Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возражения на акт налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.
Рассмотрение возражений.
Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются в следующем порядке
(см. схему ниже):
Рассмотрение материалов налоговой проверки |
|
---|---|
Проверка явки лица, в отношении которого составлен акт |
|
В случае явки лица |
В случае неявки лица |
Налоговый орган рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия) |
Налоговый орган устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки |
Суть возражений и сроки направления
Налогоплательщик может не согласиться с выводами специалистов ИФНС, изложенных в акте проверки. Но прежде чем отправляться в суд, он обязан пройти процедуру досудебного обжалования. В первую очередь ему нужно составить возражение на акт проверки.
Возражением считается письменное обращение лица в налоговый орган, в котором оно выражает свое несогласие с актом или его отдельными положениями. При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 100 и пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ, обжалованию подлежит информация, которая содержится в акте налоговой проверки, а также в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.
На то, чтобы составить и представить возражение, у налогоплательщика есть месяц после получения акта проверки. Если возражение составляется в отношении дополнительных мероприятий налогового контроля, то подать его следует в течение 10 дней после окончания этих мероприятий.
На сайте ФНС есть краткая памятка для налогоплательщиков о подаче возражения на акт проверки.
Акт по результатам выездной налоговой проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Акт по результатам камеральной налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).
Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти дней с даты его составления. В случае если проверяемый отказывается или уклоняется от получения акта, то:
- этот факт отражается в акте налоговой проверки;
- сам акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
В случае отправки по почте датой вручения акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.
Возражение подано, что дальше?
Далее должно последовать рассмотрение письменного возражения руководителем или заместителем руководителя налогового органа. На это отводится 10 дней с даты окончания срока на подачу возражений. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на месяц.
Обратите внимание! Отсчет ведется не от даты фактической подачи возражения налогоплательщиком, а именно от даты, когда истек срок на представление возражений.
Как известно, у субъекта есть право явиться на рассмотрение акта либо результата дополнительных мероприятий налогового контроля. Распространяется оно и на рассмотрение возражения. Для этого налогоплательщик должен быть уведомлен о том, где и когда будет рассматриваться его возражение. В ходе рассмотрения он вправе давать устные пояснения и представлять документы.
По итогам рассмотрения должно быть вынесено решение либо о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение, либо от отказе в привлечении к ответственности.
Для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта камеральной проверки (ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Если налогоплательщик не является за актом, уклоняется от его получения и т.д., то 15 дней будут исчисляться начиная с седьмого дня после даты отправки акта по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Представить возражения можно в любой день, в том числе и в последний. Но, конечно, лучше не тянуть.
Возражения подаются в налоговый орган, который осуществлял проверку и составлял соответствующий акт.
Возражения рассматриваются в течение 10 дней (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Примечание. Если нет возможности представить документ одновременно с возражениями, то можно согласовать срок их представления с ИФНС (п. 6 ст. 100 НК РФ). Строго говоря, и согласование не обязательно, поскольку налоговый орган при принятии решения обязан учитывать все имеющиеся у него материалы (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Целесообразнее изготовить возражения в двух экземплярах — один остается в ИФНС, другой, с отметкой канцелярии ИФНС (отметка о приеме, дата приема, подпись и Ф.И.О. принявшего), — у налогоплательщика.
Не следует направлять возражения на акт камеральной проверки по почте, поскольку есть вероятность того, что ИФНС России не получит их до вынесения решения по итогам проверки.
К сожалению, возможности продления срока представления возражений НК РФ не предусматривает.
Срок, в течение которого руководитель инспекции (его заместитель) должен вынести решение, отсчитывается от даты окончания 15-дневного срока для представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Однако возражения, поданные позже установленного срока, но до вынесения решения по итогам проверки, должны быть учтены при вынесении решения.
То есть в любом случае у налогоплательщика остается право давать свои объяснения в процессе рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). То есть свои аргументы можно привести при обжаловании решения по итогам камеральной проверки в вышестоящем налоговом органе или суде.
Порядок представления налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ представить возражения по акту налоговой проверки может лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (т.е. сам налогоплательщик), либо его представитель.
Иные лица, даже если результаты налоговой проверки могут косвенно затронуть их интересы (например, участники налогоплательщика), представлять возражения по акту налоговой проверки не вправе.
Представить письменные возражения по акту налоговой проверки можно в течение одного месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ). По общему правилу, согласно п. 5 ст. 6.1 НК РФ, этот месячный срок истекает в соответствующее число следующего месяца (например, если акт налоговой проверки получен налогоплательщиком 6 ноября 2019 г., то представить возражения по нему можно не позднее 6 декабря 2019 г.). Но при исчислении указанного срока нужно учитывать несколько важных особенностей:
1. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца, т.е. срок как бы «срезается» на отсутствующие числа (п. 5 ст. 6.1 НК РФ). Например, если акт налоговой проверки был получен налогоплательщиком 31 января 2019 г., то представить возражения по нему нужно было не позднее 28 февраля 2019 г.
2. В случаях, когда последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Например, если акт налоговой проверки получен налогоплательщиком 2 декабря 2019 г., то представить возражения по нему можно не позднее 9 января 2020 г.
3. Если налогоплательщик или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, акт направляется по почте, и при таком варианте он будет считаться полученным в наиболее раннюю из дат:
-
в дату фактического получения (здесь, по нашему мнению, по аналогии может быть применена позиция, изложенная в Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.05.2013 № ВАС-6232/13 по делу № А03-13959/2012, от 23.03.2012 № ВАС-2652/12 по делу № А67-2186/11, об учете момента фактического получения документа);
или
-
на шестой рабочий день считая с даты отправки письма, даже если оно фактически не получено налогоплательщиком или получено позднее (п. 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 100 НК РФ).
И именно с этой фактической или условной даты получения акта будет отсчитываться месячный срок на представление возражений по нему. Поэтому, если налогоплательщик (его представитель) уклонялся от получения акта, а письмо с направленным актом «провалялось» на почте, срок на представление возражений можно запросто пропустить.
На практике налоговый орган нередко вносит изменения в акт налоговой проверки уже после его вручения/направления налогоплательщику (без проведения дополнительных мероприятий налогового контроля). НК РФ конкретно эту ситуацию не регулирует, но по смыслу нормы п. 6 ст. 100 НК РФ в этом случае месячный срок на представление возражений по акту налоговой проверки следует отсчитывать с момента получения налогоплательщиком изменений к акту (поскольку именно в этот момент налогоплательщик имеет возможность ознакомиться с актом в окончательной редакции).
Возражения оформляются письменно и представляются в налоговый орган, составивший акт налоговой проверки. Сделать это можно несколькими способами:
-
путем подачи возражений в канцелярию (окно приема документов) налогового органа (в этом случае следует получить «входящую» отметку налогового органа на сопроводительном письме или втором экземпляре возражений);
-
путем направления возражений по почте (желательно ценным письмом с описью вложения).
В случае направления возражений по почте нужно учесть, что для соблюдения отведенного на подачу возражений месячного срока достаточно до 24 часов последнего дня срока передать/сдать в организацию связи соответствующее почтовое отправление с возражениями (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). После истечения срока на представление налогоплательщиком возражений руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по общему правилу в течение 10 рабочих дней рассматривает материалы налоговой проверки и принимает решение (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 101 НК РФ). Поэтому может получиться так, что отправленные по почте в последние дни срока возражения на акт налоговой проверки не успеют фактически поступить в налоговый орган к моменту рассмотрения материалов налоговой проверки. На этот аспект необходимо обратить внимание и, во избежание спорных ситуаций, не затягивать отправку возражений по почте до последнего дня срока. А накануне дня рассмотрения материалов налоговой проверки желательно поинтересоваться о поступлении возражений в налоговый орган и при необходимости продублировать их через канцелярию (окно приема документов) налогового органа (с пояснением, что возражения были также вовремя направлены по почте).
По поводу возможности направления возражений в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) – вопрос не вполне однозначный. На практике налогоплательщики нередко представляют возражения в электронной форме (в виде прикрепленного по ТКС файла, заверенного электронной подписью), а налоговые органы, как правило, принимают и рассматривают такие возражения. Но, поскольку специальный электронный формат таких возражений по ТКС не предусмотрен, по нашему мнению, не следует без крайней необходимости использовать этот способ представления возражений.
Возражение подано, что дальше?
Далее должно последовать рассмотрение письменного возражения руководителем или заместителем руководителя налогового органа. На это отводится 10 дней с даты окончания срока на подачу возражений. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на месяц.
Обратите внимание! Отсчет ведется не от даты фактической подачи возражения налогоплательщиком, а именно от даты, когда истек срок на представление возражений.
Как известно, у субъекта есть право явиться на рассмотрение акта либо результата дополнительных мероприятий налогового контроля. Распространяется оно и на рассмотрение возражения. Для этого налогоплательщик должен быть уведомлен о том, где и когда будет рассматриваться его возражение. В ходе рассмотрения он вправе давать устные пояснения и представлять документы.
По итогам рассмотрения должно быть вынесено решение либо о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение, либо от отказе в привлечении к ответственности.
В каких ситуациях не стоит подавать возражения на акт камеральной проверки
Не следует отмечать в возражениях формальные нарушения, допущенные инспекторами, как то: сроки начала и окончания мероприятия, процедурные рамки, неточности в оформлении протокола. Лучше сосредоточиться на сути акта.
Если же у налогоплательщика есть замечания лишь по формальным поводам, то возражения подавать лучше не стоит. Их можно оставить для обжалования решений, принимаемых по итогам камеральной проверки. В суде таким образом можно будет попытаться дискредитировать акт. Если же сделать это раньше, то налоговый орган устранит недочеты и лишит налогоплательщика аргументов.
О том, к чему нужно быть готовым при проверке декларации по налогу на прибыль, читайте в материале «Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться?».
Время рассмотрения письма
Возражение рассматривается руководителем или его заместителем налоговой инспекции, проводимой аудит. Крайний срок окончания рассмотрения определён десятым днём после окончания срока представления возражения, а не от момента его получения от проверяемого налогоплательщика. На основании п.1 ст.101 НК РФ этот срок может быть продлён до 1-го месяца.
После рассмотрения выносится соответствующее решение. В зависимости от реального положения дел налоговики могут:
- привлечь к ответственности одного или нескольких налоговых инспекторов за нарушение налогового законодательства;
- подготовить отказ о привлечении к ответственности по причине непризнания совершённого правонарушения налоговыми сотрудниками (п.7 ст.101 НК РФ).
Рассмотрение возражений и материалов проверки
По истечении 15-дневного срока для подачи возражений инспекции отводится 10 дней для рассмотрения представленных возражений, иных материалов проверки и вынесения решения (п. 1 ст. 101 НК РФ). До истечения указанного 15-дневного срока налоговый орган не вправе выносить решение. Даже если оно будет датировано последним, 15-м, днем и налогоплательщик до этого (например, на 10-й день) уже подаст возражения, это будет квалифицировано как нарушение существенных условий процедуры, что может привести к отмене решения (п. 4.1 таблицы).
Заметим, что в п. 1 ст. 101 НК РФ говорится о 10 днях со дня истечения срока, предусмотренного в п. 6 ст. 100 НК РФ, а не со дня фактического представления возражений. Поэтому если решение будет принято до истечения 15-дневного срока, оно может быть признано вынесенным с нарушением процедуры, даже в том случае, если инспекция рассмотрит возражения. Ведь у организации могут появиться новые доводы, о которых она имеет право заявить и в последний день срока.
Примечание. Если решение будет принято до истечения 15-дневного срока, предусмотренного для подачи возражений, оно может быть признано вынесенным с нарушением процедуры, даже в том случае, если инспекция рассмотрит возражения.
Срок для рассмотрения материалов исчисляется в рабочих днях. Так, например, если 30 января 2012 г. истекает срок подачи возражений, то решение должно быть вынесено не позднее 13 февраля 2012 г. Нарушение данного срока, как правило, не признается существенным нарушением процедуры вынесения решения и не влечет его отмены (Постановления ФАС Поволжского от 22.11.2011 по делу N А55-24204/2010 и Волго-Вятского от 11.10.2010 по делу N А29-12830/2009 округов).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в рассмотрении ее материалов лично или через представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ). Причем данное право не зависит от того, подавал ли налогоплательщик возражения на акт. Поэтому в любом случае налоговики обязаны обеспечить налогоплательщику возможность реализовать такое право, известив его о времени и месте рассмотрения материалов. На момент вынесения решения инспекция должна иметь подтверждение, что налогоплательщик уведомлен об этом надлежащим образом. Несоблюдение данного требования является существенным нарушением и, как правило, влечет отмену решения. В п. п. 2.1 — 2.9 таблицы показаны типичные нарушения, связанные с уведомлением о рассмотрении материалов.
Примечание. На момент вынесения решения инспекция должна иметь подтверждение, что налогоплательщик надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, независимо от факта подачи возражений.
Когда представляются возражения на акт проверки
По завершении выездной проверки налоговым органом составляется акт, где приводятся факты нарушения проверяемым налогоплательщиком налогового законодательства, если таковые имелись.
О том, что такое налоговый мониторинг и почему он позволяет избежать налоговых проверок, читайте здесь.
Однако бывает, что проверяемое лицо несогласно с доводами инспекции, приведенными в акте. В этом случае у налогоплательщика существует право представить в налоговую свои пояснения по акту проверки (подп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ) либо возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ). С помощью возражений налогоплательщик может повлиять на принятие решения налоговым органом по результатам проведенной проверки.
О том, каким образом представляются пояснения налогоплательщика по материалам налоговой проверки, читайте в статье «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».
При подаче возражений соблюдайте установленные для этого сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ):
- возражения подаются не позднее 1 месяца с момента получения акта проверки;
- момент получения акта – это дата расписки налогоплательщика (или его представителя) о получении акта (или 6-й день с даты отправки почтового отправления с актом, п. 5 ст. 100 НК РФ).
Учитывая, что представление возражений не является обязанностью, налогоплательщик может и не представлять их в инспекцию. Это не помешает ему участвовать в рассмотрении материалов проведенной проверки и давать свои объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).
Какова форма представления возражений
Налогоплательщик представляет свои возражения письменно (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Следует отметить, что писать возражения можно в свободной форме, поскольку законодательством эта форма не регламентируется.
Но можно воспользоваться формой, приведенной в Информации ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок».
рекомендованной формы можно ниже.
Зачастую возражения проверяемого касаются описательной (где раскрываются факты предполагаемого нарушения налогового законодательства) и итоговой (где налоговым органом формируются определенные выводы по результатам проверки) частей акта проверки. Налогоплательщик вправе выражать свое несогласие как по всему акту, так и по конкретной его части.
Из каких частей состоит акт налоговой проверки, читайте в материалах нашего сайта:
- «Акт камеральной налоговой проверки – образец»;
- «Акт выездной налоговой проверки — образец и особенности».