Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223‑ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение закупок у единственного поставщика по Закону № 223‑ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Когда возможно заключение контракта/договора с единственным поставщиком?

44-ФЗ:

Закон устанавливает закрытый перечень случаев, когда возможно заключение контракта с единственным поставщиком. Эти случаи являются исключениями из правил о необходимости выявления поставщика на торгах.

Среди 60 оснований можно выделить следующие, наиболее популярные:

  • Закупка на сумму до 600 тысяч рублей либо до 3 млн рублей в случае проведения закупки товара на электронной площадке. При этом необходимо соблюдать ограничения на такие закупки – их годовой объем не может превышать 2 млн рублей,10 % совокупного годового объема закупок или 50 млн рублей. Электронная закупка лекарственных препаратов, мед.изделий мед.организацией, если такие товары производятся единственным производителем на территории РФ или «дружественной РФ» страны (при наличии решения учредителя организации), либо закупка таких товаров у единственного производителя из «дружественной» страны, если товар не имеет российских аналогов
  • Закупка авторского надзора за строительством.
  • В случае признания закупки несостоявшейся (например, документации соответствует лишь одна заявка).

Когда проводится закупка 44 ФЗ:

Новые требования при закупке ТРУ у единственного поставщика
22 октября 2020 г. вступило в силу постановление Правительства РФ № 1649. Оно предусматривает возможность приобретать у единственного поставщика ТРУ для государственных нужд только после проведения экспертизы.
Обращение государственного заказчика в Правительство обязательно должно содержать:
  • описание объекта закупки;
  • экономическое обоснование того, что нецелесообразно проводить закупку конкурентным способом;
  • сведения о предполагаемом поставщике;
  • обоснование выбора данного поставщика.
Каждое подобное обращение теперь должно сопровождаться тремя экспертными заключениями:
  • по обоснованию цены госконтракта с поставщиком (подготовку заключения проводит Минфин);
  • по соответствию инициативы договорам ЕАЭС (подготовку заключения проводит Минэкономразвития);
  • по оценке перспективы изменения состояния конкуренции на том или ином рынке в результате принятия предложения (подготовку заключения проводит ФАС).
На основании представленных заключений Правительством принимается решение о целесообразности проведения закупки неконкурентным способом.
В результате реализации постановления ожидается не только повышение эффективности осуществления госзакупок, но и сокращение случаев выбора единственным поставщиком тех исполнителей, которые не обладают достаточными возможностями и компетенциями для надлежащего исполнения контракта.

Случаи применения Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ строго регламентированы статьей 93 Закона № 44-ФЗ и допускаются в отношении определенных видов закупок, так как при таком способе определения поставщика возможно возникновение целого ряда коррупционных составляющих.

Закупка у единственного поставщика

Статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) предусмотрены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В частности, заказчики при осуществлении закупок могут:

  1. использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
  • запрос котировок и запрос предложений;
  1. осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Читайте также:  Магазин сдает часть торговой площади в аренду

Определение закупки у единственного поставщика в Законе N 44-ФЗ не приводится. Однако из анализа ст. ст. 24, 93 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что это такой способ определения поставщика, при котором предложение заказчика о заключении контракта о приобретении товаров, работ или услуг за государственные средства направляется конкретному поставщику (исполнителю, подрядчику). Иными словами, в отличие от закупки конкурентными способами при закупке товаров, работ, услуг данным способом заказчику не требуется осуществлять формальную процедуру выбора конкретного подрядчика, поставщика, исполнителя из нескольких полученных предложений, то есть, по сути, в указанной ситуации отсутствует процесс определения победителя.

Кроме того, отличительной особенностью закупки у единственного поставщика является то, что ее разрешено проводить только в случаях, установленных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Если необходимо произвести закупку товаров, работ, услуг и ситуация не соответствует ни одному из случаев заключения контракта с единственным поставщиком, а учреждение не обязано осуществлять закупку одним из закрытых способов или иным конкретно оговоренным в Законе N 44-ФЗ способом, то заказчик имеет право объявить открытый конкурс или электронный аукцион. В некоторых ситуациях допускается проведение закупки путем запроса котировок или предложений.

Когда заказчик может закупать товары, работы или услуги у единственного поставщика?

Случаи, когда проводится закупка у единственного поставщика, установлены ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Всего их 34. Перечислять эти случаи мы не будем, акцентируем внимание на тех, которые наиболее интересны для учреждений физической культуры и спорта.

Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Причем совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн руб. в год.

Обратите внимание! Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Подготовка к проведению

Основная задача этого этапа — выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.

На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:

  • отчет о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами;
  • расчет цены и обоснование;
  • обращение о согласовании закупки;
  • проект контракта;
  • извещение о проведении закупки у единственного поставщика.

В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.

Изменения с 2020 года

С 01.04.2020 вводятся изменения, касающиеся закупок предприятий российского радиоэлектронного комплекса — заказчики смогут заключать контракты с исполнителями из утверждённого реестра как с единственным поставщиком, что существенно упростит для них проведение данной процедуры.

Это нововведение стимулирует выпуск качественной высокотехнологичной продукции в гражданской сфере и поможет в решении проблемных вопросов оборонно-промышленного кодекса.

Крупные изменения ст.93 44-ФЗ вступят в законную силу с 01.07.2020:

  • подпункты 25.1–25.3 признаются утратившими законную силу, вместо них в статью вводится пятый пункт, подробно описывающий проведение закупок в случае признания торгов несостоявшимися;
  • подпункт 30.1 прекращает своё действие — госзакупки для обеспечения проведения общенародного голосования не будут осуществляться у единственного поставщика;
  • в статью вводятся пункты 6–11, регламентирующие согласование осуществления закупки с участием контролирующего органа;
  • также вводится пункт 12, регламентирующий осуществление действий в электронной форме;
  • вступающий в законную силу с 01.07.2020 пункт 13 ст. 93 44-ФЗ закрепляет право на открытый доступ к информации обо всех проводимых, в том числе и планируемых закупках через ЕИС.
Читайте также:  Амортизация основных средств в бухгалтерском учете

Таким образом, в 2020 году закупки у ЕП становятся чётко урегулированным процессом, так как с введением перечисленных изменений получат разъяснение многие спорные вопросы.

Что такое прямой контракт по 44-фз

Кратко понятие прямого договора по 44 ФЗ подразумевает заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). То есть конкурентные процедуры при этом не нужны. Заключение контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) регламентировано статьёй 93 44-ФЗ. В отдельных случаях заключение таких контрактов ограничено суммой сделки и допустимым объёмом таких закупок.

Так, в соответствии с п.4 ч.1 статьи 93 заказчики вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей.

При этом годовой объём закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 млн рублей или не должен превышать 10% совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн рублей. Указанные ограничения годового объёма закупок не применяются только в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Отдельные заказчики могут осуществлять закупки ТРУ по п.5 ч.1 статьи 93 на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей. При этом годовой объём таких закупок не должен превышать 5 млн рублей или не должен превышать 50% совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 млн рублей.

В список таких заказчиков включены учреждения культуры, работающие в сфере сохранения объектов культурного наследия, причём как муниципального, так и федерального уровня. Сюда же отнесены зоопарки, парки отдыха, библиотеки, научные организации, цирки, музеи, архивы и пр. В пункте 5 части 1 статьи 93 ФЗ №44 чётко прописано, кто может осуществлять такие закупки.

Если закупка товара по п.4 и 5 ч,1 статьи 93 осуществляется в электронной форме с использованием электронной площадки, то заключить контракт можно на сумму, не превышающую трёх миллионов рублей. При этом годовой объём таких закупок не увеличивается.

Прямой договор по 44 ФЗ – не обязанность заказчика, а его законное право. Контрагентом является выбранное им самостоятельно физическое либо юридическое лицо.

Заключение такого контракта удобно в силу следующих причин:

  • обеспечение возможности работы с уже проверенным поставщиком;
  • максимально простая процедура, которую сложно нарушить;
  • минимальные сроки выполнения закупки;
  • отсутствие необходимости в подготовительных мероприятиях по выбору поставщика, размещению документации в ЕИС.

Международные обязательства РФ по установлению случаев закупки у единственного поставщика

В ч. 4 ст. 2 Закона о контрактной системе установлен приоритет норм, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а потому уместно обратиться к тексту Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г., заключенного между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — Соглашение) . Характеризуя данное Соглашение, Л.В. Андреева отмечает, что оно содержит в себе императивные правила по наиболее важным и общим вопросам закупок, а установленные им требования в целом соответствуют положениям Закона о контрактной системе .

СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 540. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 176-ФЗ. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 9 Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 г.
См.: Андреева Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14 июня 2013 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М., 2013. С. 16, 17.

Среди прочего в ст. 13 Соглашения сторонам предписывается пользоваться единым Перечнем случаев закупки способом из одного источника (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), установленным в приложении N 1 к Соглашению.

Стороны могут сократить данный Перечень в одностороннем порядке путем внесения изменений в национальное законодательство о публичных закупках. А вот дополнение перечня закупок у единственного поставщика новыми случаями допускается только при соблюдении определенной процедуры: орган государственной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере закупок, либо национальный контролирующий орган в сфере закупок, либо высший орган исполнительной власти заблаговременно, но не позднее 30 календарных дней до принятия соответствующего решения, в письменной форме уведомляют Комиссию Таможенного союза и каждую из сторон.

Читайте также:  ​Штраф за просроченный паспорт в 2023 году

Заключение контракта после размещения плана-графика

  • утверждение документа с основаниями для заказа и внесения в него изменений — в течение 3 рабочих дней;
  • внесение изменений — не позднее 10 дней до размещения извещения;
  • публикация извещения о проведении закупки у единственного поставщика — не позднее 5 дней до контракта (либо не позднее 1 дня в ограниченных случаях);
  • подписание итогового документа и направление уведомления в контрольный орган в случае необходимости — в течение 1 рабочего дня.
  1. За 5 дней до даты подписания. Для заказов, основания для которых определены в пунктах 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93, заказчику необходимо разместить извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения договора. Таким случаем является, например, закупка в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
  2. За 1 день до даты подписания. Для процедур по правилам пунктов 9 и 28 части 1 статьи 93 определен период внесения изменений в план-график не позднее 1 дня до даты контракта. Например, оказание медицинской помощи в экстренных случаях.
  3. В течение 1 рабочего дня от даты подписания. Есть в законе и такие случаи, при которых у заказчика есть обязанность уведомить о проведении закупки контрольный орган (например, ФАС). В случаях, которые предусмотрены пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93, уведомление направляется не позднее 1 рабочего дня с даты контракта. При этом прилагаются копия самого документа и обоснование его заключения. Например, такое уведомление заказчик направит при заключении договора с иностранной организацией для лечения гражданина России за пределами страны.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Основополагающие нормативные правовые акты, которые регулируют правоотношения:

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
  • Приказ Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. N 537 «Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *