Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 50 БК РФ. Налоговые доходы федерального бюджета (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 50 БК РФ полностью остается в прежней редакции и содержит исчерпывающий перечень налоговых доходов федерального бюджета (ст. 13 НК РФ — «Федеральные налоги и сборы») и указание на то, в каком проценте каждый вид федеральных налогов и сборов должен поступать в федеральный бюджет (оставшийся процент предполагается к перечислению в доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты).
Дата определения доходов и расходов
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Налог на прибыль с доходов в виде дивидендов от российских организаций, полученных российскими организациями
КБК | Наименование |
---|---|
182 1 01 01040 01 1000 110 | Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в том числе по отмененному) |
182 1 01 01040 01 2100 110 | Пени по платежу |
182 1 01 01040 01 2200 110 | Проценты по платежу |
182 1 01 01040 01 3000 110 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
Налог на прибыль организаций с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам
КБК | Наименование |
---|---|
182 1 01 01070 01 1000 110 | Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) |
182 1 01 01070 01 2100 110 | Пени по платежу |
182 1 01 01070 01 2200 110 | Проценты по платежу |
182 1 01 01070 01 3000 110 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам
КБК | Наименование |
---|---|
182 1 01 01030 01 1000 110 | Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному) |
182 1 01 01030 01 2100 110 | Пени по платежу |
182 1 01 01030 01 2200 110 | Проценты по платежу |
182 1 01 01030 01 3000 110 | Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу |
Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ общая ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. При этом предусмотрены ставки, по которым налог распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ.
Пункт 1 ст. 284 НК РФ |
Положение |
Ставка налога до 2017 года |
Ставка налога в период 2017 – 2024 годов |
Абзац 2 |
Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет |
2% |
3% |
Абзац 3 |
Ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ |
18% |
17% |
Налоговая декларация по налогу на прибыль
Налогоплательщики и налоговые агенты представляет налоговую декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода (календарного года), а также по итогам каждого отчетного периода (квартала, если применяется ежеквартальная схема уплаты авансовых платежей или месяца, если уплачиваются ежемесячные авансовые платежи).
Порядок представления налоговой декларации по налогу на прибыль регулируется статьей 289 НК РФ.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
Пример
Налоговая декларация по итогам календарного года представляется в налоговый орган не позднее 25 марта следующего года.
По итогам отчетного периода налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ).
Пример
По итогам отчетного периода 1-го полугодия налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в срок, не позднее 25 июля.
Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансового платежа (п. 3 ст. 289 НК РФ).
Пример
По итогам отчетного периода январь – апрель налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в срок, не позднее 25 мая.
Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.
Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:
- наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
- особенностей исчисления суммы к уплате,
- уплаты налога.
Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:
- титульного листа (лист 01),
- листа 02,
- приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
- листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Экономическая сущность налога на прибыль организаций
Прибыль представляет собой один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Она выступает в качестве цели функционирования коммерческой организации и одновременно источником уплаты налогов.
Прибыль – это превышение в денежном выражении доходов над затратами на производство, приобретение и сбыт данных товаров и услуг.
Прибыль организации способна дать характеристику конечным финансовым результатам деятельности, размеру её денежных накоплений. Прибыль представляет собой источник финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации. Примечательно, что государство изымает часть прибыли в виде налога, что формирует источник финансирования государственных расходов.
Ключевым внутренним источником финансирования финансовых ресурсов организации является как раз прибыль. Кроме всего прочего, прибыль является обобщающим показателем, который отражает эффективность производства, благополучное состояние финансовой составляющей предприятия, а также характеризует конкурентоспособность организации, её платежеспособность и возможность выполнять свои обязанности перед государством и другими организациями.
Надо понимать, что возможности получения прибыли ограничиваются издержками производства и спросом на продукцию.
Внешние и внутренние условия хозяйственной деятельности также воздействуют на уровень прибыли. Внешними условиями в этой связи можно считать инфляцию, изменения законодательства в сфере налогообложения, оплаты труда и пр. К внутренним – условия деятельности организации.
Увеличение зарплаты сотрудников организации и, соответственно, страховых взносов, может стать причиной снижения прибыли организации.
Прибыль, которую получила организация, должна быть распределена между государством, собственниками организации и самой организацией. Необходимо отметить, что взаимоотношения организаций и государства по поводу прибыли строятся посредством налогообложения прибыли. Одновременно с этим облагается налогом та прибыль, которая исчисляется организациями на базе данных налогового учёта, а не формирующаяся по правилам бухгалтерского учёта.
Налог на прибыль – это прямой пропорциональный налог, сумма которого находится в прямой зависимости от финансового результата деятельности организации.
По большому счёту всё это говорит о том, что в точки зрения теории организации являются реальными плательщиками данного налога, иными словами, он не перекладывается на конечного потребителя продукции, как это происходит в косвенном налогообложении.
Объекты налогообложения
Налогом на прибыль облагаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.
Валовая прибыль – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Для иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав этого представительства и его внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Валовая прибыль белорусского плательщика рассчитывается с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, от деятельности за пределами Республики Беларусь, в т.ч. от деятельности, по которой он зарегистрирован как плательщик налогов в иностранном государстве.
Отметим, что плательщики, применяющие особые режимы налогообложения, при определении валовой прибыли не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.