Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Остановка и стоянка в ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.
Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:
- если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
- если дорога загрязнена со стороны водителя,
- и другие причины.
То есть различие по условиям трасса/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю – с какой стороны можно это сделать.
Календарные дни вместо месяцев для привлечения к ответственности
Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.
Основания для остановки транспортного средства
В соответствии с законом инспектор не имеет права останавливать транспортное средство без оснований. При остановке ТС сотрудник обязан сам сообщить водителю причину без вопросов с его стороны.
Есть четкий перечень оснований, который включает следующие обстоятельства:
- Водителем или пассажирами допущено нарушение ПДД.
- Имеются сведения о том, что водитель или кто-либо из пассажиров авто являются участниками ДТП или другого противоправного действия.
- Транспортное средство находится в розыске.
- Машина используется водителем незаконно.
- Водитель или кто-то из пассажиров стали свидетелями нарушения. Остановка выполняется с целью проведения опроса.
- Возникла необходимость привлечь водителя в качестве понятого или для оказания помощи пострадавшим в ДТП или другом происшествии.
- На территории действуют решения государственных органов о запрете проезда или ограничении дорожного движения.
- Необходимо провести проверки документов, разрешающих перевозку определенных видов грузов.
Также в число возможных причин остановки автомобиля входит проверка документов сотрудниками ДПС на право управления и использования транспортного средства. Ранее такая остановка разрешалась только на стационарных КПП или полицейских постах. Сейчас таких ограничений нет. Это позволяет сотрудникам инспекции останавливать авто практически в любом месте.
Одним из оснований для проверки документов сотрудниками ДПС является проведение в данной местности спецопераций. При этом водитель может попросить у сотрудника телефон местного УВД, чтобы уточнить, действительно ли проводится спецоперация.
Таким образом, сотрудники ДПС не могут останавливать без причины. Однако список действующих оснований достаточно широк и фактически разрешает инспектору остановку в любой момент, например, для проверки документов. Игнорировать требования сотрудника не стоит — это грозит административной ответственностью.
Порядок осмотра и досмотра
Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы.
Основания для проведения осмотра:
- получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
- необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
- имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.
Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:
- проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
- проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
- задержание правонарушителей.
Досмотр производится только с составлением протокола в присутствии не менее 2 понятых, с проведением видеофиксации. Таким образом, если остановивший вас сотрудник просит открыть багажник, вы не обязаны выполнять его просьбу без оформления протокола и привлечения понятых.
Комментарии к пункту 2.1.1 ПДД
Итак, начнём с того, как именно необходимо предъявлять документы на проверку инспектору ГИБДД. Их нужно передать для проверки – так прямо написано в пункте 2.1.1. Это значит, что недостаточно их просто показать – необходимо их дать сотруднику в руки, чтобы тот их изучил.
В 90% всех случаев водителю требуется передать всего 3 документа:
- действующее водительское удостоверение (абзац 2 пункта 2.1.1 Правил дорожного движения),
- свидетельство о регистрации транспортного средства (абзац 3 – это и есть единственный регистрационный документ на 2023 год),
- полис ОСАГО (абзац 6).
Штраф за остановку под знаком «Остановка запрещена» в 2022 году
- 1000 руб. — при остановке на месте для инвалида (ч. 2 ст. 12.19 КоАП);
- 1000 руб. — при остановке на пешеходном переходе, а также ближе 5 м перед ним (ч. 3 ст. 12.19 КоАП), в Москве и Петербурге – 3000 руб. (ч. 6 той же статьи);
- 1000 руб. — при прекращении движения на остановках общественного транспорта, стоянок такси и ближе 15 м от них(ч. 3.1 ст. 12.19 КоАП), в Москве и Петербурге – 1000 руб.. (ч. 6 той же статьи);
- 1000 руб. — при остановке на трамвайных путях, далее первого ряда от края (ч. 3.2 той же статьи), в Москве и Петербурге – 3000 руб. (ч. 6 той же статьи);
- 2000 руб. — при создании препятствий или остановке в тоннеле (ч. 4 той же статьи), в Москве и Петербурге – 3000 руб. (ч. 6 той же статьи);
- 1000 руб. — при остановке на ж/д путях или лишение прав на срок до полугода (ч. 1 ст. 12.10 КоАП) при повторном нарушении – лишение ВУ на срок до года (ч. 3 той же статьи);
- в остальных случаях – предупреждение или 500 руб. (ч. 1 ст. 12.19 КоАП), в Москве и Петербурге – 2500 руб. (ч. 5 той же статьи).
Знак «Остановка запрещена» предполагает, что в зоне его действия водитель не может прекратить движение и оставить машину. В противном случае возможна эвакуация ТС.
Правила проезда на самокатах с 1 марта 2023 года
Масштабные поправки ждут водителей электросамокатов, моноколес и гироскутеров. Теперь такие устройства получили статус средств индивидуальной мобильности (СИМ). Во-первых, скорость на самокате должна быть не выше 25 км/ч, во вторых, масса электросамоката, на котором можно ехать по тротуарам и велодорожкам, должна быть не больше 35 кг. Приоритет на тротуарах остается у пешеходов, а для перехода дороги водителям электросамокатов придется спешиться. И, наконец, водители электросамокатов смогут ездить вместе с велосипедистами по правому краю проезжей части. Правда, разрешено это будет только лицам с 14 лет и на дорогах с разрешенной скоростью не более 60 км/ч. На тех улицах, где допустимая скорость выше 80 км/ч, проезд самокатов запрещен.
Причины вынужденной остановки
Из определения вытекают основные параметры вынужденной остановки:
- Машина не может продолжать движение из-за поломки (например, лопнуло колесо, заглох двигатель и т.д.).
- Передвижение невозможно из-за внезапно проявившейся симптоматики заболеваний, возникших у водителя или других людей, находящихся в салоне (закружилась голова, ухудшилось зрение, рвота и т.д.).
- Перемещение заблокировано внештатным препятствием (на дорогу упало дерево, выбежало животное).
- Груз, транспортируемый рассматриваемым ТС, стал создавать угрозу для движения и/или его участников (например, готов рассыпаться — по проезжей части или внутри салона, создавая проблемы для управления автомобилем).
Еще раз подчеркнем, что для применения ситуации вынужденной остановки, достаточно и одного из перечисленных обстоятельств.
Приведу пример из собственной практики. Мой клиент обратился ко мне после того, как под Колпино его остановили сотрудники ДПС за превышение скорости, доказывая это распечатками сомнительной четкости с системы контроля скоростного режима. Я посоветовал ему написать заявление о переносе рассмотрения по месту жительства.
Ознакомившись с материалами дела, пришедшего в суд, я обратил внимание судьи на тот факт, что:
- На снимках практически невозможно идентифицировать ТС.
- На первом снимке, представленном сотрудниками ДПС, видна группа из трех машин, и указана скорость 183 км/ч. На втором снимке, сделанном, судя по отметкам системы, через 2 секунды, та же группа машин, с теми же относительными расстояниями между ними, но скорость уже 86 км/ч.
После этого я ходатайствовал о вызове в судебное заседание сотрудников ГИБДД с целью объяснения последними, каким образом эти три транспортных средства сумели нарушить фундаментальные законы физики, снизив за 2 секунды скорость на 97 км/ч.
Могут ли обычные полицейские остановить автомобиль?
Теперь подробно разберемся в вопросе, кто имеет право останавливать транспортное средство из числа иных стражей порядка. По закону сотрудники полиции, которые не состоят в Госавтоинспекции, могут нести службу на дороге, но только вместе с инспекторами ГИБДД или по прямому приказу руководителя отделения полиции. При этом другие сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении, имеют право оформлять протоколы за нарушение правил дорожного движения, и им не обязательно являться инспекторами ГИБДД. Это подтверждает и существующая российская судебная практика.
То есть ППС имеет право остановить транспортное средство, если сотрудники службы работают совместно с инспекторами ГИБДД или получили конкретный приказ от начальства. При этом в уставе ППС даже отдельно прописано, что в обязанности постовых входит предотвращение и предупреждение управления транспортными средствами пьяными водителями, несовершеннолетними, когда возраст водителя очевиден или известен полицейскому. Также они обязаны пресекать другие правонарушения, которые могут нести угрозу жизни и здоровью окружающих.
Отметим, что остановка транспортных средств ГИБДД не может производиться без причины. Для этого обязательно должны быть весомые основания. К ним могут относиться:
- признаки нарушения, которые инспектор мог зафиксировать визуально или с помощью специальных средств;
- наличие подозрительных фактов, указывающих на то, что автомобиль или другое транспортное средство находится в угоне;
- данные о том, что водитель или любой пассажир транспортного средства может быть причастен к дорожно-транспортному происшествию или какому-нибудь преступлению;
- водитель или пассажир стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия или какого-то преступления;
- у стражей порядка появилась потребность привлечь понятых;
- остановка необходимо для распорядительных или регулировочных действий;
- срочная потребность в транспортном средстве возникла у сотрудников ГИБДД или врачей;
- с целью привлечь водителя или его пассажиров для оказания помощи сотрудникам полиции или потерпевшим;
- проведение специальных мероприятий, исполнение которых основано на распорядительных актах; в этом случае ваш автомобиль могут проверить на наличие людей, находящихся в розыске, либо запрещенных грузов.
Вы должны знать, что можете отказаться предъявлять документы инспектору ДПС, если он не назвал причину остановки. Остановка транспортного средства на участке дороги, где запрещено стоять, допускается только в случае срочной необходимости пресечь совершение преступления или правонарушения, когда возникает угроза жизни кого-нибудь из участников дорожного движения.
Изменения в штрафах и налогах в 2023 году
Для автомобилистов Москвы увеличится тариф эвакуации автомобиля, припаркованного в неположенном месте.
С 1 января 2023 года в Москве повысилась стоимость услуг эвакуатора автомобилей, припаркованных в неположенном месте. Цена зависит от мощности двигателя автомобиля. Если раньше перевоз автомобиля на штрафстоянку стоил 4 220 рублей, то теперь эта услуга обойдется в 4 730 рублей. Если мощность двигателя вашего автомобиля 80-250 л.с., то придется заплатить 7 540 рублей. Если же мощность двигателя больше 250 л.с., то стоимость составит 10 580 рублей. При этом следует отметить, что скидка 25% сохраняется, если вы оплатите услуги эвакуатора при получении своего авто на штрафстоянке.
Ожидается, что в 2023 году автомобилистам будут выписывать штраф или лишать водительских прав не только за алкогольное или наркотическое опьянение, но и за прием препаратов, ухудшающих внимание и реакцию водителя. На сайте МВД РФ опубликован проект поправок к ст. 12.08 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения». Данные поправки предусматривают лишение прав или штраф в размере 30. 000 рублей для тех водителей, которые принимают лекарственные препараты, не относящиеся к этиловому спирту, психотропным или наркотическим препаратам, но при этом ухудшают внимание или реакцию водителя.
С 1 января 2023 года начнется автоматическое списание долгов по штрафам с банковских карт или других счетов должников. Роботы и компьютерные системы будут заниматься такими вопросами как:
- установка и снятие запретов с должника;
- поиск и арест банковского счета должника;
- разрешение/запрет на выезд за границу лица, имеющего неоплаченные штрафы;
- приостановка действия водительского удостоверения водителя, имеющего неоплаченные штрафы.
Роботы смогут в режиме онлайн получать актуальные сведения о должниках: номера телефона, место работы, информацию о банковских счетах и вкладах, СНИЛС, ИНН.
Новый регламент досмотра автомобиля
На данный момент досмотр проводится в соответствии с новым регламентом МВД, утверждённым приказом МВД №664. Изменения коснулись нескольких важных моментов:
- Больше внимания уделяется фото- видеофиксации. Это касается не только досмотра автомобиля, но и иных процессуальных моментов, принципиально важных в работе МВД. Теперь сотрудники имеют специальные средства фиксации, которыми должны пользоваться во время осуществления процедуры.
- Если ранее многие действия можно было провести только при понятых, то теперь допускается фиксировать их только видеосъёмкой. Это касается и досмотра. Так, в пункте 203 регламента имеется выбор между понятыми и съёмкой во время досмотра автомобиля сотрудником ДПС.
- Пункт 216 регламента МВД позволяет изымать работникам ГИБДД любые доказательства, в том числе записи регистраторов. Но делать это нужно в присутствии понятых, оформляя специальным протоколом.