Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Потери и снижение качества нефтепродуктов от испарения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Потери при хранении нефтепродуктов – это не только экономическая, но и экологическая проблема. Ущерб от них может измеряться миллиардами долларов. Кроме того, здесь можно также говорить о существенном ущербе для репутации компании.
Причины потери нефтепродуктов при хранении
Количественные потери нефтепродуктов при хранении в резервуарах – это:
- Испарение в виде больших и малых дыханий, обратного выдоха. Нефтепродукты испаряются также от насыщения газового пространства и в процессе вентиляции. Около 75% потерь приходится именно на испарение.
- Эксплуатационные потери – те, что возникают в связи с человеческим фактором или мелкими дефектами трубопровода, системы раздачи.
- Аварийные потери – те, что происходят в случае нарушения целостности резервуара и трубопровода, аварии, стихийного бедствия.
Аварийные потери при железнодорожных операциях могут быть:
· при разливе нефтепродуктов при произвольном разъединении сливной линии и заклинивание клапанов цистерн;
· при переливах цистерн по причине отказа средств КИПиА или по халатности наливщиков;
· при неправильном режиме подогрева нефтепродуктов в цистернах, сопровождающимся выбросом нефтепродуктов из колпаков цистерн;
· при переливах «нулевых резервуаров» или переполнении сливных коллекторов эстакад;
2. При проведении операций по сливу и наливу судов:
· при нарушении герметичности шарнирных узлов стендеров или резиново-тканевых рукавов;
· при нарушении герметичности сальниковых устройств задвижек и фланцевых соединений;
На основании данных о пробеге автомобиля за определенный период рассчитывается нормативный расход топлива. Его сравнивают с фактическим расходом, а затем делается вывод о соблюдении либо несоблюдении норматива. В последнем случае причины могут быть следующими.
Во-первых, возможно, компания сама не учла всех особенностей эксплуатации автомобиля и не применила все необходимые в конкретных условиях надбавки к нормативу.
Во-вторых, не исключены неисправности в работе топливной системы. На перерасход могут влиять и особенности вождения автомобиля в конкретных условиях: например, при управлении транспортным средством на более низких передачах при заданной скорости расход ГСМ, как известно, возрастает. Такая ситуация может возникнуть, если имеются препятствия при движении (пресловутые «пробки») или приходится двигаться по спуску с ограничением скорости и т.д.
Наконец, наиболее волнующая компанию причина – это неправомерные действия самого водителя. К сожалению, не всегда сотрудники организации являются кристально честными, а отсутствие контроля может спровоцировать их слить горючее из бака служебной машины, например, в личный автомобиль (при этом километраж, требуемый для оправдания залитого по документам топлива, просто приписывается), или присвоить себе его стоимость.
Правила составления акта на списание ГСМ
Стандартного унифицированного, обязательного к применению образца акта на списание горюче-смазочных материалов нет. Организации и предприятия имеют полное право выбрать один из двух основных способов:
- каждый раз по мере надобности составлять документ в произвольном виде (но это не очень-то удобно),
- исходя из своих потребностей разработать шаблон документа самостоятельно (в этом случае его следует утвердить в учетной политике фирмы).
Однако, вне зависимости от того, какой именно вариант оформления бланка акта для списания ГСМ будет выбран, в его заполнении нужно придерживаться некоторых правил. В частности, в нем надо обязательно указывать:
- наименование предприятия,
- дату составления документа,
- данные о водителе,
- данные о марке и государственном номере автомобиля,
- полный перечень списываемых товаров (с указанием количества и цены).
При этом информацию о списываемых горюче-смазочных материалах лучше всего оформлять в виде таблицы.
К заполнению акта важно относиться очень внимательно и даже щепетильно, нужно стараться избегать ошибок, не вносить в документ недостоверные сведения, которые могут привести к наказанию со стороны надзорных органов.
Практические советы автовладельцам, пострадавшим от некачественного топлива
Для отражения в учете информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
ПРИМЕР 1. ОФОРМЛЯЕМ ПЕРЕРАСХОД
В ходе контрольных мероприятий был выявлен непроизводственный перерасход топлива на сумму 22 121 руб.
Данные непроизводственные расходы были отражены в учете следующим образом:
ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» КРЕДИТ 10-3 «Топливо»
— 22 121 руб. – списана стоимость ГСМ, израсходованного на непроизводственные нужды.
Если ущерб будет относиться на конкретного виновника хищения, то сумма убытка будет относиться на счет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
ПРИМЕР 2. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ДЕЙСТВУЮЩИМ РАБОТНИКОМ
Так как виновным является работник предприятия, то суммы выявленных непроизводственных расходов будут относиться на соответствующий счет:
ДЕБЕТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
— 22 121 руб. – убытки предприятия отнесены на виновное лицо – работника предприятия.
В дальнейшем удержание из заработной части работника всей суммы или ее части будет отражаться так:
ДЕБЕТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» КРЕДИТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
— 22 121 руб. – убытки предприятия, отнесенные на виновное лицо – работника предприятия, удержаны из его зарплаты.
Если же к этому времени работник уже уволился, то будет использоваться счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» для ведения последующего учета расчетов по возмещению нанесенного ущерба.
ПРИМЕР 3. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА БЫВШИМ РАБОТНИКОМ
Воспользуемся данными предыдущего примера. Предположим, что виновное лицо к моменту вынесения руководителем решения о взыскании уволилось.
В учете закрытие счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в этом случае будет отражено такой проводкой:
ДЕБЕТ 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
— 22 121 руб. – убытки предприятия отнесены на виновное лицо, не являющееся работником предприятия;
В дальнейшем поступление денежных средств от виновного будет отражаться так:
ДЕБЕТ 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» и др. КРЕДИТ 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
— 22 121 руб. – убытки предприятия, отнесенные на виновное лицо, не являющееся работником предприятия, погашены путем внесения денежных средств в кассу предприятия, на расчетный счет.
Вполне может возникнуть и такая ситуация, когда полностью удержать все суммы с нечестного работника не получится.
ПРИМЕР 4. ЧАСТИЧНОЕ УДЕРЖАНИЕ
Предположим, что виновное лицо компенсировало лишь часть растраченного, а сумму в размере 10 500 руб. взыскать невозможно. Или есть решение суда, который отказал во взыскании.
В учете будет отражено:
ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы» КРЕДИТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
— 10 500 руб. – списана сумма расходов, не возмещенная виновным лицом.
Если в дальнейшем ситуация изменится, например, суд все же примет соответствующее решение, то в учете будет сделана исправительная запись:
ДЕБЕТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 91-1 «Прочие доходы»
— 10 500 руб. – сумма списанных расходов, невозмещенная виновником, по новым обстоятельствам вновь отнесена на расчеты с виновным лицом.
Вполне обоснованной будет и позиция организации, согласно которой виновник должен не только возместить покупную стоимость ГСМ, но и компенсировать расходы, связанные с его доставкой, хранением. Некоторые организации учитывают и инфляционные процессы, и то, что организация недополучила определенную норму прибыли. А разрешает ли законодательство взыскивать с виновного что-то, кроме покупной стоимости актива?
Статья 238 Трудового кодекса РФ определяет, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Таким образом, ни влияние инфляции, ни то, что продажная стоимость ГСМ гораздо больше, не будут учитываться при оценке нанесенного ущерба. А вот расходы, понесенные при доставке, хранении и т. п., документально обоснованные, учесть можно, так как они соответствуют понятию прямого действительного ущерба.
В приведенных примерах отсутствуют суммы начисления НДС, и это правильно. В соответствии с письмами Минфина РФ от 21.01.2016 № 03-03-06/1/1997, от 07.10.2008 № 03-03-06/4/67 и на основании норм статей 39 и 146 Налогового кодекса РФ выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, например, списание морально устаревших товаров, объектом обложения налогом на добавленную стоимость не является.
P.S. В целях исчисления налога на прибыль сумма компенсации виновным лицом убытков предприятия будет представлять собой внереализационный доход предприятия (п. 3 ст. 250 НК РФ).
В этом случае в связи с признанием внереализационного дохода в виде сумм, полученных в возмещение убытка, налогоплательщик имеет право признать в составе расходов стоимость утраченного имущества на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 27.08.2014 № 03-03-06/1/42717 и др.).
Если суммы потерь взыскать с виновных лиц не удастся, то эти суммы будут представлять собой убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). Но списать эти суммы получится только в случае отсутствия виновных лиц, а также при наличии не установленных виновных лиц. При этом факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
Методы расчёта нормы естественной убыли нефтепродуктов
При погрузке/разгрузке, транспортировке и в процессе хранения нефти и нефтепродуктов (НП), как правило, не удается избежать их естественной убыли. Такие потери нефтепродуктов и сырой нефти возникают в результате целого ряда причин, однако наибольшая убыль происходит в результате испарения и смачивания. Потери в результате смачивания происходят из-за прилипания вещества к стенкам резервуаров, автомобильных и железнодорожных цистерн, танков нефтеналивных судов и труб нефтепродуктопроводов.
Убыли от испарения в основном подвержены светлые нефтяные фракции, к которым относятся разные виды бензина, керосины, газовые конденсаты, легкие виды нефтей и так далее. Смачивание, как правило, приводит к потерям темных нефтепродуктов, таких, как тяжелая нефть, мазуты и тому подобных.
Применение норм естественной убыли при количественном учете нефти и продуктов её переработки
Любое предприятие, где происходит хранение, приемка и отпуск нефтепродуктов (например, нефтебаза) имеет конкретное местоположение и, как правило, оборудуется резервуарным парком с однотипными емкостями, которые разделены на сектора для хранения отдельных групп нефтепродуктов.
В связи с этим, если учет на предприятии подразумевает применение списания нефтепродуктов по статье «естественная убыль», то обычно для учета таких потерь для каждой нефтепродуктовой группы используют два набора норм технологических потерь нефтепродуктов (принцип сезонности). Значение этих норм, как правило, берутся из постановлений Министерства энергетики РФ или устанавливаются принятыми в конкретной компании регламентами. В любом случае такие нормы должны утверждаться внутренним приказом каждого предприятия.
В основном учет сейчас автоматизирован, поэтому нормирующие значения легко найти в справочнике по группам нефтепродуктов. В нем хранится вся необходимая информация, сформированная по принципу «группа НП – норма». Сами же значения нормативов разделяются в зависимости от вида технологической операции (хранение, перевалка и так далее).
В автоматизированных учетных системах каждому конкретному нефтепродукту присваивается группа, и по справочным значениям ведется списание естественных потерь. Далее мы приведем конкретный пример типовых значений нормативов убыли для двух наиболее распространенных нефтепродуктовых групп – первой и пятой.
В качестве примера пусть предприятие находится во второй климатической зоне, а его резервуарный парк состоит из стальных понтонных ёмкостей объемом до одной тысячи кубометров.
Время эксплуатации резервуара
Давление насыщенных паров нефтепродуктов
Парциальное давление паров нефтепродуктов
Коэффициент оснащенности режима эксплуатации
Коэффициент налива в цистерну
Плотность нефтепродукта (относительная)
Плотность паров нефтепродуктов
Потери из резервуаров с нефтепродуктами
Потери из резервуаров с индивидуальными компонентами
Потери из железнодорожных цистерн
Температура атмосферного воздуха
Температура нефтепродукта в резервуаре
Температура нефтепродукта в лаборатории
Температура газового пространства резервуаров
Технические средства сокращения потерь (понтон, пл.крыша, г.у. линия и др.)
Эффективность работы понтона
Как много бензина испаряется из бака при длительной стоянке? Ответ сотрудника НПЗ.
Бензин — один из самых летучих материалов среди нефтепродуктов. Это объясняется его химическими и физическими свойствами. В герметичной ёмкости объём испарений минимален, но бак автомобиля таковой не является. Отсюда возникает вопрос, как много бензина может испариться при длительной стоянке? Особенно он актуален в жару, когда процессы испарения ускоряются. Я проконсультировался со знакомым сотрудником НПЗ и получил ответы на свои вопросы.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить «палец вверх» и подписаться на канал !
Быструю испаряемость бензина не составит труда оценить на практике. Достаточно налить горючее в пластиковый стаканчик объёмом 250 мл. Вы можете удивиться, но даже при компактной температуре в закрытом помещении уже через 24 часа стаканчик будет почти наполовину пустым . В топливном баке процесс происходит не так быстро, но всё же эта ёмкость не полностью герметична.
Испаряемость топлива.
Автомобильные бензины
Бензин представляет собой смесь углеводородов, выкипающих при температуре от 40 до 215 °С. Автомобильный бензин — жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением
Свойства и показатели бензинов, влияющие на смесеобразование
Показателями бензинов, влияющими на смесеобразование, являются плотность, вязкость, поверхностное натяжение и испаряемость.
Чем меньше плотность бензина, тем более мелкую структуру будет иметь распыленное топливо, что обеспечит лучшее перемешивание его с воздухом. Плотность различных марок бензина примерно одинакова и определяется с помощью ареометра ( или нефтеденсиметра).
АИ-95-К5-Евро
Плотность при 15 о С | кг/м 3 | 720,0 | 775,0 |
МНОГО ЛИ БЕНЗИНА ИСПАРЯЕТСЯ НА ЖАРЕ?
Летнее жаркое время – пора, когда автомобилисты заправляются с особым вниманием. Многие стараются заливать бензин в бак утром или вечером, когда прохладно, а есть и те, кто считает, сколько бензина испаряется из бака на жаре. Много ли можно потерять при высокой температуре – разбираемся в сегодняшнем материале.
Нередко автомобилисты жалуются на испарение бензина из бака: кто-то рассказывает об исчезновении до 3-5 литров топлива, когда автомобиль несколько дней простоит на жаре.
На самом деле в большинстве таких ситуаций, как говорят эксперты, речь может идти о неисправной топливной системе – возможно, есть какие-то протечки или трещины, через которое и выходит искомое топливо или испаряется. Исправная же система герметична, а значит, потери топлива из-за испарения должны быть минимальны или же вообще на «нулевом» уровне. Тем более, что вообще бензобак не касается кузова или крышки багажника, а значит, не должен нагреваться.
В то же время среди всех нефтепродуктов бензин считается самым расположенным к испарению. Его испаряемость почти в 1000 раз выше чем, например, у дизельных масел или мазута.
Потери топлива в бензобаке, если и происходят, то чаще всегоиз-за негерметичности крышки бензобака или после того, как ее плохо закрыли. Считается, что именно из-за неплотного закрытия резервуара с бензином может испаряться до 25% содержимого.
При хранении бензина летом желательно уменьшить потери от испарения, и это можно сделать, только сократив площадь поверхности испарения, т. е. приблизив уровень топлива к горловине бака.
Абсорбция и десорбция (эмиссия и поглощение) — способность жидкостей поглощать и выделять растворенные в них летучие газовые соединения, которые в диапазоне климатических температур могут быть как газообразными, так и жидкими.
Характеристикой процессов абсорбции и десорбции жидкости является температура вспышки паров при наличии провоцирующего источника, которая характеризует не только концентрационные пределы взрывоопасности, но и давление паров.
Во всех нефтепродуктах давление паров (равновесная устойчивая концентрация паров над поверхностью жидкости) зависит от температуры, оно увеличивается с повышением температуры и сравнивается с атмосферным в начале кипения.
Температура вспышки (не путать с температурой самовоспламенения) — это температура, при которой давление (концентрация) паров жидкости настолько высоки, что они вспыхивают при наличии провоцирующего источника. Данная концентрация находится между нижним и верхним пределами взрываемости. Можно сказать, что температура вспышки при наличии провоцирующего источника — это значение, которое связывает давление и концентрацию насыщенных паров, находящихся в пределах НКПР и ВКПР.
Потери бензина при хранении в стандартных емкостях на среднегодовой период:
Тип резервуара | Южная зона | Северная зона | ||||
Оборачиваемость резервуара в год | ||||||
12 | 48 | 96 | 12 | 48 | 96 | |
РВС-400 | 4,8 | 12,4 | 22,6 | 2,9 | 9,4 | 15,9 |
РВС-1000 | 11,5 | 29,4 | 58,4 | 6,7 | 19,4 | 36,4 |
РВС-2000 | 22,2 | 55,6 | 100,3 | 12,6 | 35,5 | 66,0 |
РВС-3000 | 34,8 | 88,3 | 159,7 | 20,5 | 57,9 | 107,0 |
РВС-5000 | 50,4 | 126,2 | 227,2 | 28,4 | 80,8 | 150,6 |
Можно ли долго хранить бензин в пластиковой канистре
Правильный выбор тары в данном случае имеет особое значение. Здесь можно услышать самые разные советы относительно емкостей для хранения топлива. Однако все сходятся в одном. Самый оптимальный вариант – это металлическая канистра или бочка, в зависимости от объема планируемого запаса. Вместе с тем сегодня достаточно широкое распространение получили пластиковые канистры. Основное их преимущество перед металлическими – более низкая стоимость. Вместе с тем нередко можно услышать предупреждение о том, что хранить в такой емкости бензин небезопасно.
Более того, на заправках вам, скорее всего, не нальют топливо в пластиковую канистру. Объясняется это элементарными мерами безопасности. Ведь пластик – это такой материал, на поверхности которого скапливается статическое электричество. Соответственно, в любой момент может проскочить искра. О последствиях ее контакта с топливом говорить, наверное, не нужно.
Если же говорить в целом, то наиболее оптимальный вариант для хранения бензина – это все-таки металлическая герметичная емкость. Выбор в данном случае довольно широкий. Хранить бензин можно в:
- канистре;
- бочке;
- баке;
- цистерне.
Здесь уже все зависит от того, сколько именно топлива вы планируете хранить. Для солидного запаса идеальным вариантом будет заглубленная металлическая цистерна. Она вмещает большой объем топлива, значит, сделанного запаса хватит надолго. Кроме того, такая цистерна закапывается в землю, соответственно, она не будет нагреваться. Ведь от солнечных лучей емкость защитит слой грунта.
Отдельно стоит остановиться на сроках хранения бензина. Выше мы уже отмечали, что здесь есть свои ограничения. Ведь на качество топлива оказывают негативное влияние сразу несколько факторов. Один из них – это испарение. Для повышения октанового числа в бензин добавляют множество легкоиспаряющихся фракций. Если топливо хранить в негерметичной емкости и при неправильном температурном режиме, то со временем эти вещества улетучатся. Также следует выделить и такой негативный фактор, как окисление. Данный процесс характерен для всех активных жидкостей, и бензин не является каким-то исключением из правил. Если такое окисленное топливо потом залить в бак, то в системах автомобиля отложатся смолы. Кроме того, такой бензин гарантированно приведет и к появлению нагара на свечах и цилиндрах.
В чем и сколько хранить бензин
- В канистре – металлической (алюминиевой или стальной) возможно хранить топливо до года. Следите за качеством резиновой прокладки на крышке, бензин разъедает ее и крышка теряет герметичность. Периодически резиновую прокладку нужно менять. По ГОСТ металлическая тара для хранения и транспортировки топлива должна быть с внутренним масло-, бензо- и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической безопасности.
- В пластиковой канистре сроки хранения также достигают года. Но все же с оговорками. Считается, что длительно сохранять бензин в пластиковой канистре нежелательно, а некоторые виды пластика недопустимы для этих целей. Пластик способствует окислению и накапливает статический заряд, что может привести к воспламенению. Поэтому выбирайте только специальную пластиковую канистру.
- Можно ли хранить бензин в обычных пластиковых бутылках? Категорически не рекомендуется, даже на один день. По этой причине на АЗС отказываются заливать горючее в такие емкости. Если вам приходилось бывать в ситуации остановки посреди дороги из-за того, что закончилось топливо, лучше возить с собой небольшую металлическую или из специального пластика канистру. Бензиновый голод не грозит запасливым!
- До двух лет у бензина срок годности может достигать в бочке или небольшой цистерне. Лучше, если вы заглубите их в землю по верхнюю границу и обеспечите герметичность крышки. Углубление резервуаров в землю исключает нагревание от солнечных лучей. При должном устройстве такие хранилища можно долго использовать для хозяйственных нужд.
Особенности и правила хранения топлива
О сроках хранения бензина, дизельного топлива или керосина люди чаще всего задумываются после того, как сталкиваются с первыми проблемами. ГСМ, как и многие другие нефтепродукты, имеют определенный срок годности, который необходимо соблюдать. Что говорят по этому поводу специалисты?
Специалисты отвечают на этот вопрос однозначно: при соблюдении правил хранения топливо может сохранять свои характеристики неограниченного долго.
Так в чем же оно заключается? По ГОСТу бензин и дизельное топливо могут сохраняться на протяжении 3-х месяцев. После этого они постепенно теряют свои характеристики, всевозможная техника, в том числе и садовая, перестает заводиться, работает с перебоями, двигатель неустойчиво функционируют на пониженных и высоких оборотах, его невозможно настроить и отрегулировать.
Одной из возможных