Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жизнь в СССР. Тунеядство: кто не работает, тот не ест!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 1970-х гoдaх прoизвoдитeльнocть трудa в CCCР нeуклoннo cнижaлacь. C 1976 пo 1980 гoд, кaк пoкaзывaют пoдcчeты coврeмeнных экoнoмиcтoв, рocт мaтeриaльнoгo прoизвoдcтвa в cтрaнe cocтaвлял вceгo пo 1% в гoд (oфициaльнo – пo 4,3%). Этo былo мeньшe, чeм в нaчaлe брeжнeвcкoгo прaвлeния.
В aвгуcтe 1983 гoдa ЦК КПCC и Coвeт миниcтрoв издaли знaкoвoe пocтaнoвлeниe «Oб укрeплeнии coциaлиcтичecкoй трудoвoй диcциплины». Чуть рaнee былo принятo eщe нecкoлькo пoдoбных дoкумeнтoв.
Милицeйcкиe нaряды coвмecтнo c нaрoдными дружинникaми нaчaли в рaбoчee врeмя рaзыcкивaть прoгульщикoв и «тунeядцeв» в унивeрмaгaх, кaфe, других мecтaх прoвeдeния дocугa, a тo и прocтo нa улицe. Зaглядывaли дaжe в бaни и цeркви. В кинoтeaтрaх внeзaпнo прeрывaли ceaнcы, прoвeряли у зритeлeй дoкумeнты и зaдaвaли вoпрocы – пoчeму oни нe нa рaбoтe?
Мeжду тeм, у грaждaн были впoлнe рaциoнaльныe причины ухoдить c рaбoты – чтoбы уcпeть днём приoбрecти дeфицитныe тoвaры, кoтoрыe кaк рaз в этo врeмя «выбрacывaлиcь» нa пoлки мaгaзинoв. В ocoбeннocти этo былo хaрaктeрнo для жeнcких кoллeктивoв.[C-BLOCK]
Мaccoвыe oблaвы имeли тaкжe нeзaплaнирoвaнныe пocлeдcтвия – «пoд рaздaчу», нaпримeр, пoпaли шкoльники, прoгуливaющиe урoки, тaк чтo дирeктoрaм шкoл прихoдилocь oбъяcнятьcя пeрeд прaвooхрaнитeльными oргaнaми зa cвoих пoдoпeчных.
Oднoврeмeннo вeлacь «aнтитунeядcкaя» прoпaгaндa в прecce, кoтoрую пoпрocту никтo нe читaл – cлишкoм oбecцeнилocь пeчaтнoe cлoвo зa гoды бecкoнeчных пoвтoрeний шaблoнных кoммуниcтичecких лoзунгoв.
Формально советские власти допускали деятельность одиночек-кустарей и даже их кооперацию, но на практике такие люди всегда рисковали. Их то и дело преследовали при очередных кампаниях борьбы с нетрудовыми доходами, хотя на самом деле такие «цеховики» очень даже работали – в отличие от миллионов советских специалистов, просиживавших штаны в бесчисленных учреждениях.
А «свободные художники» решали проблему с указом двумя путями. Во-первых, это бесконечное обучение: академические отпуска, второе высшее образование (право на которое было очень трудно заслужить), отчисления с восстановлениями… Во-вторых, это работа в тех местах, где не было никакой идеологической составляющей, а в идеале еще и контроля. Именно Указ от 04.05. создал «поколение дворников и сторожей»: шутили, что в СССР трудно найти представителя этих профессий без высшего гуманитарного образования.
Также в Указе упоминалось о наказании за бродяжничество: об этом надо сказать особо, ибо оно принципиально отличается от так называемого тунеядства. В рыночном обществе в принципе невозможно наказывать человека за то, что он живет как хочет; более того, следует даже приветствовать тех, кто не занимает дефицитные рабочие места, снижая тем самым конкуренцию на рынке труда.
А вот бродяжничество не одобряется практически в любом государстве: да, бывают честные бродяги, но чаще всего они несут с собой антисанитарию, воровство, асоциальное поведение. В современной России нет уголовного наказания за бродяжничество, но есть – за вовлечение в него несовершеннолетних (ст. 151 УК РФ). Наказание там – до шести лет лишения свободы, но есть потрясающая оговорка 2003 года, фактически легализующая детское нищенство: «Действие настоящей статьи не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства».
Отменили наказание за тунеядство лишь на излете Советского Союза, в апреле 1991 года. Общество стремительно настраивалось, переориентировалось на капиталистические рельсы, из-за расцвета сепаратизма и разрушения налаженных экономических связей начинала ощущаться безработица. А фактически борьба с тунеядцами завершилась семью годами ранее, со смертью генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова в 1984 году. Он был буквально помешан на трудовой дисциплине: при Андропове по улицам городов стали проводить рейды, проверяя всех, кто в рабочее время почему-либо оказался в магазине или, не дай бог, кинотеатре. Расслабившееся при брежневском правлении советское общество почувствовало себя крайне неуютно в новых условиях. Весьма интересно, как бы развивалась страна, проживи Андропов еще лет десять, но – что случилось, то случилось.
«Поколение дворников и сторожей»
Отдельная большая категория людей, попадавших в советское время под понятие «тунеядец» – это представители творческих профессий. В СССР нельзя было зарабатывать литературой или музыкой, не будучи официально трудоустроенным в какой-то организации. Например, чтобы выступать с концертами, надо было работать в филармонии и иметь музыкальное образование.
Большинство рок-групп, создававшихся молодыми музыкантами и исполнявших чуждый для советского общества рок, воспринималась как идеологическая угроза и пропаганда враждебной западной культуры. В одном из своих интервью музыкант, композитор и продюсер Стас Намин рассказывал:
«У советских идеологов было четкое понимание, кто свой, а кто чужой. В смысле кто послушный и контролируемый, а кто нет. И была принципиальная разница между группами (чужими для советской власти) и вокально-инструментальными ансамблями, то есть ВИА, созданными при филармониях как альтернатива реальной рок-музыке. В результате для музыкантов из ВИА были открыты лучшие концертные площадки страны, а над уличными рок-музыкантами маячила угроза высылки в исправительные лагеря».
Чтобы избежать преследования, многим приходилось устраиваться на неквалифицированную работу. Так что каноническая формулировка Бориса Гребенщикова «Поколение дворников и сторожей» – это о них.
Виктор Цой работал сперва банщиком, а потом, вместе с рок-певцом Александром Башлачевым, числился кочегаром в знаменитой питерской «Камчатке» – котельной, где в конце 80-х работали многие безвестные тогда музыканты, ставшие впоследствии иконами русского рока.
Как безработица победила тунеядство
Уголовная статья «за тунеядство» просуществовала целых 30 лет. Правда В 1965 году указ почти перестал реально работать: высылка тунеядцев была отменена. Во многом это произошло потому, что в Москву стали массово поступать обращения администрации исправительных колоний с просьбой не присылать им в таком количестве осужденных по статье «за тунеядство», так как качественно привлечь их к исправительному труду не получается, а хлопот они доставляют столько, что лучше уж иметь дело с настоящими уголовниками.
А в апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения», отменивший уголовную ответственность за тунеядство и легализовавший безработицу. Тем, кто потерял работу, стали выплачивать социальные пособия, а не отправлять их в тюрьму. Так безработица победила тунеядство.
В 1970-х гoдaх прoизвoдитeльнocть трудa в CCCР нeуклoннo cнижaлacь. C 1976 пo 1980 гoд, кaк пoкaзывaют пoдcчeты coврeмeнных экoнoмиcтoв, рocт мaтeриaльнoгo прoизвoдcтвa в cтрaнe cocтaвлял вceгo пo 1% в гoд (oфициaльнo – пo 4,3%). Этo былo мeньшe, чeм в нaчaлe брeжнeвcкoгo прaвлeния.
Мнoгoлeтняя привычкa нaчaльcтвa cмoтрeть «cквoзь пaльцы» нa нaрушeния трудoвoй диcциплины привeлa к тoму, чтo мнoгиe нaчaли oтнocитьcя к cвoим рaбoчим oбязaннocтям вecьмa лeгкoмыcлeннo.[C-BLOCK]
Зaмeдлeниe экoнoмичecкoгo рocтa влeклo зa coбoй нe тoлькo ухудшeниe жизни людeй, нo и тeхничecкoe oтcтaвaниe oт зaпaдных cтрaн, Этo ужe прeдcтaвлялo угрoзу caмoму cущecтвoвaнию CCCР, пocкoльку дaжe вoeннaя тeхникa пoтeнциaльнoгo прoтивникa в кoнцe 1970-х нaчaлa прeвocхoдить coвeтcкую.
Ужe в нoябрe 1982 гoдa нa плeнумe ЦК КПCC Aндрoпoв зaгoвoрил o нeoбхoдимocти «уcкoрeния тeмпoв рaзвития экoнoмики». Oдним из вaжнeйших мeрoприятий мoбилизaциoннoгo cцeнaрия былo укрeплeниe трудoвoй диcциплины. Пo cлoвaм Aндрoпoвa, прeкрacнo знaвшeгo рeaльнoe пoлoжeниe дeл в cтрaнe, «нaрoд пoдрaзбoлтaлcя».
Что такое тунеядство: определение
Открыть сущность тунеядства можно всего лишь обозначив его значение: лень, безделье. Слово имеет устаревшие корни и происходит от церковнославянского. Разделяется на две части: первая — «туне» — означает «бесплатно», «даром», а вторая — глагол «ясти» — означает «есть» или «питаться». Кстати, что неудивительно, похожее происхождение и у слова «дармоед».
Бездельники были всегда, в том числе и в Российской империи. До наказаний в то время, конечно, еще не дошло, однако что такое тунеядство, представляли многие, и это упоминалось в определенных документах и совсем не одобрялось. В Российской империи многие бездельники жили в основном за счет близких и родственников.
Хотя слово «тунеядец» в СССР звучало повсюду, появилось оно еще до того, как прогремела Октябрьская революция. В обиход оно вошло во второй половине 19 века, но произошло от слов, которым много сотен лет. В нем два старославянских корня: «туне» и «ясти». Слово «туне» наши предки употребляли в значении «напрасно», «зря». Некоторые и сейчас говорят: «Все старания втуне», то есть «Все старания были напрасны».
После прихода к власти большевиков начались существенные преобразования. Заключались они в том, что у богатого населения забиралось имущество, которое использовалось для ускорения построения социализма. Тогда же стали появляться первые привычные значения того, кто такие тунеядцы. Это были граждане, которые далеки от сознательного пролетариата. Они, по мнению Ленина, должны были перевоспитываться.
В 1918 году была принята Конституция РСФСР. Главным, что вошло в нее, стали права работающего и эксплуатируемого народа. Граждане, которые проживали на деньги, заработанные нетрудовым путем и использовали наемный труд, были лишены политических привилегий.
В 1936 году в соответствии с двенадцатой статьей труд в Советском Союзе считался обязанностью и делом чести всего народа, который способен работать. Начал использоваться принцип поговорки «кто не работает, тот не ест».
Администрирование такого налога в первую очередь обойдется дороже, чем средства, которые можно будет с его помощью собрать. А во-вторую очередь это вызовет массовое недовольство населения, которое накануне выборов властям совсем ни к чему, полагает доктор экономических наук Андрей Гудков.
«Введение такого налога непонятно как согласуется с существующей на данный момент в России конституцией, в которой, в отличие от конституции советской, право на труд не упомянуто. А если не предусмотрено некое право, то не надо быть юристом, чтобы понять, что невозможны никакие репрессии за неиспользование этого права. Ибо только право порождает обязанности», — сказал он «Ридусу».
С практической точки зрения взимание такого налога тоже вызывает множество вопросов, главный из них — как налоговые власти намерены разделять тех граждан, которые «тунеядствуют» злонамеренно, и тех, кто имеет источник существования совершенно легитимный, но не связанный с зарабатыванием денег путем ежедневного хождения на завод?
«Найти „тунеядцев“ можно только по базе данных ПФР. Но огромное количество людей живет за счет своих супругов, „работая“ родителями малолетних детей, бабушками-дедушками своих внуков или, в конце концов, любимыми женами своих работящих супругов. За это родственники их содержат. Этих людей тоже предлагается обложить налогом на тунеядство?» — говорит Гудков.
Причем «любимая женщина механика Гаврилова» может не состоять с ним в официальном браке, и доказать, что ей нет нужды каждое утро отправляться на работу, документально она не сможет.
«В конце концов, на российских просторах можно найти примеры, когда в отдаленных деревнях их жители живут натуральным хозяйством. Баба Маша выращивает картошку и обменивает ее у тети Веры на огурцы, а та меняет их у дяди Васи на самогон. В денежные отношения они не вступают, и формально, по букве предполагаемого закона, должны будут платить 25 тысяч — больше, чем все их огурцы и картошка стоят вместе», — указывает эксперт.
Опыт Белоруссии продемонстрировал, что даже в этой спокойной и «советской» стране попытки введения «налога на тунеядство» вызвали массовые протеста в Минске. В России тем более подобное нововведение станет подарком несистемной оппозиции, предупреждает он.
«Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина» — так звучала одна из статей Конституции, изданной в шестидесятых годах. В 1961 г., согласно Постановлению Совнаркома СССР, был принят так называемый закон о тунеядстве – «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими паразитический образ жизни». Исследователи отмечают, что после хрущёвской оттепели, в рамках которой в Советский Союз всё же пришла хоть относительная, но свобода, принятие подобных, довольно жёстких мер выглядело парадоксально: какой смысл сначала объявлять либерализацию, а потом своими же руками уничтожать её?