поставщику, а факторинговой компании.
Подробнее о том, как происходят взаиморасчеты при факторинге – в статье «Все о сторонах факторинговой сделки»
Удобен факторинг также в тех случаях, когда поставщику или подрядчику необходимы средства на исполнение контракта по 223-ФЗ – он уступает факторинговой компании будущую задолженность и получает нужные средства, на которые закупает товары, сырье, оплачивает работу персонала.
Для факторинговой компании финансирование договоров по 223-ФЗ является низкорискованным: ведь надежный крупный заказчик гарантированно оплатит контракт. А так как риски фактора невелики, то и условия финансирования по таким сделкам весьма привлекательны.
Что в договоре значит фраза «Права требования уступке не подлежат»?
Константин, чтобы понять, что значит фраза «права требования уступке не подлежат», давайте разберем ее по частям: сначала права требования, а затем уступка.
Право требования — это право, которое вытекает из обязательств по договору. Например, если клиент оплатил товар, он вправе требовать от продавца поставку товара, и наоборот: если продавец поставил товар, у него есть право требовать оплату.
Уступка — разговорный термин, в мире юристов ее называют цессией — это передача права требовать что-либо третьему лицу.
ИП Лютиков заключил договор с ИП Морковкиным на поставку товаров. Лютиков товар оплатил, но Морковкин его не поставил. Товара у Лютикова нет, но у него есть право требовать товар, и это право он может передать другому человеку или компании.
Такая передача будет называться уступкой права требования или цессией, тот, кто передает права — цедентом, а тот, кто принимает, — цессионарием.
Еще два термина, с которыми нужно разобраться, — это денежное и неденежное исполнение обязательств:
- денежное исполнение — это когда в договоре речь о деньгах, например банк дает кредит или соседка одалживает деньги другой соседке;
- неденежное исполнение — это когда одна сторона платит деньги, а взамен получает товары или услуги: например, если компания платит дизайнеру за разработку листовки, речь в договоре идет о неденежных обязательствах.
Права требования по договорам с денежными и неденежными обязательствами можно уступить.
Что такое договор цессии?
Заключение такого соглашения позволяет кредитору, который не хочет или не может заниматься взыскание средств, передать свои полномочия другому лицу. С момента официальной регистрации сделки должник должен переводить платежи на реквизиты нового кредитора, о чем его следует уведомить письменно.
Самый распространенный вариант договора цессии — продажа кредита коллекторскому агентству.
На практике нередко встречается переуступка прав все новым и новым взыскателям. Такая ситуация частично обусловлена Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ.
Кроме передачи долга по кредиту граждан, существуют иные формы уступки:
страховая цессия — права собственности переходят от страхователя к страховщику, что подразумевает выплаты обязательств в срок платежа;
договор подряда также может стать темой для подписания этого документа, что требует согласия всех участников сделки (подрядчика, заказчика);
уступка кредитных долгов в сфере поставки.
Таким образом, сущность договора цессии заключается в следующем: если одна сторона сделки (должник) не может или отказывается исполнять требования партнера (кредитора), последний передает право на взыскание долга третьему лицу. Соглашение заключается по обоюдному согласию и не имеет привязки к сумме долга. В качестве примера можно привести ситуацию, когда банк перепродает долг неплательщика коллекторскому бюро.
Чтобы новый кредитор получил право требования денежных средств с должника, заключенное соглашение должно иметь некоторые важные условия, главное из которых — причина возникновения спора. В качестве основания может выступать договор между банком и заемщиком, акт сверки между юридическими лицами, судебное решение, и др. Любая бумага должна иметь официальную форму и содержать необходимые реквизиты.
Если предмет договора цессии четко не обозначен либо имеет размытую трактовку, суд может признать соглашение ничтожным. Это же условие относится к другим обязательным условиям и реквизитам документа (подписи сторон, срок заключения, данные контрагентов и т.д.)
Основные условия для передачи права требования:
должник не исполнил обязательства;
кредитор не передавал права переуступки ранее;
не установлены действия со стороны кредитора, по которым долг считается выполненным (взаимозачет и т.д.).
Чтобы понять сущность соглашения переуступки требований, необходимо знать о некоторых законодательных нюансах:
цедент не отвечает за должника, пока не принял на себя такое обязательство согласно условиям заключенной сделки;
кроме существующего долга, могут передаваться будущие обязательства с момента их возникновения (кредитный документ подписан и сразу передается цессионарию);
объем передаваемых требований остается неизменным, за исключением неустойки по платежам, о которой заключается соглашение;
договор цессии, заключенный между организациями, должен иметь возмездный характер. Прямого указания на такое условие в ГК РФ нет, но об этом говорят другие нормативные акты. Если соглашение оформляется безвозмездно, оно будет считаться дарением, что запрещено для юридических лиц;
передача требований дешевле первоначального варианта и может привести к спорам и претензиям со стороны налоговой инспекции. В такой ситуации цеденту предстоит доказать несоразмерность расходов по взысканию или нестабильность своего финансового состояния.
Налог на продажу квартир по переуступке в 2021 году
Налог с переуступки прав на жилплощадь при долевом участии платится, поскольку считается, что продавец получил от совершения данной операции определенный доход. Исчисление налога производится не со всей полученной суммы, а с разницы между доходами и расходами продавца. Чтобы использовать эту возможность, гражданину следует доказать свои затраты на приобретение прав на квартиру. Налог составляет от 13% от полученной прибыли для резидентов нашей страны и 30% для нерезидентов.
То есть если вы купили квартиру за 5 млн руб. у застройщика на этапе котлована, а продаете ее спустя некоторое время уже за 6 млн руб., то вам придется заплатить налог с разницы в цене — с 1 млн руб. Сумма отчислений в госбюджет в этом случае составит 130 тыс. руб.
При покупке квартиры, доли в ней и приобретении жилья по уступке прав (цессии) налоги платить не придется. При этом покупатель может воспользоваться налоговым вычетом с покупки жилья. Налоговый вычет за квартиру каждому человеку дают один раз. Существует лимит, с которого будет исчисляться налоговый вычет: 2 млн руб. — для строительства или покупки жилья, 3 млн руб. — при погашении процентов по ипотеке. Таким образом, сумма имущественного налогового вычета может составить до 650 тыс. руб.: 260 тыс. руб. — за покупку квартиры и 390 тыс. руб. — уплаченные проценты по ипотеке.
Если стоимость квартиры меньше 2 млн руб., то вычет рассчитывают в зависимости от суммы покупки, а остаток можно перенести на покупку других объектов. Вычет от уплаты процентов по ипотеке возвращается одноразово и действует в отношении одного объекта недвижимости.
Оплату по госконтракту может получить третье лицо
Верховный суд РФ считает, что исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Ранее, в 2016 г., Министерство финансов РФ заявляло, что для контрактов, заключенных по 44-ФЗ, цессия недопустима. После появления прецедента в конце апреля 2017 г., следует ориентироваться на позицию Верховного суда.
Закон 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя контракта. Передавать право требовать оплату по контракту другому лицу не запрещено. Гражданский кодекс РФ не позволяет победителю торгов уступать свои права, если по закону заключить договор можно только на торгах. Однако уступки денежного требования этот запрет не касается.
Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР, рассказал Т94: «Уступка прав денежного требования (цессия) по фактически выполненным контрактам возможна, так как личность исполнителя для заказчика уже не имеет значения. Соответствующие разъяснение дал 20 апреля Верховный суд. У администрации Петрозаводского городского округа был муниципальный контракт с «ЛСМ Ленстроймонтаж».
До окончания срока его расторгли по соглашению сторон. Затем подрядчик уступил права требования долга по оплате контракта на 11,5 млн руб. обществу «МВМ ГРУПП». Разногласия возникли из-за применения п. 7 ст. 448 Гражданского кодекса. Эта норма запрещает победителю торгов «уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора».
Верховный суд разъяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель), выполнивший свои обязательства по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ, имеет право передать другому лицу право требовать с заказчика оплату.
Запрет, предусмотренный Гражданским кодексом применяться не может, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника».
Казалось бы, все довольно просто и понятно. Однако, если обозначенное Верховным судом право исполнителя на уступку прав денежного требования не будет четко закреплено и разъяснено в законе, о нем постоянно будут забывать или стараться обойти.
Ситуацию разъясняет Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center: «Исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Такое право у подрядчиков должно быть. И так в госконтракте подрядчик является самой слабой и незащищенной стороной. Неплохо было бы такое право закреплять в госконтракте.
Не потому, что право без этого будет недействительно, а чтобы у второго кредитора не возникло проблем с взысканием задолженности. Если же возникнут такие проблемы, то подрядчику придется за меньшие деньги переуступать это право требования денег. Кроме этого, неплохо было бы закрепить такое право и в самом законе о контрактной системе.
Например, за поставщиком такое право можно закрепить при просрочке платежа более чем на 30 дней. В целом же это полумера: если переуступать только право требования денег за госконтракт, то подрядчик останется в накладе.
Получается, мало того, что поставщик должен сбивать цену на аукционе, так еще и уступать из невыплаченных денег процент второму кредитору, у которого есть свои интересы.
Поэтому, чтобы не ставить подрядчика в неудобные условия, нужно закреплять за самим подрядчиком право требовать от заказчика хотя бы деньги за просрочку, либо закреплять за кредитором право взыскивать не только деньги по контракту, но и пени, и штрафы. И для заказчика это будет стимулом, и для подрядчика будет меньше финансовых рисков.
Если же они расторгли контракт по соглашению сторон, то выход один: поставщик требует сумму, пропорциональную исполненным обязательствам. Ситуации, когда по соглашению сторон прописывается отказ поставщика от финансовых требований заказчика, в принципе быть не должно.
По умолчанию, должен работать принцип справедливости: сколько заработал — столько и получил либо сам, либо от своего поручителя. Личность кредитора существенного значения не имеет для заказчика при исполнении обязательства по оплате. При этом цессия недопустима для контрактов, заключенных по 44-ФЗ. В отличии от 44-ФЗ, в 223-ФЗ можно не прописывать такое право на уровне закона. Грубо говоря, по 44-ФЗ работают субъекты власти, для них все, что не закреплено в законе, то не разрешено. А по 223-ФЗ действуют коммерческие субъекты, и для них все, что не запрещено, то разрешено».
Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, уточняет: «Уступка третьему лицу права требовать оплату по госконтракту — это всем известный принцип факторинга. Сейчас передача требований набирает популярность.
Для многих предпринимателей это выход: например, когда нет возможности долго замораживать оборотные деньги. Подобная схема имеет право на жизнь. Личность кредитора никакого значения для заказчика не имеет. Если произошла переуступка, то какая разница, кому платить.
Сейчас идет дискуссия о том, чтобы внести изменения в 44-ФЗ и предусмотреть в контрактной системе принцип факторинга. В конечном итоге в законе будет прописано право переуступки. При этом участники закупки обязательно должны отражать право требовать оплату третьему лицу в госконтракте.
Экономколлегия определила, можно ли уступить право требования оплаты по госконтракту — новости Право.ру
Коллегия по экономическим спорам Верховного суда разобралась, имеет ли значение уступка прав требования в муниципальном контракте, если подрядчик не меняется, а уступка касается только оплаты. Вопрос был разрешен при рассмотрении спора между ООО «Воронежская строительная компания» и Детским садом № 40 Воронежа.
Детский сад заключил с ООО «Синтезстрой» договор почти на 70 000 руб., чтобы отремонтировать помещение. Подрядчик работу выполнил.
Но позже ООО «Синтезстрой» заключил договор уступки, по которому он уступает права требования оплаты по договору цессионарию – ООО «Воронежская строительная компания».
Об уступке поставили в известность детский сад, направив письмом требование перечислить долг и пени в адрес «Воронежской строительной компании». Поскольку задолженность погашена не была, компания обратилась в суд, требуя перечислить ей долг и пени – в общей сложности около 74 тыс. руб.
Первая инстанция требования отклонила. Согласно ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при исполнении госконтракта, а в этом случае речь шла именно о нем, не допускается перемена подрядчика, кроме случая, когда новый подрядчик – правопреемник вследствие реорганизации юрлица. В соответствии с пп. 1, 2 ст.
В каких случаях можно расторгнуть договор цессии и как это сделать
Если вы и контрагент хотите расторгнуть договор цессии, подпишите соглашение об этом ( п. 1 ст. 450 ГК РФ).
Если контрагент не согласен на расторжение, договор цессии можно расторгнуть по тем же основаниям, что и другие гражданско-правовые договоры.
Если есть основания расторгнуть договор в одностороннем или судебном порядке, соответственно направьте контрагенту уведомление об отказе либо обратитесь в суд. До подачи иска предложите контрагенту расторгнуть договор добровольно ( п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Не забудьте уведомить должника о расторжении договора цессии, чтобы он не исполнил обязательство бывшему цессионарию.
Письмо Минфина России от 6 июня 2016 г
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета возникшие перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты. В соответствии с приложениями пункта 5 статьи 219 Бюджетного кодекса санкционирование оплаты денежных обязательств получателями средств федерального бюджета осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.
Необходимо отметить, что государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения, возникающие при заключении и исполнении такого договора регулируются не только гражданским законодательством, но и бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о контрактной системе. Так, оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.