Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоимость полиса ОСАГО определяется базовым тарифом и несколькими коэффициентами. Прежде чем купить страховку ОСАГО на автомобиль, воспользуйтесь калькулятором ОСАГО для самостоятельного онлайн-расчёта стоимости и посмотрите, за счёт чего можно сэкономить.
Какие нужны документы в 2023 году
Где оформить страховку ОСАГО, автовладелец выбирает самостоятельно. Чтобы сделать полис в офисе СК, нужно подготовить пакет документов:
- Паспорт владельца автомобиля. Если страховой полис оформляет другое лицо, также потребуется его паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
- Водительское удостоверение владельца транспортного средства и всех людей, которые будут вписаны в полис. Если оформляется договор страхования без ограничений, водительские удостоверения других людей не нужны.
- Техпаспорт автомобиля (ПТС) и свидетельство о регистрации транспортного средства. ПТС выдаётся в момент покупки или при ввозе в Россию из-за границы.
- Полис ОСАГО предыдущего владельца ТС, если есть.
- Заявление на заключение договора страхования гражданской ответственности. Если заявитель оформляет страховку авто в офисе страховщика, заявление составляется в письменном виде.
Обо всех нюансах, которые касаются оформления полиса страхования ОСАГО, расскажет страховой агент. Также он поможет оформить автостраховку, если клиент желает сделать это на сайте или в мобильном приложении.
Владелец авто может купить полис ОСАГО с ограничением и без ограничений. В первом случае нужно указать, кто будет допущен к управлению автомобилем. В полис вписываются данные водительских удостоверений и документов, удостоверяющих личность. Стоимость полиса с ограничением рассчитывается с учётом возраста, стажа и коэффициентов каждого вписанного водителя. Полис ОСАГО без ограничения предполагает, что автомобилем может управлять любой, кому разрешит владелец.
По форме договор страхования может быть в бумажном варианте или электронном виде. Электронный вариант водитель получит в любом случае, и он имеет такую же юридическую силу, как полис ОСАГО на бумажном носителе. Для оформления бумажного документа нужно лично прийти в представительство страховщика с документами.
Часто у тех водителей, которые оформляют электронный полис ОСАГО, возникает вопрос: зачем было оформлять виртуальное свидетельство, если его всё равно нужно распечатать? Возможность оформления страхового свидетельства с помощью Интернета была создана для комфорта приобретения страховки и для разгрузки страховых компаний.
Поэтому, не стоит воспринимать электронное свидетельство ОСАГО как виртуальную документацию. Виртуальным остается только процесс его получения, сам же документ должен быть реальным. Водителю обязательно следует возить с собой бумажную копию, чтобы не столкнуться с возможными проблемами от сотрудников ГИБДД. Это установлено правилами дорожного движения. Каждый водитель обязан иметь с собой и предоставлять на проверку страховой полис ОСАГО в физическом варианте.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Не занижайте стоимость автомобиля
Часто продавцы уговаривают покупателей согласиться на снижение стоимости автомобиля в договоре. Таким образом они хотят максимально снизить сумму налога (13%), который им предстоит заплатить, если машина была во владении менее 3-х лет. Но такая схема очень опасна для покупателя и вот почему:
Допустим, вы купили машину за 2 млн руб, в договоре указали 500 тыс., а через год решили её продать за те же 2 млн. В налоговой инспекции видят, что вы заработали 1,5 млн руб. Поэтому попросят заплатить налог 13% (1 500 000 х 13% = 195 000 руб). Хотя фактически вы доход не получали.
Другой вариант – расторжение сделки. Если окажется, что машина пребывает в залоге у кредитной организации (таких историй бессчётное количество), то залогодержатель имеет право её забрать. Добросовестному покупателю ничего не останется, как требовать возврат денег с продавца. А согласно ДКП он вернёт всего 500 тыс. руб, прописанные в договоре.
Если продавец настоятельно просит оформить ДКП по заниженной стоимости, то просите его написать расписку на недостающую сумму. Эта бумага хоть как-то гарантирует полный возврат средств в случае расторжения сделки.
Особенности оформления и необходимые документы КАСКО
Закон устанавливает предельные суммы выплат по страховке ОСАГО при каждом страховом случае. Для компенсации нанесенного в ДТП вреда здоровью, жизни предел составляет 500 тысяч рублей, для возмещения имущественных убытков – 400 тысяч. Далеко не всегда такие суммы могут покрыть весь ущерб, приходится обращаться в суд с иском на виновника аварии. Избежать таких ситуаций можно с помощью КАСКО – добровольного вида автострахования.
Помимо возможности установить высокие суммы гарантированных компенсаций КАСКО дает возможность застраховать свое авто от различных чрезвычайных ситуаций. Например, от аварий независимо от вины хозяина машины, угона, пожара, повреждений машины злоумышленниками или из-за стихийного бедствия. Выбор услуг, обязательных выплат оговаривается со страховым агентом.
Целью этого вида страховых услуг является защита пострадавших от аварии на дороге лиц, участников движения, и их имущества, от действий страхователя.
Компенсационные выплаты осуществляются на основании введенных Правительством тарифов, после проведения экспертных действий в отношении виновника.
За безаварийные годы езды – приличный бонус при оформлении нового полиса, за слишком частые выплаты – надбавочный коэффициент, страховщику не хочется рисковать своими деньгами, если водитель часто попадает в ДТП.
Существует несколько вариантов типовых условий страхования ОСАГО:
- по количеству допущенных к управлению лиц – с ограничением или без ограничения числа водителей;
- по сроку действия – годовая или временная страховка (на период прибытия к месту регистрации авто).
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ)
Этот параметр указывает на количество страховых случаев по вине водителя, если они были. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Если водитель опытный и ранее не становился виновником ДТП, то у него будет низкий коэффициент. Если это начинающий водитель только из автошколы, показатель коэффициента будет наибольшим.
Справочно
Данные о ДТП и степени виновности водителя вносятся и содержатся в автоматизированной системе, созданной Российским союзом автостраховщиков (РСА). Она же содержит и данные о держателях полисов ОСАГО. Страховые компании сами вносят данные о страховых случаях в систему. Статус КБМ сохраняется, если водитель покупает полис ежегодно.
Ответственность перед другими
С каждым годом в России становится всё больше «безаварийных» водителей. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), 4 млн автовладельцев, заключивших договор ОСАГО в 3 квартале этого года, воспользовались максимальной скидкой по страховке за аккуратное передвижение на транспортных средствах. Скидки разных размеров получили в общей сложности 96,4% автовладельцев.
Для сравнения: в прошлом году самую низкую стоимость за ОСАГО заплатили 3,8 млн человек, а количество людей, которые сэкономили на страховке по КБМ, было на 4,4% меньше.
«Это значит, что безаварийные автовладельцы, которых в стране большинство, за свою аккуратную езду получают скидки на ОСАГО, — поясняет президент РСА Евгений Уфимцев. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года безаварийных водителей стало больше, а аварийных — меньше. Статистика показывает, что индивидуализация тарифов ОСАГО способствует тому, что водители меняют своё поведение на дорогах: они стали допускать меньше аварий. Это понятно, потому что есть экономический стимул быть аккуратными и внимательными».
Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?
Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.
При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.
Последние изменения в законодательстве об ОСАГО (за 2020 — 2023 год)
Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40 — ФЗ об ОСАГО с последними изменениями от 13.09.2023 г. расширил коридор БТ на 26% в обе стороны. Увеличены КТ в регионах.
В 2023 г. вернули классы водителей и изменили размеры КБМ.
Повышен КО для полисов без ограничения водителей (1,94 вместо 1,87). Изменены КВС.
В 2020 г. также были изменения.
Страховщикам дано право устанавливать индивидуальные тарифы с учётом допущенных водителем грубых нарушений ПДД.
Коридор БТ расширили на 10%.
Отменён коэффициент прицепа.
Заполняя форму и нажимая кнопку «Рассчитать», вы принимаете условия Пользовательского соглашения и даете согласие на обработку персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
ВНИМАНИЕ! Внимательно перепроверьте все введённые данные перед оплатой полиса.
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2023-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
Порядок расчета стоимости электронного полиса — такой же, как и у бумажного. Но его цену влияют те же тарифы и коэффициенты. Размеры этих показателей устанавливает Центробанк. Этим условиям подчиняются все страховые компании.
Стоимость полиса рассчитывается по формуле:
Полис=ТБ×КТ×КБМ×КВС×КО×КМ×КС×КП×КН, где:
- ТБ — базовый тариф (зависит от типа транспорта)
- КТ — территориальный коэффициент (зависит от региона оформления полиса)
- КБМ — коэффициент бонус-малус (зависит от количества страховых случаев за прошлый период)
- КВС — коэффициент возраста и стажа (зависит от возраста и водительского стажа человека)
- КО — коэффициент допущенных водителей (зависит от числа вписанных в полис человек)
- КМ — коэффициент мощности (зависит от мощности транспортного средства)
- КС — коэффициент периода использования транспорта (зависит от времени использования ТС в течение срока действия полиса)
- КП — коэффициент срока оформления полиса (зависит от времени, на которое оформляется полис)
- КН — коэффициент нарушений ОСАГО (зависит от количества нарушений условий страховки — например, выплат по умышленно созданному страховому случаю)
Как переделать ограниченную страховку в неограниченную
В определенных ситуациях возникает вопрос, можно ли переделать страховку с ограниченной на неограниченную. Сделать это возможно по заявлению собственника ТС в страховую компанию, где был оформлен полис изначально.
В заявлении обязательно указывается, какие изменения планируется внести в полис. У многих страховых компаний имеются готовые бланки, где нужно просто подчеркнуть соответствующий пункт.
Заявление должно быть написано страхователем или доверенным лицом, но в таком случае, должна быть доверенность от страхователя, заверенная нотариусом.
После осуществления всех изменений в страховке, страховщик забирает старый полис, а клиенту выдает новый. В графе 8 «Особые отметки» прописывается номер первого полиса ОСАГО, а также причина его переоформления.
В случае, когда страховой агент предложит просто зачеркнуть неверные данные и внести новые, следует обязательно требовать верного переоформления. Иначе при возникновении ДТП могут возникнуть проблемы с выплатами или будет вовсе отказано в них.
Когда полис для украинцев на авто необходим
Полис требуется по российскому закону для всех категорий водителей, управляющих транспортными средствами на территории России. Завод-изготовитель, дата выпуска и марка машины при этом не имеет существенного значения. Страховка дает возможность осуществить выплаты при дорожно-транспортном происшествии на российских дорогах. Выдача документа осуществляется в обязательном порядке в ситуациях:
Переезд | При переезде гражданина в РФ на постоянное место жительства при наличии документов, подтверждающих легальность его нахождения в течение длительного времени. |
Пересечение границы | При следовании в Россию на личном авто из-за границы. |
Приобретение авто россиянином в Украине или другом государстве | В случае совершения поездки иностранным гражданином или лицом без государственной принадлежности на личном авто. |
Особенности оформления ОСАГО для украинцев
В отношении страховых полисов, выдаваемых владельцам иностранных авто, поставленных на учет в Украине, выделяются следующие нюансы:
- В случае, если поездка приурочена к определенной дате, а срок действия зеленой карты на этот момент заканчивается, приобрести полис можно в режиме онлайн на сайте российского страховщика. Это позволит значительно сэкономить на приобретении двух полисов в Украине и России.
- Полис «Зеленая карта» дает возможность получить компенсацию в связи с гражданской ответственностью при наступлении ДТП, случившегося за пределами России. При этом въезд в РФ допускается только по такому документу международного образца и области действия за рубежом.
- Следует обратить внимание на то, что стандартные полисы ОСАГО, выданные страховыми компаниями в РФ, действуют только на территории страны. В случае выезда за рубеж водителя с таким документом он не будет иметь действие и компенсация по нему предоставляться не будет.
- Страхование осуществляется не только в отношении владельца авто, но и всех лиц, независимо от гражданства, допущенных к управлению ТС.